Социальный педагог в 21 веке.
статья

Тюрина Вера Викторовна

В 90-х годах 20 столетия специальность «Социальный педагог» получила свою путевку в жизнь и утвердилась в государственных образовательных организациях. Началом этого процесса явились решения Коллегии Госкомитета СССР по народному образованию «О введении института социальных педагогов» от 13.07.1990 г. № 14/4, «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи», от 22.04.1991. № 8/10, решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая помощь детям и подросткам» от 14.04.1993 г. № 6/1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_pedagog_v_21_veke.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный педагог в 21 веке.

  Тюрина Вера Викторовна,

 социальный педагог ГБУ ДО ЦППМСП

Московского района Санкт-Петербурга

В 90-х годах 20 столетия специальность «Социальный педагог» получила свою путевку в жизнь и утвердилась в государственных образовательных организациях. Началом этого процесса явились решения Коллегии Госкомитета СССР по народному образованию «О введении института социальных педагогов» от 13.07.1990 г. № 14/4, «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи», от 22.04.1991. № 8/10, решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая помощь детям и подросткам» от 14.04.1993 г. № 6/1.

В Санкт-Петербурге источником формирования нормативно-правовой базы специальности социальный педагог было Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению всеобщего основного, 9-летнего и развитию среднего образования» от 27.10.1993 г. № 23, где указано на необходимость организации достоверного учета детей школьного возраста, движения обучающихся, подлежащих обязательному обучению, относящихся к «группе риска» и на введение в образовательных учреждениях специалиста – социального педагога, что было отражено в Приказе Комитета по образованию Мэрии Санкт-Петербурга «О мерах по развитию социально-педагогической службы в образовательных учреждениях города» № 507 от 04.11.1995 г. , и Приложении «Положение о социальном педагоге образовательного учреждения Санкт-Петербурга».

Данный документ был подготовлен на основе   тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.11.1992 г. № 405.

И только с января 2000 года во всех образовательных организациях Санкт-Петербурга (далее – ОО) была введена должность «социальный педагог».

Шли годы 21 века, внося изменения в жизнь взрослых и детей.

Проблема социально-педагогического сопровождения обучающихся стала актуальной как в связи с появлением негативных явлений в обществе, так и социальной и эмоциональной депривации воспитания в семье. Поэтому потребовалось провести изменения в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность системы образования. Так был издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Затем вышел приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», новый Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательные организации оказывают образовательную услугу и все педагогические должности должны соответствовать профессиональным стандартам. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 10н от 10.01.2017 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.01.2017 № 45406), где прописаны основные цели и трудовые функции социального педагога.

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации.

Социально-педагогическая поддержка (СПП) – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функционировать в обществе, сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Трудовые функции:

  • Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации;
  • Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации;
  • Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся.

        Необычная форма профстандарта, озадачила социальных педагогов. Поэтому решили проанализировать его и соотнести трудовые действия с видами работ и отчетной документацией, которую ведут социальные педагоги образовательных организаций Московского района г. Санкт-Петербурга. Так, например, первая трудовая функция «Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации» имеет следующие трудовые действия:

 1. Изучение социальной микросреды, условий воспитания обучающихся, выявление проблем, потребностей, социальных рисков, которые включают в себя следующие виды работы:

  • диагностика социальной микросреды;
  • наблюдения;
  • посещение на дому совместное c инспектором ОДН ОУУП и ПДН УМВД России по Московскому району г. Санкт-Петербурга или специалистом Отдела опеки и попечительства, или специалистами Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения «Центром социальной помощи семье и детям Московского района»;  
  • мониторинг контингента ОО для составления: социального паспорта; транспортной базы; базы льготного питания; базы данных информационно поисковой системы «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ» (далее – БД ИПС ППН); базы данных учета неблагополучных семей; обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС); обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП).

И соответственно отчетная документация:

  • социальные паспорта классов, ОО;
  • справка о выявлении обучающихся, находящихся в ТЖС (ф. 11);
  • справка об оказании помощи обучающихся, находящихся в ТЖС и СОП (ф. 12);
  • справка о выявлении обучающихся, причисляющих себя к неформальным молодежным организациям (далее – НМО);
  • карточка на обучающегося, совершившего правонарушение или преступление, рассмотренного на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДНиЗП) из БД ИПС ППН;
  • план индивидуальной профилактической работы (далее – ИПР) и отчет по данному плану;
  • справка по работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в СОП;
  • акты жилищно-бытовых условий (далее – ЖБУ) и пр.

2.  Разработка мер по обеспечению поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод, которые включают в себя следующие виды работы:

  • составление плана работы на учебный год, на четверть, месяц;
  • составление графика посещений уроков для наблюдения за обучающимися, состоящими на внутришкольном контролее (далее – ВШК);
  • составление совместно с заместителем директора по УВР и учителем-предметником плана-графика по сдаче задолженностей.

И соответственно следующая отчетная документация:

  • план работы на учебный год, на четверть, месяц;
  • график посещения уроков;
  • справки по результатам наблюдений;
  • график консультаций обучающихся, родителей и педагогов;
  • журнал индивидуальной работы социального педагога;
  • план ИПР;
  • отчет о выполнении плана ИПР.

3. Разработка программ и моделей формирования у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем.

4. Проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации.

5. Проектирование программ и моделей профилактики детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, проституции, экстремизма, других социальных девиаций.

Третья, четвертая и пятая трудовые действия подразумевают следующие виды работы:

- написание авторской или модифицированной программы по данным проблемам;

- написание конспектов занятий (если в программе они не написаны) и утверждение их руководителем ОО и Педсоветом; согласование с кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО или СПб РГПУ им. Герцена.

Наличие программ необходимо не только для аттестации социального педагога, но и для четкой организации его деятельности, компетенции в решении социальных проблем обучающихся.

Вторая трудовая функция «Организация социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся».

Включает в себя следующие трудовые действия:

1. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ, реализации их прав и свобод.

 Виды работы:

- консультирование обучающихся и родителей;

- контроль посещения уроков и дополнительных занятий обучающимися, находящимися в ТЖС и СОП;

Формы отчетности:

- лист беседы с рекомендациями;

- справка о проведении рейда…;

2. Организация мероприятий, направленных на приобретение обучающимися актуального социокультурного опыта самореализации в социальной практике, помощь в социальной адаптации, принятии решений в ситуациях самоопределения, поддержка их социальных инициатив.

Виды работы:

- консультирование обучающихся, родителей и педагогов;

- групповые консультации;

Формы отчетности:

- лист беседы с рекомендациями;

- журнал внеурочной деятельности (далее – ВУД);

3. Организация и проведение творческих занятий и мероприятий, направленных на формирование у обучающихся социальной компетентности, знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем.

Виды работы:

- единые информационные дни (далее – ЕИД);

- Месячники…;

- Декады…;

- групповые занятия ВУД;

Формы отчетности:

 - справка и фото-отчет по ЕИД

-  журнал ВУД;

-  справки, фото-отчеты о проведении декад, месячников и т.п.

4. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации.

 Виды работы:

- оформление льгот на проезд и питание;

- организация досуга в период обучения и каникулярное время.

Формы отчетности:

- ведомости;

- справки;

  • социальный паспорт ОО;
  • отчет по ф. 11 и ф.12;

5. Реализация программ и педагогических технологий профилактики социальных девиаций, организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися и семьями группы социального риска, социальной реабилитации обучающихся, совершивших правонарушения, имевших проявления девиантного поведения.

Виды работы:

- консультирование обучающихся и родителей, находящихся в СОП;

- консультирование педагогов;

- организация и контроль досуга во внеурочное и каникулярное время;

- сверка данных ОУ с районной БД ИПС ППН.

Формы отчетности:

- лист беседы с рекомендациями;

  • справка по организации досуга;
  • карточки из БД ИПС ППН;
  • план ИПР и отчет по плану;
  • справка о работе с СОП за месяц и т.д.

Третья трудовая функция «Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся»

Включает в себя следующие трудовые действия:

1. Организационно-методическое обеспечение реализации программ и мероприятий по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в процессе освоения ими образовательных программ, реализации их прав и свобод.

Виды работы:

- составление памяток, буклетов;

- пополнение материалами методическую «копилку»;  

Формы отчетности: памятки и буклеты для обучающихся, родителей и педагогов, разработанные социальным педагогом или социальными партнерами, размещение их на соответствующей странице сайта ОО.

2. Организация консультативной поддержки обучающихся в освоении ими новых социальных ролей, в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям

Вид работы: консультирование обучающихся и родителей.

Форма отчетности: лист беседы с рекомендациями.

3. Реализация мер по трудоустройству.

Виды работы:

 - консультирование обучающихся по профориентации;

- информирование обучающихся и родителей по вопросам профориентации.

Форма отчетности:

 - лист беседы с рекомендациями;

 - рекламные буклеты.

4. Организационно-методическое обеспечение развития социального партнерства институтов социализации; взаимодействие с семьей, социальными службами, семейными и молодежными службами занятости, благотворительными, другими организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации.

Виды работы:

- составление планов совместной работы с полицией, подростково-молодежным клубом и т.п.;

- заключение договор, соглашений;

- приглашения различных социальных партнеров на ЕИД, Месячники, декады;

- приглашение субъектов системы профилактики на заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – СПБПН).

Форма отчетности:

- договора, соглашения;

- планы совместной работы;

- журнал учета исходящей информации;

- журнал учета входящей информации;

- справки и фото-отчеты по ЕИД, Месячникам, декадам;

- протоколы заседаний СПБПН.

5. Проведение мероприятий по профилактике рисков информационной социализации; формированию безопасной информационной среды.

Виды работы:

- ЕИД;

- Месячники…;

- Декады…;

- Недели…;

- составление памяток и буклетов для обучающихся, родителей и педагогов.

Форма отчетности:

- справки и фото-отчеты по проведенным мероприятиям.

Таким образом, сделав анализ профессионального стандарта социального педагога, видно, что он соответствует социально-педагогической деятельности в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год

Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....