«Коррекция девиантного поведения подростков»
рабочая программа (7 класс)

Брудина Екатерина Сергеевна

В образовательных учреждениях в последнее время остро стоит проблема девиантного поведения учащихся, поэтому возникла необходимость составления программы коррекции отклоняющегося поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsiya_deviantnogo_povedeniya_7_klass.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга

Принята

Решением Педагогического совета

ГБОУ школа № 487

Протокол № 1 от 31.08.2018

Утверждаю

Директор ГБОУ школа № 487

  ПОДПИСЬ          

31.08.2018, Пр. № 46/6-о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Коррекции девиантного поведения подростков»

коррекционно-адаптационной области

для 7 класса

(для детей с задержкой психического развития)

Составитель: социальный педагог Брудина Е.С.

Санкт-Петербург 2018 год.

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер коррекции этой группы молодежи.

Многие согласятся, что в образовательных учреждениях в последнее время остро стоит проблема девиантного поведения учащихся, поэтому возникла необходимость составления программы коррекции отклоняющегося поведения.

Цель программы:Работа, направленная на коррекциюдевиантного и асоциального поведения, среди обучающихся.

Задачи:

1.Изучить причины девиантного поведения и разработать пути коррекции.

2.Сформировать у подростков осознаниепоследствийдевиантного, асоциального поведения.

3. Сформировать у обучающихсямотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни

Теоретико-методологическая основа:

–  по авторам Л.И. Фридман и И.Ю.Кулагина, Клейберг Ю.А., Карпенко Л.А., Петровский А.В., Личко А.Е., словари различных авторов.

 - А.А. Катаева-Венгер, Р.С. Немов, Драгунова и Эльконин, Рогов Е.И., Дубровина И.В., Лисина И.М., Ю. Гиппенрейтер.

Теоретические основы понятия девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов, выполняющих функции институтов социализации.

Основоположник Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» в отечественной психологии.

Определение девиантного поведения ученые формулируют по-разному. Так, например, социологический словарь дает такое определение: девиантное поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Ю. А. Клейнберг трактует девиантное поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством ценностного отношения к ним.

В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В социальной жизни норма – это отсутствие преступлений.

Понятие «девиантное поведение» тесно связанно с другими понятиями: аномальное поведение, асоциальное поведение и др., что подтверждается многообразием трактовок понятия «девиантное поведение» и его формулировки.

Асоциальное поведение – отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующие или откровенно пренебрегающие общепринятыми нормами и стереотипами поведения.

Отклоняющееся поведение – отдельный поступок или система поступков личности, в которых устойчиво проявляется отклонения от официально установленных правил или сложившихся в данном обществе норм. Родовые понятия - девиантное, деликвентное, криминальное поведение .

В соответствии с обозначенными выше определениями, девиантное поведение можно также подразделить на криминальное и аморальное, в том числе на деликвентное поведение.

Аморальное поведение - поступок, система поступков личности, противоречащие установленным в обществе моральным нормам. Аморальное поведение подростков – особый тип поведения несовершеннолетних, не соответствующий моральным нормам, которые признаны обязательными для данной возрастной группы. Разновидностями аморального поведения являются: аддиктивное поведение, проституция, дромомания, суицидальное поведение, попрошайничество, пиромания и т.д.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Обобщая можно выделить следующие формы отклоняющегося поведения:

- отказ от учебы;

- отказ от трудовой деятельности;

- бродяжничество; o драки и агрессия;

- грубость, неповиновение старшим, словесная агрессия, вызывающие манеры поведения;      

- лживость (преднамеренный обман, мифомания);

- употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ;

- нанесение самоповреждений, суицидальное поведение;

- поведение, связанное с подростковой сексуальной расторможенностью;

- мелкое воровство и хулиганство.

Работа по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность обучающегося в какой-либо деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, учителями, психологическая защищѐнность. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищѐнностью, включающей в себя:

- знание учащимися своих прав и обязанностей;

- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно- воспитательного процесса;

- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;

- исключение дискриминации по любому признаку.

Работа с подростками по программе будет проводиться в следующих направлениях:

 - развитие эмоциональной сферы;

- общение;

- самооценка;

- семейные ценности;

-развитие творческих способностей;

- здоровый образ жизни;

-профилактика вредных привычек;

-внушаемость;

 -мотивация на трудоустройство и учебу.

По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед, психологических тренингов. Планируется выпуск серии плакатов, буклетов посвященных здоровому образу жизни, семейным ценностям.

Программа рассчитана на 29 занятий, 1 занятие в неделю, по 40 минут.

Форма проведения: групповая.

Возраст участников 7 класс.

Общие рекомендации по организации занятий.

 Аудитория для занятий с должна быть просторной, оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр, упражнений, разминок. Для проведения занятий по развитию творческих способностей необходима специальная аудитория.

Структура занятий:

- каждое занятие состоит из нескольких этюдов и игр, они разнообразны и коротки.

1 этап. Разминка. Задача: Настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом. 2этап. Игры, беседы, лекции, имеющие коррекционно – профилактическую направленность. Задача: Коррекция поведения и отдельных черт характера.

 3этап. Окончание занятия. Задача: Обсуждение занятия и закрепление положительного эффекта.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Дата

Тема

Количество часов

1.Введение

1

03.10.18

Знакомство с задачами курса

1

2.Мир эмоций и ощущений

2

10.10.18

Эмоции плохие и хорошие

1

3

17.10.18

Умение контролировать эмоции

2

4

24.10.18

3.Общение

5

07.11.18

Основы делового общения

2

6

14.11.18

7

21.11.18

Психологическая амортизация

1

4. Самооценка

8

28.11.18

Я в своих глазах и глазами других.

2

9

05.12.18

10

12.12.18

Преодоление тревоги и стресса

2

11

19.12.18

5.Семейные ценности

12

26.12.18

Социальные роли в семье

2

13

16.01.19

14

23.01.19

Семья как ячейка общества

2

15

30.01.19

6. Развитие творческих способностей

16

06.02.19

Самореализация через танец

2

17

13.02.19

18

20.02.19

Творчество и фантазия

3

19

27.02.19

20

06.03.19

7. Внушаемость

21

13.03.19

Манипуляция

2

22

20.03.19

23

03.04.19

Умение сказать «нет»

1

8.Коррекция вредных привычек

24

10.04.19

Причины употребления  ПАВ

1

25

17.04.19

Пути избавления от зависимости употребления ПАВ

2

26

24.04.19

27

08.05.19

Быть здоровым – здорово!

1

9.Закрепление результатов

28

15.05.19

Формирование мотивации на трудоустройство и учебу

2

29

22.05.19

Итого:

29 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Статья "Коррекция девиантного поведения подростков".

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании це...

Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную  практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...