«Коррекция девиантного поведения подростков»
рабочая программа (7 класс)
В образовательных учреждениях в последнее время остро стоит проблема девиантного поведения учащихся, поэтому возникла необходимость составления программы коррекции отклоняющегося поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsiya_deviantnogo_povedeniya_7_klass.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение школа № 487
Выборгского района Санкт-Петербурга
Принята |
Решением Педагогического совета |
ГБОУ школа № 487 |
Протокол № 1 от 31.08.2018 |
Утверждаю |
Директор ГБОУ школа № 487 |
ПОДПИСЬ |
31.08.2018, Пр. № 46/6-о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Коррекции девиантного поведения подростков»
коррекционно-адаптационной области
для 7 класса
(для детей с задержкой психического развития)
Составитель: социальный педагог Брудина Е.С.
Санкт-Петербург 2018 год.
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер коррекции этой группы молодежи.
Многие согласятся, что в образовательных учреждениях в последнее время остро стоит проблема девиантного поведения учащихся, поэтому возникла необходимость составления программы коррекции отклоняющегося поведения.
Цель программы:Работа, направленная на коррекциюдевиантного и асоциального поведения, среди обучающихся.
Задачи:
1.Изучить причины девиантного поведения и разработать пути коррекции.
2.Сформировать у подростков осознаниепоследствийдевиантного, асоциального поведения.
3. Сформировать у обучающихсямотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.
4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни
Теоретико-методологическая основа:
– по авторам Л.И. Фридман и И.Ю.Кулагина, Клейберг Ю.А., Карпенко Л.А., Петровский А.В., Личко А.Е., словари различных авторов.
- А.А. Катаева-Венгер, Р.С. Немов, Драгунова и Эльконин, Рогов Е.И., Дубровина И.В., Лисина И.М., Ю. Гиппенрейтер.
Теоретические основы понятия девиантного поведения.
Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов, выполняющих функции институтов социализации.
Основоположник Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» в отечественной психологии.
Определение девиантного поведения ученые формулируют по-разному. Так, например, социологический словарь дает такое определение: девиантное поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Ю. А. Клейнберг трактует девиантное поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством ценностного отношения к ним.
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В социальной жизни норма – это отсутствие преступлений.
Понятие «девиантное поведение» тесно связанно с другими понятиями: аномальное поведение, асоциальное поведение и др., что подтверждается многообразием трактовок понятия «девиантное поведение» и его формулировки.
Асоциальное поведение – отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующие или откровенно пренебрегающие общепринятыми нормами и стереотипами поведения.
Отклоняющееся поведение – отдельный поступок или система поступков личности, в которых устойчиво проявляется отклонения от официально установленных правил или сложившихся в данном обществе норм. Родовые понятия - девиантное, деликвентное, криминальное поведение .
В соответствии с обозначенными выше определениями, девиантное поведение можно также подразделить на криминальное и аморальное, в том числе на деликвентное поведение.
Аморальное поведение - поступок, система поступков личности, противоречащие установленным в обществе моральным нормам. Аморальное поведение подростков – особый тип поведения несовершеннолетних, не соответствующий моральным нормам, которые признаны обязательными для данной возрастной группы. Разновидностями аморального поведения являются: аддиктивное поведение, проституция, дромомания, суицидальное поведение, попрошайничество, пиромания и т.д.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Обобщая можно выделить следующие формы отклоняющегося поведения:
- отказ от учебы;
- отказ от трудовой деятельности;
- бродяжничество; o драки и агрессия;
- грубость, неповиновение старшим, словесная агрессия, вызывающие манеры поведения;
- лживость (преднамеренный обман, мифомания);
- употребление алкоголя, наркотиков и токсических веществ;
- нанесение самоповреждений, суицидальное поведение;
- поведение, связанное с подростковой сексуальной расторможенностью;
- мелкое воровство и хулиганство.
Работа по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность обучающегося в какой-либо деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, учителями, психологическая защищѐнность. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищѐнностью, включающей в себя:
- знание учащимися своих прав и обязанностей;
- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно- воспитательного процесса;
- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;
- исключение дискриминации по любому признаку.
Работа с подростками по программе будет проводиться в следующих направлениях:
- развитие эмоциональной сферы;
- общение;
- самооценка;
- семейные ценности;
-развитие творческих способностей;
- здоровый образ жизни;
-профилактика вредных привычек;
-внушаемость;
-мотивация на трудоустройство и учебу.
По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед, психологических тренингов. Планируется выпуск серии плакатов, буклетов посвященных здоровому образу жизни, семейным ценностям.
Программа рассчитана на 29 занятий, 1 занятие в неделю, по 40 минут.
Форма проведения: групповая.
Возраст участников 7 класс.
Общие рекомендации по организации занятий.
Аудитория для занятий с должна быть просторной, оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр, упражнений, разминок. Для проведения занятий по развитию творческих способностей необходима специальная аудитория.
Структура занятий:
- каждое занятие состоит из нескольких этюдов и игр, они разнообразны и коротки.
1 этап. Разминка. Задача: Настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом. 2этап. Игры, беседы, лекции, имеющие коррекционно – профилактическую направленность. Задача: Коррекция поведения и отдельных черт характера.
3этап. Окончание занятия. Задача: Обсуждение занятия и закрепление положительного эффекта.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
1.Введение | |||
1 | 03.10.18 | Знакомство с задачами курса | 1 |
2.Мир эмоций и ощущений | |||
2 | 10.10.18 | Эмоции плохие и хорошие | 1 |
3 | 17.10.18 | Умение контролировать эмоции | 2 |
4 | 24.10.18 | ||
3.Общение | |||
5 | 07.11.18 | Основы делового общения | 2 |
6 | 14.11.18 | ||
7 | 21.11.18 | Психологическая амортизация | 1 |
4. Самооценка | |||
8 | 28.11.18 | Я в своих глазах и глазами других. | 2 |
9 | 05.12.18 | ||
10 | 12.12.18 | Преодоление тревоги и стресса | 2 |
11 | 19.12.18 | ||
5.Семейные ценности | |||
12 | 26.12.18 | Социальные роли в семье | 2 |
13 | 16.01.19 | ||
14 | 23.01.19 | Семья как ячейка общества | 2 |
15 | 30.01.19 | ||
6. Развитие творческих способностей | |||
16 | 06.02.19 | Самореализация через танец | 2 |
17 | 13.02.19 | ||
18 | 20.02.19 | Творчество и фантазия | 3 |
19 | 27.02.19 | ||
20 | 06.03.19 | ||
7. Внушаемость | |||
21 | 13.03.19 | Манипуляция | 2 |
22 | 20.03.19 | ||
23 | 03.04.19 | Умение сказать «нет» | 1 |
8.Коррекция вредных привычек | |||
24 | 10.04.19 | Причины употребления ПАВ | 1 |
25 | 17.04.19 | Пути избавления от зависимости употребления ПАВ | 2 |
26 | 24.04.19 | ||
27 | 08.05.19 | Быть здоровым – здорово! | 1 |
9.Закрепление результатов | |||
28 | 15.05.19 | Формирование мотивации на трудоустройство и учебу | 2 |
29 | 22.05.19 | ||
Итого: | 29 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...
Статья "Методы профилактики и коррекции девиантного поведения подростка в работе классного руководителя"
Статья может быть использована в работе классного руководителя...
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
Статья "Коррекция девиантного поведения подростков".
Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании це...
Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...
Коррекция девиантного поведения подростков группы риска
Девиантное поведение подростков...
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.
Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...