Интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений
статья
Основная цель системы обучения молодых людей с нарушением интеллекта - максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым молодые люди усваивают и воспроизводят определенную систему знаний и норм, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_sergeeva_g.k._2019.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
«Интеграция людей с ограниченными возможностями
здоровья в систему социальных отношений»
Сообщение
на методическом объединении воспитателей и специалистов специализированного структурного подразделения Центра социальной и трудовой реабилитации
Сергеева Г.К.
воспитатель
высшей категории
Санкт-Петербург
2018 -2019 уч. год
Содержание
- Вступление стр. 2
- Основная часть стр.2-6
- Заключение стр.6
«Интеграция людей с ограниченными возможностями
здоровья в систему социальных отношений»
- Вступление
Одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности.
Под социализацией понимают становление ребенка (воспитанника, реабилитанта) в социальных отношениях как компонента этой системы, т. е. ребенок (воспитанник, реабилитант) становится частью социума, при котором происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Для людей с нарушением интеллекта социализация – это максимальная адаптация в социальном пространстве, умение самостоятельно ориентироваться в различных его формах и проявлениях.
- Основная часть
Основная цель системы обучения молодых людей с нарушением интеллекта - максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым молодые люди усваивают и воспроизводят определенную систему знаний и норм, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Процесс социализации детей с нарушением интеллекта осуществляется на протяжении всей его жизни и проходит в трех сферах:
1) в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей».
Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального обучения детей с физическими и психическими отклонениями - интеграция их в общество, умение использования ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, то есть принцип нормализации.
Для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта необходим перенос акцента с принципа нормализации на другой важный принцип — «качества жизни». Под последним понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права умственно отсталых людей для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.
По мнению Л. М. Шипициной, интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).
Социальная интеграция предполагает адаптацию ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и взаимодействий — прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к обоим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности — двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса. Второй подход предполагает, кроме подготовки инвалида к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию инвалида.
Интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
1) воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии;
2) активное участие и данном процессе самого человека с отклонениями в развитии;
3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей.
В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеется в виду снижение следующих способностей: способность адекватно вести себя;
способность эффективно общаться с окружающими.
Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые «социальные роли». Однако ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, они определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к инвалидам в обществе и адаптивностью самого индивида.
Интеграция в общество детей-инвалидов — это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей-инвалидов при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности.
Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды.
В процесс обучения необходимо включить все виды социальной адаптации: социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально-психологическую.
Л.С. Выготский полагал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.
Как известно, основная направленность взаимодействия человека с социальной средой связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т.е. трудом и интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта тесно связана с их социально-трудовой адаптацией. В настоящее время создается много программ, помогающих компенсировать недостаток умственных способностей более интенсивным развитием поведенческих навыков. Заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных ситуациях, связанных с жизнеобеспечением, позволяет детям с нарушениями интеллекта стать в какой-то мере более самостоятельными. Обучение позволяет развить их способности так, чтобы окружающие воспринимали и реагировали на этих людей с помощью столь же стереотипных для данной общепринятой культуры представлений и действий.
В процессе интеграции формируется личность, которая определяется тем, какое место она занимает в системе социальных отношений: дружеских, производственных, вынужденных отношений. Значительную роль в развитии социальных отношений играет предприятие по металлообработке ООО «Редуктор», расположенное на территории детского дома №1 который в течение многих лет функционирует и позволяет части молодых людей Центра реабилитации ДДИ №1 решить проблему, связанную с профессиональной подготовкой рабочих- операторов по металлообработке.
Школа трудовых отношений, трудовой дисциплины на этом производстве и во взрослом коллективе в целом учит налаживанию контактов в производственном коллективе, улаживанию проблем, умению решать производственные задачи совместно с коллективом сотрудников. Проблемы экономического характера, связанные с увольнением, сокращением дают возможность понимания реабилитантами быть неотъемлемой частью общества, в котором живут и реабилитанты нашего Центра.
В течение ряда лет на этом предприятии работало 18 молодых людей Центра реабилитации ( в настоящее время трудятся 2 человека), которые в последствии стали полноправными членами общества и после выхода из Центра продолжают трудиться в различных сферах города.
На первый план выдвигается подготовка молодых людей к самостоятельной жизни и работе в условиях РЦ и интеграция в окружающий социум, в сообщество обычных людей. Все это может быть достигнуто с психолого-педагогическим сопровождением в процессе воспитания и реабилитации. Интеграция в общество молодых людей с нарушением интеллекта Центра реабилитации предполагает:
- воздействие общества и социальной среды на личность молодого человека;
- участие в этом процессе самого реабилитанта;
-совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу своей определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую недоступной для детей, воспитывающихся в интернате.
В 2006 году на территории учреждения создан социальный дом в целях подготовки молодых людей к самостоятельному проживанию. С момента существования социального дома более 30 молодых юношей и девушек прошли практику самостоятельного проживания в своих квартирах с постоянным местом работы, более 25 из них получили социальные квартиры и комнаты в гг. Санкт - Петербург, Ломоносов. В настоящее время в социальном доме продолжают приобретать практические навыки самостоятельного проживания еще 4 девушки из реабилитационного центра.
Интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений в условиях реабилитационного центра предполагает дальнейшую работу с молодыми реабилитантами над развитием тех умений и навыков, которыми они смогут воспользоваться для самостоятельного проживания в случае выхода из интерната. Это коммуникативные навыки, решение жизненных различных вопросов, в т.ч. трудоустройство, умение обратиться в различные вспомогательные службы, оформить и заполнить необходимые документы, заявления, претензию и т.д. Обучение данным вопросам воспитатель группы проводит через моделирование ситуаций или в условиях реальной жизни. Трудности, которые испытывают реабилитанты, связаны с бедностью социальных контактов, отсутствием их в повседневной жизни предполагаемых условий. Однако, после выхода из интерната социализация реабилитантов проходит значительно быстрее, нежели работа без приближения к реальности.
Интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитации ДДИ №1 в систему социальных отношений также способствует обучение отдельных из них в профессионально реабилитационном лицее. Получив различные профессии и пройдя период обучения в другой среде, молодые люди приобретают определенный опыт социальных коммуникаций, знаний и навыков, необходимых для выполнения тех или иных социальных ролей.
3.Заключение
Для любого человека вообще, и для умственно отсталого в частности, восприятие жизни и интеграция в систему социальных отношений вырабатывается благодаря приобретению собственного опыта в результате каких-либо ситуаций.
Литература:
- Л.М. Шипицына «Психология детей- сирот». Учебное пособие, изд-во С.-Петербургского университета, 2005 г.
- Т.П. Аргунова «Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации». Сибирский педагогический журнал. 2009 г.
- Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/
- «Комплексная служба психолого-педагогического и социального сопровождения» http://c-psy.ru
- «Институт коррекционной педагогики» http://ikprao.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного мероприятия"Возьмемся за руки друзья!" Воспитание у детей с ЗПР толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Эмоциональная незрелость детей с задержкой психического развития ведет к поверхностным личностным контактам, снижению способности к сопереживанию и сочувствию, мимолетным, ситуативным и неустойчивым ...
Внеклассное мероприятие,посвященное формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Заседание киноклуба на тему «Чем сильнее борьба, тем значительнее победа» (обсуждение фильма Джошуа Вайгела «Цирк бабочек», 2009 год)
Данное внеклассное мероприятие предполагает просмотр короткометражного фильма "Цирк бабочек", в основе которого лежит мотив безграничных возможностей человека. Фильм учит уважать человеческое достоинс...
Выступление на педагогическом совете . Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»
Выступление на педагогическом совете (слова к презентации)Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»...
Роль обществознания и истории России в адекватной интеграции обучающихся коррекционного образовательного учреждения в систему современных социальных отношений.
Доклад по обществознанию....
"Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями", кл.час
Классный час "Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями", 7 класс...
Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...
Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями
Классный час по толерантности "Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями" Цель занятия:Вырабатывать у студентов правильное и разумное отношение к людям с ограниченными...