Статья по теме: "Трудные подростки. Девиантное поведение"
статья

Комсюк Татьяна Владимировна

Понятие "Трудный подросток"  прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Так называют подростка с которым взрослые, в первую очередь педагоги, испытывают трудности. Кроме того этот термин все чаще становится практическим синонимом педагогически и социально запущенного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_podrostki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

СОЦ.ПЕДАГОГ ГБПОУ « РЕСТАВРАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ «КИРОВСКИЙ»

 КОМСЮК Т.В.

Понятие "Трудный подросток"  прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Так называют подростка с которым взрослые, в первую очередь педагоги, испытывают трудности. Кроме того этот термин все чаще становится практическим синонимом педагогически и социально запущенного ребенка.

 Критерием, позволяющим отличать качественное своеобразие этого явления от других, внешне на него похожих, но иных по содержанию, может быть наличие в сознании подростка конфликта с ценностями, нормами, нравственными ориентациями общества. Этот конфликт может явственно выступать в поведении подростка в школе или быть относительно скрытым и не обнаруживаться в условиях семьи или улицы. Конфликт может быть мало замечен для равнодушного глаза, бывает когда, казалось бы, благополучный и не внушающий тревоги подросток "внезапно" оказывается правонарушителем. Таким образом, явление трудновоспитуемости должно быть подчинено критерию, переместившемуся из области оценки внешнего поведения в область оценки побуждений личности, ее отношений с обществом.

Основные закономерности психического развития подростка.

 В этом возрасте развитие организма и психики проходит очень сложный этап: в организме происходит глубокая биологическая перестройка, увеличивается несоответствие между физическим и психическим развитием, острее проявляются противоречия психической деятельности ребенка – стремление к самостоятельности сталкивается с необходимостью учитывать мнение других, система отношений с окружающим миром перестраивается -  на передний план выдвигается личность самого подростка.

Умственное развитие претерпевает качественные изменения. Именно в это время интенсивней всего складываются убеждения, формируется характер. Если раньше учебные мотивы в основном определялись отношением к учителю, то с подросткового возраста все большее значение приобретает процесс осмысления жизни – зачем он учится, как это пригодится в жизни. Подростку свойственны сомнения, неуверенность в собственных силах. В этом возрасте формируются интересы и склонности, влечение к любимым и неприязнь к нелюбимым предметам, что таит в себе опасность конфликтов с учителями.

Память подростка качественно меняется – логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти. Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.

Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.

В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему "Я", открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери, мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.

В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.                       

Особенности личности трудновоспитуемого.

 Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. Индивидуальность трудновоспитуемых определяется и образом жизни, который у каждого из них необычайно разнообразен.

1. В характере трудновоспитуемого подростка нередко уживаются крайние противоположности – развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), слабо развитое трудолюбие и чрезмерно развитые потребности, ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т.д. Это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, что выражается в противоречивых поступках.

2. Длительные конфликтные отношения с окружающими. Часто поведение подростка вызывает естественное негодование окружающих и они реагируют критическими замечаниями или негативным отношениям к его действиям. Подросток это расценивает как враждебные действия, как покушение на его независимость, самостоятельность. Вначале конфликтные отношения обычно возникают помимо воли ребенка с каким-то близким человеком  -  они вызывают глубокие внутренние переживания и усиливают самоанализ. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников  -  тогда подросток привыкает к столкновениям и все чаще начинает винить в этом других.

3. Эгоистическая жизненная позиция – т.е. подросток все оценивает с точки зрения того, что ему выгодно, что он получит для себя. Погоня за удовольствиями, чаще всего нездоровыми становится основным стимулом поведения.

4. Крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений и желаний.

5. Противодействие воспитательным воздействиям. Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, тех, которые случайно или намеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток продуманно встал на путь противодействия воспитательным влияниям педагогов, то это свидетельствует не только о трудновоспитуемости подростка, но и о серьезных ошибках воспитания.

6. Беспринципность. Для таких подростков нет твердых норм морали. В результате рождается психический и нравственный комплекс, в котором нет ничего устойчивого. Ребенок учится лавировать в окружающем мире, подстраиваться, а сам живет так, как хочется.

Основные типы трудных подростков.

1.      Дети с нарушением в сфере общения. 

Подростки, которые в силу исключительного положения в семье (единственный ребенок), в классном коллективе (нелюбимый) были лишены нормального общения. Для этих детей свойственно искаженное представление о жизни – пессимистическое,  критиканское или чрезмерно романтическое. Среди таких подростков много беспринципных, не признающих правил поведения.

2.      Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией.

 Дети, которые перенесли тяжелые нервные потрясения. Характерны повышенная возбудимость, острая реакция или пассивность, равнодушие даже к волнующим событиям и явлениям, часто аффективное поведение.

3.      Дети с односторонним умственным развитием. 

Подростки, умственное развитие которых было заторможено или чрезмерно форсировалось, способности которых игнорировались или переоценивались. Им характерно неумение правильно учиться, пользоваться своей памятью и способностями при изучении материала, неприязнь к учителям, преподающим нелюбимые предметы и т.д.

4.      Дети с неправильным развитием волевых качеств. 

Свойственно  -  волевые усилия больше регулируются самовнушением, эмоциональными переживаниями, чем уровнем развития волевых качеств и целью деятельности; периоды интенсивного волевого усилия чередуются с моментами полного безволия; отрицание воли других людей, сопротивление ей почти во всех случаях или подчинение воле более сильных людей.

Девиантное поведение.

Девиантное поведение - отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

Признаки девиантного поведения:

1.      Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2.      Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3.      Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4.      Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5.      Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6.      Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7.      Девиантное поведение сопровождается явлениями социальнойдезадаптации.

8.      Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией

Отклонения от социальных норм могут быть:

  позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

  негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

 

Проведение профилактики девиантного поведения подростков

Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с окружающим миром. Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного поведения. Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения. Основной целью профилактики данного варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут поспособствовать такие методы профилактики, как:

1. Воспитательные лекции и беседы. Родители должны проводить разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в школах вместо одного из уроков. Родители обязаны уделять внимание своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и слушать, стараться понять желания ребенка и объяснять причины недозволенности определенного варианта поведения. Нельзя постоянно и из-за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению.

Заключение.

 

Несомненно, девиантное поведение относится к отрицательному проявлению общества. Для того чтобы человечество не отходило от норм поведения, необходимо вовремя доносить до детей отрицательные стороны жизни. Ведь именно в детстве закладывается основа поведения. Многое зависит от таких факторов, как воспитание, образование, социальное положение в обществе, обстановка в семье. 

 Мы должны сделать все, для того чтобы наши дети были образованы, воспитаны, культурны, умели себя вести в обществе.



Список использованной литературы

  1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.-М.:Знание,2007.
  3. Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. М.: Прометей, 2000.
  4. Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 1997.
  5. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе

В статье раскрывается понятие девиантного поведения подростка в школе и рассматривается комплекный подход для решения проблемы....

Трудные подростки. Девиантное поведение.

1.Основные закономерности психического развития подростка.2. Основные типы трудных подростков.3. Девиантное поведение.4. Коррекция девиантного поведения....

Организация,содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе.

Описана разработка системы взаимодействия специалистов,которые занимаются решением проблемы социальной коррекции....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Современные социальные технологии в работе с подростками девиантного поведения.

Деятельность воспитательно-профилактической системы строится исходя из концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической, медико-психологической помощи, оказываемой обществом девиантн...