Создание благоприятных условий для приобретения слепыми обучающимися позитивного социального опыта
статья

Дети с нарушением зрения – это самые обычные дети, попавшие в сложные экстремальные условия существования, но эти условия не должны закрывать путь  ребёнку-инвалиду по зрению к человеческой полноценности, совершенству и развитию творческой, вполне самостоятельной личности.

            В нашей школе созданы условия не только для обучения, но и для самостоятельной организации образа жизни учеников – условия, учитывающие личностные интересы, потребности и склонности незрячих детей при овладении  различными видами деятельности.

Школа занимается развитием сохранных анализаторов, формированием коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_blagopriyatnyh_usloviy_.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кекнохаева Л.Д.,

учитель химии и биологии, воспитатель

ГБОУ ШОР№1

Создание благоприятных  условий

для приобретения слепыми обучающимися

позитивного социального опыта

 

Дети с нарушением зрения – это самые обычные дети, попавшие в сложные экстремальные условия существования, но эти условия не должны закрывать путь  ребёнку-инвалиду по зрению к человеческой полноценности, совершенству и развитию творческой, вполне самостоятельной личности.

          В нашей школе созданы условия не только для обучения, но и для самостоятельной организации образа жизни учеников – условия, учитывающие личностные интересы, потребности и склонности незрячих детей при овладении  различными видами деятельности.

Школа занимается развитием сохранных анализаторов, формированием коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.  

           Как воспитатель я планирую воспитательные мероприятия в соответствии с поставленной задачей – помочь слепому ребенку адаптироваться и  приспособиться к социальной среде, стать успешным и полезным обществу. Учу детей самостоятельно строить своё поведение в различных жизненных ситуациях вне рамок учебной  жизни.

        Потеря зрения становится ощутимым информационным барьером для лиц с нарушением зрения при посещении ими музеев и выставочных залов, театров и кинозалов, спортивных и других культурно-массовых мероприятий, не позволяет в полной мере воспринять красоту произведений искусства, архитектуры, литературы, того, что является культурным и историческим наследием.

Мы сотрудничаем с музеями, в которых есть специальные программы для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся класса посетили адаптированные экскурсии, интерактивные занятия для инвалидов по зрению в  музее «Огни Москвы», в Дарвиновском музее,  Политехническом музее, Центральном музе им. Б.В. Зимина Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева и в Мастерславле. Для наших детей тактильное знакомство с экспонатами сопровождается тифлокомментариями экскурсоводов, которые объясняют незрячим детям, что входит в экспозицию, о её наиболее редких и ценных экспонатах.    

Мои воспитанники принимают участие в совместных проектах с актерами Музея-театра «Булгаковский дом».   В ноябре 2015 г. ребята приняли участие в  спектакле под названием «Вольке», в феврале 2016г. – в спектакле «Чучело».  Суть уникальности спектаклей состоит в том, что дети не просто слушают актёров, а полностью погружаются в атмосферу происходящего. Например, если эпизод сказки происходит в уютном рождественском доме, то в воздухе разносятся запахи корицы, чая, мяты и лимона; если герой сказки плавает в реке, то на зрителей опускаются крошечные капельки воды.

Человеку, невидящему с рождения, очень сложно социализироваться и найти свою дорогу в жизнь. Литература, музыка и театр помогают найти эту дорогу. Слушая музыку, озвученные сказки, дети, лишенные зрения, могут познать всю красоту окружающей их природы и сформировать, благодаря своему богатому воображению, образы окружающего мира.

Фильмы с тифлокомментариями позволяют незрячему зрителю воспринимать звуковую картину фильма и вместе с тем максимально приближают восприятие незрячего зрителя к восприятию кино зрячим человеком. В рамках проекта «Кино для незрячих и глухих» (компания «Формат А плюс» и Благотворительный Фонд «Живые сердца»),  направленного  на создание тифлокомментариев к фильмам, наши дети имели возможность  посетить премьеры фильмов «Гагарин. Первый в космосе», «Легенда №17»,  «Один дома», «Назад – в будущее»,  мультфильмов «Три богатыря на дальних берегах», «Князь Владимир» и др.

Показ подобных фильмов способствует  знакомству незрячих  с интересными новинками и классикой российского и зарубежного кинематографа, созданию условий для обеспечения равной доступности культурных благ, как для здоровых кинозрителей, так и для инвалидов по зрению.

Очень важно,  чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья были адаптированы к жизни рядом со здоровыми людьми, чтобы они не чувствовали себя оторванными от жизни, от новостей политики, спорта и культуры.

 Любое воспитательное мероприятие  решает задачи не только пополнения теоретических знаний, но и коррекционные:

-отработка навыков обследования предметов;

-расширение представления о предметах;

-работа над движением, мимикой;

-формирование навыков ориентирования в большом и малом пространстве, навыков культуры поведения в общественных местах, представлений о городе, транспорте;

-формирование приёмов самоконтроля за своим поведением, внешностью,  навыков общения с различными людьми в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет  каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье...

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

Создание учителем условий для приобретения обучающимися       позитивного социального опыта...

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена» Антуан де Сент – Экзюпери. Во все...

Использование проектной технологии для создания условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Создание учащимися научно-исследовательских проектов, обучающих программ, электронных пособий, электронных энциклопедий по различным школьным предметам повышает их интерес к данному предмету, предоста...

создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Опыт работы по духовно-нравственному  воспитанию представлен в виде справок на проведённые мероприятия....