"Я-выпускник"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Рабочая программа "Я-выпускник" позволяет оценить свои способности и даёт возможность сделать осознанный выбор в жизни,формирует ответственное отношение выпускников к выбору профессионального пути,знакомит с правовыми основами гражданского,семейного,трудового российского законодательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-vypusknik.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «АРДАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»

СУИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

социальный педагог

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я-ВЫПУСКНИК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ежегодно из стен детских домов и школ-интернатов выходят тысячи выпускников. В самостоятельной взрослой жизни им придётся решать много проблем ,связанных с учёбой, трудоустройством, жильём, созданием семьи.

Как и любому гражданину нашего государства детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Конституцией Российской Федерации гарантированы права:

- право на жизнь;

- право на достоинство личности, чести и доброе имя;

- право на свободу и личную неприкосновенность;

- право на деловую репутацию;

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

- право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства;

- право на имя и другие права;

- право избирать и быть избранным.

Помимо всех этих прав государство предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей дополнительные права и льготы, но без обязанностей не бывает и прав в обществе. Главная их них – быть достойным гражданином России: законопослушным, хорошо работать, быть здоровым, растить и воспитывать детей и т.д. Конституция Российской Федерации обязывает платить законно установленные налоги и сборы, служить в в армии. Обязанности, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанности не выполняются - наступает ответственность.

Подростковый период-последний период пребывания большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступаю в самостоятельную жизнь. Вопросы формирования жизненных планов, личностного и пофессионального самоопределения 14-15-летнего (после получения основного образования) и 17-18-летнего ( среднее образование) выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.

Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Многие выпускники 9-11 классов недостаточно знают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Выпускники детских домов и интернатных учреждений - это потенциальные  будущие молодые рабочие ,или абитуриенты средних специальных и высших учебных заведений. Владение основами трудового права  и условиями поступления в колледжи, техникумы, вуз для старшеклассника- одна из основных задач на их возрастном жизненном этапе.

ЦЕЛИ:

1.Формирование ответственного отношения выпускников к выбору профессионального пути.

2.Формирование у воспитанников (учащихся) нравственных умений жизненного самоопределения и межличностного общения.

3.Ознакомление с правовыми основами  гражданского, семейного, трудового российского законодательства.

4.Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

ЗАДАЧИ:

1.Способствовать профессиональному самоопределению воспитанников(выпускников),формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей профессии.

2.Способствовать воспитанию правовой культуры старшеклассников в гражданских, семейных, трудовых , жилищных правоотношениях.

3.Оказать помощь воспитанникам в профессиональной ориентации.

4.Познакомить старшеклассников с основами вузовской системы обучения.

 Программа рассчитана на 10 часов.

Курс «Я-выпускник» позволяет оценить свои способности и даёт возможность сделать осознанный выбор в жизни.

Курс программы расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет расширить практическую деятельность школьников.

Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ « Я - ВЫПУСКНИК »

№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

Количество часов

1

Вступление в самостоятельную жизнь. Твои права и обязанности.

Презентация  пособия для выпускников

1

2

«Выпускник - будущий абитуриент ВУЗа,колледжа»

Информационно-правовая беседа-диалог

1

3

Труд и социальная защита молодёжи

Правовой практикум

1

4

Первые шаги при трудоустройстве на работу

Информационно-правовой практикум

1

5

Изучение отношения обучающихся к учебным предметам

тестирование

1

6

Жильё-права ,гарантии и льготы

Информационно-правовая лекция

1

7

Семья. Права и обязанности супругов

Правовой практикум

1

8

Иноязычные названия современных профессий и специальностей

Беседа -диалог

1

9

День открытых дверей

Презентация учебных заведений Мордовии

2

Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые

 конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать:

- созданию условий для социального становления и самореализации детей-сирот;

- решению проблемы трудоустройства выпускников, их социальной адаптации в обществе, предупреждению подростковой преступности;

- повышению качества жизни и социальной защищенности детей-сирот;

-созданию благоприятной среды для детей-сирот в целях достижения личного и профессионального успеха;

- обеспечению условий для временного проживания детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения;

- повышению учебной и профессиональной мотивации детей-сирот -выпускников детских домов, образовательных учреждений профессионального образования;

- увеличению числа детей-сирот, трудоустроенных по полученным специальностям;

- снижению уровня социальных девиаций среди детей-сирот;

- увеличению числа детей-сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиях.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Конституция Российской Федерации

2.Конвенция ООН о правах ребёнка

3.Трудовой кодекс Российской Федерации

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации

5. Семейный Кодекс Российской Федерации

6.Федеральный  Закон от 29.12.2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

7.Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013г №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,жилыми помещениями»

8.Закон Республики Мордовия от 23 апреля 2013г.№32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»

9.Постановление Правительства Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 478 «О мерах по реализации Закона Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республики Мордовия»

10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

11.Выбор профессии. – Пермь, 2004.

12.Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Словарь. – М., 1999.

13.Климов Е. А. Как выбирать профессию. –М., 1991.

14.Карьера. Справочник для выпускников и всех кто выбирает профессию. Выпуск 1. – Пермь, 2003.

15.Права вашего ребёнка /под ред. А.Б.Суслова –М.: Педагогическое общество России, 2005.

16.Права, обязанности и ответственность : от 0 до 18 / Текст /: М.: Фонд «Созидание», ИД «Юриспруденция»,2006.- 208с.

17.Молодежь и право. Информационный сборник / Авт.-сост.Д.Н.Лызлов,А.В.Маяков и др. Владимир : Владимирское региональное отделение Молодежного Союза юристов РФ,2005

18.Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. Аналитические материалы Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.М.,2005.

19.Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов.М.,2000.

20.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.М.; Воронеж,1996.

21.Психология популярных профессий. – СПб., 2003.

22.Сленг // Словарь лингвистических терминов /Под ред.О.С.Ахмановой.М.,1964.

23.Рабочая программа профессионально-личностного самоопределения выпускника «Проблемы выбора будущей профессии» состав.Суина Л.Г.

24.Твои права и обязанности: выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе/ сост.Наумова Н.А.,Суина Л.Г.,Журина А.С.; МО РМ МРИО.- Саранск, 2011.-44с.

25.Тигер П. Д. Делай то, для чего ты рождён: Путь к успешной карьере через самопознание. – М., 1996

26.Энциклопедия. Выбор профессии. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Выпускники- выпускникам»

Классный час. 11 класс, 4 класс...

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С

Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....

Вечер встречи с выпускниками "Здравствуйте, дорогие выпускники!"

Сценарий торжественной встречи выпускников школы....

Грамоты выпускникам, благодарственные письма родителям, напутствие выпускникам 11 класс

Материалы даны в помощь  классному руководителю выпуского класса....

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей

РЕКОМЕНДАЦИИ  И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к  ГИА  выпускников и их родителей(рекомендации составлены по материалам службы практической психол...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...