"Я-выпускник"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Рабочая программа "Я-выпускник" позволяет оценить свои способности и даёт возможность сделать осознанный выбор в жизни,формирует ответственное отношение выпускников к выбору профессионального пути,знакомит с правовыми основами гражданского,семейного,трудового российского законодательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-vypusknik.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «АРДАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ШКОЛА»
СУИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
социальный педагог
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я-ВЫПУСКНИК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно из стен детских домов и школ-интернатов выходят тысячи выпускников. В самостоятельной взрослой жизни им придётся решать много проблем ,связанных с учёбой, трудоустройством, жильём, созданием семьи.
Как и любому гражданину нашего государства детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Конституцией Российской Федерации гарантированы права:
- право на жизнь;
- право на достоинство личности, чести и доброе имя;
- право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на деловую репутацию;
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
- право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства;
- право на имя и другие права;
- право избирать и быть избранным.
Помимо всех этих прав государство предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей дополнительные права и льготы, но без обязанностей не бывает и прав в обществе. Главная их них – быть достойным гражданином России: законопослушным, хорошо работать, быть здоровым, растить и воспитывать детей и т.д. Конституция Российской Федерации обязывает платить законно установленные налоги и сборы, служить в в армии. Обязанности, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанности не выполняются - наступает ответственность.
Подростковый период-последний период пребывания большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступаю в самостоятельную жизнь. Вопросы формирования жизненных планов, личностного и пофессионального самоопределения 14-15-летнего (после получения основного образования) и 17-18-летнего ( среднее образование) выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.
Выбор профессии наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Многие выпускники 9-11 классов недостаточно знают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Выпускники детских домов и интернатных учреждений - это потенциальные будущие молодые рабочие ,или абитуриенты средних специальных и высших учебных заведений. Владение основами трудового права и условиями поступления в колледжи, техникумы, вуз для старшеклассника- одна из основных задач на их возрастном жизненном этапе.
ЦЕЛИ:
1.Формирование ответственного отношения выпускников к выбору профессионального пути.
2.Формирование у воспитанников (учащихся) нравственных умений жизненного самоопределения и межличностного общения.
3.Ознакомление с правовыми основами гражданского, семейного, трудового российского законодательства.
4.Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
ЗАДАЧИ:
1.Способствовать профессиональному самоопределению воспитанников(выпускников),формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей профессии.
2.Способствовать воспитанию правовой культуры старшеклассников в гражданских, семейных, трудовых , жилищных правоотношениях.
3.Оказать помощь воспитанникам в профессиональной ориентации.
4.Познакомить старшеклассников с основами вузовской системы обучения.
Программа рассчитана на 10 часов.
Курс «Я-выпускник» позволяет оценить свои способности и даёт возможность сделать осознанный выбор в жизни.
Курс программы расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых программах, позволяет расширить практическую деятельность школьников.
Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ « Я - ВЫПУСКНИК »
№ п/п | Тема занятия | Вид занятия | Количество часов |
1 | Вступление в самостоятельную жизнь. Твои права и обязанности. | Презентация пособия для выпускников | 1 |
2 | «Выпускник - будущий абитуриент ВУЗа,колледжа» | Информационно-правовая беседа-диалог | 1 |
3 | Труд и социальная защита молодёжи | Правовой практикум | 1 |
4 | Первые шаги при трудоустройстве на работу | Информационно-правовой практикум | 1 |
5 | Изучение отношения обучающихся к учебным предметам | тестирование | 1 |
6 | Жильё-права ,гарантии и льготы | Информационно-правовая лекция | 1 |
7 | Семья. Права и обязанности супругов | Правовой практикум | 1 |
8 | Иноязычные названия современных профессий и специальностей | Беседа -диалог | 1 |
9 | День открытых дверей | Презентация учебных заведений Мордовии | 2 |
Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые
конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать:
- созданию условий для социального становления и самореализации детей-сирот;
- решению проблемы трудоустройства выпускников, их социальной адаптации в обществе, предупреждению подростковой преступности;
- повышению качества жизни и социальной защищенности детей-сирот;
-созданию благоприятной среды для детей-сирот в целях достижения личного и профессионального успеха;
- обеспечению условий для временного проживания детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения;
- повышению учебной и профессиональной мотивации детей-сирот -выпускников детских домов, образовательных учреждений профессионального образования;
- увеличению числа детей-сирот, трудоустроенных по полученным специальностям;
- снижению уровня социальных девиаций среди детей-сирот;
- увеличению числа детей-сирот, успешно адаптированных в новых социальных условиях.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Конституция Российской Федерации
2.Конвенция ООН о правах ребёнка
3.Трудовой кодекс Российской Федерации
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации
5. Семейный Кодекс Российской Федерации
6.Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
7.Закон Республики Мордовия от 26 марта 2013г №24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,жилыми помещениями»
8.Закон Республики Мордовия от 23 апреля 2013г.№32-З «О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»
9.Постановление Правительства Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 478 «О мерах по реализации Закона Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республики Мордовия»
10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
11.Выбор профессии. – Пермь, 2004.
12.Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: Словарь. – М., 1999.
13.Климов Е. А. Как выбирать профессию. –М., 1991.
14.Карьера. Справочник для выпускников и всех кто выбирает профессию. Выпуск 1. – Пермь, 2003.
15.Права вашего ребёнка /под ред. А.Б.Суслова –М.: Педагогическое общество России, 2005.
16.Права, обязанности и ответственность : от 0 до 18 / Текст /: М.: Фонд «Созидание», ИД «Юриспруденция»,2006.- 208с.
17.Молодежь и право. Информационный сборник / Авт.-сост.Д.Н.Лызлов,А.В.Маяков и др. Владимир : Владимирское региональное отделение Молодежного Союза юристов РФ,2005
18.Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. Аналитические материалы Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.М.,2005.
19.Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов.М.,2000.
20.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.М.; Воронеж,1996.
21.Психология популярных профессий. – СПб., 2003.
22.Сленг // Словарь лингвистических терминов /Под ред.О.С.Ахмановой.М.,1964.
23.Рабочая программа профессионально-личностного самоопределения выпускника «Проблемы выбора будущей профессии» состав.Суина Л.Г.
24.Твои права и обязанности: выпускнику организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе/ сост.Наумова Н.А.,Суина Л.Г.,Журина А.С.; МО РМ МРИО.- Саранск, 2011.-44с.
25.Тигер П. Д. Делай то, для чего ты рождён: Путь к успешной карьере через самопознание. – М., 1996
26.Энциклопедия. Выбор профессии. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Выпускники- выпускникам»
Классный час. 11 класс, 4 класс...
ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С. Рекомендации выпускникам по написанию части С
Вданной статье даны поэтапные рекомендации написания сочинения части С, составленные экспертом предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку....
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
Материал для учащихся 9 классов...
Вечер встречи с выпускниками "Здравствуйте, дорогие выпускники!"
Сценарий торжественной встречи выпускников школы....
Грамоты выпускникам, благодарственные письма родителям, напутствие выпускникам 11 класс
Материалы даны в помощь классному руководителю выпуского класса....
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ по психологической подготовке к ГИА выпускников и их родителей(рекомендации составлены по материалам службы практической психол...
Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...