Статья "Социальная помощь трудному подростку"
статья
Приритетные направления, тезисно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_pomoshch_trudnomu_podrostku.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная помощь трудному подростку.
Из работы с современной научной и педагогической литературой можно выявить признаки, составляющие содержание понятия «трудный подросток». На первом месте стоит имеющиеся у ребенка отклонения от норм поведения или «девиантность». Девиантность, как отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается: преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Где каждая составляющая имеет свою специфику.
Педагогами и психологами выделяются следующие типы «трудных подростков»: дети с нарушениями в сфере общения; дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией; дети с недостатками умственного развития; дети с неправильным развитием волевых качеств.
«Трудный подросток» - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Они сами по себе. Нередко дети воруют, попрошайничают, уходят из дома и занимаются бродяжничеством. Они обозлены и агрессивны, во многом знакомы с негативными «темными» сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Затем, сбиваясь в организованные группы, совершают, грабежи, преступные нападения или убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.
Семья, которая должна осуществлять основные функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, функцию первичного социального контроля и другие; не редко выполняет их не в полном объеме или не выполняет вовсе, в связи с этим, у её членов возникают проблемы. Чаще всего это дети.
Так например, наличие в семье следующих проблемных ситуаций: трудное материальное положение семьи; злоупотребление алкоголем и наркотиками; жестокое обращение с детьми и другими членами семьи; антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы среди членов семьи; вероятно приведут к формированию «трудности» у ребенка. Привыкая с детства, в основном, к негативному опыту, ребенок начинает ждать от всех окружающих негатива, жестокости и грубости, по причине отсутствия другого опыта – положительного. А дальше сам начинает с негативных проявлений в адрес окружающих, чтобы обидеть первым, а не быть вновь обиженным самому. Отсюда происходит фамильярное или грубое общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, в том числе педагогами; развязный, попустительский стиль поведения; вымещение своих злоб и обид на окружающих – сверстниках, младших друзьях и родственниках, животных.
Дети всегда копировали, и будут копировать модели поведения взрослых. А с учетом того, что современная жизнь изобилует асоциальным, не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых, дети часто не способны отличить допустимое поведение от неприемлемого. Ведь имея перед глазами негативные «образы», дети впитывают их как нечто, совершенно естественное. И потом не могут понять, почему учитель требует от них быть вежливыми, не ругаться матом, не курить, когда в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Из-за такого когнитивного диссонанса скорректировать асоциальное поведение подростков очень трудно.
К «трудным подросткам» так же стоит отнести недисциплинированных школьников. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, безделье, безнадзорность - благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Как же должна выглядеть и в чем может проявлять социальная помощь «трудному подростку»?
Профилактические меры должны быть первоочередными. Подростки должны иметь перед глазами «правильные» примеры. Модели поведения, увлечения и интересы должны не навязываться в ходе классных часов или профилактических бесед. А быть перед глазами, как само собой разумеющееся. Проявляться в примерах педагогов, старших товарищей и, желательно, взрослых в принципе. Чтобы у подростка был обширный досуг, не ограниченной компьютерными играми или бесцельным бродяжничеством, объясняемым – «я не хочу идти домой». Ребенок должен знать, что есть люди, готовые помочь советом или делом. Знать что мир вокруг не безразличен, а опыт может быть не только негативным. Все те подростки, которые встретят на своем пути понимание, поддержку и сочувствие сегодня, завтра не окажутся в списках «трудных».
Большая роль в решении подростковых проблем отводится профилактике и реабилитации отклоняющегося поведения. Это система мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям, состоящим в группе риска. Она заключается в своевременном выявлении социальной инфраструктуры и ее соответствие реальным потребностям разновозрастного населения, проживающего в районе, городе и т.д.; разработке и привнесении предложений для местных и вышестоящих органов о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением потребностей семьи, детей, молодежи в организации труда, учебы, досуга; своевременном выявлении подростков группы риска, осуществлении социального патронажа над ними, оказание необходимой социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи.
Основной момент заключается в работе с подростками по месту жительства. То есть внутри социальной среды, которая является мощным фактором социализации личности. Организация доступности подростковых клубов и сообществ- художественных, спортивных и научных, которые бы курировались профессиональными педагогами, тренерами и психологами. Где ребенок мог бы не только чему-то научиться, пообщаться с другими ребятами, но и при необходимости получил совет от тех людей, кто учит и тренирует его, является авторитетом. Чтобы у подростка был перед глазами положительный, позитивный пример поведения, чтобы перед глазами и в повседневном общении присутствовали люди высоких моральных и нравственных качеств, которым ребенок смог бы доверять, а в дальнейшем брать с них пример.
Важно привлекать подростков к работе с младшими ребятами, для развития у них ответственности, лидерских способностей, а главное – ощущения, что их силы и время могут быть применены к хорошим делам. Тем самым, они получат позитивное подкрепление, убеждаясь, что вовсе не находятся в замкнутом кругу.
Важно учитывать фактор доступности для подростков секций, кружком и студий. Если семья, в силу тех или иных причин проблемная, досуг ребенка не будет приоритетным. Если деньги тратятся на алкоголь или их едва хватает на необходимые для жизни продукты и товары – ребенок будет очень сильно ограничен в выборе интересующего его досуга. Здесь задача государства – сделать данное направление не только доступным для детей, но и правильно мотивировать тех, кто будет с этими детьми работать. Чтобы эти специалисты хотели работать, стремились к саморазвитию, совершенствованию в своей области, относились к работе как к перспективе, а не – «другого варианта не было». Дети очень хорошо чувствуют неискренность и быстро поймут, что взрослый не заинтересован в этой деятельности, относится к ним формально и тогда, вновь получат негативный опыт.
Работа социальных служб должна вестись внутри семьи, с целью создания и налаживания единого направления выхода из проблемных ситуаций, чтобы у подростков не складывалось двойственного отношения к советам педагогов, тренеров и т. д. Ведь видя два пути поведения, хочется выбрать самый легкий, наименее энергозатратный. Зачем ходить в какие-то секции, кружки, прилагать усилия и тратить свое время, если вместо этого можно вести праздный образ жизни, демонстрируемый кем-то из родственников. Если ребенок увидит и поймет, что это не способ решения, а проблема взрослого, осознает для себя, что данный вариант развития событий для него не подходит и начнет стремиться к хорошему – помочь не только себе, но и «запутавшемуся» родственнику, тогда в реабилитации «трудного подростка» будет преодолен самый сложный и болезненный участок.
Задача образовательных организаций и других социальных служб – помочь «трудному подростку» понять и увидеть, что есть другие пути развития и взросления. Показать способы и цели для приложения усилий и времени, поддержать в те минуты, когда все «валится из рук». Дать то позитивное подкрепления изменениям поведения ребенка, которое, к сожалению, он не всегда получит в семье. Чтобы «трудный подросток», не только вступил на путь исправления, но и не сошел с него, при первом же препятствии, которым может послужить любое непонимание или нейтральное отношение к его попыткам исправиться.
Подросток должен ощущать и воспринимать прилагаемые усилия специалистов как поддержку, а не как наказание, повышая тем самым свою мотивацию достижения успеха. Ведь любому человеку, а подростку тем более, важно иметь рядом человека, который в нужный момент скажет: «Не сдавайся и у тебя все получится!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Есть ли шанс у "трудного" подростка?!"
Современная вечерная или сменная школа, ее возможности для учащихся, которые оооказались в трудной жизненной ситуации: асоциальная семья, правонарушения и преступления, молодые родители. Могут ли они ...
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
Социальная адаптация трудных подростков.
Объяснительная запискаДанная работа посвящена и разработана для подростков «группы риска».Мы являемся социальными педагогами в Каширской специальной общеобразовательной школе для детей и подрост...
Как оказать помощь «трудным детям»
Муниципальное образовательное учреждениеСпециальная коррекционная общеобразовательнаяшкола VIII вида № 9 ДОКЛАД...
Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.
Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....
Коррекция личности трудных подростков с помощью занятий физической культурой и спортом
Формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни должно начинаться сегодня именно со здоровья, и в первую очередь детей и молодёжи. Назрела необходимость усиления роли дополнительн...
Коррекция поведения трудных подростков ( в помощь психологу)
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения. Истоками проступков и правонарушений нес...