Классный час "Что такое коррупция?"
план-конспект на тему
Методическая разработка классного часа знакомит обучающихся 9-11 классов с основными понятиями и проблематикой антикоррупционной деятельности государства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему:
"Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Для учащихся 9х классов
Морозов А.Ю.
Цели:
1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями
2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность.
Ход классного часа:
II. Вступление
Прослушайте внимательно отрывок из произведения:
«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»
- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (^ Гоголь «Ревизор»)
- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)
- Законно ли городничий поступил? Почему?
Вот и сегодня мы постараемся раскрыть содержание этого понятия, его проявления, последствия в современном обществе. Рассмотрим мы это понятие в сопоставление с понятием «бескорыстность»
III. Беседа с обучающимися.
- поговорим о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).
- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:
Коррупция (от лат. corruptio) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
О чем гласит народная мудрость…
- Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?
Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество
Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе
Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.
Немного из истории …
Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.
Что говорит нам летопись
В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.
Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.
Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.
При Николае I было создано III отделение е.и.в. канцелярии.
IV. Чтение документа.
Стремясь выполнить в точности Высочайше возложенную на меня 396
обязанность и тем самым споспешествовать благотворительной цели
Государя Императора и отеческому Его желанию утвердить
благосостояние и спокойствие всех в России сословий, видеть их
охраняемыми законами и восстановить во всех местах и властях
совершенное правосудие, я поставляю вам в непременную
обязанность, не щадя трудов и заботливости, свойственных
верноподданному, наблюдать по должности вашей следующее:
1-е. Обратить особенное ваше внимание на могущие произойти
без изъятия во всех частях управления и во всех состояниях и
местах злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки.
2-е. Наблюдать, чтоб спокойствие и права граждан не могли
быть нарушены чьей-либо личною властию или преобладанием сильных
лиц, или пагубным направлением людей злоумышленных.
3-е. Прежде нежели приступать к обнаруживанию встретившихся
беспорядок*, вы можете лично сноситься и даже предварять
начальников и членов тех властей или Судов или те лица, между
коих замечены вами будут незаконные поступки, и тогда уже
доносить мне, когда ваши домогательства будут тщетны; ибо цель
вашей должности должна быть прежде всего предупреждение и
отстранение всякого зла. Например, дойдут ли до вашего сведения
слухи о худой нравственности и дурных поступках молодых людей,
предварите о том родителей или тех, от коих участь их зависит,
или добрыми вашими внушениями старайтесь поселить в заблудших
стремление к добру и возвести их на путь истинный прежде, нежели
обнаружить гласно их худые поступки пред правительством.
4-е. Свойственные вам благородные чувства и правила
несомненно должны вам приобресть уважение всех сословий, и тогда
звание ваше, подкрепленное общим доверием, достигнет истинной
своей цели и принесет очевидную пользу Государству. В вас всякий
увидит чиновника, который через мое посредство может довести глас 397
страждущего человечества до Престола Царского, и беззащитного и
безгласного Гражданина немедленно поставить под Высочайшую защиту
Государя Императора.
Сколько дел, сколько беззаконных и бесконечных тяжб
посредничеством вашим прекратиться могут, сколько злоумышленных
людей, жаждущих воспользоваться собственностию ближнего,
устрашатся приводить в действие пагубные свои намерения, когда
они будут удостоверены, что невинным жертвам их алчности проложен
прямой и кратчайший путь к покровительству Его Императорского
Величества.
На таковом основании вы в скором времени приобретете себе
многочисленных сотрудников и помощников; ибо всякий Гражданин,
любящий свое отечество, любящий правду и желающий зреть повсюду
царствующую тишину и спокойствие, потщится на каждом шагу вас
охранять и вам содействовать полезными своими советами и тем быть
сотрудником благих намерений своего Государя.
5-е. Вы без сомнения даже по собственному влечению вашего
сердца стараться будете узнавать, где есть должностные люди
совершенно бедные или сирые, служащие бескорыстно верой и
правдой, не могущие сами снискать пропитание одним жалованьем, о
каковых имеете доставлять ко мне подробные сведения для оказания
им возможного пособия и тем самым выполните священную на сей
предмет волю Его Императорского Величества – отыскивать и
отличать скромных вернослужащих.
Вам теперь ясно открыто, какую ощутительную пользу принесет
точное и беспристрастное выполнение ваших обязанностей, а вместе
с тем легко можете себе представить, какой вред и какое зло
произвести могут противные сей благотворительной цели действия:
то конечно нет меры наказания, какому подвергнется чиновник,
который, чего Боже сохрани, и чего я даже и помыслить не смею,
употребит во зло свое звание; ибо тем самым совершенно разрушит
предмет сего отеческого Государя Императора учреждения.
Впрочем нет возможности поименовать здесь все случаи и
предметы, на кои вы должны обратить свое внимание, ни
предначертать вам правил, какими вы во всех случаях должны
руководствоваться; но я полагаюсь в том на вашу прозорливость, а
более еще на беспристрастное и благородное направление вашего
образа мыслей. (А. Х. Бенкендорф)
Чем занималась е.и.в. канцелярия? Какие требования Бенкендорф предъявляет к моральному облику представителя III отделения? Какое место в деятельности III отделения занимала борьба с коррупцией?
V. Подведение итогов.
Вопрос к учащимся
В чем же опасность такого явления как коррупция?
Что может сделать каждый из нас, общество и государство для искоренения такого опасного явления как коррупция?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Такие разные профессии"
Цель и задачи данного мероприятия:дать учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозо...
Классный час "Такая удивительная жидкость"
Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...
Классный час: "Кто такой "патриот"? Что такое "патриотизм"?
Классный час с викториной...
Познавательный классный час "Такие разные словари"
Познвательный классный час...
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...
Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".
Разработка классного часа предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....
классный час такие разные профессии
Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...