Классный час "Что такое коррупция?"
план-конспект на тему

Морозов Антон Юрьевич

Методическая разработка классного часа знакомит обучающихся 9-11 классов с основными понятиями и проблематикой антикоррупционной деятельности государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:
"Что такое коррупция и как с ней бороться?"
Для учащихся 9х классов

Морозов А.Ю.

Цели:

1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями

2. Развивающая: расширять кругозор обучающихся, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность.


Ход классного часа: 

II. Вступление

Прослушайте внимательно отрывок из произведения:
«… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (^ Гоголь «Ревизор»)

- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

- Законно ли городничий поступил? Почему? 


Вот и сегодня мы постараемся раскрыть содержание этого понятия, его проявления, последствия в современном обществе. Рассмотрим мы это понятие в сопоставление с понятием «бескорыстность» 

III. Беседа с обучающимися.

- поговорим о понятии «коррупция». Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка, подкуп, обман, мошенничество).

- Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. 

 Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

О чем гласит народная мудрость 

- Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Немного из истории …

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.


Что говорит нам летопись 

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIIIв.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. Судебник 1497г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битье кнутом).Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления.

Его внук Иван IV(Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввел деятельность Тайной канцелярии (тайной полиции) в 1718-1720гг.

При Николае I было создано III отделение е.и.в. канцелярии.


IV. Чтение документа.

     Стремясь выполнить в точности Высочайше возложенную на  меня   396

обязанность  и  тем самым споспешествовать благотворительной цели

Государя  Императора   и   отеческому   Его   желанию   утвердить

благосостояние  и  спокойствие всех в России сословий,  видеть их

охраняемыми законами и восстановить  во  всех  местах  и  властях

совершенное   правосудие,   я   поставляю   вам   в   непременную

обязанность,  не  щадя  трудов   и   заботливости,   свойственных

верноподданному, наблюдать по должности вашей следующее:

     1-е. Обратить  особенное  ваше внимание на могущие произойти

без изъятия во всех частях управления  и  во  всех  состояниях  и

местах злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки.

     2-е. Наблюдать,  чтоб  спокойствие  и права граждан не могли

быть нарушены чьей-либо личною властию или преобладанием  сильных

лиц, или пагубным направлением людей злоумышленных.

     3-е. Прежде  нежели приступать к обнаруживанию встретившихся

беспорядок*,   вы   можете  лично  сноситься  и  даже  предварять

начальников  и  членов  тех властей или Судов или те лица,  между

коих  замечены  вами  будут  незаконные  поступки,  и  тогда  уже

доносить  мне,  когда ваши домогательства будут тщетны;  ибо цель

вашей  должности  должна  быть  прежде  всего  предупреждение   и

отстранение всякого зла.  Например,  дойдут ли до вашего сведения

слухи о худой нравственности и дурных  поступках  молодых  людей,

предварите  о  том родителей или тех,  от коих участь их зависит,

или добрыми вашими внушениями  старайтесь  поселить  в  заблудших

стремление к добру и возвести их на путь истинный прежде,  нежели

обнаружить гласно их худые поступки пред правительством.

     4-е. Свойственные  вам   благородные   чувства   и   правила

несомненно должны вам приобресть уважение всех сословий,  и тогда

звание ваше,  подкрепленное общим  доверием,  достигнет  истинной

своей цели и принесет очевидную пользу Государству.  В вас всякий

увидит чиновника, который через мое посредство может довести глас   397

страждущего  человечества до Престола Царского,  и беззащитного и

безгласного Гражданина немедленно поставить под Высочайшую защиту

Государя Императора.

     Сколько дел,   сколько   беззаконных   и   бесконечных  тяжб

посредничеством вашим прекратиться могут,  сколько  злоумышленных

людей,    жаждущих   воспользоваться   собственностию   ближнего,

устрашатся приводить в действие пагубные  свои  намерения,  когда

они будут удостоверены, что невинным жертвам их алчности проложен

прямой и кратчайший путь  к  покровительству  Его  Императорского

Величества.

     На таковом  основании  вы  в скором времени приобретете себе

многочисленных сотрудников и помощников;  ибо  всякий  Гражданин,

любящий  свое отечество,  любящий правду и желающий зреть повсюду

царствующую тишину и спокойствие,  потщится на  каждом  шагу  вас

охранять и вам содействовать полезными своими советами и тем быть

сотрудником благих намерений своего Государя.

     5-е. Вы без сомнения даже по  собственному  влечению  вашего

сердца  стараться  будете  узнавать,  где  есть  должностные люди

совершенно  бедные  или  сирые,  служащие  бескорыстно  верой   и

правдой,  не могущие сами снискать пропитание одним жалованьем, о

каковых имеете доставлять ко мне подробные сведения для  оказания

им  возможного  пособия  и  тем  самым выполните священную на сей

предмет  волю  Его  Императорского  Величества  –  отыскивать   и

отличать скромных вернослужащих.

     Вам теперь ясно открыто,  какую ощутительную пользу принесет

точное и беспристрастное выполнение ваших обязанностей,  а вместе

с  тем  легко  можете  себе  представить,  какой вред и какое зло

произвести могут противные сей благотворительной  цели  действия:

то  конечно  нет  меры  наказания,  какому подвергнется чиновник,

который,  чего Боже сохрани,  и чего я даже и помыслить не  смею,

употребит  во зло свое звание;  ибо тем самым совершенно разрушит

предмет сего отеческого Государя Императора учреждения.

     Впрочем нет  возможности  поименовать  здесь  все  случаи  и

предметы,   на   кои   вы   должны  обратить  свое  внимание,  ни

предначертать вам  правил,  какими  вы  во  всех  случаях  должны

руководствоваться;  но я полагаюсь в том на вашу прозорливость, а

более еще на беспристрастное  и  благородное  направление  вашего

образа мыслей. (А. Х. Бенкендорф)


Чем занималась е.и.в. канцелярия? Какие требования Бенкендорф предъявляет к моральному облику представителя III отделения? Какое место в деятельности III отделения занимала борьба с коррупцией?

V.   Подведение итогов.

Вопрос к учащимся

В чем же опасность такого явления как коррупция?

Что может сделать каждый из нас, общество и государство для искоренения такого опасного явления как коррупция?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...