ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Душа каждого человека- зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания идет речь в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennye_tsennosti_shkolnikov.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Душа каждого человека- зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе школы в данном направлении.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Центральным условием формирования нравственной культуры личности является способность к рефлексии – способность анализировать и оценивать самого себя – свои способности, достоинства и недостатки.
Ответы на такие вопросы, как «Что такое совесть? Что такое ответственность? Что такое радость? Как можно искупить свою вину? Ч то такое святость? Что такое целомудрие?» помогают подростку осознать нравственные пути решения многих проблем. Помочь открыть это чистое, духовное «Я» каждому ребенку – основная задача духовно-нравственного становления самосознания и воспитания.
Наличие ценностных ориентаций – признак зрелости личности, показатель степени ее социальности. Личность в процессе развития усваивает ценности окружающего мира. Испытывая действия социальной среды и изменяясь, она одновременно сама воздействует на окружающую среду, меняя и переделывая ее в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Любовь к родителям есть основание всех добродетелей как семейных, так и общественных. А прямое следствие любви к родителям есть любовь к ближним. Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в том, чтобы во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств. Кормить и одевать их; в старости, в болезни или другом случае прикрывать или извинять их немощи. Поэтому должно развивать в подростках сострадание. Считая его делом чести, наравне с храбростью и как необходимое ее дополнение. Добиваться того, чтобы каждый подросток развивал в себе способность ставить себя в положение другого человека и готовность всегда оказывать практическую помощь и защиту всем, кто в ней нуждается.
В подростковом возрасте приобретает большое значение взаимоотношения с противоположным полом. Охрана целомудрия молодого поколения, особенно девушек, была залогом сохранения национального духа и государственности – сохранения своего и поругания чужого. Целомудрие выполняет и охранную функцию, защищая подростка от опасности, нравственной грязи и заразы. Целомудрие – не столько физиологическая, и не только нравственная, это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира.
В каждом человеке есть стремление к раскрытию лучшего из того, что в нем заложено. У подростков часто происходит процесс преобразования ситуативных отношений в устойчивую систему жизненных ценностей и смыслов жизни, определяющую общую линию жизнедеятельности человека. В мире много зла и соблазнов, поэтому дурные поступки гораздо быстрее входят в привычку, и бороться с ними трудно. Вот почему в деле воспитания становится важным то, что окружает подростка: школа, общество, поступающая информация.
Трагедия современной жизни состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь подростков от падения. Происходит это оттого, что в жизни нет главного – иной цели, кроме удовлетворения своих потребностей любыми способами. Наша беда в том, что мы забываем о душе подростка, не говорим с ним об истинной роли человека на Земле, не даем правильного представления о мировоззрении, не знакомим с теми сведениями о существовании Божественных сил, которые признает даже ученый мир.
А разве могут быть положительными последствия от телерекламы, которая выражает одно: жажду денег и удовольствий, предлагая свободу и успехи в бизнесе? Человек же под их влиянием оказывается безвольным рабом. На наших глазах антихристианские силы откровенно стремятся поставить молодежь под свой контроль. Нам ничем не остановить это саморазрушение, кроме возвращения к вере. Знание Заповедей, данных нам Творцом и жизнь, в соответствии с ними взаимосвязаны с духовностью, т.к. нормы, данные в Заповедях, естественны для нормальной жизни любого человека, а чем выше духовность, тем человеку больше откроется понимание цели и смысла жизни, сущностных смысловых ориентаций
Сквернословие имеет прямое отношение к миру зла. Но в последнее время оно настолько глубоко вошло в быт людей, что к этому языку стали привыкать даже женщины и дети. Сквернословие – это вызов добру, нарушение заповедей Божиих. Смысл скверных слов – богохульство. Кто матерится, тот бесчестит и бога, и Пресвятую Богородицу, и свою родную мать. Поэтому очень важно беречь чистоту души с детства, а она начинается с чистоты мысли и слова.
Увлечение оккультными знаниями, лечение у экстрасенсов и колдунов, увлечение телевизионными и компьютерными играми приводит не только к нарушению психики, но и к неизлечимым болезням. В экстрасенсорике и др. оккультных методиках и учениях человек сталкивается с миром бесов, а контакт с этим миром гибелен для человека не только в плане духовного спасения, но и в плане психического и физического здоровья.
Жизнь подростка в сложном нынешнем мире, в мире, в котором часто чувствуют себя растерянными и их родители и учителя, ставит их в условия, когда для них важным становится самоопределение, поиск своего мира, своих ценностей, своей линии поведения. Именно поэтому очень важно осознать тот факт, что главный смысл воспитания россиянина, как и смысл всей русской истории – в верности Православию. Только осознав это, мы сможем воспитать духовную личность, перед которой будут бессильны соблазны и искушения современного мира.
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные связи между семьей и школой.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие ,развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно — нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности
В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педаг...
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников
Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...
Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"
Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Возможности урока английского языка для развития духовно-нравственных ценностей школьников....
Образовательный проект «Формирование патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей школьников в рамках участия в мероприятиях, посвященных подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному развитию и воспитанию детей отводится в современном обществе первостепенная роль, особенно в рамках реализации Указ Президента Российской Федераци...