Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности
статья по литературе по теме

Спайкова Ирина Натановна

В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  духовно – нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности.

Спайкова Ирина Натановна, учитель МОУ Синичинская СОШ Можайского муниципального района.

Аннотация: приводятся рассуждения автора о формах и способах формирования духовно – нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении  обучающихся и педагога.

Вопрос духовно – нравственного   воспитания детей является  одним из ключевых, стоящих перед  учебными заведениями, родителями, обществом в целом.  В настоящее время  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессии. Характерными причинами данной ситуации  явились отсутствие  чётких положительных ориентиров  для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодёжью. Наше молодое поколение окружает жестокость и агрессия, исходящая от средств массовой информации, телевидения, ими изобилуют и многочисленные компьютерные игры, материалы отдельных сайтов интернета. Важной педагогической задачей  формирования  личности является выработка обучающимися  активной жизненной позиции, нетерпимости  к отклонению  от норм нравственности. И в этом отношении  важную роль  в школьном образовании играют предметы гуманитарного цикла.

По специальности я учитель русского языка и литературы.  Вопросы духовной морали и нравственности всегда волновали мастеров слова. "Уроками нравственного прозрения" назвал уроки словесности  А. Твардовский. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, школьник  становится эмоционально богаче, отзывчивее. Кроме того, искусство создаёт у каждого ощущение  самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.  В курсе русской литературы учащиеся  читают   и библейские тексты, знакомятся с памятниками древнерусской литературы. Многие писатели в своих произведениях опирались на евангельские сюжеты. Так в 6 классе при изучении повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»  нельзя не вспомнить библейскую притчу о блудном сыне. После её прочтения обращаемся к иконам и фрескам на этот сюжет. Ребята с интересом обсуждают, чему  учит притча,  и по-другому воспринимают пушкинский текст. Такой учебный материал имеет  большие  потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников. На уроках ученики  напрямую выходят на осмысление своих отношений к человеку и к  обществу.

Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание, благородство.

 Успех преподавания  литературы  в огромной степени зависит и от умения  учителя полностью раскрыть своеобразие  изучаемого материала. Этому способствуют экскурсии  по  литературным  местам. Такая  форма даёт  возможность  школьникам  приблизиться  к  изображаемому  в  произведении  материалу, лучше узнать жизнь писателя. У  моих  учеников  большой  интерес  вызвали  поездки  в  Константино  на  родину  Сергея  Есенина, в  Ясную  Поляну.  Мы  живём  в  Можайском  районе, который известен знаменитым  Бородинским  полем. Наш военно – исторический музей предлагает экскурсионное обслуживание по различным  темам, связанным с войной 1812 года. В частности я провожу  уроки  по  изучению стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Бородино» и  роману Л.Н.Толстого «Война  и  мир» непосредственно на этом историческом поле, используя   музейные  материалы.

         К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. В течение 8 лет я также преподаю и мировую художественную культуру. Большое место в изучении этого курса имеет  знакомство учащихся с православным искусством. На уроках литературы и МХК  вопросы, связанные с христианской историей и культурой, вызывают большой интерес у учащихся.

Уважая в ученике личность, мы учим его ценить свою уникальность и неповторимость других. Это долгий и сложный процесс. В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца.  «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Отношение педагога к своей работе, к людям и самому себе  является для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они  не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

И в заключение  хочется привести слова  С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни... Воспитывая детей,  мы учим их  добиваться своих целей за свой счет… Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Список литературы.

1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995г.

2. Мещерякова Н.Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах». М.: «Просвещение», 1984г.

3. Соловейчик С.Л. «Педагогика для всех» - М.: «Детская литература», 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность

При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.Трудовые объединения шк...

«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»

Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон...

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры....