Важность работы социального педагога в школе
статья на тему
Задачи работы социального педагога в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vazhnost_raboty_sotsialnogo_pedagoga_v_shkole.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность работы социального педагога в школе.
Шарынина Алла Николаевна
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 17 Василеостровского района
Санкт – Петербурга, г. Санкт – Петербург, Россия
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без работы социальных педагогов и психологов.
Неоднородным также является и социальный состав, и образовательный уровень родителей, есть семьи, которые имеют сложные жилищно-бытовые условия, это также является социальным фактором риска, поэтому работа социального педагога важна для школы.
Конечно, кто-то, наверное, так и шел бы в работе с такими детьми по проторенной колее, не предлагая специальных форм социализации. Но мы заинтересованы в изменении отношения к этим детям и их скорейшей адаптации в социальной среде нашей школы.
В связи с этим мы определили задачи, которые необходимо решить.
Во-первых, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития, социализации личности.
Во-вторых, так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
В-третьих, одним из важных вопросов в школе является вопрос о занятости детей во внеурочное время. Детей "группы риска" мы включаем в активную игровую и творческую деятельность, развивая у них навыки самостоятельности,
В-четвертых, необходимо снизить, а в идеале, конечно, полностью исключить возникновение конфликтов на различной почве: социального неравенства, различных религиозных взглядов, расовой принадлежности и т.д.
В-пятых, школа призвана способствовать осознанному выбору учащимися будущей профессии или маршрута продолжения образования, которые позволят им наиболее эффективно самореализоваться. Поэтому необходимо развивать фактическую систему профориентации школьников.
В-шестых, взаимодействия с внешними структурами с ПМС-центром, с "Центром социальной помощи семье и детям Василеостровского района", СРЦ «Дома Милосердия», КДН, ПДН, отделом опеки и попечительства, наркологическим кабинетом, со службой участковых уполномоченных милиционеров, психолого-медико-педагогической комиссией.
В своей работе я основываюсь на принципах, провозглашенных Конвенцией о правах ребенка, согласно которой «образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме»; «государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством», «ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» в случае лишения семейного окружения.
Многие учащиеся школы испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в деятельности социального педагога является профессиональная ориентация школьника. Наша задача - познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.
В своей работе я использую педагогическую модель в работе с родителями. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях использую следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:
• Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
• Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов:
• установление контакта с членами семьи;
• выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;
• определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;
• реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
• патронирование семьи, если оно необходимо.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучными семьями.
1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий, выводов.
4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
5. Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
7. Составление карты семьи.
8.Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями
(образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты несовершеннолетних, комиссия и т. д.).
9. Составление программы работы с неблагополучной семьей.
10. Текущие и контрольные посещения семьи.
11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Социальный педагог рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей, консультирует по вопросам семейного законодательства, защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
Социальный педагог, действуя в интересах ребенка, оказывает необходимую помощь и поддержку семье: устанавливает контакты с семьей, выявляет проблемы и трудности семьи, оказывает посреднические услуги в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).
Список использованных источников и литературы:
1.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – Москва 2000.
2.Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Социальный педагог в школе"
Социальный педагог должен быть готовым к позитивному взаимодействию и эффективному сотрудничеству с коллегами, родителями, воспитанниками, учреждениями различного уровня...
Актуальность работы социального педагога в школе
В последнее время роль социального педагога приобретает особо важное значение. Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание условий...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
Статья. "Специфика работы социального педагога в школе-интернате".
Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в процессе социализации, дети, требующие заботы общества....
План работы социального педагога в школе
План работы социального педагога в школе...
Статья. "Специфика работы социального педагога в школе-интернате"
Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в процессе социализации, дети, требующие заботы общества....
работа социального педагога в школе
работа социального педагога в школе...