Психологическая игра для подростков «МИР ХАОСА»
методическая разработка (7 класс) на тему

Притуленко Лариса Владимировна

Не секрет, что мир подростков сложен и неоднозначен. Каждый из нас, педагогов и психологов, сталкивался с проблемой контакта этой категории детей, невозможностью найти  отклик, заинтересовать чем-то. А ведь именно им, подросткам, так необходимо наше участие и помощь.  Поэтому, попробовав один раз, и поняв, как детям нравится такая форма работы, я в своей практике стала очень часто использовать метод психологической игры. Почему психологическая игра?  На мой взгляд, игра  - это “маленькая” жизнь, которая проживается каждым участником. Она позволяет ребятам получить опыт, ценный для их настоящей жизни. Причем для участников она выступает как деятельность. Игра даёт возможность понять себя и других, прожить и выбрать модели поведения, выявить свои творческие возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №5

142000, Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 39, тел. 7-54-85

Психологическая игра для подростков

«МИР ХАОСА»

Разработала и провела педагог – психолог

Притуленко Л.В.

Пояснительная записка.

Интерес к разработкам Битяновой М. Р.  и проведению психологических игр в работе с подростками в нашей гимназии очень большой. Эта форма работы интересна детям, принимается ими и мы, психологи гимназии, нашли в ней мощный инструмент работы с подростками. Взяв за основу идею Битяновой М. Р., можно работать с ней в различных направлениях, наполняя игру разными смыслами, отрабатывая различные навыки и ненавязчиво знакомя подростков с правилами общежития, их правами и обязанностями.

В нашей гимназии была проведена  психологическая  игра для подростков    «Мир Хаоса». Это заключительное занятие к большой  теме «Вместе – дружная семья», на котором ребята еще раз приобретают положительный опыт коллективной работы, учатся  умению сотрудничать, быть терпимее друг к другу.

          Почему психологическая игра?  На мой взгляд, игра  - это “маленькая” жизнь, которая проживается каждым участником. Она позволяет ребятам получить опыт, ценный для их настоящей жизни. Причем для участников она выступает как деятельность. Игра даёт возможность понять себя и других, прожить и выбрать модели поведения, выявить свои творческие возможности.

        Не секрет, что мир подростков сложен и неоднозначен. Каждый из нас, педагогов и психологов, сталкивался с проблемой контакта этой категории детей, невозможностью найти  отклик, заинтересовать чем-то. А ведь именно им, подросткам, так необходимо наше участие и помощь.  Поэтому, попробовав один раз, и поняв, как детям нравится такая форма работы, я в своей практике стала очень часто использовать метод психологической игры.

        Моя цель -  развитие детского коллектива, воспитание навыков коллективного взаимодействия, создание ситуации,  в которой появляется возможность подчеркнуть  значимость личности каждого участника, развитие навыков рефлексии.

        Основной технологией данной игры является групповая обучающая работа.

Методы, использованные в игре:

  - игровое  погружение

 - проблемное обучение (решение задач и выход из нестандартных ситуаций через самостоятельный и групповой поиск)

- обмен мнениями (рефлексия и обратная связь)

Данные методы работы выбраны с учетом возрастных особенностей подростков и с учетом репрезентативной системы восприятия учащихся.

-Визуальная репрезентативная система: «Карта Разрушенного Мира», чередование света и мрака.

- Аудиальная репрезентативная система – использованная в игре музыка.

-Кинестетическая репрезентативная система – практический опыт выполнения заданий.

Были, конечно, и риски: отказ от выполнения заданий, отсутствие интереса у ребят, недостаток времени. Но мы рискнули и успешно провели эту игру. Ребята были ошеломлены необычной обстановкой, нестандартностью заданий и очень эмоционально отреагировали на данную форму работы, попросив сделать продолжение этой игры.

        Все поставленные мною задачи были осуществлены, дети успешно справились с заданиями, поняли, в чем состоял замысел игры. В гимназии мы и в дальнейшем будем использовать метод «Большой психологической игры» в работе с подростками, а также продолжим сотрудничество с учителями – предметниками по введению в ход урока элементов психологической игры.

Место проведения: театральная студия.

Тема: «Сотрудничество, взаимопомощь»

Цели урока: развитие коллектива, толерантности, умение работать в команде.

Задачи:

- Поставить участников в ситуацию, требующую принятия решений.

- Развить навыки коллективного взаимодействия.

- Создать ситуацию, в которой появляется возможность подчеркнуть  значимость личности каждого участника.

- Развить навыки рефлексии.

Тип урока: психологическая игра.

Методы:  игровое погружение, групповая работа, , мозговой штурм.

Оборудование и материалы:

Карта разрушенного мира, пазлы, свечи, костюмы ведущих.

Содержание игры:

        Участники попадают в мир, разрушенный хаосом. Когда-то это место называлось миром Гармонии. Здесь царили высшие ценности: Любовь, Красота, Достоинство... Но, увы, это время прошло. Нравственные ценности были утрачены жителями этого мира. Мир Гармонии разрушен. Для того чтобы восстановить его, необходимо определить ценности и воссоздать карту мира.

        Преодолевая препятствия, участники постигают смысл происходящего. Если препятствие успешно преодолено, то участники получают кусочек карты (пазл), на котором записаны обретенные нравственные ценности. В конце игры пазлы собираются и приклеиваются на большую карту.

Сценарий игры.

Выключается свет, звучит тревожная музыка (Трек №1). Участники игры, держась за руки, входят в затемненное помещение, где горят свечи. Детей встречают ведущие, одетые в черные балахоны. Это — жрецы разрушенного мира Гармонии. Игроки становятся полукругом вокруг ведущих. На стене висит карта разрушенного мира.

Ведущий: Вы попали в мир, называемый миром Хаоса. Когда-то этот край процветал: повсюду звучал веселый смех, животные и люди жили в гармонии и дружбе. Все называли это место миром Гармонии. Но случилось так, что в этом мире произошла катастрофа. Люди утратили ценности и смысл. Мир был разрушен. С тех пор здесь поселился господин Хаос.

Трек №1 продолжение

Смелые странники приходят сюда для того, чтобы восстановить потерянные ценности и вернуть миру гармонию. Но, увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Вы видите карту этого мира, она до сих пор пуста.

Мир ждет новых героев, способных вступить в борьбу с Хаосом и найти новые смыслы. Согласны ли вы принять участие в восстановлении гармонии в этом мире и пройти этот путь до конца? Хватит ли у вас смелости? Я обращаюсь к каждому из вас.

(Участники в индивидуальном порядке отвечают на вопрос.)

Тогда вам нужно принести клятву верности. Вы согласны?


Клятва вступающих в мир хаоса

Мы, вступая в разрушенный мир, клянемся пройти путь до конца, не свернув с дороги на полпути.

Клянемся!

Мы приложим все свои силы для того, чтобы внести порядок в мир Хаоса и восстановить потерянные ценности и смыслы этого мира.

Клянемся!

Мы сохраним наше единство, останемся верны нашей дружбе, не покинем друг друга в беде.

Клянемся!

Ведущий: Вам предстоят нелегкие испытания. Но прежде чем вы отправитесь в путь, мы хотим знать, уверены ли вы в том, что справитесь с предстоящими испытаниями? Пусть каждый назовет свое качество которое дает ему уверенность, что этот путь вам по плечу

Участники называют качества (например, смелость, находчивость, чувство юмора и т.д.). В случае затруднений возможно коллективное обсуждение достоинств данного человека и группы в целом.

Слишком длинный путь придется вам преодолеть, поэтому вам нужно разделиться на две группы и выбрать лидера. Каждый пройдет СВОЙ ПУТЬ! Здесь находятся знаки принадлежности к группе. Опустите руку и возьмите Свой! (ребята таким образом делятся на 2 группы).

Ведущий:  Итак, в путь. Все задания будете получать от моего жреца.  А  итог испытания будет зависеть от смелости, решительности и находчивости каждого из вас. Если вы справитесь с проблемной ситуацией, то получите кусочек карты мира Гармонии.  Если нет — осколок карты останется в руках слуг мира Хаоса.

 В конце пути вы найдете талисман  — символ мира Гармонии.

(Звучит тревожная музыка. Трек №2)

По одному игроку из команды подходят к Жрецу Хаоса и получают конверт №1. (Задание Интеллект). Ведущий озвучивает задание и время на его выполнение.

По истечению времени, ребята подходят к жрецу, получают пазл и конверт № 2. (творческое задание).  Когда ребята делают задания включаем

трек №3 и трек № 4

……………………………………………………………………………

Сделав задание, подходят опять к Жрецу, получают пазл и конверт №2…..№3….№4.  На всех пазлах написан отрывок слова.

Трек №1

Задание № 5

Ведущий: Вы дошли почти до конца. Теперь наступает очередь ваших лидеров. Смогут ли они добыть последний пазл, будут ли смелыми и отважными?  Нужно опустить руку в банку и достать то, что там лежит.

Ведущий: Вам пришлось преодолеть немало препятствий на этом трудном пути.  Вы справились!

Скажите, с каким заданием вам было справиться тяжелее всего?

Почему? Что вам помогло справиться с ними?

Какие чувства вы испытываете сейчас в отношении друг к другу?

Ведущий:  Теперь мы подошли к самому волнующему моменту. Вам предстоит заполнить карту теми кусочками, которые вы сумели добыть в ходе испытания.

Участники приклеивают пазлы на карту разрушенного мира.

Ведущий: Прочтите, пожалуйста, какими же смыслами наполнен мир Гармонии.

Включаем дискотечный шар, звучит трек № 5.

Ведущий: Вы достойно справились с поставленной перед вами задачей. Чары разрушены.  Поэтому, теперь символ мира Гармонии по праву принадлежит ВАМ!

И  на этом ваше пребывание в мире Хаоса закончено. Вы не можете далее оставаться здесь. Мы благодарны вам, о путники. Желаем вам сохранить в памяти тот опыт, который вы получили. А что вы пожелаете нашей стране?

Дети по очереди высказывают свои пожелания.

Ведущий:  Ну, прощайте, друзья. Не потеряйте наш талисман, а то и ваш мир превратится в ХАОС!

Трек № 6

  1. Гаснут свечи. Жрец уводит участников игры. Они поднимаются  в класс, где подводятся итоги.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2004 г.
  2. Журнал «Школьный психолог» №№ 9,10,11.12 2015г.

Приложение

Задание 1 (пазл ИНТЕЛЛЕКТ)

Поставьте буквы на свои места и запиши получившееся слово:

РУЛЖАН –

ЛОСТ –

РЕСИД –

КРУЧА –

КОЛОС –

РУБКАВЬ –

                           

Задание 2 (пазл ТВОРЧЕСТВО)

  1. ПОПЫТАЙТЕСЬ ПРИ ПОМОЩИ МИМИКИ И ЖЕСТОВ ПОКАЗАТЬ РЕБЯТАМ ИЗ ДРУГОЙ ГРУППЫ СЮЖЕТ КАРТИНЫ И ЧУВСТВА, ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА НЕЙ.
  2. УГАДАЙТЕ  НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ ВАШИХ ДРУЗЕЙ,  ОПРЕДЕЛИТЕ ЧУВСТВА, О КОТОРЫХ  ХУДОЖНИК ХОТЕЛ СКАЗАТЬ.

Задание 3 (пазл СОТРУДНИЧЕСТВО)

  1. ВСТАНЬТЕ В КРУГ.  СЯДЬТЕ НА ПОЛ. ВОЗЬМИТЕСЬ ЗА РУКИ И ПОДНИМИТЕ ИХ.
  2. А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ ВСТАТЬ С ПОЛА, НЕ ПОМОГАЯ СЕБЕ РУКАМИ.

Задание 4 (пазл ДРУЖБА)

ПРИДУМАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ АССОЦИАЦИЙ К СЛОВУ

ЛЮБОВЬ

Задание 5 (пазл СМЕЛОСТЬ)

ПЯТЫЙ ПАЗЛ НАЙДЕТЕ НА ДНЕ БАНКИ!

В банку, обернутую непрозрачной бумагой, насыпаются гелевые влажные шарики (используются для увлажнения растений). Дети, не зная что  в банке должны просунуть руку и вытащить конверт с пятым пазлом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологические игры с подростками.

Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки....

Большая психологическая игра для подростков с ОВЗ «Подари улыбку миру»

Роль игровых технологий в профилактике социальной депривации подростков с интеллектуальной недостаточностью очень велика. Именно через игру решаются вопросы формирования их социального поведения. В иг...

Психологические игры для подростков

Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом опред...