Психологическая игра для подростков «МИР ХАОСА»
методическая разработка (7 класс) на тему
Не секрет, что мир подростков сложен и неоднозначен. Каждый из нас, педагогов и психологов, сталкивался с проблемой контакта этой категории детей, невозможностью найти отклик, заинтересовать чем-то. А ведь именно им, подросткам, так необходимо наше участие и помощь. Поэтому, попробовав один раз, и поняв, как детям нравится такая форма работы, я в своей практике стала очень часто использовать метод психологической игры. Почему психологическая игра? На мой взгляд, игра - это “маленькая” жизнь, которая проживается каждым участником. Она позволяет ребятам получить опыт, ценный для их настоящей жизни. Причем для участников она выступает как деятельность. Игра даёт возможность понять себя и других, прожить и выбрать модели поведения, выявить свои творческие возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая игра для подростков «МИР ХАОСА» | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОМОДЕДОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №5
142000, Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 39, тел. 7-54-85
Психологическая игра для подростков
«МИР ХАОСА»
Разработала и провела педагог – психолог
Притуленко Л.В.
Пояснительная записка.
Интерес к разработкам Битяновой М. Р. и проведению психологических игр в работе с подростками в нашей гимназии очень большой. Эта форма работы интересна детям, принимается ими и мы, психологи гимназии, нашли в ней мощный инструмент работы с подростками. Взяв за основу идею Битяновой М. Р., можно работать с ней в различных направлениях, наполняя игру разными смыслами, отрабатывая различные навыки и ненавязчиво знакомя подростков с правилами общежития, их правами и обязанностями.
В нашей гимназии была проведена психологическая игра для подростков «Мир Хаоса». Это заключительное занятие к большой теме «Вместе – дружная семья», на котором ребята еще раз приобретают положительный опыт коллективной работы, учатся умению сотрудничать, быть терпимее друг к другу.
Почему психологическая игра? На мой взгляд, игра - это “маленькая” жизнь, которая проживается каждым участником. Она позволяет ребятам получить опыт, ценный для их настоящей жизни. Причем для участников она выступает как деятельность. Игра даёт возможность понять себя и других, прожить и выбрать модели поведения, выявить свои творческие возможности.
Не секрет, что мир подростков сложен и неоднозначен. Каждый из нас, педагогов и психологов, сталкивался с проблемой контакта этой категории детей, невозможностью найти отклик, заинтересовать чем-то. А ведь именно им, подросткам, так необходимо наше участие и помощь. Поэтому, попробовав один раз, и поняв, как детям нравится такая форма работы, я в своей практике стала очень часто использовать метод психологической игры.
Моя цель - развитие детского коллектива, воспитание навыков коллективного взаимодействия, создание ситуации, в которой появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника, развитие навыков рефлексии.
Основной технологией данной игры является групповая обучающая работа.
Методы, использованные в игре:
- игровое погружение
- проблемное обучение (решение задач и выход из нестандартных ситуаций через самостоятельный и групповой поиск)
- обмен мнениями (рефлексия и обратная связь)
Данные методы работы выбраны с учетом возрастных особенностей подростков и с учетом репрезентативной системы восприятия учащихся.
-Визуальная репрезентативная система: «Карта Разрушенного Мира», чередование света и мрака.
- Аудиальная репрезентативная система – использованная в игре музыка.
-Кинестетическая репрезентативная система – практический опыт выполнения заданий.
Были, конечно, и риски: отказ от выполнения заданий, отсутствие интереса у ребят, недостаток времени. Но мы рискнули и успешно провели эту игру. Ребята были ошеломлены необычной обстановкой, нестандартностью заданий и очень эмоционально отреагировали на данную форму работы, попросив сделать продолжение этой игры.
Все поставленные мною задачи были осуществлены, дети успешно справились с заданиями, поняли, в чем состоял замысел игры. В гимназии мы и в дальнейшем будем использовать метод «Большой психологической игры» в работе с подростками, а также продолжим сотрудничество с учителями – предметниками по введению в ход урока элементов психологической игры.
Место проведения: театральная студия.
Тема: «Сотрудничество, взаимопомощь»
Цели урока: развитие коллектива, толерантности, умение работать в команде.
Задачи:
- Поставить участников в ситуацию, требующую принятия решений.
- Развить навыки коллективного взаимодействия.
- Создать ситуацию, в которой появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника.
- Развить навыки рефлексии.
Тип урока: психологическая игра.
Методы: игровое погружение, групповая работа, , мозговой штурм.
Оборудование и материалы:
Карта разрушенного мира, пазлы, свечи, костюмы ведущих.
Содержание игры:
Участники попадают в мир, разрушенный хаосом. Когда-то это место называлось миром Гармонии. Здесь царили высшие ценности: Любовь, Красота, Достоинство... Но, увы, это время прошло. Нравственные ценности были утрачены жителями этого мира. Мир Гармонии разрушен. Для того чтобы восстановить его, необходимо определить ценности и воссоздать карту мира.
Преодолевая препятствия, участники постигают смысл происходящего. Если препятствие успешно преодолено, то участники получают кусочек карты (пазл), на котором записаны обретенные нравственные ценности. В конце игры пазлы собираются и приклеиваются на большую карту.
Сценарий игры.
Выключается свет, звучит тревожная музыка (Трек №1). Участники игры, держась за руки, входят в затемненное помещение, где горят свечи. Детей встречают ведущие, одетые в черные балахоны. Это — жрецы разрушенного мира Гармонии. Игроки становятся полукругом вокруг ведущих. На стене висит карта разрушенного мира.
Ведущий: Вы попали в мир, называемый миром Хаоса. Когда-то этот край процветал: повсюду звучал веселый смех, животные и люди жили в гармонии и дружбе. Все называли это место миром Гармонии. Но случилось так, что в этом мире произошла катастрофа. Люди утратили ценности и смысл. Мир был разрушен. С тех пор здесь поселился господин Хаос.
Трек №1 продолжение
Смелые странники приходят сюда для того, чтобы восстановить потерянные ценности и вернуть миру гармонию. Но, увы, их попытки до сих пор не увенчались успехом. Вы видите карту этого мира, она до сих пор пуста.
Мир ждет новых героев, способных вступить в борьбу с Хаосом и найти новые смыслы. Согласны ли вы принять участие в восстановлении гармонии в этом мире и пройти этот путь до конца? Хватит ли у вас смелости? Я обращаюсь к каждому из вас.
(Участники в индивидуальном порядке отвечают на вопрос.)
Тогда вам нужно принести клятву верности. Вы согласны?
Клятва вступающих в мир хаоса
Мы, вступая в разрушенный мир, клянемся пройти путь до конца, не свернув с дороги на полпути.
Клянемся!
Мы приложим все свои силы для того, чтобы внести порядок в мир Хаоса и восстановить потерянные ценности и смыслы этого мира.
Клянемся!
Мы сохраним наше единство, останемся верны нашей дружбе, не покинем друг друга в беде.
Клянемся!
Ведущий: Вам предстоят нелегкие испытания. Но прежде чем вы отправитесь в путь, мы хотим знать, уверены ли вы в том, что справитесь с предстоящими испытаниями? Пусть каждый назовет свое качество которое дает ему уверенность, что этот путь вам по плечу
Участники называют качества (например, смелость, находчивость, чувство юмора и т.д.). В случае затруднений возможно коллективное обсуждение достоинств данного человека и группы в целом.
Слишком длинный путь придется вам преодолеть, поэтому вам нужно разделиться на две группы и выбрать лидера. Каждый пройдет СВОЙ ПУТЬ! Здесь находятся знаки принадлежности к группе. Опустите руку и возьмите Свой! (ребята таким образом делятся на 2 группы).
Ведущий: Итак, в путь. Все задания будете получать от моего жреца. А итог испытания будет зависеть от смелости, решительности и находчивости каждого из вас. Если вы справитесь с проблемной ситуацией, то получите кусочек карты мира Гармонии. Если нет — осколок карты останется в руках слуг мира Хаоса.
В конце пути вы найдете талисман — символ мира Гармонии.
(Звучит тревожная музыка. Трек №2)
По одному игроку из команды подходят к Жрецу Хаоса и получают конверт №1. (Задание Интеллект). Ведущий озвучивает задание и время на его выполнение.
По истечению времени, ребята подходят к жрецу, получают пазл и конверт № 2. (творческое задание). Когда ребята делают задания включаем
трек №3 и трек № 4
……………………………………………………………………………
Сделав задание, подходят опять к Жрецу, получают пазл и конверт №2…..№3….№4. На всех пазлах написан отрывок слова.
Трек №1
Задание № 5
Ведущий: Вы дошли почти до конца. Теперь наступает очередь ваших лидеров. Смогут ли они добыть последний пазл, будут ли смелыми и отважными? Нужно опустить руку в банку и достать то, что там лежит.
Ведущий: Вам пришлось преодолеть немало препятствий на этом трудном пути. Вы справились!
Скажите, с каким заданием вам было справиться тяжелее всего?
Почему? Что вам помогло справиться с ними?
Какие чувства вы испытываете сейчас в отношении друг к другу?
Ведущий: Теперь мы подошли к самому волнующему моменту. Вам предстоит заполнить карту теми кусочками, которые вы сумели добыть в ходе испытания.
Участники приклеивают пазлы на карту разрушенного мира.
Ведущий: Прочтите, пожалуйста, какими же смыслами наполнен мир Гармонии.
Включаем дискотечный шар, звучит трек № 5.
Ведущий: Вы достойно справились с поставленной перед вами задачей. Чары разрушены. Поэтому, теперь символ мира Гармонии по праву принадлежит ВАМ!
И на этом ваше пребывание в мире Хаоса закончено. Вы не можете далее оставаться здесь. Мы благодарны вам, о путники. Желаем вам сохранить в памяти тот опыт, который вы получили. А что вы пожелаете нашей стране?
Дети по очереди высказывают свои пожелания.
Ведущий: Ну, прощайте, друзья. Не потеряйте наш талисман, а то и ваш мир превратится в ХАОС!
Трек № 6
- Гаснут свечи. Жрец уводит участников игры. Они поднимаются в класс, где подводятся итоги.
Литература:
- Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2004 г.
- Журнал «Школьный психолог» №№ 9,10,11.12 2015г.
Приложение
Задание 1 (пазл ИНТЕЛЛЕКТ)
Поставьте буквы на свои места и запиши получившееся слово:
РУЛЖАН –
ЛОСТ –
РЕСИД –
КРУЧА –
КОЛОС –
РУБКАВЬ –
Задание 2 (пазл ТВОРЧЕСТВО)
- ПОПЫТАЙТЕСЬ ПРИ ПОМОЩИ МИМИКИ И ЖЕСТОВ ПОКАЗАТЬ РЕБЯТАМ ИЗ ДРУГОЙ ГРУППЫ СЮЖЕТ КАРТИНЫ И ЧУВСТВА, ИЗОБРАЖЕННЫЕ НА НЕЙ.
- УГАДАЙТЕ НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ ВАШИХ ДРУЗЕЙ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЧУВСТВА, О КОТОРЫХ ХУДОЖНИК ХОТЕЛ СКАЗАТЬ.
Задание 3 (пазл СОТРУДНИЧЕСТВО)
- ВСТАНЬТЕ В КРУГ. СЯДЬТЕ НА ПОЛ. ВОЗЬМИТЕСЬ ЗА РУКИ И ПОДНИМИТЕ ИХ.
- А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ ВСТАТЬ С ПОЛА, НЕ ПОМОГАЯ СЕБЕ РУКАМИ.
Задание 4 (пазл ДРУЖБА)
ПРИДУМАЙТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ АССОЦИАЦИЙ К СЛОВУ
ЛЮБОВЬ
Задание 5 (пазл СМЕЛОСТЬ)
ПЯТЫЙ ПАЗЛ НАЙДЕТЕ НА ДНЕ БАНКИ!
В банку, обернутую непрозрачной бумагой, насыпаются гелевые влажные шарики (используются для увлажнения растений). Дети, не зная что в банке должны просунуть руку и вытащить конверт с пятым пазлом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологические игры с подростками.
Многие излишне критикуют себя, не видят своих достоинств, а видят лишь недостатки....
Большая психологическая игра для подростков с ОВЗ «Подари улыбку миру»
Роль игровых технологий в профилактике социальной депривации подростков с интеллектуальной недостаточностью очень велика. Именно через игру решаются вопросы формирования их социального поведения. В иг...
Психологические игры для подростков
Подростковый возраст - это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом опред...
«Помоги мне» психологическая игра для подростков (карточки)
Карточки для игры...
- Мне нравится (1)