Методы, приемы и средства работы куратора, социального педагога семьей
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_priemy_i_sredstva_raboty_kuratora_sotsialnogo_pedagoga_semey.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, приемы и средства работы куратора, социального педагога семьей
Педагогическая поддержка со стороны куратора – это система действий, направленная на сохранение и укрепление физического, социального и психологического потенциала в жизненно важных ситуациях его развития. Это действия педагога в системе отношений, предусматривающих оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» с целью личностного развития ребёнка.
Что делать при…?
- обвинениях
Никто не интересуется, как я себя чувствую | Скажите нам точно, кто не интересуется этим? |
Он всегда сбивает меня с толку | Можете ли Вы на привести пример, чтобы мы могли это точно понять? |
- обобщениях
Ты сделал (то-то и то-то) и ты всегда… | Скажите нам, как бы Вы хотели, чтобы было в будущем? |
Он и она всегда …. | Что это у Вас вызывает? |
- высказывании в форме вопроса
Разве это совершенно не безответственно делать подобное без согласия других? | -Следовательно, по Вашему мнению, это совершенно непозволительно? -Расскажите нам, что вы думаете об этом. -Моя задача состоит в том, чтобы сделать свою точку зрения понятной для других |
- ссылке на других
Я думаю, что многие здесь думают точно так же, как и я | Пожалуйста, говорите толь за себя, скажите, что Вы думаете по этому поводу? |
- жалости к себе
Я совершенно подавлена, обескуражена, когда вижу, что они сделали. Мы слишком слабы, чтобы остановить их | - Кажется, Вы совсем потеряли надежду. -Расскажите нам, с какого времени вы чувствуете себя обескураженной? - Что, по вашему мнению, должно произойти с вами в будущем году |
- говорении за других
Мне кажется, что Катя хочет сказать вот что… | Я охотно Кате дала возможно сказать самой, что она имеет в виду |
-прерывании
Игнорировать того, кто прерывает | |
Костя, я хотела бы услышать твое мнение позже, но в даны момент говорит Катя. |
- отступлении
Один человек из присутствующих сидит отвернувшись | Я хотела бы пригласить высказаться тех, у кто до сих по не было возможности. |
Василий, есть ли у вас какие-либо мысли или замечания, которые Вы хотели бы сообщить нам |
- вызове кратору
Сохранять спокойствие, слушать и пытаться понять: -Значит Ваша основная задача в том, чтобы я… (потом объяснить собственные действия, если необходимо, не защищаясь. | |
Открыть свои чувства: - Я чувствую себя довольно неуютно от Вашего комментария, и не знаю точно, как мне на него реагировать. Я хотела бы подходить к делу так, чтобы это уважали все. Поэтому я не хотела бы просто проигнорировать ваши замечания. Что по этому поводу думают другие? |
Приемы активного слушания
Приемы активного слушания делятся на рефлексивные и нерефлексивные.
Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации куратор может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. (Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить. Зенон из Китиона (Стоик), греческий философ). Подчас нерефлексивное слушание становится единственной возможностью поддержания беседы, поскольку клиент бывает настолько возбужден, что его мало интересует чужое мнение, он хочет, чтобы его кто-то выслушал. "Да!", "Это как?", "Понимаю Вас", "Конечно", - такие ответы приглашают клиента высказываться свободно и непринужденно. Одобрение, интерес и понимание выражают и другие фразы: "Продолжайте, это интересно". "Вы чем-то встревожены?", "Что-то случилось?", "У Вас грустный голос", "Приятно слышать", "Можно подробнее об этом?" и т.д. С другой стороны, есть фразы, которые, напротив, являются помехой в общении: "Кто Вам такое сказал?", "Это почему же?", "Ну, не может быть, чтобы так уж плохо!", "Давайте быстрее", "Говорите, я слушаю" и т.п.
Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям. Люди, переживающие эмоциональный кризис, часто ищут в нас "резонатора", а не советчика.
Рефлексивное слушание является объективной обратной связью для говорящего и служит критерием точности восприятия услышанного. Этот прием помогает клиенту наиболее полно выразить свои чувства. Уметь слушать рефлексивно — значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение. Множество слов в русском языке имеет несколько значений, поэтому важно правильно понять говорящего, понять то, что он хочет сообщить. Многие клиенты испытывают трудности в открытом самовыражении, они часто "пробуют воду" перед тем, как «погрузиться» в темы с большим эмоциональным зарядом. Чем меньше уверенности в себе, тем больше ходит человек вокруг да около, пока не перейдет к главному.
Теперь кратко коснемся приемов рефлексивного слушания, которыми должен обязательно владеть куратор семьи.
Прояснение ситуации. Это обращение к говорящему за уточнениями: "Пожалуйста, объясните это", "В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?", "Не повторите ли Вы еще раз?", "Я не понял, что Вы имеете в виду" и др.
Перефразирование. Оно состоит в том, что куратор выражает мысль клиента другими словами. Цель перефразирования — самому сформулировать сообщение говорящего для проверки его точности. Фраза куратора может начинаться со следующих слов: "Как я понял Вас...", "Если я правильно понимаю, Вы говорите...", "По Вашему мнению,.,.", "Вы думаете...", "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, я понял...", "Другими словами, Вы считаете..." и др. Нужно уметь выразить чужую мысль своими словами, так как буквальное повторение может обидеть клиента и тем самым послужить помехой в общении (игра «Инопланетянин и репортер» .
Отражение. Отражая чувства, мы показываем, что понимаем состояние говорящего, а также помогаем ему осознать его эмоциональное состояние. Вступительные фразы могут быть такими: "Мне кажется, что Вы чувствуете...", "Вероятно, Вы чувствуете...", "Не чувствуете ли Вы себя несколько..." и др. Иногда следует учитывать интенсивность чувств: "Вы несколько (очень, немного) расстроены".
Резюмирование. Применяется при продолжительных беседах, с целью привести фрагменты разговора в смысловое единство. Резюмировать — значит подытожить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью следующих фраз: "Как я понимаю, Вашей основной идеей является...", "Если теперь подытожить сказанное Вами...", "То, что Вы в данный момент сказали, может означать..." и т.д. Резюмировать уместно в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, урегулировании конфликтов и решении проблем.
Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». Повторение должно носить эмпатический характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям собеседника. Пересказ — это своеобразная обратная связь: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, а слова других обычно вызывают в нас собственные воспоминания, ассоциации. Умение распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека, — это признак сформированности навыков активного слушания.
Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу? »). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека («Объясните, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.
Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, однако проговаривание не должно превращаться в оценивание. Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.
Эти простые приемы помогут куратору не только не попадать в конфликтные ситуации, но и устанавливать доверительные, доброжелательные отношения с самыми разными семьями.
Я-высказывания. Способ выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях. Конструктивная альтернатива Ты—высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого. Способ обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение. Схема Я—высказывания:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что…
Когда это происходит…
Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное название своего чувства в этой ситуации:
Я чувствую…
Я не знаю, как реагировать…
У меня возникает…
3. Называние причин:
Потому что…
В связи с тем, что…
Техника «Трехступенчатая ракета» (еще один прием я-высказываний):
- Опишите поведение собеседника: «Когда Вы делаете (говорите) то-то и то-то…»
- Отразите свои собственные чувства, связанные с этой ситуацией
- Обратитесь с просьбой о том, что вы хотите получить
Например,
- «Я вижу, что вы с увлечением обсуждаете что-то (без меня)…»
- «От этого я чувствую растерянность (обиду)…»
- «Поэтому я хочу вас попросить соблюдать правила встречи. Говорит один, остальные молчат»
Работа с возражениями.
Возражения – это все, что угодно, но не «да». «У меня нет времени, я слишком занят…», «Я не знаю, что делать, не умею» и т.д. К ним можно относиться как к недостатку информации; к показателю того, что у родителей задеты чувства во время вашего сообщения (например, чувство страха, вины); к возможности определить тему для последующей дискуссии.
Поэтому важно:
- реагировать на возражения спокойно
- «разделить» человека и его «возражающее» поведение
- Дать «выпустить пар»: не перебивать, смотреть в глаза, кивать и т.д.
- После того, как выпущен пар присоединиться к чувства родителей Например, «Мне понятны Ваши чувства, на вашем месте я, наверное, испытала то же самое»
- Благодарите за задаваемые вопросы и высказываемые возражения Например, «Спасибо, это важно… Хорошо, что вы подняли этот вопрос»
- Не критикуйте, не спорьте, не перебивайте, ждите пауз в речи возражающего.
- Искренне просите: «Я хочу с вами посоветоваться (обсудить)…», «Прошу мне помочь разобраться»,. Спрашивайте: «Как мне поступить в этой ситуации?»
- Возвращайте к цели встречи, если высказывания ушли далеко от темы.
- Если говорят: «Это не возможно!», то продолжение вопроса может быть: «А что могло бы получиться, если все-таки это сделать?»
- Спросите: «Что должно случиться, чтобы Вы сказали: «Да»? Что мне нужно вам сказать, чтобы вы согласились?»
- Задавайте уточняющие вопросы: «Что вы имеете в виду? Я не совсем понял вас. Не повторите ли вновь?»
- Перефразируйте, резюмируйте, отражайте чувства.
Как предупредить возражения?
- Не снижайте самооценку родителей. Не намекайте, что они плохие или у них плохие родители. Критика родителей или их детей включает у них чувство страха или вины. Мысль: «Я плохой родитель» приводит к обороне, т.е. к возражениям.
- Повышайте самооценку
- Благодарите за участие, активность, искренность, терпение, внимательность и т.д.
- Чаще отражайте свои чувства, благодаря этому вы становитесь понятнее и безопаснее для родителей: «Я волнуюсь, я смущена, я чувствую растерянность, меня раздражает, пугает, тревожит…»
- Используйте прием «чтение мыслей»: проговорите возможные возражения до их возникновения и ответьте на них. Например, «Может быть вы думаете, что наши совместные усилия в изменении ситуации ничего не дадут?» «Я хотела бы сейчас поговорить об этом»
- Вместо «Вы» чаще говорите «Мы».
- Мотивируйте, показывая положительный результат Например, «Если мы учим ребенка справляться со стрессами, учим осознанно отказываться от всех соблазнов, улучшаем наши семейные отношения, то наши дети растут здоровыми, в безопасной атмосфере, умеющими справляться с трудностями». Все люди легче мотивируются на достижение позитивного результата, чем на избегание негативного.
- Исключите, по возможности, слово: «Нет». Используйте формулировки типа: «Мне представляется это иначе…», «Подумайте над таким вариантом…», « Мне кажется, что лучше…»
- Вопрос «Почему» заменяйте на вопрос «Как».
- Помните об эффекте бумеранга, когда сильное давление на чувства ребенка или родительского долга воспринимается как покушение на собственный выбор, в результате можно получить ответное сопротивление и давление на Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.
Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования....
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...
Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»...
Разнообразие методов, приемов и средств обучения, используемых в ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для достижения оптимальных результатов и повышения качества образования.
В статье описываются разнообразные методы, приемы и средства, используемые учителями ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат" для повышения результативности и качества образования....
Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.
Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....
Алгоритм работы с социально - неблагополучной семьей. Рекомендации педагогам
Рекомендация педагогам по выявлению неблагополучных семей....
Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».
«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....