Комплексная программа профилактики
материал на тему
Комплексная программа профилактики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_profilaktiki.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9» г. Кызыла.
Компексно-целевая
программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся.
КЫЗЫЛ, 2018г.
Паспорт комплексно-целевой программы.
1. Паспорт программы
Наименование программы | Компексно-целевая программа по профилактике правонарушений и безнадзорности |
Дата утверждения программы | Решение педагогического совета Протокол № ________________ Приказ директора Салчак Д.О. |
Разработчики программы | Администрация гимназии, воспитательный отдел гимназии, СПВС. |
Назначение программы | Развитие у учащихся потребности в приобретении ими социальных знаний и позитивных социальных навыков; создание условий для формирования позитивного самоотношения; формирование основ правового сознания учащихся; пропаганда здорового образа жизни и профилактическая работа среди обучающихся. |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". |
Цель программы | Создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. |
Задачи программы | 1.Выработка адекватных и эффективных навыков общения 2. Формирование осознанной позиции, расширение возможности выбора альтернативных моделей поведения 3. Дать учащимся представления об их правах, совершенствовать знания детей о социальных нормах 4. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих, анализировать свои отношения с ними |
Сроки реализации программы | 2018-2020г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность |
|
Участники реализации программы | Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги-психологи школы, социальные педагоги, фельдшер, педагоги дополнительного образования; инспектор ОПДН; родители. |
Управление, контроль | Мониторинг школы |
Формы и методы реализации программы | Групповые и индивидуальные занятия, беседы, классные часы |
Пояснительная записка
Программа формирует навыки преодоления жизненных трудностей в целом и не ограничивается решением какой-то одной проблемы. Дети учатся решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления ПАВ на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике девиантного поведения и формировании здорового образа жизни.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Профилактику девиантного поведения и пропаганду здорового образа жизни целесообразно начинать уже с 1-го класса. Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста с 1 по 11 классы.
Важным компонентом программы является обучение взаимодействию с людьми и, прежде всего, эффективному общению, дети учатся умению отстаивать свою точку зрения, вместе с другими учиться и работать.
Для достижения доброжелательной психологической атмосферы на занятиях вводятся правила поведения:
- Внимательное слушать говорящего
- Не критиковать говорящего, что бы он ни сказал
- Если не хочешь говорить, то можешь промолчать
- Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Цели программы:
- Развитие у учащихся потребности в приобретении ими социальных знаний и позитивных социальных навыков.
- Создание условий для формирования позитивного самоотношения
- Актуализация процесса социального самоопределения
- Формирование основ правового сознания учащихся.
Задачи программы:
1.Выработка адекватных и эффективных навыков общения
2. Формирование осознанной позиции, расширение возможности выбора альтернативных моделей поведения
3. Дать учащимся представления об их правах, совершенствовать знания детей о социальных нормах
4. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих, анализировать свои отношения с ними
5. Учить учащихся действовать в ситуации выбора и принимать ответственные решения.
Структура программы:
Программа состоит из следующих блоков:
- Правовое воспитание учащихся, воспитание законопослушного гражданина – ответ. зав. СПВС Монгуш Ч.Ш.;
- Развитие толерантного отношения у учащихся – ответ. педагог – психолог Анай-оол Ш.А.;
- Профориентация учащихся – ответ.педагог-психолог Сувакпут Ч.Т. ;
- Привитие здорового образа жизни учащихся (профилактика ПАВ)– ответ. валеолог Тондар У.Б-С. ;
- Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся – ответ. социальный педагог Тюлюш А.М.;
- Профилактика суицидального поведения – ответ. педагог-психолог Монгуш М-Ч.С.;
- Родительский всеобуч – ответ. социальный педагог Тюлюш У-Ч.А.
Содержание программы:
1 блок. Правовое воспитание учащихся, защита прав детства
№ занятия | Тема | Цели | Количество часов | Дата проведения занятия |
1 | Вступительное занятие. Права детей |
| 1 | 11.10.18 |
2 | Права и обязанности |
| 1 | 18.10.18 |
3 | Уголовная ответственность |
| 1 | 25.10.18 |
4 | Имею права! Ролевая игра | Определить степень понимания подростками правовых терминов, уровень знания своих прав и свобод. | 1 | 15.11.14 |
2 блок. Профориентационный блок.
№ занятия | Тема | Цели | Количество часов | Дата проведения занятия |
1 | Классификация профессий по Голланду | Знакомство с типами профессий: рациональным, реалистичным, конвенциальным, интеллектуальным, социальным, художественным. | 1 | 22.11.18 |
2 | Профессиональные интересы. Карта интересов Голомшока. | Проведение тестирования по карте интересов. Рефлексивный отчет подростков по итогам тестирования. | ||
3 | Профессиональная самоидентификация. Уровень профессиональной самоидентификации. | Тестирование на определение уровня профессиональной самоидентификации. Рефлексивный отчет подростков по итогам тестирования. | 1 | 29.11.18 |
4 | Игра «Мой выбор» | Ознакомить с теоретической частью: способы выбора профессии, житейский и аналитический. Показ презентации. Провести игровую разминку. |
3 блок. Развитие толерантного отношения у учащихся.
№ занятия | Тема | Цели | Количество часов | Дата проведения занятия |
1 | Толерантность | Познакомить учащихся с понятием толерантности. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности. | 1 | 13.12.18 |
2 | Все мы разные | Способствование предупреждения детской агрессивности и жестокости в разрешении конфликтных ситуациях. | ||
3 | Анкетирование «Насколько вы терпимы?» | Диагностика. | 1 | 20.12.18 |
4 | Презентация Планета Толерантности. | Показ способствует формированию у учащихся чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям другого народа. |
4 блок. Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся
№ занятия | Тема | Цели | Количество часов | Дата проведения занятия |
1 | Мое генеалогическое древо | Пробуждение чувства личной ответственности за Отечество, формирование патриотизма и гражданской солидарности, укрепления доверия к другим людям, формирование основ нравственного самосознания личности (совести). | 1 | 17.01.19 |
2 | Я – гражданин и патриот | 1 | 24.01.19 | |
3 | Культурное наследие и наши возможности | 1 | 31.01.19 | |
4 | Героические страницы моей страны | 1 | 07.02.19 |
5 блок. Привитие здорового образа жизни учащихся
№ занятия | Тема | Цели | Количество часов | Дата проведения занятия | |
1 | ЗОЖ – главное условие профилактики возникновения вредных привычек. | Определить компоненты здорового образа жизни, показать влияние курения, алкоголя и наркотиков на здоровье человека. Выделить взаимосвязь здоровья человека с состоянием окружающей среды. | 1 | 14.02.19 | |
2 | Выбор дальнейшего пути – «За» и «против» | 1 | 21.02.19 | ||
3 | Питание и здоровье | Создать условия для формирования у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. | 1 | 28.02.19 | |
4 | Пивной алкоголизм – беда молодых | 1 | 07.03.19 | ||
5 | Встречи с врачами | 1 | 14.03.19 | ||
6 | Встречи с врачами | 1 | 21.03.19 |
6 блок.
№ занятия | Тема |
| Количество часов | Дата проведения занятия |
1 | Родительский дом. | Семья. Что значит для меня мама. Какой отец нужен ребенку. Психология современной семьи. Семейный кодекс. | 1 | 28.03.19 |
2 | Экономика и деньги. | Азбука семейной экономики. Искусство тратить деньги. Учиться бережливости. | 1 | 11.04.19 |
3 | Формы общих дел в семье. | 1 | 18.04.19 | |
4 | Поощрение и наказание в семье | 1 | 25.04.19 |
Темы классных часов для классных руководителей
1-4 классы
№ | Темы классных часов | Дата проведения |
1 | Наши чувства и эмоции | 11.10.18 |
2 | Дружба крепкая | 18.10.18 |
3 | Делаем добро | 25.10.18 |
4 | Язык мой дружи со мной | 01.11.18 |
5 | Профессии наших родителей | 15.11.18 |
6 | Дружи с водой | 22.11.18 |
7 | ПДД | 29.11.18 |
8 | Мир на планете нужен всем | 06.12.18 |
9 | Законы детского объединения | 13.12.18 |
10 | Мой друг - книга | 20.12.18 |
11 | Удивительные животные | 17.01.19 |
12 | Правила культурного поведения | 24.01.19 |
13 | Будем вежливы | 31.01.19 |
14 | Этикет – искусство жить | 07.02.19 |
15 | Вредные привычки | 14.02.19 |
16 | ПДД | 21.02.19 |
17 | Правила поведения в общественных местах | 28.02.19 |
18 | О дружбе | 14.03.19 |
19 | Улица полна неожиданностей | 21.03.19 |
20 | Режим для школьника | 28.03.19 |
21 | Мир моих интересов. | 11.04.19 |
22 | Урок безопасности | 18.04.19 |
23 | Безопасное колесо. | 25.04.19 |
Темы классных часов для классных руководителей
5-7 классы
№ | Блок | Темы классных часов | Дата проведения |
1 | ЗОЖ | Здоровые привычки - здоровый образ жизни | 11.10.18 |
2 | Правда о наркотиках | 18.10.18 | |
3 | Можно ли купить здоровье? | 25.10.18 | |
4 | Хоть ты мне друг, но … | 01.11.18 | |
5 | Правовой всеобуч | Твои права и обязанности | 15.11.18 |
6 | Каждый ребенок имеет право… | 22.11.18 | |
7 | Чтобы не было беды | 29.11.18 | |
8 | Я и закон | 06.12.18 | |
9 | Толерантность | На что потратить жизнь | 13.12.18 |
10 | Взгляд на будущее. Мои планы. В поисках своего призвания | 20.12.18 | |
11 | Радуга дружбы | 17.01.19 | |
12 | Мы рождены быть разными | 24.01.19 | |
13 | Профориентация | Профессии моих родителей | 31.01.19 |
14 | Мечтать не вредно | 07.02.19 | |
15 | Моя будущая профессия | 14.02.19 | |
16 | Современные профессии | 21.02.19 | |
17 | Семейные ценности | «Спасибо нашим матерям...» | 28.02.19 |
18 | Родители и дети | 14.03.19 | |
19 | Родительский дом | 21.03.19 | |
20 | Земля на дом родной | 28.03.19 | |
21 | Духовно-нравственное воспитание | Поговорим о дружбе | 11.04.19 |
22 | Заповеди учащихся | 18.04.19 | |
23 | Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить? | 25.04.19 |
Темы классных часов для классных руководителей
10-11 классы
№ | Темы классных часов | Дата проведения | |
1 | ЗОЖ | Депрессия и способы борьбы с ней. | 11.10.18 |
2 | Пивной алкоголизм – беда молодых | 18.10.18 | |
3 | Компания в жизни старшеклассника | 25.10.18 | |
4 | Алкоголь и человечество. Кто победит? | 01.11.18 | |
5 | Правовой всеобуч | «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...» | 15.11.18 |
6 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 22.11.18 | |
7 | Я и закон | 29.11.18 | |
8 | Права ребенка. Конвенция о правах ребенка | 06.12.18 | |
9 | Толерантность | Как противостоять агрессии и разрешить конфликт? | 13.12.18 |
10 | Прощение или месть? | 20.12.18 | |
11 | Радуга дружбы | 17.01.19 | |
12 | Мы рождены быть разными | 24.01.19 | |
13 | Профориентация | Опасности, подстерегающие современную молодежь | 31.01.19 |
14 | Новые профессии | 07.02.19 | |
15 | Профессии с большой перспективой | 14.02.19 | |
16 | Мотивы выбора профессии | 21.02.19 | |
17 | Семейные ценности | Формы общих дел в семье. | 28.02.19 |
18 | Поощрение и наказание в семье | 14.03.19 | |
19 | «Спасибо нашим матерям...» | 21.03.19 | |
20 | Своей семье я говорю спасибо | 28.03.19 | |
21 | Духовно-нравственное воспитание | Заповеди учащихся | 11.04.19 |
22 | Я патриот своей страны | 18.04.19 25.04.19 | |
Тематика родительского лектория.
№ | Тема родительского лектория | Дата проведения | Ответственные |
1 | Воспитание детей и профилактика вредных привычек | 24.10.18 | Зав. СПВС Монгуш ЧШ. |
2 | Социальные сети, как влияют на развитие ребенка | 22.11.18 | Анай-оол Ш.А. |
3 | Защита прав и детства | 20.12.18 | Тюлюш А.М. |
4 | Кодекс об административных правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Разъяснения КоАП РФ | 17.01.19 | Тюлюш У-Ч.А. |
5 | Воспитание в семье как важный элемент предупреждения девиантного поведения ребенка (профилактика бродяжничества, депрессий, суицида) | 19.02.19 | Сувакпут Ч.Т. |
6 | Как сохранить психическое здоровье ребенка | 21.03.19 | Монгуш М-Ч.С. |
7 | Семейное неблагополучие | 23.04.19 | Тюлюш С.К. |
8 | Духовно-нравственное воспитание современных детей | 20.05.19 | Монгуш Ч.А. |
Этапы реализации комплексно-целевой программы:
I Подготовительный этап.
- Анализ литературы по данному направлению.
- Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.
II. Основной этап.
- Реализация мероприятий программы.
- Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:
- Декада здоровья (комплекс мероприятий).
- «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
- Спортивные мероприятия.
- Психопросвещение
- Классные часы, беседы по данной проблеме.
III. Аналитический этап.
- Социальный прогноз.
- Анализ реализации программы.
- Оформление отчётов.
- Оценка результатов.
Механизм реализации программы осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив.
- взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОПДН.
- психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике девиантного поведения
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
- привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике девиантного поведения обучающихся
- повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Участники программы
Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику девиантного поведения.
Управление, контроль, мониторинг
Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по социальной работе. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги-психологи школы, социальные педагоги школы.
Методы реализации программы:
Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.
Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.
Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.
Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.
Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.
Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.
Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Программа предполагает:
- Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.
- Проведение бесед с учащимися и их родителями о толерантном отношении друг к другу, профессиональной ориентации, пропаганда ЗОЖ
- Индивидуальную работу с учащимися.
- Работу с родителями.
Основные требования к условиям реализации программы:
- продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;
- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;
- группы (по 24 человек), объединенной в одну параллель;
- занятия может вести не только педагог-психолог, социальный педагог, но и классный руководитель, и педагог, прошедший некоторую подготовку;
Занятия не должны напоминать школьникам уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.
Организация профилактической работы предполагает:
- Включение подпрограмм:
- подпрограмма по профориентации учащихся;
- подпрограмма по толерантному отношению;
- подпрограмма по здоровому образу жизни;
- подпрограмма по правовому воспитанию учащихся;
- подпрограмма по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- подпрограмма по семейному неблагополучию.
Ожидаемый результат
– формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, преступности среди учащейся молодежи;
– развитие культуры межэтнических отношений;
– формирование правовой культуры подростков, включающей практические навыки предупреждения правонарушения, правильного поведения в ситуации юридического конфликта и выхода из него;
– формирование у детей представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми и нравственными нормами, правилами культуры поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
"Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими", - писал Маре...
комплексная программа "Профилактика здорового образа жизни" 2012 г
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество боль...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...
Комплексная программа: "Профилактика наркомании в образовательной среде"
Целевая комплексная программа по незаконному обороту наркотиков рассчитана на обучающихся 1-11 классов и составлена с учетом их интересов и возрастных особенностей сроком на 2010-2015 г. Предусматрива...
Комплексная программа профилактики и психолого – педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания "трудных уча...
Комплексная программа профилактики «Подросток» на 2019 – 2024 годы
Программа «Подросток» (комплексная программа профилактики)...
План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»
Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...