Комплексная программа профилактики «Подросток» на 2019 – 2024 годы
материал

Габдрахманова Айгуль Романовна

Программа «Подросток» (комплексная программа профилактики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podrostok.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная программа профилактики

«Подросток»

на 2019 – 2024 годы

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21»

города Магнитогорска


Паспорт программы.

Наименование Программы

Программа «Подросток» (комплексная программа профилактики)

Цель Программы

  • Формирование навыков социально-активного поведения личности, проявляющихся в осознанном правомерном поведении, эффективной реализации своих прав и свобод, умелой и цивилизованной их защите, ответственном отношении к обязанностям гражданина РФ, бережного отношения к своему здоровью.
  • Обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
  • Воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.
  • Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений в школе.
  • Принятие мер по общей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.
  • Оказание социально-психологической и педагогической помощь несовершеннолетним.
  • Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
  • Противодействие экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Основные задачи Программы

  • формирование у обучающихся знаний и системы представлений о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;
  • создание условий для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения;
  • формирование умений пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;
  • формирование эмоционально целостного отношения к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны,
  • формирование у обучающихся  толерантности и эмпатии;
  • совершенствование правовых и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; усиление  координации предупредительно-профилактической деятельности всех служб школы;
  • осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
  • укрепление служб социальной, психолого-
  • педагогической, медицинской и правовой поддержки
  • несовершеннолетних и их родителей;
  • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним;
  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам, алкоголю, курению и формирование личной ответственности за свое поведение;
  • противодействие экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Сроки реализации Программы

2019 – 2024 годы

Основные участники Программы

  1. Педагогический коллектив школы.
  2. Обучающиеся 1-11 классов.
  3. Родители (законные представители) обучающихся.
  4. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики.

Нормативно-правовое обеспечение Программы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Конвенция о правах ребенка1989г.
  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
  4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
  5. ФЗ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»
  6. Федеральные, региональные и муниципальные целевые программы.
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  8. Муниципальная долгосрочная целевая  программа «Профилактика  правонарушений в  г. Магнитогорск».
  9. Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Магнитогорска.
  10. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

Кадровое обеспечение Программы

  • Директор МОУ СОШ № 21;
  • заместители директора;
  • педагоги;
  • классные руководители;
  • педагог - психолог;
  • социальный педагог;
  • педагоги – организаторы, руководители клубов, кружков, секций, спецкурсов, факультативов;
  • родители;
  • библиотекари.

Партнеры Программы

  • Отдел опеки и попечительства, защиты прав детства г. Магнитогорска;
  • Комитет по делам молодежи г. Магнитогорска;
  • Комиссия по делам несовершеннолетних г. Магнитогорска;
  • Подразделение по делам несовершеннолетних ОМВД по г. Магнитогорску;
  • Учреждения дополнительного образования г. Магнитогорска;
  • «Социально-реабилитационный центр» г. Магнитогорска.

Объемы и источники финансирования Программы

В рамках текущего финансирования основных исполнителей Программы – Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Магнитогорска.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • совершенствование системы профилактической работы в школе;
  • повышение эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
  • улучшение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • создание стабильных условий для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними;
  • Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического соуправления;
  • Уменьшение числа «трудных» подростков в школе;
  • Создание здоровой и безопасной среды в школе;
  • Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители.


Пояснительная записка

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация.

Социальный опыт подростка складывается благодаря вхождению в систему социальных связей, где он осваивает и усваивает определенные социальные нормативы, ценности, социальные роли, транслируемые современным обществом. Педагог Д.И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердиться в обществе взрослых, показать значимость своего «Я» в реальных отношениях общественно полезной деятельности на добровольных началах. В педагогике, психологии и социологии известно такое понятие, как кризис подросткового возраста, который включает в себя:

  • возникновение полового влечения и как следствие - желание выделиться на фоне сверстников;
  • чувство взрослости, следствие - стремление к самоорганизации учебного и свободного времени, нежелание прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых;
  • недостаток опыта самостоятельного решения жизненных задач, неумение на фоне этого согласовывать свои желания и возможности;
  • бурный рост организма и при этом усиливающееся противоречие между возросшими физическими возможностями и духовным, интеллектуальным уровнем развития и т.д.

Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся к независимости. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

В обществе сложились опасные для подрастающего поколения тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних «Подросток».

Цели и задачи Программы.

Целью Программы является: cоздание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.

Программа направлена на решение следующих задач: 

  1. Проведение мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
  3. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
  4. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
  5. Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.
  6. Формирование морально-волевых качеств обучающихся.
  7. Создание благоприятного психолого-эмоционального климата в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
  8. Создание условий для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ, наркотических средств и алкоголя на организм человека.
  9. Формирование у обучающихся умения делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
  10. Оказание методической и психологической помощи педагогам и родителям в приобретении специальных знаний и навыков.
  11. Обучение детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формирование стрессоустойчивой личности, способной строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
  12. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
  13. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Срок реализации Программы

Название этапа

Направления работы

I этап - Подготовительный. Разработка программы. 2019-2021 учебный год

  • совершенствование нормативно - правовой базы;
  • определение стратегии и тактики деятельности;
  • укрепление межведомственного сотрудничества;
  • обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
  • разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
  • поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

II этап - Внедрение концепции Программы. 2021-2023 учебный год

  • оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап- Рефлексия. 2023-2024 учебный год

  • обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;
  • соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
  • определение перспектив развития школы в этом направлении.

Механизм реализации программы

Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности.

При этом сопровождение ребенка, как система социально- педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности;
  • использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.

Программа составлена на следующих научных и методологических  принципах реализации:

  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
  • Последовательность (этапность).
  • Преемственность.
  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Профилактическая программа школы включает основных ее участников:

  • работа с учащимися;
  • взаимодействие с родительской общественностью;
  • работа с педагогами школы;
  • сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Программа предполагает работу по нескольким направлениям:

  1. Организационная работа. Работа с педагогическим коллективом.
  2. Диагностическая работа.
  3. Профилактическая работа с обучающимися.
  4. Профилактическая работа с семьями обучающихся.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает формирование банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы, Управляющего Совета школы.

Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы.

Именно школа  должна взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.

Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы.

В программе применяются следующие понятия:

  • Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
  • Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
  • антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
  • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Реализация программы предполагает тесное взаимодействие и совместную деятельность Администрации школы, Отделом МВД по г. Магнитогорску, отдела по физической культуре, спорту и молодежной политике, органами социальной защиты населения, органов здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Взаимосвязь с социумами.

Взаимосвязь с внешними внешкольными учреждениями.

В целях повышения эффективности профилактической работы МОУ «СОШ №21» г. Магнитогорска тесно сотрудничает учреждениями и ведомствами системы профилактики (схема 1)

  


Мероприятия программы

1 направление:

Организационная работа. Работа с педагогическим коллективом.

Ключевые компоненты

Формы работы

Срок

Ответственные

Планирование и коррекция профилактической работы

Составление тематических годовых планов

август

Зам. директора

Социальный педагог

Педагоги-организаторы

Организация работы школьного Совета профилактики

Заседания СП

в течение учебного года

Зам. директора

Социальный педагог

Проведение тематических педагогических советов. Организация инструктивных совещаний с классными руководителями по вопросам социально-правовой работы в школе.

Пед.совет, семинар, круглый стол

в течение учебного года

Зам. директора

Социальный педагог

Педагогический всеобуч для  родителей

Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями

в течение учебного года

Зам. директора, классные руководители, социальный педагог

Составление социальных паспортов классов и школы

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.

Сентябрь - октябрь

Зам. директора, классные руководители, социальный педагог

Ведение баз данных учащихся из семей, находящихся в социально опасном положении, обучающихся, стоящих на учётах различных уровней (КДН и ЗП, ПДН ОМВД, внутришкольном), карт семьей

Работа с документацией

В течение года

Зам. директора, классные руководители, социальный педагог

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки

Наблюдение, анкетирования, опросы

В течение года

Зам. директора, классные руководители, социальный педагог

Участие в профилактических операциях «Образование всем детям», «Подросток», «Дети улиц», «Защита»

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания

в течение учебного года

Зам. директора, классные руководители, социальный педагог


2 направление: 

Диагностическая работа с учащимися и их семьями

Ключевые компоненты

Формы работы

Срок

Ответственные

Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.

Изучение документов, личных дел, беседы с родителями и детьми.

апрель-июнь, сентябрь-октябрь

Зам. директора по ВР, соц. педагог, психолог, классные руководители

Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы.

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.

август-

ноябрь

Классные руководители, психолог, соц. педагог, родители.

 Адаптация школьников 1,5,  10-х классов.

Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение  учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.

сентябрь-

декабрь

Завуч, зам. директора по ВР, кл. руководители, учителя.

Проведение социально-педагогического мониторинга

Подворовой обход закрепленной за школой территории

август

Зам. директора, педагоги школы

Постановка на учет «трудных» подростков (внутришкольный учет).

сентябрь

Классные руководители, социальный педагог

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, с целью организации индивидуального подхода к учащимся в общении.

в течение учебного года

Зам. директора, классные руководители, социальный педагог

Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы.

в течение учебного года

Классные руководители и учителя, психологи,  зам. директора по ВР, социальный педагог, вожатая, совет по профилактике.  

Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

в течение учебного года

Психолог, социальный педагог, совет по профилактике.

Совместная работа с психологом по оказанию индивидуальной психолого-педагогической помощи подросткам «группы риска», коррекции личности  подростков, предупреждению неадекватных поведенческих реакций школьников.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы, индивидуальные коррекционные занятия

в течение учебного года

Психолог, классные руководители

3 направление: 

Профилактическая работа с обучающимися строится по следующим направлениям:


Содержание и формы воспитательной работы школы

Модуль - направление «Предупреждение неуспешности»

Главные идеи и цели

  • Обеспечение выполнение Закона РФ «Об образовании».
  • Повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом

Задачи

  • Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
  • Повышение ответственности родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
  • выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний учащихся.
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.

Содержание деятельности

  • Профилактика и предупреждение прогулов. Ликвидация пробелов в знаниях. Внутришкольный контроль по предупреждению и преодолению неуспешности в обучении.
  • Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета по профилактике.
  • Создание имиджевых характеристик успешного человека.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков, в случае пропуска занятий учеником выяснение у родителей причины отсутствия.
  2. Контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщиков».
  3. обеспечение принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка.
  4. Посещение на дому учащихся, прогуливающих занятия.
  5. Проведение дополнительных занятий и индивидуальной работы с нуждающимися (прогуливающими) учащимися, организация помощи отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками.
  6. Составление плана работы учителями – предметниками с неуспешными учащимися, учитывая их индивидуальные особенности.
  7. Участие в конкурсах «Ученик года», деловой игре «Я – волонтер» и т.д.

Ожидаемые результаты

  • Выявление основных причин неуспеваемости учащихся.
  • Удовлетворение потребностей ребенка в обучении и общении.
  • Получение каждым ребенком базового уровня образования.

Модуль - направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

Главные идеи и цели

воспитание законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Задачи

  • сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;
  • научить учеников приема безопасного и ответственного поведения,
  • сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности;
  • сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;
  • формировать у учащихся  толерантность и эмпатию.

Содержание деятельности

  1. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам.
  2. Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.
  3. Создание условий для повышения самооценки учащихся и успешной реализации.
  4. Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие в её рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.
  5. Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию, самостроительству личностей.
  6. Оказание социально-психологической помощи детям при решении проблем в их жизни.
  7. Обеспечение координации усилий  всех участников воспитательного процесса в организации  профилактической работы по предупреждению правонарушений среди  несовершеннолетних.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Акция «Защита».
  2. Просмотр фильмов и социальных видеороликов.
  3. День правовых знаний (встречи с сотрудниками ПДН, КДН, ГАИ, прокуратуры).
  4. Классные часы, беседы на тему «Знаешь ли ты свои права?» ко Дню принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка.
  5. Классные часы, беседы на тему «Материнство. Мать: социальные и физиологические аспекты».
  6. Всероссийская акция «Мы – граждане России». День прав человека.
  • Выпуск тематических стенгазет
  • Классные часы, беседы.
  • Общешкольная линейка.
  • Общешкольная тематическая линейка «День прав человека. День Конституции РФ».
  1. «День Большой профилактики.
  2. День самоуправления.
  3. Учебно-полевые сборы с юношами 10-х классов.
  4. Неделя истории и правоведения «Этих дней не смолкнет слава».
  5. День безопасности в образовательных учреждениях
  • Классные часы, беседы:
  • «Лето - счастливая и опасная пора»;
  • «Вот и стали мы на год взрослей».
  1. «Праздник Детства» - праздничные мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей.

Ожидаемые результаты

  • Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • Стабилизация ситуации в семье;
  • Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни;
  • Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.

Модуль - направление «Правовое просвещение»

Главные идеи и цели

Правовая активность одна из главных характеристик современной личности. Повышение правовой культуры общества в целом. Формирование  и развитие гражданского общества.

Задачи

  • создание высоко-нравственной личности, способной в правовом пространстве, даже при минимуме конкретных правовых знаний, не нарушать законы;
  • формирование устойчивой линии активного поведения и умение управлять собственным поведением, в рамках закона, а не за его пределами;
  • помочь выработать внутреннюю потребность человека в правомерном поведении, позволяющим руководить своими  действиями  в рамках закона;
  • научить школьников грамотно ориентироваться в правовом пространстве;
  • осознание ценности права и осуществление выбора варианта правомерного поведения;
  • формирование у учащихся уважение к закону как средству созидания, предотвращения хаоса, беспорядков и конфликтов;
  • выработать в сознании учащихся программу, которая смоделирует их будущее поведение  как правомерное;
  • сформировать навыки законопослушного поведения.

Содержание деятельности

Через ведение внеурочных курсов («Основы духовно-нравственной культуры», «Я – человек»).

Формы и методы воспитательной работы

  1. Беседы, встречи, лекции сотрудников правоохранительных органов (ОМВД, ГИБДД) и прокуратуры  для учащихся.
  2. Классные часы: «Мы тоже имеем права», «Что такое чувство ложного товарищества», «Как попадают в преступную группу», «Осторожно! Нельзя!» и др.
  3. Использование в целях правового воспитания учащихся предмета «Обществознание».
  4. Конкурс рисунков и плакатов: «Осторожно. Улица!» начальная школа; «Нет пьянству и наркотикам!» – 5-11 классы.
  5. Цикл классных часов «Я – гражданин России».
  6. Участие в районном этапе «Мы – граждане России».

Ожидаемые результаты

  • совершенствование системы работы по правовому воспитанию;
  • снижение числа совершения обучающимися противоправных деяний;
  • сокращение числа обучающихся, состоящих на учете в субъектах профилактики
  • правонарушений несовершеннолетних.

Модуль - направление «Профилактика потребления ПАВ и вредных привычек (токсикомании, алкоголизма, табакокурения и т.д.)»

Главные идеи и цели

Главные идеи:

  • сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
  • воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
  • стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.

Главная цель:

  • Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья  для собственного самоутверждения.
  • Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению психоактивных веществ, становление активно отрицательной позиции по отношению к ПАВ  у большинства учащихся.

Задачи

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья, обусловливающие снижение  спроса на психоактивные вещества  в детско-молодежной популяции;
  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом;
  • формировать  личную  ответственность  за свое поведение;
  • сдерживать  вовлечения учащихся в прием психоактивных веществ за счет пропаганды здорового образа жизни;
  • формировать  антинаркотические установки  учащихся в результате  осуществляемой педагогическим персоналом профилактической работы.

Содержание деятельности

  • изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;
  • изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом;
  •  разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом;
  • поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
  • привлечение родителей – энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Встречи с медработниками.
  2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, ОВД с целью предупреждения нарушений.
  3. Индивидуальные беседы с детьми стоящими на внутришкольном учёте в присутствии инспектора по делам несовершеннолетних.
  4. Мероприятия, направленные на обеспечение реализации Федерального закона «Об ограничении курения табака». Профилактики наркомании и алкоголизма.
  5. Совместные рейды учителей совместно с представителями РОВД и ЦРБ в местах массового пребывания учащихся в вечернее время с целью предупреждения правонарушений.
  6. Встречи с работниками военкомата, курсантами военных училищ, ветеранами.
  7. Тематические акции и мероприятия.
  8. Дни здоровья.
  9. Первенство школы по игровым видам спорта.
  10. Городские и районные спортивные соревнования (согласно Календарю спортивных соревнований).
  11. «Весёлые старты» (состязания в силе и ловкости), Эстафеты и конкурсы.
  12. Спартакиады школьников.
  13. Военно-спортивная игра «Зарница».
  14. Мониторинг состояния здоровья учащихся.
  15.  Пропаганда здорового образа жизни через работу волонтерского отряда «Равный-равному».
  16. Конкурсы рисунков и плакатов, буклетов и листовой пропагандистского содержания.
  17. Постоянное обновление стенда.
  18. Рейды «Курению бой объявили мы с тобой».
  19. Просмотр фильмов о вреде наркотических средств «Наркотики - как они есть».
  20.  День правовых знаний (встречи с сотрудниками ПДН, КДН, ГАИ, прокуратуры).
  21. Вечер для старшеклассников «Здоровая молодежь! Здоровое будущее!».
  22. Месячник оборонно-массовой работы.
  23. Городская акция «За здоровый образ жизни» - профилактика потребления наркотических средств.

Ожидаемые результаты

  • Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.
  • Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
  • Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  • Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.

Модуль - направление «Профилактика экстремистских настроений.

Школа толерантности»

Главные идеи и цели

Создание механизмов формирования толерантных качеств личности обучающихся на основе гуманистического мировоззрения в контексте модернизации образования.

Задачи

  • создание условий для формирования толерантных установок личности в воспитательном пространстве школы;
  • обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при которой реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для развития толерантных качества;
  • нахождение эффективных форм, методов, приемов и средств формирования толерантных качеств личности: эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания, открытости и т.д;
  • развитие у школьников качеств, сопутствующих толерантности личности: доброта, чуткость и отзывчивость, ответственности, восприятие других культур, способность ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • организация взаимодействия на принципах толерантности в процессе введения в практику новых общешкольных традиций
  • создание условий для саморазвития личности ребенка как носителя толерантности сознания;
  • моделирование ситуации условий взаимодействия, в которых переплетаются социальные разноуровневые установки и понятия, требующие ответственного решения;
  • организация социальной практики учащихся с целью разрешения конфликтов в повседневной жизни нравственными и правовыми способами.

Содержание деятельности

В школе проводится работа по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистских настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов

Педагогический коллектив проводит работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности.

Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучения культурному диалогу.

В школе организована работа консультативных пунктов для учащихся, родителей с привлечением школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних

  • создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
  • поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Работа школьного волонтерского отряда «Равный равному».
  2. Традиционное проведение общегосударственных праздников (День защитников Отечества, Дни Боевой славы, День Победы, День Конституции): уроки мужества,  постоянное обновление стенда «Этих дней не смолкнет слава!»
  3. Единый всероссийский урок «День народного единства».
  4. Единый всероссийский урок «Международный день толерантности».

Ожидаемые результаты

  • Увеличение доли обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся;
  • Увеличение доли молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма;
  • Увеличение числа социально значимых проектов (акций), направленных на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Модуль - направление «Развитие досуговой деятельности».

Главные идеи и цели

Главные идеи:

  • формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
  • воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

 Главная цель:

  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
  • Выбор направлений по упорядочению работы с детьми и подростками, создание единого управляемого процесса культурного досуга и воспитания подростков.

Задачи

  • формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения;
  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
  • создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся, стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности;
  • воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
  • воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
  • расширение сферы занятости детей и подростков в свободное время;
  • развитие творческих способностей детей и подростков

Содержание деятельности

  • изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни в учебном заведении;
  • качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
  • поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
  • соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Функционирование системы дополнительного образования (кружков, секций, объединений и т.д.) и внеурочной деятельности;
  2. Экскурсионные и туристические мероприятия;
  3. Пришкольный  лагерь с дневным пребыванием детей в каникулярный период. Практика. Трудовой отряд;
  4. Праздники и вечера отдыха.

Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
  • Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
  • Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
  • Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
  • Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  • Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
  • Укрепление традиций образовательного учреждения.

Модуль - направление «Социальная и психолого-педагогическая поддержка обучающихся».

Главные идеи и цели

Главные цели:

  • создание условий для совершенствования  возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействовать эффективному использованию и обогащению ресурсного потенциала школы и окружающей среды  для обеспечения интеллектуального, духовно- нравственного и физического  воспитания детей и профессионально-личностного развития педагогов.

Задачи

  • Выявление обучающихся «группы риска», обучающихся, проживающих в неблагополучных семьях, нуждающихся в социальной защите.
  • Своевременное оказание квалифицированной помощи обучающимся и их семьям, нуждающимся в социальной помощи и защите, осуществление работы по предупреждению социального неблагополучия.
  • Изучение социально-педагогических особенностей обучающихся, включенных в банк данных: жилищно-бытовые условия, характер взаимоотношений в семье, классе, школе.
  • Оказание социально-педагогической поддержки обучающихся через индивидуальную, групповую, коррекционно-развивающую деятельность. Осуществление защиты прав несовершеннолетних.
  • Профилактика  социального сиротства.
  • Способствовать овладению и использованию педагогами  личностно и индивидуально ориентированных  форм, методов и приемов воспитательного взаимодействия с учащимися.
  • Создать компьютерный информационно - методический банк материалов о воспитательных системах классов.

Содержание деятельности

  • Деятельность по защите прав детства (Уполномоченный по правам ребенка в школе);
  • Социально педагогические исследования с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
  • Социально-педагогическая защита прав ребёнка;
  • Обеспечение социально-педагогической поддержки семей в формировании личности учащихся;
  • Социально – педагогическое консультирование;
  • Социально – педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
  • Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;
  • Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков (возможно в виде волонтерства);
  • Организационно-методическая деятельность;
  • Организация школьного питания.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Работа школьной социально-педагогической службы;
  2. Сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики;
  3. Психологическое сопровождение и консультирование обучающихся и членов их семей;
  4. Изучение психологических особенностей девиантных детей и их дальнейшее педагогическое сопровождение;
  5. Составление социального паспорта школы;
  6. Вовлечение педагогически запущенных детей в работу кружков, секций, общественных мероприятий;
  7. Изучение условий жизни данной категории учащихся в семье;
  8. Организация групповых занятий с детьми для коррекции трудностей в общении (1-11 классы).

Ожидаемые результаты

  • повышение мотивации обучающихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием. 
  • совершенствование системы сопровождения детей, требующих особого педагогического внимания; 
  • психолого-социальное сопровождение учащихся в периоды адаптации; 
  • создание эмоционально комфортной атмосферы в образовательной среде школы;
    корректировка системы социально-психологического сопровождения по результатам мониторинговых исследований. 

Модуль - направление «Семья. Семейные ценности».

Главные идеи и цели

Главные идеи:

  • семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
  • ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
  • школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

 

Главная цель

  • Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных ценностей;
  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание деятельности

  • создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»;
  • разносторонне просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  • организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  • поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Спортивно-развлекательные программы «Моя спортивная семья»;
  2. Родительский педвсеобуч, тематические родительские собрания;
  3. Районный конкурсы сочинений, рисунков и проектов «В кругу семьи»;
  4. Акция «Пусть всегда будет мама!»;
  5. Совместные праздники для детей и родителей: «Посвящение в первоклассники», «День матери», «Масленица»;
  6. Анкетирование детей и родителей по вопросам школьной жизни;
  7. Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты

  • Усиление внимания к проблемам семейного воспитания, повышение качества социальной и педагогической поддержки семьи в воспитании детей, профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
  • Возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро.
  • Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей, педагогов, населения.
  • Создание действенной, высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности и ее адекватное взаимодействие со всеми социальными институтами.
  • Функционирование школы как культурного, спортивного центра для детей и их родителей.
  • Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье.

Модуль – направление «Профилактика ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения»

Главные идеи и цели

Основная задача данной программы  – способствовать духовному развитию подростков.

Целью программы  является первичная профилактика  ВИЧ/СПИДа среди подростков посредством формирования духовно-нравственных ориентиров.

Задачи

Задачи содержательного плана. 

  1. Информирование подростков о  ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования. Эта задача решается, прежде всего, посредством повышения авторитета идей, прямо связанных с проблемой профилактики ВИЧ: семьи и брака, воздержания и верности, здорового образа жизни, ценности жизни как таковой.
  2. Формирование представлений о ценностях, создании условий для интериоризации представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции в нравственном самосознании подростков, формирование стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов. Важно показать подростку, что ценностное сознание всегда связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который существенно облегчается в том случае, когда человек утверждается в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы.
  3. Формирование психологической компетентности подростков, которая является важным ресурсом развития их духовно-нравственного развития. Ее решение предполагает:
  • Развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.
  • Создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями.
  • Создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.
  • Создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности.
  • Создание условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.

Задачи организационного плана отражают необходимость включения в работу по программе не только подростков, но и представителей их ближайшего окружения, прежде всего, администрацию учебного заведения, педагогов и родителей, а также участие церковных и светских организаций, осуществляющих деятельность, которая связана с содержанием программы.

Содержание деятельности

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой ВИЧ: счастье, я и моя жизнь, мир души, общение и дружба, ты не один, мужчина и женщина, любовь, семья, род культура, здоровье, ВИЧ/СПИД, толерантность жизнь с болезнью, зависимость от ПАВ, кризис и выход, жизнь и смерть, добро и зло, ценности, цели и смысл, свобода, выбор.

Каждая из них прорабатывается в рамках отдельного занятия (или нескольких занятий), причем любое занятие является законченным по форме, что допускает возможность изменения их предложенной последовательности.

Занятия построены в соответствие с возрастными особенностями восприятия подростками информации, особенностями  вхождения в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом целей формирования мотивации на  углубленную работу в программе.

Программа предусматривает возможность модификации для работы с подростками «группы риска». В эту категорию попадают подростки, склонные к девиантному и делинквентному поведению, подростки с несформированной системой социально-приемлемых ценностных ориентаций, а также подростки, для которых в качестве референтных групп выступают общности асоциальной направленности.

В качестве ожидаемого результата программы рассматривается: формирование у подростков системы нравственных ценностей, способствующей уменьшению риска ВИЧ-инфицирования  (идеи целомудрия, верности, ответственности).

Формы и методы воспитательной работы

Данный модуль реализуется через ведение внеурочных курсов  «Уроки здоровья».

Ожидаемые результаты

  • Осознание педагогическими работниками общеобразовательных организаций личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи.
  • Формирование у учащихся мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией; готовность к применению стандартных и унифицированных мер предосторожности в процессе производственного обучения и в быту для снижения риска инфицирования при аварийных ситуациях.
  • Формирование у педагогов, учащихся и родителей толерантности по отношению к людям, попавшим в ВИЧ уязвимую ситуацию и их ближайшему окружению.
  • Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогическая поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленная на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с наркотизацией и ВИЧ-инфицированием.

Модуль - направление «Безопасность на дороге» (Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Пропаганда знаний правил дорожного движения).

Главные идеи и цели

  • совершенствование внеурочной и внешкольной работы по общеобразовательному курсу "Основы безопасности жизнедеятельности";
  • воспитательная работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков, формирование у подростков культуры безопасного поведения на дорогах и улицах, воспитания гражданственности, высокой обшей культуры, коллективизма;
  • широкое привлечение учащихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах среди детей младшего и среднего возраста;
  • знание и соблюдение правил дорожного движения (далее - ПДД);
  • развитие детской инициативы, выработка у школьников активной жизненной позиции;
  • профессиональная ориентация.

Задачи

  • предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
  • изучение и закрепление знаний учащимися ПДД;
  • вовлечение детей в занятия техническими видами спорта; формирование у них основ транспортной культуры;
  • привлечение обучающихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • овладение умениями оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • организация работы с юными велосипедистами, скутеристами, роллерами;
  • организация социально-полезного досуга детей и подростков.

Содержание деятельности

Осуществление пропагандистской работы по вовлечению обучающихся в отряд ЮИД.

Поддержание активной связи с ГАИ-ГИБДД ОМВД по г. Магнитогорску.

Оформление школьного стенда по безопасности дорожного движения, отрядного уголка ЮИД.

Информационно-просветительская работа с родителями:

  • родительские собрания;
  • организация работы школьной комиссии «За безопасность дорожного движения».

Формы и методы воспитательной работы

  1. Встречи с сотрудниками ГИБДД;
  2. Мониторинг  обучающихся – участников ДТП с целью организации индивидуальной работы с подростками;
  3. Организация совместной работы с психологом по оказанию индивидуальной психолого-педагогической помощи подросткам – участникам (свидетелям) ДТП (в случае выявления);
  4. Работа школьного отряда (ЮИД) «Юные инспекторы дорожного движения»;
  5. Организация подписной кампании на газету «Добрая дорога детства»;
  6. Участие в традиционных широкомасштабных акциях, мероприятиях, месячниках, декадниках:
  • «Внимание, дети!».
  • Осенний и весенний декадники
  • Зимний месячник безопасности
  1. Традиционные Недели безопасности дорожного движения, посвященные началу и окончанию учебного года.
  2. Внеклассные мероприятия по профилактике ДТП, предупреждению ДДТТ, соблюдению ПДД;
  3. Праздники «Посвящение первоклассников в пешеходы»;
  4. Конкурсы агитационной продукции: рисунков, плакатов, буклетов, памяток и т.д.;
  5. Инструктажи, тематические линейки;
  6. День памяти жертв ДТП ;
  7. «Безопасное колесо» - районные соревнования отрядов ЮИД;
  8. Изучение ПДД на уроках ОБЖ;
  9. Ведение классных часов в соответствии с тематикой.

Ожидаемые результаты

  • Повышение культуры безопасного поведения на дорогах у учащихся школы;
  • Снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Тесное сотрудничество со структурами, обеспечивающими безопасность личности;
  • Наличие у учащихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к сфере обеспечения дорожной безопасности;
  • Совершенствование профилактической работы по ПДД в школе;
  • Сформированность навыков правильного поведения детей;
  • Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Модуль - направление «Противопожарная безопасность».

Главные идеи и цели

  • совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре

Задачи

  • Повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности.
  • Оказание помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при возникновении пожаров.
  • Проведение противопожарной пропаганды.
  • Содействие в профессиональной ориентации детей.
  • Приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.
  • Ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения и тушения пожаров.

Формы и методы воспитательной работы

  1. Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния школы.
  2. Организация выпуска тематической стенной печати в школе и городе. Участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.
  3. Участие в проведении тематических выставок, смотров, конкурсов и военно-спортивных игр.
  4. Проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту
  5. Проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин, слетов.
  6. Организация и проведение собраний, тематических экскурсий, походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей.
  7. Отработка навыков.

Ожидаемые результаты

  • создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательного процесса;
  • снижение случаев травматизма во время учебных и внеклассных занятий;
  • недопущение совершения террористических актов и противоправных действий на территории школы;
  • повышение уровня защиты здания школы, инженерных сетей от возможных угроз природного и техногенного характера, а также других чрезвычайных ситуаций;
  • повышение профессионального и образовательного уровня работников и учащихся школы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • приведение материально-технической базы школы в соответствие с требованиями и нормами безопасности жизнедеятельности;
  • повышение роли родителей и общественности в решении вопросов безопасности и формирования здорового образа жизни школьников.

Модуль - направление «Информационная безопасность в сети интернет».

Главные идеи и цели

  • сформировать у обучающихся активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи

формировать у учащихся навыки:

  • ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде;
  • критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), отличать достоверные сведения от недостоверных;
  • распознавать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;
  • соблюдать законодательство при пользовании Сетью;
  • избегать выкладывать в сеть личную информацию.

Формы и методы воспитательной работы

  • Проведение медиауроков по теме «Информационная безопасность»;
  • Участие во Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет;
  • Проведение ежегодных мероприятий в рамках недели «Интернет-безопасность» для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и их родителей;
  • Конкурс рисунков «Безопасный интернет»;
  • Создание буклетов и памяток;
  • Участие во Всероссийской акции «Час кода»;
  • Участие в международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок»;
  • Участие в обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома;
  • Проведение обучающих семинаров для учителей школы по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде и дома;
  • Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации. (Создана на школьном сайте страница «Информационная безопасность»);
  • 100% установка в школе программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика.
  • 100% обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика (установка контент-фильтра)
  • 100% обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет
  • Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении

Ожидаемые результаты

  • Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет;
  • Обеспечение потребности педагогов в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
  • Грамотно организованное информационное пространство ребенка в семье;
  • Создание совместными усилиями педагогов и родителей рабочей среды ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

Модуль - направление «Профилактика суицидального поведения».

Главные идеи и цели

  • сформировать у обучающихся позитивную адаптацию к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между родителями, сверстниками другими людьми и миром в целом, с самим собой. 

Задачи

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Формы и методы воспитательной работы

  • Выявление и учет обучающихся с высоким уровнем тревожности и депрессии для проведения индивидуальной работы.
  • Учет семей, в которых возможны факты жестокого обращение с детьми, семейные конфликты (анкетирование, беседы с учащимися)
  • Участие в межведомственных операциях «Подросток», «Образование всем детям», «Защита».
  • Организация встреч обучающихся с представителями культуры и искусства, психологами, врачами, юристами по формированию жизненных установок и ценностного отношения к жизни.
  • Проведение цикла бесед «Как прекрасен этот мир» с учащимися 7- 9 классов по вопросам предупреждения детского суицида.
  • Психологические тренинги для учащихся «группы риска» и родителей на тему: - «Понимание - ключ к успеху»-12-15лет, - «Спокойствие, только спокойствие» - 8-11 лет, - «Личностный рост» - 8-11 лет, - «Снятие конфликтных ситуаций и агрессии»- 12-15лет, - «Причины подростковой агрессии» - 10-12лет, - «Профилактика асоциального поведения подростка в семье» - 12-15лет.
  • Проведение диагностических исследований по выявлению учащихся, склонных к различным видам рисков.
  • Семинары для классных руководителей «Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка», «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения», «Суицид и его последствия в подростковом возрасте».
  • Подготовка и распространение памяток среди родителей о профилактике суицидов среди несовершеннолетних.
  • Проведение родительских собраний «Взаимодействие школы и семьи как необходимое условие профилактики преступлений и правонарушений среди детей и подростков, успешной социализация личности».

Ожидаемые результаты

  • Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду (группа риска).
  • Выявление причины суицидального поведения учащихся группы риска.
  • Повышение уровня самооценки, уровня социально - психологической адаптации детей и подростков.
  • Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды общеобразовательного учреждения.
  • Создание условий, благоприятных для укрепления нравственнопсихического здоровья детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
  • Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности учащегося.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся, родителей, учителей.
  • Анализ результатов и выработка практических рекомендаций по профилактике суицидального поведения._


4 направление:  

Профилактическая работа с семьями обучающихся

Ключевые компоненты

Срок

Ответственные

Выбор родительского комитета в классах

сентябрь

Классные руководители

«День открытых дверей» для родителей, родительские собрания

Сентябрь,

апрель

Заместитель директора Классные руководители

Социальный педагог

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий

В течение  года

Классные руководители

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий

В течение  года

Заместитель директора

Социальный педагог

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль

В течение  года

Заместитель директора Классные руководители

Социальный педагог

Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

В течение  года

Заместитель директора Классные руководители

Социальный педагог

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей

В течение  года

Заместитель директора

Социальный педагог

Проведение родительского всеобуча

В течение  года

Заместитель директора

Социальный педагог

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения

В течение  года

Заместитель директора

Социальный педагог

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др

В течение  года

Заместитель директора Классные руководители

Социальный педагог


Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
  • улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
  • снижение / отсутствие количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков;
  • увеличить число детей, находящихся в СОП и детей и подростков «группы риска», участвующих в работе кружков и секций, в исследовательской, проектной и творческой деятельности;
  • усилить взаимодействие в направлении «учитель-ученик-родитель».

1 блок.

  • отсутствие семей обучающихся, состоящих в муниципальном и едином банке социально-опасных семей;
  • создание условий для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

2 блок.

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся;
  • повышение эффективности социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
  • высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов.

3 блок.

  • устойчивая положительная жизненная позиция несовершеннолетних;
  • отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки;
  • увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
  • отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на внутриклассный и внутришкольный контроль, на учёт в КДН;
  • высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности.

4 блок.

  • создание приоритетного родительского воспитания;
  • организация педагогического просвещения родителей;
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых;
  • отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;
  • высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2019-2024 годы

В данном документе представлена структура плана самообразования учителя истории и обществознания...

Индивидуальный план профессионального развития учителя французского и английского языков Григорьевой Ирины Сергеевны на 2019-2024 годы

Представлен индивидуальный план профессионального развития учителя французского и английского языков....

Индивидуальный план профессионального развития учителя английского языка Буйдиной Альфиры Ванзировны на 2019-2024 годы

Индивидуальный  план профессионального развития учителяанглийского языка  Буйдиной Альфиры Ванзировнына 2019-2024 годы...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса  "Чтение (Литературное чтение)". Цель программы - обучение чтению и развитие речи детей с лёгкой умственно...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык". Цель - обучение детей с лёгкой умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями навыкам г...