Игровая коррекционно- развивающая деятельность для детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему "Игровая деятельность в коррекционно-развивающем процессе для детей с ОВЗ"
Как бы ни изменялись игрушки, есть среди них такие, которые любимы во все времена. Одна из них – мяч, древнейшая игрушка человечества. Подбрасывая яркие и необычные мячи, современные дети даже не догадываются, что то же самое делали их сверстники в Древнем Египте. Тряпичные мячи II тысячелетия до н.э. найдены в раскопках Египта, а игры с мячом древних египтян, судя по изображениям на барельефах, отличались разнообразием и замысловатостью. Игровые мячи разных размеров и названий использовали в Древней Греции и Риме, где для этих популярных развлечений уже тогда были устроены особые дома. Каждый народ вложил в эту универсальную игрушку свои культурные традиции. В России тряпичные мячики звали «шитки», исходя из способа их изготовления – шитья из тряпок. Ручной мяч кликали и «попинухой» от действия с ним в игре ногами: пнуть, пинать. В деревнях делали мячики, плетенные из лыковых или берестяных ремешков, красивые и лёгкие. Иногда внутрь насыпали песок или заплетали комок глины – такой мяч с «тяжестью» дальше летел и годился для игры ногами. Часто в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твердым. После просушки выходил замечательный упругий мячик, не уступавший прыгучестью нынешнему резиновому сопернику. Повсеместно встречались и сшитые тряпичные мячики, набитые ветошью, шерстью, куделью. Они повторяли конструкции старинных кожаных мячей. В то же время с распространением фабричных тканей игрушки превращались в художественные изделия лоскутного шитья. Как можно сделать мячики своими руками?
Традиционный «русский» мячик
Вырезаем из бумаги выкройку – равносторонний треугольник (оптимальный размер стороны треугольника от 3 до 6 см), соединяя его вершины дугообразными линиями. Для одного мяча потребуется 8 одинаковых треугольников. Нарезаем по выкройке ткань (припуск 0,5 см) и сшиваем 4 лоскута треугольника с изнанки. Получилась полусфера – половина мяча. Так же сшиваем вторую половинку, следя за чередованием подобранных лоскутов. Половинки сшиваем так, чтобы совпали швы. Последние 1,5 - 2 см не зашиваем, чтобы можно было вывернуть оболочку мяча и набить его ватой, старыми шерстяными нитками или другим наполнителем. Набиваем туго, пока мяч не примет ровную форму шара, и зашиваем отверстие потайным швом. Теперь перетягиваем мяч по швам плетёным шнурочком или скрученными цветными нитками. Можно оставить короткую или длинную петельку – для подвешивания красивой лоскутной игрушки.
Красивые тряпичные мячи служили памятным подарком ребёнку на именины и день рождения, на праздник. Лоскутный мячик – оригинальная ёлочная игрушка, весёлая крутящаяся подвеска в автомобиле, декоративное украшение интерьера. А самое замечательное, что лоскутный мячик может сделать каждый, взрослый и ребёнок – «на радость – забаву да утеху»
Древнерусский» мячик
Вырезаем из ткани два одинаковых круга и полоску по длине окружности (по косой нитке). Сшиваем детали швом «через край», оставив отверстие для набивки на месте соединения концов полоски. Сшитый мяч похож на круглую шкатулочку, на старорусские мячи.
Подвески из узелков
Складываем вчетверо квадрат ткани, срезаем углы так, чтобы получился круг. Прошиваем край по кругу швом «вперёд иголку» и стягиваем, оставив отверстие для набивки душистыми травами. Прочно связанные узелки перевязываем шнурком, сплетённым из цветных ниток, по очереди соединяя, их друг с другом. Получается красивая подвеска с приятными запахами – результат совместной работы детей.
Мячи-попинухи
Ручной тряпичный мячик, набитый песком или опилками, использовали в русской игровой традиции и для игры ногами. Игроки пинали мяч по очереди, стремясь подбросить его пинком как можно выше. За самый низкий полёт мяча проигравшего подвергали наказанию. Он должен был пробежать назначенное расстояние, а остальные бежали за ним и бросали в вдогонку мяч, стараясь ударить убегавшего. Любимым развлечением повсеместно было катание на качелях, где так же участвовал мяч. Его бросали тому, кто качается, а тот должен был подбросить мяч пинком. Поймавший отброшенный мяч получал право садиться на качели. В северных областях эта забава называлась «попинуха», отсюда и название мяча. Были так же другие игры, в которых мяч вовсе не брали в руки и перебрасывали только ногами.
«Бабушкин» мяч – погремушка
Мяч сшит по принципу мешочка из льняного полотна от края праздничной дедушкиной рубахи, вышитой художественной гладью. По местам стяжки сверху и снизу мяча пришиты обтяжные бельевые пуговицы. Внутри мяча в картонной трубочке гремят мелкие камушки.
Мяч «восточный»
Мячик сшит по технологии японского шарика – темари. Он собран из 12 кулёчков, набитых синтепоном. Кулёчек сшит из двух четвертинок круга(24шт), образующих боковые стороны, и лепестка – внешней стороны(12шт). (Схема 1.) Детали сшиваются с изнаночной стороны, отверстие для набивки лучше оставлять ближе к остроконечной вершинке кулёчка.(Схема 2.) Сборка мяча проходит в три этапа. Сначала соединим за вершки четыре кулёчка. (Схема 3.) Затем сошьём их за края лепестков, чтобы они образовали крестик. Теперь сформируем средний поясок мячика. Соединим четыре кулёчка за края лепестков, а вершинки их сошьём в центре – получился круг. Совместим его с «крестиком», сшивая в центре вершинки, а снаружи – края лепестков кулёчков. Оставшиеся четыре кулёчка нужно пришить по очереди: сначала – за края лепестков, затем – за вершинку. Получиться интересный мячик, своего рода лоскутная головоломка. Хитроумная конструкция лоскутного шарика имеет и образное начало, напоминая красочное соцветие или созвездие.
Сокс
Этот мяч появился в Америке в 70-е годы xx века и быстро приобрел международную популярность. В переводе с английского его название означает «носки», что объясняет происхождение и назначение мячика. Считается, что первоначально предметом для игры служил обычный носок, набитый бобами, горохом или чем – либо сыпучим. Современные мячики – это вязаные из разноцветных ниток шарики, набитые мелкой «лапшой» из пластмассы, помещённой в пакет из плёнки. При подкидывании набивка неблагозвучно шуршит, зато издаваемый звук делает удар слышимым для игроков. Благодаря подвижности наполнителя сокс легко удержать на носке ноги. Игроки встают в круг и чеканят мячик ногами, подбрасывая его носком, пяткой, коленом. Отпасовать сокс друг другу можно даже плечом или грудью. Единственное условие – не трогать его руками. За нарушение полагается штраф в виде пинка от каждого игрока команды. Упавший мяч поднимают с земли тоже ногами.
Многодольные мячики
Оболочку для мяча, похожего на полосатый арбуз, сшиваем из долек, выкроенных из разных лоскутков цветных тканей одинаковой плотности и фактуры. Долек может быть любое количество, но не менее пяти. Выбрав количество долек и размер мяча, нужно сделать расчет размеров дольки – для выкройки. Длина дольки определяется по известной формуле πD/2, а ширина – по формуле πD/n, где π = 3,14; D – диаметр мяча; n – число долек. По размерам дольки делаем выкройку и вырезаем по ней из подобранных лоскутков заготовки для мяча с припуском на края не мене 0,5 см. Теперь стачиваем заготовки на швейной машинке или сшиваем вручную с изнаночной стороны. Последний шов выполняем не до конца, через полученное небольшое отверстие выворачиваем оболочку и набиваем паклей, опилками, сеном, тряпками или другими набивочными материалами. Затем зашиваем отверстие потайным швом вручную. При хорошем подборе лоскутков и аккуратном исполнении получаются красивые полосатые
Новогодний шар «Снежок»
Украшение рождественской ёлки самоделками – давняя семейная традиция. Домашнюю коллекцию новогодних можно пополнить рукодельными лоскутными шариками, мячиком или погремушкой – такие ёлочные украшения послужат и прекрасным подарком для детей от Деда Мороза. Шарик сшит из 12 равных пятиугольников, выкроенных по вырезанному шаблону (сторона – 3 см). Сначала пришиваем пять деталей к шестой, центральной, затем сшиваем соседние детали. Получилось полушарие. Повторяя операцию с оставшимися деталями, делаем втору половинку мяча. Сшиваем полушария по ломаной линии, оставив отверстие для набивки. Выворачиваем набиваемый мяч и зашиваем отверстие потайным швом. Готовое изделие напоминает волейбольный мяч.
Мяч «китайский»
Мяч сшит по принципу мешочка и набит сухой морской водорослью – камкой. Для украшения мячика нужно вырезать 6 кругов из ткани, подобрав их по цвету и размеру. Наложим по 3 круга один на другой, скрепив их между собой, а затем прикрепим их к мячику сверху и снизу. Теперь нужно перетянуть мяч цветными нитками, разделяя его форму на выбранное количество долек (12, 16, 18 ит.д.) Получается нарядный декоративный мяч, напоминающий цветной китайский фонарик. Сейчас любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Однако опросы родителей за последние годы показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им своих детей. Мы давно используем в своей практике игры с мячом для коррекционной работы. Обучали родителей на родительском собрании играть в мяч.
Игры с мячом имеют большое значение в развитии ребёнка. Они направлены на развитие:
1 – общей моторики и мелкой моторики;
2 – ориентировки в пространстве («Вправо, влево прокати, только мяч не урони», «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»).
3 – развитие фонематического восприятия, закрепления правильного произношения, дифференциации звуков. («Мяч передавай, слово называй», «Звуковая цепочка», «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»);
4 – обобщения и расширения словарного запаса, развития грамматического строя речи («Маме мяч бросай и животных называй, чётко фрукты называй, транспорт быстро называй и т.д.).
Давайте с Вами поиграем в эти игры.
Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не урони»
Цель: закрепление ориентированности ребёнка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции педагога: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задание по инструкции педагога.
Педагог:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне
Да на живот – не запутаться б мне.
«Мяч передавай, слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25 – 30 см.)
Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.
«Звуковая цепочка»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции, активизация словаря.
Ход игры. Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна – автобус – слон – нос – сова….
«Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»
Цель: закреплять умение добавлять слог до слова.
Ход игры. Педагог говорит детям:
– Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: СА – хар, СА – ни.
Затем педагог поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово.
«Маме мяч бросай и животных называй, (чётко фрукты называй, транспорт быстро называй и т.д.)»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч педагогу, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Педагог: Дети:
Дом. Животные: корова, лошадь, коза, кошка…
Транспорт: трамвай, автобус, поезд, самолёт…
«Я знаю три названия животных» (цветов) или «Я знаю три имени девочек» (пять имён мальчиков).
Цель игры: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребёнок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Ваня, Коля, Дима, Алёша».
Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; Отбивание мяча правой левой рукой на месте.
«Скажи ласково»
Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Мячик маленький поймай,
Да словечко приласкай.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например шар), а ребёнок, возвращая мяч педагогу, называет второе слово (шарик).
Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка
Коса – косичка, вода – водичка
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Игры с использованием «Логокуба»
Логокуб легко сделать в домашних условиях. Из картона смастерите куб, оклейте его грани разноцветной бумагой и прикрепите к ним кусочки ворсистой части липучки. Полистайте страницы старых журналов, подберите тематические картинки, снабдите их картонной основой, с обратной стороны приклейте оставшиеся части липучки. Можно играть.
«Определи первый звук в слове»
Цель: упражнять в выделении первого звука в слове.
Материал. Куб на гранях которого прикреплены буквы А, У, О, И. Карточки с изображением предметов названия которых начинаются со звуков А, У, О, И.
Педагог раздаёт детям карточки с картинками. Спрашивает: «У кого есть предмет, название которого начинается со звука А (У, О, И.)» Тот, у кого есть такая картинка, прикрепляет её на грань куба с соответствующей буквой.
«Найди нужную картинку»
Цель. Учить дифференциации звуков Л и Р.
Материал. Куб, на гранях которого прикреплены буквы Л и Р. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л или Р.
Ребёнок должен найти картинки со звуком Л и Р и прикрепить их к грани куба с соответствующей буквой.
«Раздели слово»
Цель: формировать умение делить слово на слоги.
Материал. Куб с прикреплёнными к граням карточками с одной, двумя , тремя, четырьмя полосками.
На грань с одной полоской ребёнок должен прикрепить картинки с предметами, названия которых не делятся на части (односложные слова); к другой – те, которые можно разделить на две части и т.д.
«Назови, одним словом»
Цель: закреплять в речи обобщающие слова.
Педагог показывает грани куба с прикреплёнными к ним предметными картинками. Дети должны назвать картинки, располагающиеся на каждой грани, одним словом.
«Подбери по цвету»
Цель. Закреплять представление о цвете, учить использовать в речи качественные прилагательные.
Педагог предлагает прикрепить картинки с изображением предметов к граням куба того же цвета, назвать их.
«Подбери по форме»
Цель. Закреплять представления о геометрических фигурах.
Педагог предлагает на красную грань прикрепить круглые предметы, на зелёную – квадратные и т. д.
Игры – загадки
Цель. Расширять словарь прилагательными.
Педагог загадывает какое – нибудь животное, перечисляет его признаки, например бурый, косматый, неуклюжий; хитрая, пушистая, рыжая и т. п. Ребёнок должен найти картинку с изображением животного, отвечающего этой характеристике. Если выбор верный, он прикрепляет картинку к кубу. Условия можно менять. Например, педагог показывает животное или предмет, а ребёнок даёт ему характеристику. Если она верна, прикрепляет картинку к кубу.
«Чего не стало?»
Цель. Упражнять в образовании родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание.
Педагог выставляет куб с прикреплёнными к нему картинками, предлагает рассмотреть и запомнить их. Затем дети закрывают глаза. Педагог убирает одну из картинок, спрашивает: « Чего (кого) не стало?» Дети, открыв глаза, дают полные ответы: «не стало рубашки и т. п.
Составление предложений
Цель. Развивать связную речь, логическое мышление.
Педагог прикрепляет к логокубу картинки с изображением предметов, не связанных по смыслу, например озеро, медведь карандаш. Дети составляют как можно больше предложений, включающих эти слова: «Медведь уронил в озеро карандаш», «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»
Где что находится?
Цель. Развивать пространственные представления, активизировать использование в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
Материал. Куб, вырезанные по контуру предметы. Ребёнку предлагается выполнить задание на логокубе: « В правом верхнем углу расположи яблоко, слева от него – шарик, под ним – куклу» и т.п.
«Что лишнее?»
Цель. Развивать логическое мышление, внимание, связную речь, закреплять навык классификации предметов.
Педагог прикрепляет картинки к граням куба, так чтобы одна из них не соответствовала данной классификационной группе. Ребенок находит её и объясняет, почему она лишняя.
«Что изменилось?»
Цель. Активизировать употребление в активной речи предлогов.
На одной из граней куба педагог прикрепляет три – четыре картинки. Предлагает запомнить их расположение и закрыть глаза. Меняет, расположение картинок спрашивает: «Что изменилось?». Ребёнок открывает глаза и говорит: «Морковка находилась в центре, а теперь она – в правом верхнем углу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье представлены методы и приёмы обучения детей, испытывающих трудности в учебной деятельности...
Разработка урока геометрии в VII классе коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) )
Разработка урока геометрии по теме "Медиана, биссектриса, высота треугольника" в VII классе коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)....
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в средней группе для детей ОВЗ.
Рабочая программа для детей средней группы с ОВЗ....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Коррекционно-развивающие программы для детей с отклонениями в развитии, реализуемые в муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении
Для детей с глубокой умственной отсталостью (4 года обучения) разработаны коррекционные программы:- социально-бытовой адаптации (СБА), на занятии СБА формируется эмоционально-волевой статус, приобрета...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Доклад...
Доклад на тему: «Использование игровых, коррекционно – развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ»
. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разно уровневого обучения и воспитания, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно...