Готовность подростка к современной конкурентоспособности
статья (9, 10, 11 класс) на тему
Выпускник школы должен быть самостоятельным, способным выбирать сам свой путь и быть ответственнымза свои поступки. но еще важно для него быть конкурентоспособным в этом быстро меняющемся мире.Как подготовить подростка к будущим трудностям жизни, чему важно ему научиться? Какие черты характера, какие ценности помогут в профессиональном становлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 134 КБ |
statya.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Казачкова Татьяна Борисовна,
к.п.н., методист школы № 163
Центрального района
Санкт-Петербурга
Готовность подростка к современной конкурентоспособности
Быть современником –
творить свое время,
а не отражать его.
М. Цветаева
Социальные изменения в обществе требуют изменения парадигм общения. Прежние ценности: забота о ближнем, товарищеская взаимопомощь, убеждённость в том, что для молодёжи открыты все пути, наставничество, как форма преемственности поколений, сформировали определенное иждивенчество подрастающего поколения. Всё это требует переоценки.
Сегодня молодой человек или девушка, решая проблемы самореализации, вынуждены думать о борьбе за существование и быть готовы к конкуренции, которая приобретает все более глубокие корни на рынке труда. Для выпускников школ особенно актуальным становится вопрос не только что знать, а как воспользоваться своими приобретенными знаниями. Им важно развить способность разбираться в своих потребностях, научиться выделять главное и существенное в намерениях и уметь ставить цели. А также важно строить отношения с окружающими людьми на обоюдно выгодных условиях, уметь выбирать из многообразия предложений, то, что соответствует его возможностям, и нести ответственность за этот выбор [1].
За время школьной жизни будущий выпускник, сложившись как личность, должен приобрести опыт самостоятельного принятия решений, разработки проектов и конструирования моделей, обеспечивающих жизнедеятельность, определить свое место в быстро меняющемся мире, адекватно воспринимать себя в нем и оценивать свои возможности, для достижения поставленных целей[4].
Материалы PISA последних исследований свидетельствуют о том, что в наших школах недостаточно уделяется внимания развитию у школьников умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Современная жизнь предъявляет требования к умению решать нестандартные задачи. Это определяет успешность учащегося и помогает ему вести себя неординарно в непредсказуемых обстоятельствах.
В связи с этим для учащихся десятого класса предлагается элективный курс «Как стать конкурентоспособным на рынке труда».
Данный курс базируется на концепции развития человеческих ресурсов (HRD, принятая во всем мире аббревиатура “Human Resources Development”) – рациональное использование и развитие способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда. Поэтому цель курса: обеспечение активного погружения в творческо-познавательную деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только приобретает основные умения коммуникативно-деятельностной личности, но и учится разбираться в способах их развития.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить технологии, развивающие умения и навыки самостоятельной учебной деятельности;
- создать условия для развития продуктивно-инновационных способностей старшеклассника;
- организовать диалоговое взаимодействие в процессе занятий для развития качеств коммуникативно-деятельностной личности;
- познакомить с информационными и интерактивными технологиями, для использования источников научной информации;
- научить адекватно оценивать себя, использовать все свои возможности, которые надо уметь отразить в своём резюме, для успешной реализации своих жизненных планов.
Таким образом, данный курс носит надпредметный характер и состоит из трех блоков.
Первый блок. Технология рефлексивного чтения – средство развития элементов коммуникативной культуры.
Блок рассчитан на 6 часов, предполагает развитие таких элементов коммуникативной культуры как:
- умения вести диалог;
- выделять главное (и в читаемых текстах, и в разговоре);
- выстраивать беседу, придерживаясь главной темы;
- точно формулировать вопросы и уметь отвечать на заданные;
- толерантно относиться к иному мнению других;
- уметь тактично отстаивать свою точку зрения, не навязывая её другим;
- быть способным слушать и слышать собеседника; поступками доказывать свою правоту.
Второй блок. Первоисточники – основа формирования собственного мировоззрения.
Блок рассчитан на 6 часов. Предлагается тот минимум первоисточников из каждого предмета, который желательно, должен быть прочитан ребятами. Если в первом блоке ребята знакомились с технологией рефлексивного чтения, то теперь воспользовавшись ею как средством, читают первоисточники, открывая мир автора, вникая в суть текстов, разбираясь в многозначности трактовок прочитанного, создавая свое пространство понимания исторических, философских, химико-биологических, физико-математических, географических областей знаний. В основном все занятия строятся в форме педагогической мастерской [5].
Третий блок. Резюме – содержимое личного портфолио.
Блок рассчитан на 9 часов. Приобретаемые знания должны быть целесообразно использованы в практической деятельности учеников. Легкость использования приобретённых интеллектуальных навыков позволит наиболее просто решать жизненные проблемы [2]. Выпускникам необходимо видеть себя рядом с другими, адекватно оценивать свои человеческие ресурсы, сознательно заниматься их развитием. Каждому важно уметь не только праздновать успех победителя, но уметь и проигрывать, извлекая из этого проигрыша позитивный результат. С этой целью в блоке предполагается прожить 2 мастерские «Акцентуация» и «Игра», каждая по 3 часа [3]. Заключительные три часа – рефлексия всего курса. Участники составляют свое резюме, исходя из наблюдений себя в каждом из занятий, воспользовавшись материалом, который складывался в «личные папки» на протяжении всего курса.
Результаты реализации курса:
- развитие способностей учащихся самостоятельно овладевать знаниями, формировать собственное мировоззрение, постигнуть необходимость профессионального самоопределения в современном мире на основе развития человеческих ресурсов;
- осмысление новых парадигм общения;
- повышение компетентности педагогов, реализующих курс.
В предлагаемом курсе используются технологии диалогового взаимодействия, которые, как подтвердила двадцатилетняя практика, являются и средством, и условием для становления личности и развития индивидуальности. Все, кто знакомился с этими технологиями, а затем использовал в своей профессиональной деятельности, говорили о своем личностном преобразовании, об изменении своего мировоззрения и совершенного нового, более глубинного отношения к окружающей действительности.
Литература
- Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.,1995. – 135 с.
- Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций.– СПб.: Речь, 2002. –111 с.
- Дьяченко В.К. Современная дидактика: В 2-х ч. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996 – Ч.1.-260 с.; Ч.2.-333 с.
- Концепции стандартов второго поколения для основного общего образования [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru.
- Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб.: изд-ва «Просвещение», 2001. – 304 с..
.
Предварительный просмотр:
Казачкова Татьяна Борисовна,
к.п.н., методист школы № 163
Центрального района
Санкт-Петербурга
Готовность подростка к современной конкурентоспособности
Быть современником –
творить свое время,
а не отражать его.
М. Цветаева
Социальные изменения в обществе требуют изменения парадигм общения. Прежние ценности: забота о ближнем, товарищеская взаимопомощь, убеждённость в том, что для молодёжи открыты все пути, наставничество, как форма преемственности поколений, сформировали определенное иждивенчество подрастающего поколения. Всё это требует переоценки.
Сегодня молодой человек или девушка, решая проблемы самореализации, вынуждены думать о борьбе за существование и быть готовы к конкуренции, которая приобретает все более глубокие корни на рынке труда. Для выпускников школ особенно актуальным становится вопрос не только что знать, а как воспользоваться своими приобретенными знаниями. Им важно развить способность разбираться в своих потребностях, научиться выделять главное и существенное в намерениях и уметь ставить цели. А также важно строить отношения с окружающими людьми на обоюдно выгодных условиях, уметь выбирать из многообразия предложений, то, что соответствует его возможностям, и нести ответственность за этот выбор [1].
За время школьной жизни будущий выпускник, сложившись как личность, должен приобрести опыт самостоятельного принятия решений, разработки проектов и конструирования моделей, обеспечивающих жизнедеятельность, определить свое место в быстро меняющемся мире, адекватно воспринимать себя в нем и оценивать свои возможности, для достижения поставленных целей[4].
Материалы PISA последних исследований свидетельствуют о том, что в наших школах недостаточно уделяется внимания развитию у школьников умений и навыков самостоятельной учебной деятельности. Современная жизнь предъявляет требования к умению решать нестандартные задачи. Это определяет успешность учащегося и помогает ему вести себя неординарно в непредсказуемых обстоятельствах.
В связи с этим для учащихся десятого класса предлагается элективный курс «Как стать конкурентоспособным на рынке труда».
Данный курс базируется на концепции развития человеческих ресурсов (HRD, принятая во всем мире аббревиатура “Human Resources Development”) – рациональное использование и развитие способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда. Поэтому цель курса: обеспечение активного погружения в творческо-познавательную деятельность, благодаря которой каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только приобретает основные умения коммуникативно-деятельностной личности, но и учится разбираться в способах их развития.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить технологии, развивающие умения и навыки самостоятельной учебной деятельности;
- создать условия для развития продуктивно-инновационных способностей старшеклассника;
- организовать диалоговое взаимодействие в процессе занятий для развития качеств коммуникативно-деятельностной личности;
- познакомить с информационными и интерактивными технологиями, для использования источников научной информации;
- научить адекватно оценивать себя, использовать все свои возможности, которые надо уметь отразить в своём резюме, для успешной реализации своих жизненных планов.
Таким образом, данный курс носит надпредметный характер и состоит из трех блоков.
Первый блок. Технология рефлексивного чтения – средство развития элементов коммуникативной культуры.
Блок рассчитан на 6 часов, предполагает развитие таких элементов коммуникативной культуры как:
- умения вести диалог;
- выделять главное (и в читаемых текстах, и в разговоре);
- выстраивать беседу, придерживаясь главной темы;
- точно формулировать вопросы и уметь отвечать на заданные;
- толерантно относиться к иному мнению других;
- уметь тактично отстаивать свою точку зрения, не навязывая её другим;
- быть способным слушать и слышать собеседника; поступками доказывать свою правоту.
Второй блок. Первоисточники – основа формирования собственного мировоззрения.
Блок рассчитан на 6 часов. Предлагается тот минимум первоисточников из каждого предмета, который желательно, должен быть прочитан ребятами. Если в первом блоке ребята знакомились с технологией рефлексивного чтения, то теперь воспользовавшись ею как средством, читают первоисточники, открывая мир автора, вникая в суть текстов, разбираясь в многозначности трактовок прочитанного, создавая свое пространство понимания исторических, философских, химико-биологических, физико-математических, географических областей знаний. В основном все занятия строятся в форме педагогической мастерской [5].
Третий блок. Резюме – содержимое личного портфолио.
Блок рассчитан на 9 часов. Приобретаемые знания должны быть целесообразно использованы в практической деятельности учеников. Легкость использования приобретённых интеллектуальных навыков позволит наиболее просто решать жизненные проблемы [2]. Выпускникам необходимо видеть себя рядом с другими, адекватно оценивать свои человеческие ресурсы, сознательно заниматься их развитием. Каждому важно уметь не только праздновать успех победителя, но уметь и проигрывать, извлекая из этого проигрыша позитивный результат. С этой целью в блоке предполагается прожить 2 мастерские «Акцентуация» и «Игра», каждая по 3 часа [3]. Заключительные три часа – рефлексия всего курса. Участники составляют свое резюме, исходя из наблюдений себя в каждом из занятий, воспользовавшись материалом, который складывался в «личные папки» на протяжении всего курса.
Результаты реализации курса:
- развитие способностей учащихся самостоятельно овладевать знаниями, формировать собственное мировоззрение, постигнуть необходимость профессионального самоопределения в современном мире на основе развития человеческих ресурсов;
- осмысление новых парадигм общения;
- повышение компетентности педагогов, реализующих курс.
В предлагаемом курсе используются технологии диалогового взаимодействия, которые, как подтвердила двадцатилетняя практика, являются и средством, и условием для становления личности и развития индивидуальности. Все, кто знакомился с этими технологиями, а затем использовал в своей профессиональной деятельности, говорили о своем личностном преобразовании, об изменении своего мировоззрения и совершенного нового, более глубинного отношения к окружающей действительности.
Литература
- Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.,1995. – 135 с.
- Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций.– СПб.: Речь, 2002. –111 с.
- Дьяченко В.К. Современная дидактика: В 2-х ч. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1996 – Ч.1.-260 с.; Ч.2.-333 с.
- Концепции стандартов второго поколения для основного общего образования [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru.
- Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб.: изд-ва «Просвещение», 2001. – 304 с..
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права подростка в современном мире
Мысли Мудрых -Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную стену. (Гераклит) -Никто не должен быть умнее закона (Аристотель) -Нравы – это люди, Законы –...
«Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях»
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается...
Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности
Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...
" Проблема культуры чтения у подростков на современном этапе развития"
Статья " Портрет современного подростка"...
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...
Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"
Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ...