Проект в номинации «Лучший детский и молодежный проект» Интернет! Да и нет!
материал (8 класс) на тему
Проблема: постоянное использование мобильного интернета обучающимися в урочное и внеурочное время
Цель проекта: Формировать у обучающихся МБОУ «Лицей №5» 12-16 лет культуру живого общения, замещающую интернет-зависимость, в период с сентября по май 2017-2018 учебного года.
Задачи проекта:
- Информирование о реализации проекта администрации лицея, родителей, педагогов, обучающихся.
- Изучение причин интернет-зависимости и способов ее замещения.
- Консультации психолога лицея
- Организация командо -образующих игр на внеурочных занятиях, классных часах, в период перемен.
- Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью обучающихся
- Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, телефонов;
- Создать благоприятный психологический климат в лицее
- Оборудовать рекреационно-образовательные зоны в лицее.
Целевая аудитория: обучающиеся 5-9 классов МБОУ «Лицей №5»
Актуальность проекта:
За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет сэкономить на их приобретении.
Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые на тему интернет-зависимости исследования показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить. По результатам анкетирования обучающихся целевой группы, 17% уже имеют интернет-зависимость.
Фактор риска:
-доступность гаджетов
- желание быть «как все»
-нежелание самостоятельно мыслить, искать пути решения проблем без помощи интернета
- мода на использование мобильного интернета
- заниженная самооценка подростков
Фактор защиты:
- школьный устав , запрещающий использование средств мобильной связи на уроках
- реальная коммуникация школьников
- Динамичные перемены.
- Использование различных методов и приемов: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социальный проект | 929.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в номинации
«Лучший детский и молодежный проект»
Интернет! Да и нет!
Проект разработан
учителем биологии МБОУ «Лицей №5»
Вакиловой Д.Г.
Казань 2018
Содержание
1. Название проекта
2. Краткая аннотация проекта
3. Актуальность
4. Цель
5. Основные задачи проекта
6. География проекта
7. Целевая аудитория
8. Механизм реализации
9. Календарный план
10. Смета проекта
11. Перспектива развития
12. Партнеры
13. Ожидаемые результаты
Краткая аннотация проекта
Проблема: постоянное использование мобильного интернета обучающимися в урочное и внеурочное время
Цель проекта: Формировать у обучающихся МБОУ «Лицей №5» 12-16 лет культуру живого общения, замещающую интернет-зависимость, в период с сентября по май 2017-2018 учебного года.
Задачи проекта:
- Информирование о реализации проекта администрации лицея, родителей, педагогов, обучающихся.
- Изучение причин интернет-зависимости и способов ее замещения.
- Консультации психолога лицея
- Организация командо -образующих игр на внеурочных занятиях, классных часах, в период перемен.
- Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью обучающихся
- Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, телефонов;
- Создать благоприятный психологический климат в лицее
- Оборудовать рекреационно-образовательные зоны в лицее.
Целевая аудитория: обучающиеся 5-9 классов МБОУ «Лицей №5»
Актуальность проекта:
За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Безусловно, интернет имеет огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет сэкономить на их приобретении.
Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые на тему интернет-зависимости исследования показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить. По результатам анкетирования обучающихся целевой группы, 17% уже имеют интернет-зависимость.
Фактор риска:
-доступность гаджетов
- желание быть «как все»
-нежелание самостоятельно мыслить, искать пути решения проблем без помощи интернета
- мода на использование мобильного интернета
- заниженная самооценка подростков
Фактор защиты:
- школьный устав , запрещающий использование средств мобильной связи на уроках
- реальная коммуникация школьников
- Динамичные перемены.
- Использование различных методов и приемов: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Время и место реализации проекта: проект реализуется в период с 01.09.2017 по 25.05.2018 года, на базе МБОУ «Лицей №5»
- Эффективность проекта: на момент 10. 02.2018 20% обучающихся 6-9 классов МБОУ «Лицей №5» выбрали живое общение предпочли его виртуальному, 10 % обучающихся выбрали для внеурочной деятельности несколько предложенных центров, 25 % ранее пассивных подростков вовлечены в игровую-практическую деятельность на переменах и во внеурочное время. Созданы рекреационно-образовательные зоны:
- Залы для занятий шахматами, настольным теннисом,
- Спорт зал для занятий волейболом, баскетболом, футболом, хореографией
- Лыжно-коньковая база
- Занятия каратэ
- Музыкальная рекреация
- Видео рекреация.
- Этноуголок « Национальный костюм»
- Историческая площадка – музейная комната
- Психологическая площадка «В кругу друзей»
- Детская площадка «Делу время, потехе час»
- Спортивная площадка «Быстрее, выше, сильнее»
- Зеленый класс и т.д
Образовательно воспитательный эффект:
Повышение двигательной активности и общения
Стимулирование интереса к занятиям спортом, командобразованию
Обеспечение психологической разгрузки
Создание условий для смены видов деятельности
Профилактика утомляемости
Мониторинг проекта : сбор информации о количестве вовлеченных во внеурочную деятельность обучающихся, отслеживание использование на переменах средств повышения культуры общения.
Механизм реализации проекта:
Задача | Мероприятия | Срок исполнения | Исполнитель | Участники | Ресурсы |
Информирование о реализации проекта администрации школы, родителей, педагогов, детей | 1.Проведение совещание педагогического коллектива по вопросу формирования у обучающихся 12-16 лет культуры живого общения, замещающей интернет-зависимость | 05.09.2017 13.30 | Организатор проекта учитель биологии Вакилова Дина Гумеровна | Администрация лицея в составе директора Разматуллиной Г.Г., завуча по воспитательной работе Переломовой С.А. Классные руководители 6, 7, 8, 9 классов. Переломова С.А., Фахрутдинова Д.Н., Хайруллина А.А., Козлова Г.В., Вакилова Д.Г., Нургалеева А.З., Селиванова Г.В., Федотова С.М. | Кабинет №3, проектор, принтер, краска для принтера |
2. Проведение родительских собраний по вопросу формирования у обучающихся 12-16 лет культуры живого общения, замещающей интернет-зависимость | 08.09.2017, 18.30 | Классные руководители и организатор проекта | Классные руководители 6-9 классов и родители | Кабинеты 1,2,3,11,13,14,20,16, 23. Проекторы, принтер, краска для принтеров | |
3.Проведение классного часа на тему «Интернет-зависимость. Миф или реальность» в 6,7,8,9 классах | 6-9 сентября 2017 13.30 | Классные руководители | Учащиеся 6-9 классов, завуч по воспитательной работе Переломова С.А. | Кабинеты , проекторы, принтер, Руководители центров организации внешкольной работы , руководитель теат-студии «Непоседы» Вашурова Г.Т., старший психолог ФГКУ «УВОВНГ России по РТ» Смешнова О.В.. | |
4.Разработка плана мероприятий с психологом лицея | 6-9 сентября 2017 | Руководитель проекта Вакилова Д.Г. | Бумага , принтер | ||
Изучение причин интернет-зависимости и способов ее замещения | 5..изучение работ психологов М. Орзака, К. Янга, В.Ф. Ряховского | сентябрь 2017 | Руководитель проекта Вакилова Д.Г. | Классные руководители 6-9 кассов | психолог Смешнова О.В. принтер, бумага, краска для принтера |
6.разработка методик занятий по замещению интернет-зависимости | |||||
Организация выхода психолога в группы учащихся | 7.Анкетирование обучающихся для изучения интернет-зависимости подростков | 12.09.2017 | Психолог Смешнова О.В. | обучающиеся 6-9 классов | принтер, краска, кабинеты, закрепленные за классными коллективами |
8.Оценка уровня общительности подростков | 19.09.2017 | ||||
9.Тест на выявление самооценки | 26.09.2017 | ||||
Организация командо -образующих игр на внеурочных занятиях, классных часах, на переменах | 10.оснащение рекреаций лицея площадками для шахматной игры, настенными магнитными шашками и шахматами, установка стола для настольного тенниса | октябрь 2017 | Директор МБОУ «Лицей №5» Рахматуллина Г.Г. | обучающиеся 6-9 классов | стол для настольного тенниса, 2 ракетки, комплект мячей 2 магнитные доски «Шашки», «Шахматы» 3 комплекта шахмат настольных, 3 стола для игры в шахматы |
11.внедрение в практику активных игр проводимых на переменах | октябрь 2017- май 2017 | Завуч по воспитательной работе Переломова С.А. | обучающиеся 6-9 классов классные руководители | мягкие тканевые мячи 9 штук, цветной картон, листы ватмана , наборы маркеров, 3 магнитные доски ( по 1 на каждый этаж) | |
12.проведение занятий повышающих уровень общительности и самооценку на классных часах | октябрь- май 2017 | классные руководители 6-9 классов | обучающиеся 6-9 классов | кабинеты , закрепленные за классными коллективами |
Партнеры:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского технического творчества «Факел» Вахитовского района г. Казани
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г.Казани "Детская художественная школа № 1"
Детская школа искусств имени М.А.Балакирева
Ожидаемые результаты :
1. Повышение уровня культуры общения в подростковой среде на уроках и во внеурочной деятельности
2. Снижение уровня тревожности у обучающихся 6-9 классов (по результатам финальной диагностики )
3. Снижение показателей интернет-зависимых детей с 17% до 0
4. Рост показателей охвата обучающихся внеурочной и внешкольной деятельностью
Смета проекта
Статья расходов | Кол-во | Цена | Финансовые затраты на проект | |||
Имеющиеся средства | Запрашиваемые средства | Итого | ||||
Ноутбук | 2 | - | 2 | 0 | 0 | |
Пачка Бумаги А4 | 1 | 250р. | 0 | 250 руб. | 250 руб. | |
Чай | 3 пачки | 50р * 3 | 0 | 150 руб. | 150 руб. | |
Значки | 50штук | 20р*50+500 | 0 | 1500 руб. | 1500 руб. | |
Призы | 100штук | 400 р. | 0 | 400 руб. | 400 руб. | |
Ручки | 10штук | 50 р. | 0 | 50 руб. | 50 руб. | |
Карандаши | 10штук | 45 р. | 0 | 45 руб. | 45 руб. | |
Ножницы | 3штуки | - | 3 | 0 | 0 | |
Линейки | 3 штуки | - | 3 | 0 | 0 | |
Колонка | 2 | - | 2 | 0 | 0 | |
Принтер | 1 | - | 1 | 0 | 0 | |
Картон | 2 пачки | 80 р. | 0 | 80 руб. | 80руб. |
Мониторинг и оценка выполнения проекта
мероприятия | индикаторы | источники информации | методы сбора данных |
1.Проведение совещание педагогического коллектива по вопросу формирования у обучающихся 12-16 лет культуры живого общения, замещающей интернет-зависимость | совещание охват всех классных руководителей 6-9 классов | протокол совещания пед. коллектива | |
2. Проведение родительских собраний по вопросу формирования у обучающихся 12-16 лет культуры живого общения, замещающей интернет-зависимость | 9 родительских собраний 80 % посещения | протоколы родительских собраний | проверка протоколов |
3.Проведение классного часа на тему «Интернет-зависимость. Миф или реальность» в 6,7,8,9 классах | 9 классных часов | протоколы классных часов | проверка протоколов |
4.Разработка плана мероприятий со школьным психологом | план мероприятий | проверка плана завучем по воспитательной работе Переломовой С.А. | |
5.Изучение работ психологов М. Орзака, К. Янга, В.Ф. Ряховского по теме проекта | обсуждение проанализированного материала с психологом Смешновой О.В. | тезисы | |
6.разработка методик занятий по замещению интернет-зависимости | пакет разработанных и адаптированных к возрасту целевой аудитории методик | ||
7.Анкетирование обучающихся для изучения интернет-зависимости подростков | 100% охват целевой аудитории | пакет разработанных и адаптированных к возрасту целевой аудитории методик | просмотр ведомости посещения анкетирований, анализ |
8.Оценка уровня общительности подростков | 100% охват целевой аудитории | пакет разработанных и адаптированных к возрасту целевой аудитории методик | просмотр ведомости посещения анкетирований, анализ |
9.Тест на выявление самооценки | 100% охват целевой аудитории | пакет разработанных и адаптированных к возрасту целевой аудитории методик | просмотр ведомости посещения анкетирований, анализ |
10.оснащение школьных рекреаций площадками для шахматной игры, настенными магнитными шашками и шахматами, установка стола для настольного тенниса | установленное оборудование | квитанции и товарные чеки о покупке оборудования, своевременная установка оборудования | проверка установки, монтажа оборудования |
11.внедрение в практику активных игр проводимых на переменах | уменьшение количества интернет-зависимых детей 50% вовлеченность детей в активные игры | записи с камер видео-наблюдения, наблюдения дежурных учителей , классных руководителей | просмотр записей камер видео-наблюдения , регистрирующих занятость детей на переменах |
12.проведение занятий повышающих уровень общительности и самооценку на классных часах | 80% посещаемость внеурочных занятий | ведомость посещения занятий | просмотр ведомости посещения |
Приложения
- Способ скриннинговой диагностики компьютерной зависимости
(Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) (патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2)
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!
Анализ скриннинговой диагностики целевой аудитории
- Тест на интернет-зависимость
Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
«очень редко» - 1 балл
«иногда» - 2 балла
«часто» - 3 балла
«очень часто» - 4 балла
«всегда» - 5 баллов
1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем планировали?
2. Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети?
3. Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению со своими сверстниками?
4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети?
5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в Сети?
6. Как часто из-за времени, проведённого в Сети, страдает ваша учёба?
7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой-либо деятельности из-за использования Интернета?
9. Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас спрашивают о том, что вы делали в Сети?
10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их мыслями об Интернете?
11. Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в Сеть?
12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает вас, когда вы находитесь в Сети?
14. Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в Сети?
15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в Сети, или воображаете, что вы там?
16. Как часто вы говорите, что проведёте в Сети «ещё пару минут….»?
17. Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в Сети?
18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в Сети?
19. Как часто вы предпочитаете находиться в Сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?
Если набрано 50-79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на жизнь испытуемого.
Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.
- Анкета для изучения Интернет-зависимости подростков
Данная методика используется для определения выраженности зависимости от Интернета и компьютерных игр в интернете как одного из видов интернет-аддикции и особенностей ее проявления. Цель данной методики: выявление особенностей поведения подростков в интернет-среде.
Подростку предлагается ответить на ряд вопросов.
1. Ваш пол?
А) Мужской Б) Женский
2. Твой возраст?
А) 12-13
Б) 14 – 15
В) 15-16
3. Увлечение, хобби: есть нет
4. Чем, помимо учёбы вы любите заниматься?
5. Ваше отношение к интернету.
а) считаете полезным открытием;
б) вам все равно;
в) считаете, бесполезной тратой времени;
6. Какова ваша потребность в интернете?
а) отношусь равнодушно;
б) периодически возникает потребность выйти в интернет;
в) испытываю ежедневную потребность в интернете;
г) не представляю свою жизнь без интернета.
7. Для чего Вы пользуетесь интернетом?
А) Для работы, учебы, поиска информации
Б) Для личных целей (социальные сайты, игры, музыка и т. д.)
В) Вообще не пользуюсь
8. Что больше всего привлекает Вас в пользовании интернетом?
А) Доступность Б) Простота использования В) Полезность
9.Откуда Вы чаще всего заходите в интернет?
А) Компьютер/ноутбук Б) Планшет В) Мобильный телефон
10. Считаете ли Вы себя интернет - зависимым человеком?
А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
11. Что вы испытываете, когда долго не играете или не находитесь в Интернете?
а) беспокойство; б) раздражительность; в) чувство дискомфорта; г) чувство подавленности; д) ощущение пустоты; е) другое.
12. В Интернете вы предпочитаете (выбрать не больше двух):
а) виртуальную реальность; б) социальные сети (какие); в) ICQ (чаты);
г) Сетевые игры (нужное подчеркнуть: бродилки, аркады, квесты, гонки, стрелялки, РПГ, стимуляторы);
13. Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего?
а) сайты знакомств; б) игровые, развлекательные сайты; в) поисковые сайты; г) сайты, где есть чат-комнаты.
14. Влияет ли интернет на вашу учебу?
а) не влияет; б) интернет помогает мне учиться (работать); в) мешает учебе (работе);
15. Как вы считаете, интернет влияет на ваше здоровье?
а) не влияет; б) влияет незначительно; в) здоровье значительно ухудшилось.
16.Как относятся близкие (родители, друзья) к вашему увлечению?
а) играют вместе со мной; б) положительно; в) нейтрально; г) отрицательно; д) резко отрицательно.
17.Какие ролевые компьютерные игры вы предпочитаете? (выбрать не больше двух)
а) игры, в которых вы смотрите глазами своего героя;
б) игры, в которых вы смотрите на своего героя со стороны;
в) руководительские игры.
18.Когда вы играете, то испытываете:
а) эйфорию; б) радость; в) облегчение; г) азарт; д) расслабление.
Анализ анкеты
Вопрос анкеты | Анализ | |||||||||||
Твой возраст (человек) | 12-13 96 | 14-15 114 | 16 18 | |||||||||
пол (человек) | ж 42 | м 54 | ж 58 | м 56 | ж 11 | м 7 | ||||||
Увлечение, хобби (человек) | есть 38 | нет 4 | есть 41 | нет 13 | есть 55 | нет 3 | есть 48 | нет 8 | есть 7 | нет 4 | есть 5 | нет 2 |
Чем, помимо учёбы вы любите заниматься | соц. сети 40% компьютерные игры 56% | соц. сети 36% компьютерные игры 82% | соц. сети 90% компьютерные игры 35% | соц. сети 62% компьютерные игры 70% | соц. сети 100% компьютерные игры 45% | соц. сети 86% компьютерные игры 71% | ||||||
Ваше отношение к интернету | 100% считают интернет полезным открытием | |||||||||||
Какова ваша потребность в интернете | не представляю свою жизнь без интернета 45% | |||||||||||
Что больше всего привлекает Вас в пользовании интернетом | 100% полезность | |||||||||||
Откуда Вы чаще всего заходите в интернет | с мобильного телефона 64% | |||||||||||
Считаете ли Вы себя интернет - зависимым человеком | 100% не считают себя зависимыми | |||||||||||
Что вы испытываете, когда долго не играете или не находитесь в Интернете | беспокойство 11% раздражительность 17% чувство дискомфорта 40% | |||||||||||
В Интернете вы предпочитаете | виртуальную реальность 35% Сетевые игры 37% | |||||||||||
Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего | игровые, развлекательные сайты 17% поисковые сайты 80% сайты, где есть чат-комнаты 3% | |||||||||||
Влияет ли интернет на вашу учебу | 100% интернет помогает мне учиться | |||||||||||
Как вы считаете, интернет влияет на ваше здоровье | 32 % влияет незначительно 68% не влияет | |||||||||||
Как относятся близкие (родители) к вашему увлечению | нейтрально 34% отрицательно 51% резко отрицательно 10% положительно 5% | |||||||||||
Какие ролевые компьютерные игры вы предпочитаете | игры, в которых вы смотрите глазами своего героя 47% | |||||||||||
Когда вы играете, то испытываете | радость 68% азарт 32% |
- Тематический план программы профилактики Интернет-зависимости у подростков. Планирование 8 классных часов
№ п/п | Тема занятия, цель | Содержание | Оборудование |
1 | Тема: «Интернет-зависимость» Цель: просветить участников относительно влияния сети на сознание и организм человека | Упр. «Привет» Упр. «Пересядьте те, кто..» Беседа с участниками об Интернет-зависимости Мини-лекция о влиянии сети на человека Упр. «Я могу заменить Интернет…» | Мяч, лист бумаги, фломастер |
2 | Тема: «Общение» Цель: развитие коммуникативных навыков участников | Упр. «Пум-пум» Упр. «Установление контакта» Упр. «Испорченный телефон» Упр. «Просьба-отказ» Упр. «Подарок» | - |
3 | Тема: «Общение, самооценка, тревожность» Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности | Упр. «Коллективный счёт» Упр. «Рукопожатие» Упр. «Дракон» Упр. «Комплименты» Упр. «Разговор через стекло» | Повязка на глаза |
6 | Тема: «Самооценка» Цель: повышение самооценки участников | Упр. «Букет» Беседа на тему «Почему человек может быть неуверен в себе?» Упр. «Я первый в…» Упр. «Я хороший, потому что…» Упр. «Волшебная рука» | Листы бумаги, ручки, фломастеры, часы |
7 | Тема: «Тревожность» Цель: снижение реактивной и личностной тревожности участников | Упр. «Стрессовые ситуации» Упр. «Насос и мяч» Упр. «Два стула» Упр. «Хорошо - плохо» Упр. «Позитив» | Листы бумаги, ручки |
8 | Тема: «Прощание» Цель: завершить занятия, получить обратную связь с участниками | Обсуждение прошедших занятий Упр. «Солнце и планеты» Упр. «Моё будущее» Упр. «Чемодан» Упр. «Пожелания» | Листы бумаги, ручки, фломастеры |
Ниже приводится более подробное описание каждого занятия.
Описание содержания программы профилактики Интернет-зависимости у подростков
Занятие 1
Тема: «Интернет-зависимость»
Цель: просветить участников относительно влияния сети на сознание и организм человека.
Оборудование: мяч, лист бумаги, фломастер.
Ход занятия:
1. Ведущий приветствует группу, раздаёт участникам их визитки.
2. Упражнение «Привет, я рад тебя видеть…»
Ведущий говорит: «Начнем занятие с пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросает мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание или комплимент этому человеку. Начинайте его со слов: «Привет, я рад тебя видеть!» Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему своё пожелание». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не поймает мячик.
3. Упражнение «Пересядьте все те, кто …»
Участники садятся в круг на стулья, которых на один меньше, чем участников. Выбирается водящий, который стоит в центре круга без стула. Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Он называет этот признак, например: «Пересядьте все те, кто любит мороженное». И все, кто любит мороженное, должны поменяться местами. Тот, кто стоит в центре круга, должен успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без стула, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы лучше узнать друг друга».
4. Беседа с группой на тему Интернет-зависимости по вопросам:
- Что такое Интернет?
- Для чего можно его использовать?
- Приносит ли он нам какую-то пользу в жизни?
- А есть ли отрицательное влияние сети на человека? Какое?
- Когда можно сказать, что человек зависим от сети Интернет?
- Похожа ли зависимость от «паутины» на другие виды зависимости – от сигарет, наркотиков, алкоголя? Чем?
- Попробуйте описать человека, который зависим от Интернета. Как он выглядит, какими чертами характера обладает? (участники называют качества, а ведущий записывает их фломастером на листе, прикреплённом к доске, чтобы все участники могли видеть список)
- Как вы думаете, можно ли назвать общение через Интернет полноценным? Почему?
- Почему так много людей сейчас сидит в Интернете?
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «Интернет»? (ведущий записывает их на листе)
5. Мини-лекция о влиянии сети на человека.
Ведущий рассказывает группе, что такое Интернет-зависимость, о её типах и признаках, о том, какие группы населения больше всего подвержены ей и какое негативное влияние оказывает долгое сидение в сети на сознание и организм человека. После этого он просит участников высказать свои мысли по поводу услышанного.
6. Упражнение «Я могу заменить Интернет…»
Участники делятся на две равные команды (если количество участников нечётное, ведущий тоже принимает участие в игре). Инструкция к упражнению: «Вспомните сейчас всё то, чем вы обычно занимаетесь в Интернете – общаетесь, ищете информацию, картинки, видео, фильмы, книги, посещаете какие-либо интересные сайты… Вам надо придумать, чем это можно заменить. Например: «Я могу заменить общение в «аське» на прогулку с друзьями. Я могу заменить время, проводимое в Интернете, на плавание…» и так далее. Участники из разных команд говорят свои варианты по очереди. Проигрывает команда, у которой первой кончатся варианты, чем можно заменить Интернет».
7. Ведущий объявляет, что на сегодня занятие окончено, собирает у участников их «визитки» и прощается до следующего занятия.
Занятие 3
Тема: «Общение»
Цель: развитие коммуникативных навыков участников.
Оборудование: -
Ход занятия:
1. Упражнение «Пум – пум»
Выбирается водящий. Он отмечает нескольких участников, объединённых каким-то общим признаком (цвет одежды, длина волос, обувь, сидят рядом и т.д.) и произносит фразу: «У следующих играющих (перечисляет их имена) есть пум – пум, а у других пум – пума нет». Участникам предлагается отгадать, что загадал ведущий. Отгадавший становиться водящим.
2. Ролевая игра «Установление контакта»
Участники группы в парах по очереди разыгрывают различные сценки на установление контакта. Основному играющему дается инструкция: «Ты должен установить контакт с собеседником для того, чтобы…». Например, один участник – администратор гостиницы, основной участник должен устроиться в гостиницу; один участник – продавец, основной участник должен поменять купленные вчера джинсы; один участник – спешащий прохожий, основной участник должен узнать, как доехать до улицы… и т.п. Основной участник должен использовать все средства, чтобы расположить собеседника и добиться поставленной задачи. На роль основных участников стоит выбирать необщительных застенчивых участников группы.
3. Упражнение «Испорченный телефон»
Один участник остаётся в комнате, остальные выходят за дверь и по приглашению ведущего заходят по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст телефонограммы Вам сейчас зачитаю, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику группы, он должен передать его следующему вошедшему, тот – следующему и т.д. Если текст при передаче от одного участника другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становиться бессмысленным, т.к. передача его становиться слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.
Текст телефонограммы: «Звонила Мария Александровна. Она просила передать, что задерживается в банке, т.к. там она договаривается о получении кредита на покупку новых компьютеров. Она должна вернуться к 13.30, к началу второй смены, но если она не успеет, то надо передать шестиклассникам, что у них изменилось расписание уроков на среду и вместо урока истории будет география». Упражнение помогает понять, как может исказиться информация в пересказе нескольких человек и откуда берутся слухи.
4. Упражнение «Просьба – отказ»
Участники разбиваются на пары. Один должен просить о чем-либо, а другой отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить. Предварительно ведущий объясняет парам, в чем будет заключаться просьба. Например: попросить брошку на вечер, денег взаймы, попросить написать за друга сочинение, взять себе котёнка и т.п.
Во второй части упражнения задание меняется. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет очень сложно отказать, например предложить свою помощь, совет. Второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
5. Упражнение «Подарок»
Участники встают в круг. Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по-очереди жестами изображает какой-то предмет (мороженное, котёнка, гирю, цветок и т.п.) и передает его своему соседу справа. Говорить ничего нельзя, а изображать надо так, чтобы друг вас понял. Если вы догадались, что вам хотят подарить, надо назвать этот подарок вслух и удостовериться, что вы поняли всё правильно».
Занятие 4
Тема: «Общение, самооценка, тревожность»
Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности.
Оборудование: повязка на глаза.
Ход занятия:
1. Упражнение «Коллективный счёт»
Участники сидят на стульях. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. Участник, называя число, должен встать. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число; во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
2. Упражнение «Рукопожатие»
Участники становятся в круг. В центре – водящий с завязанными глазами. Один участник должен подойти к водящему и поздороваться с ним за руку. Водящий должен определить, кто перед ним – мужчина или женщина и кто именно из участников перед ним. В зависимости от этого произнести: “Здравствуй, Оля!”, “Здравствуй, Миша!” Если он угадал, то водит тот, кого он узнал.
3. Упражнение «Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – Голова, последний – Хвост. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Хвост всё время убегает. Как только Голова схватит Хвост, она становиться Хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях – Головы и Хвоста.
4. Упражнение «Комплименты»
Группа делится на две равные части. Команды встают напротив лицом друг к другу. Участник одной линии говорит участнику другой линии: «Мне нравиться, что ты…», тот отвечает: «Да, я (повторяет), и еще я…». Важно, чтобы участники говорили искренне. Затем они меняются местами.
5. Упражнение «Разговор через стекло»
По желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Двоим участникам дается задание разыграть сценку: «Двое друзей находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой его провожает. И вот, когда проводы закончены и отлетающий уже перешел в специальный отсек, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего друга через стекло. Однако сложность в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов». Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (то же без слов). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим. В конце игры следует обсудить с участниками, поняли ли они друг друга, вся ли группа уловила суть их диалога.
Занятие 5
Тема: «Самооценка»
Цель: повышение самооценки участников.
Оборудование: часы, листы бумаги, ручки, фломастеры.
Ход занятия:
1.Упражнение «Букет»
Водящий стоит в центре круга, образованного сидящими на стульях участниками. Участники выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или самими участниками: роза, ландыш или пион. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал, а по команде: «Букет!» меняются местами все участники. Водящий доложен успеть сесть на место одного из участников. Тот, кто остался без стула, становиться следующим водящим.
2. Беседа на тему: «Почему человек может быть неуверен в себе?» по вопросам:
- Почему некоторые люди могут быть неуверенны в себе?
- Что мешает человеку быть уверенным в себе?
- Как выглядит неуверенный в себе человек? Можно ли по его виду понять, что он неуверен в себе?
- Что бы вы посоветовали человеку, у которого низкая самооценка?
- У каждого ли человека есть только плохие или только хорошие качества?
3. Упражнение «Я – первый»
Ведущий говорит: «Каждый человек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность? В чем вы считаете себя первым? Сейчас мы будем по очереди называть свои сильные стороны с помощью такой фразы: «Я первый в …». Например: «Я первый в учёбе. Я первый в умении выслушать друга…» и т.д.»
4. Упражнение «Я хороший, потому что…»
Участники разбиваются на пары. Ведущий засекает пять минут. В течение этого времени один участник рассказывает другому о своих хороших качествах, начиная каждую фразу со слов: «Я хороший, потому что…». Например: «Я хороший, потому что умею рисовать. Я хороший, потому что умею отлично готовить…». Второй участник должен при этом подбадривать собеседника. По истечении первых пяти минут участники меняются местами, и время засекается заново.
5. Упражнение «Волшебная рука»
Участникам предлагается на листе обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие качества, а на ладони – те, которые хотелось бы изменить. Поле этого в группе можно обсудить, какие качества участники записали на ладони, почему их хотят изменить и как это можно сделать.
Занятие 6
Тема: «Тревожность»
Цель: снижение тревожности участников.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Ход занятия:
1. Упражнение «Стрессовые ситуации»
Участникам предлагается на листах записать десять стрессогенных ситуаций. Затем эти ситуации надо разделить на две группы: события, которые не подвластны контролю, и стрессоры, которые можно контролировать. Первые подчеркнуть красным фломастером, вторые – зеленым. Затем в группе обсуждаются эти ситуации и способы борьбы со стрессом в них.
2. Упражнение «Насос и мяч»
Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами попробуем сделать одно упражнение, которое поможет успокоиться в стрессовых ситуациях». Участникам игры предлагается разделиться на пары: один будет большим Надувным мячом, другой – Насосом, надувающим Мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена – он не наполнен воздухом. Насос начинает надувать Мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «ссс». С каждой подачей воздуха Мяч надувается все больше. Услышав первый звук «ссс», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «ссс» выпрямилось туловище, после третьего – у Мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать, выдернул из Мяча свой шланг. Из Мяча с силой выходит воздух со звуком «шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
3. Упражнение «Два стула»
Ведущий: “Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья: “дружелюбное Я” и “раздраженное Я”, и выражать конфликт между ними».
4. Упражнение «Хорошо или плохо»
Участники записывают на отдельных листах бумаги различные качества, которые им присущи (не подписывая имени), затем складывают эти листы с кучу. Вытягивается один лист. По кругу каждый участник высказывает свое мнение об указанном качестве. Первый участник начинает свое высказывание со слов «Хорошо быть (называет выбранное качество), потому что…», а следующий участник начинает со слов «Плохо быть (выбранное качество), потому что…» и т.д. попеременно. Например: «Хорошо быть непунктуальным, потому что можешь приходить тогда, когда хочешь», «Плохо быть непунктуальным, потому что окружающие перестанут тебе доверять»; «Хорошо быть жадным, потому что все достается только тебе», «Плохо быть жадным, потому что сверстники перестанут дружить с тобой». Проводиться в два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негативную стороны качества.
5. Упражнение «Позитив»
Участники разделяются на группы по три – четыре человека. Каждой группе дается бланк, в левой стороне которого написаны отрицательные мысли. Задание: переформулировать неадекватные мысли в положительные и записать в правой части бланка. Высказывания:
1) Я этого не переживу.
2) Я глуп.
3) Он не прав.
4) У меня ничего не получается.
5) Как ужасно!
6) Я неудачник.
Занятие 7
Тема: «Прощание»
Цель: завершить занятия, получить обратную связь с участниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки, фломастеры.
Ход занятия:
1. Обсуждение с участниками прошедших занятий по вопросам:
- Что вы можете сказать о прошедших занятиях?
- Что запомнилось больше всего?
- Помогли ли занятия вам в чём-то? В чём?
- Комфортно ли вам было заниматься в группе?
- Хотели бы вы в будущем снова позаниматься в этом же составе или в другой группе?
- Почувствовали ли вы в себе какие-то изменения в ходе занятий? Какие?
- Узнали ли вы на занятиях что-то новое и полезное для себя?
- Заставили ли эти занятия вас задуматься о чём-либо? О чём?
- Что вы можете пожелать ведущему занятий? Комфортно ли вам было работать с ним?
- Как вы считаете, полезны ли такие занятия? Есть ли у вас советы, как лучше их организовывать?
2. Игра «Солнце и планеты»
Ведущий говорит: «За время занятий мы с вами хорошо познакомились и узнали друг друга. Кто-то подружился и сблизился между собой, а кто-то, может быть, и не очень. Сейчас мы с вами поучаствуем в упражнении, которое поможет понять, насколько дружной стала наша группа за это время». Участникам предлагается встать в круг. В центре круга становиться участник, который хочет узнать отношение к себе членов группы. Он становиться Солнцем. Солнце закрывает глаза, а все остальные участники, как планеты вокруг Солнца, выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует близости их отношения состоящим в центре: чем ближе они становятся к нему, тем больше близость из отношений.
3. Упражнение «Моё будущее»
Участникам предлагается закончить предложения:
- Моё будущее видится мне …
- Я жду …
- Я хочу …
- Я думаю …
- Я планирую …
- Мне хочется достичь успеха в …
- Для этого мне необходимо …
- Главная сложность, с которой я столкнусь …
- Преодолеть препятствия мне поможет …
4. Упражнение «Чемодан»
Участники берут по листу бумаги, складывают их пополам. Затем в этих «чемоданах» нужно написать, что каждый хотел бы увезти на память о прошедших занятиях – новых друзей, воспоминания, эмоции, игры и т.д.
5. Упражнение «Пожелания»
Все участники берут по альбомному листу бумаги, пишут на нем свое имя. Затем передают этот лист своему соседу, который пишет свое пожелание и передает лист дальше. Побывав у каждого участника, лист возвращается к владельцу. Ведущий тоже участвует в упражнении и пишет свои пожелания участникам.
- Ведущий объявляет конец занятий, благодарит группу за участие и интересные занятия и прощается с ними.
Командообразующие игры во время перемен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления абсолютного победителя 5-го конкурса- фестиваля "Учитель профильной школы" в номинации "Лучший образовательный продукт", призера 3-ей научно-практической конференции ТГПИ
Секция: ФизикаТема работы: «Мобильная связь на страже детского сна»Автор работы: Шестерякова Мария Игоревна, МАОУ Лицей № 28 г.Таганрог, 10 классРуководители: Кондратов Николай Викто...
Детское и молодежное объединение гражданско-патриотического воспитания Проект «ПАТРИОТ»
Проект «Патриот» (клуб)Впервые понятие «патриот» и «патриотизм» стали употреблять в период Великой французской революции 1789-1793 годов. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитни...
Программа проведения образовательной сессии «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ – ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ»
Программа проведения образовательной сессии «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ – ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ»...
Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»
Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...
Развитие детского и молодежного движения в России. Проект. Работа - призёр муниципального этапа НПК
Проект...
Итоги Всероссийского конкурса детских и молодежных проектов «Планета – наше достояние».
Цель конкурса: формирование интереса к инновационным экологическим технологиям, повышение уровня знаний о развитии технологий, методов переработки отходов и технологий, снижающих уровень загрязнения о...
П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога», в рамках федерального проекта Цифровая образовательная среда
П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога&raq...