Социальный проект "Мое село - территория счастливого детства"
проект на тему

Лазарева Елена Ивановна

  Социальный проект «Моё село – территория счастливого детства»   направлен на оказание социально – педагогической, социально – психологической, социально – медицинской, социально – правовой помощи семьям,  проживающим  в сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации или на стадии раннего семейного неблагополучия  и  воспитывающие   несовершеннолетних  детей через социальную службу «Мобильная бригада».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lazareva_e.i.doc782.5 КБ
Microsoft Office document icon lazareva_e.i.doc782.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Елена Ивановна, социальный педагог

ОГКУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних  «Планета детства» в г. Барыше

                                                                                                                                     

Социальный проект «Мы защитить сумеем детство».

       Профилактическая работа с семьей, находящейся в социально- опасном положении – одно из важных направлений педагогического коллектива социально- реабилитационного центра «Планета детства» в г. Барыше.

Семья – это целый мир, в котором ребенок живет, действует, учится любить и ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Именно в семье дети приобретают знания и понятия о жизни, людях, взаимоотношениях. Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди.   Но во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и  семьи,  находящиеся в социально-опасном положении. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются  психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.[1,c.10].

       Поэтому  был разработан   социальный проект «Моё село – территория счастливого детства», который   направлен на оказание социально – педагогической, социально – психологической, социально – медицинской, социально – правовой помощи семьям,  проживающим  в сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации или на стадии раннего семейного неблагополучия  и  воспитывающие   несовершеннолетних  детей через социальную службу «Мобильная бригада».

    Задачи проекта:

- способствовать своевременному выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях социального неблагополучия, в том числе посредством создания системы информирования граждан и   оптимизации межведомственного взаимодействия субъектов   системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- формировать эффективную систему работы с семьями «группы риска», обеспечивать комплексное социальное сопровождение данных семей до выхода их из трудной жизненной ситуации;

- совершенствовать систему межведомственного взаимодействия социальных служб с учетом имеющегося потенциала и внедрения инновационных технологий;

- обеспечить беспрепятственный и своевременный доступ семьям с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, к необходимым социальным услугам;

- оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

- преодолевать неблагополучия в детско- родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

      Необходимость реализации    проекта  через социальную службу «Мобильная бригада» обусловлена тем, что это является одной из эффективных форм социального патронажа   неблагополучных семей и их детей, проживающих в сельской местности. Позволяет  оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также экстренно реагировать на факты жестокого обращения с  детьми  в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений путем проведения разъяснительной работы, необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов социально- реабилитационного   центра «Планета детства».  В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается:   диагностическая, коррекционная, консультационная, правовая,  педагогическая, психологическая  помощь,  а также оказываются  иные  социальные  услуги.

        В рамках реализации проекта при работе с семьей используется индивидуальная форма работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги,  которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль  лидера  при обмене информацией,    развивает активность и уверенность родителей. Специалисты Мобильной бригады привлекают семьи с детьми к массовым спортивным мероприятиям. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения.

     В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в ведомства системы профилактики, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями.

  Специалисты социальной службы «Мобильная бригада»  реабилитационного центра   осуществляют  работу с семьями и детьми, проживающими в сельской местности в рамках  районных и областных  агитпоездов, на которых организуются консультативные площадки по  социально - психологическим, социально- педагогическим,  социально – правовым вопросам, что способствует улучшению детско – родительских отношений, психологической обстановке в семье.

Проект оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей с детьми, состоящих на  территориальных сельских и  межпоселенческих профилактических учетах МО «Барышский район».   Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Поэтому за короткий промежуток времени реализации проекта то, что сделано уже приносит результат.    

Мониторинг семей в процессе   реализации  проекта  «Мое село – территория счастливого детства».

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами.  Но мы работаем, и будем продолжать свою нелегкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье, но и этот результат будет дорог. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям и семьям приходим мы - педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.

Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  в  рамках социальной службы «Мобильная бригада».

Цель:

    -  оказание экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район».

Задачи:

-   Оказание социальной помощи и поддержки детям – жертвам жестокого обращения.

-  Осуществление социальной помощи и поддержки семьям и детям в ситуациях экстренных выездов. Работа с конкретными  случаями, требующая комплексной диагностики.

-  Осуществление плановой социальной помощи и поддержки (социально – психологических, социально – педагогических, социально – правовых услуг) семьям  и детям.  

 -  Корректирование  сложившихся  внутрисемейных стереотипов  взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

-   Осуществление   информационной   и посреднической помощи семье «группы риска»;

- Преодолевать неблагополучия в детско-родительских  отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

- совершенствовать организацию   межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

- раннее выявление неблагополучных семей;

- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;

- содействие личностному и социальному развитию родителей;

- содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;

- содействовать в формировании правовой культуры родителей;

- снижение количества неблагополучных семей;

 «Это невозможно!» - сказала Причина.
    «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
    «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта

                                                                                                           [7, c.299]

Пояснительная записка

        Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
       Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав.
        Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек. [1, с.36]

      Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает  идти направленно   к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.  Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.

         А что такое неблагополучная семья?[4, с.15]  Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

          К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

          Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей [4, с.47]  мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Необходимость реализации программы «Мы защитить сумеем детство!» обусловлена тем, что является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, позволяющее оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также при необходимости экстренно реагировать на факты жестокого обращения детей в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений в семьях путем проведения разъяснительной работы, осуществления диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также оказания иных социальных услуг.

Кроме того, члены «Мобильной бригады»  оказывают социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям, поскольку они психологически не готовы к самостоятельному решению  своих проблем, нуждаются в длительном социально- педагогическом, социально- психологическом, социально- правовом сопровождении и контроля  за ситуацией в семье со стороны ведомств системы профилактики.

Основные направления работы с семьей.

Работа «Мобильной бригады» осуществляется по двум направлениям:

1. Организация плановых выездов.

2. Организация экстренных выездов по конкретным обращениям граждан.

По экстренным вызовам выезд мобильной бригады организуется в минимальные сроки, в течение суток с момента поступления экстренной заявки. Плановые выезды мобильной бригады осуществляются в соответствии с утвержденным графиком выездов.  

Для реализации данной формы работы необходимо соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения, принципа добровольности, принципа конфиденциальности, принципа действия в интересах семьи.

Посещение семьи на  дому  требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, и в последующем мы не узнаем о сложившейся ситуации в этой семье.

         Формы и методы работы с семьёй.

В рамках реализации программы необходимо использовать индивидуальную форму работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов.

 Членам «Мобильной бригады» следует использовать разнообразные группы методов работы с семьями и детьми, способствующие оказанию экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

а) Социально- педагогические методы:

Методы воздействия на сознание личности:

- Рассказ, беседа, мини- лекция, метод примера.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:

- Приучение, проблемные ситуации, требование, общественное мнение.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:

- Поощрения, игры- упражнения, ситуации переживания успеха, наказание.

Методы контроля:

- Наблюдение, беседы.

б) Социально- психологические методы:

Песочная терапия – предназначена для диагностики и выявления психологических проблем, нарушения ДРО, наличие случаев бытового насилия в семье; для коррекции внутрисемейных отношений эмоциональной  сферы ребенка;

Игротерапия – предназначена для проведения ролевого проигрывания жизненных и бытовых ситуаций; отработки межличностного взаимодействия;

Куклотерапия и сказкотерапия – предназначены для диагностики и  коррекции психоэмоциональной сферы ребенка; отработки навыков взаимодействия с окружающими.

в) Социально- правовые методы:

- Постановления и решения компетентных органов – учет нормативно- правовых документов, регулирующих социальную защиту детства.

- Стимулирование и поощрение - направлено на изменение поведения и воздействия социального окружения в пользу ребенка.

- Метод принуждения - позволяет защитить интересы права ребенка в различных сферах.

- Метод анализа и прогноза – позволяет регулировать повседневную жизнь детей, нуждающихся в социальной защите.  

 Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

- Знакомство с семьей (собирается весь анамнез семьи из всех источников, при встрече важно понять, как свою проблему видит семья).

- Выезд мобильной бригады (анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений происходящих в семье).

- Экспресс- диагностика  детско- родительских отношений в семьях, находящихся в СОП (исследование межличностных отношений в системе «родитель- ребенок»).

- Подключение  к решению проблем семьи органов самоуправления села, района (помощь в решении вопросов трудоустройства, обеспечения семьи жильем,  материальной помощи, оздоровления детей в летний период).

- Консультации специалистов центра (психолого- педагогические, медицинские, юридические и т.д.).

Алгоритм плановых выездов Мобильной бригады.

  1. Выявление семей с детьми, состоящих на учете в КПДН и ЗП.
  2. Формирование бригады из специалистов.
  3. Выезд по семьям.
  4. Предоставление социальных услуг семье или детям.
  5. Оформление документов и формирование рекомендаций.
  6. Отъезд.

Специалисты Мобильной бригады, проводившие плановые выезды руководствуются следующими психолого -  педагогическими принципами работы, их учет позволяет более качественно осуществлять социальную помощь:

- справедливость, обеспечивающая  условия для реализации социальной работы и способствующая  повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности;

- компетентность предполагает   глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;

- личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности;

- толерантность определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения;

- конфиденциальность в работе;

- соблюдения прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий.

    Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп,  профессий и  возрастов специфических  взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувство, волю и поведение людей.

Оформление документов.

При плановых выездах мобильной  бригады заполняются следующие документы:

- Акт жилищно- бытового обследования семьи;

- Акт выполненных услуг специалистами мобильной бригады;

- Заявление на обработку персональных данных (Заполняется при первичном выезде);

При подтверждении кризисной ситуации  в семье заполняется сигнальная карточка. Сигнальная карточка передается в КПДН и ЗП МО «Барышский район», МО МВД России «Барышский», прокуратуру МО «Барышский район», Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  по Барышскому району, сельские и поселковые администрации района.

В случае необходимости в качестве специалистов к работе в составе мобильной бригады привлекаются специалисты ведомств системы профилактики, осуществляющих деятельность по работе с семьей и детьми на территории МО «Барышский район».

Методическая работа:

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

         Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы [5,с.21] как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на   которые   надо  ориентировать  родителей  следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

        Информация об оказываемых Мобильной бригадой услугах предоставляется специалистами социально- реабилитационного центра при личном обращении граждан, а также с использованием средств почтовой, телефонной связи и электронной почты, средствами массовой информации.

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – подготовительный (анализ   семей  социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций).

Второй этап – реализационный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля   за их реализацией).

Третий этап – итоговый  (анализ и подведение итогов работы).                   

Кадровое обеспечение:

Заместитель директора по реабилитационной работе,  социальный педагог, педагоги – психологи , медицинский персонал, юрист, заведующие дневным и стационарным отделениями, водитель, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних МО «Барышский район», инспектор ПДН МО МВД России «Барышский, специалисты Департамента   Министерства здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области  по Барышскому району, начальник отдела опеки и попечительства МО «Барышский район»,  медицинский персонал ГУЗ «Барышская РБ», работники культуры МО «Барышский район», специалисты по работе с семьей  сельских и поселковых администраций на территории МО «Барышский район»

Система программных мероприятий.

В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе.

Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:

- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;

-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);

- организация летней занятости и  оздоровления   детей,  из  неблагополучных семей;

Массовые реабилитационные мероприятия для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации являются спортивные мероприятия  для укрепления физического состояния детей. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения. Взаимодействия в игровой форме формируют в семье привычку совместного отдыха, желание активно проводить досуг.

Ожидаемые результаты:

1.  Выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;

2.  Выявление основных причин появления неблагополучных семей;

3. Успешно осуществлять социально- психологическую реабилитацию детей, пострадавших от жестокого обращения, насилия и преступных посягательств.

 4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

5. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;

6. Возродить семейные ценности, восстановить положительные детско – родительские  отношения в социально неблагополучных семьях с низким воспитательным потенциалом.

7. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;

8. Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

9. Расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающих в отдаленных селах МО «Барышский район»;

10. Внедрить эффективные методики работы с семьями по профилактике семейного неблагополучия;

11. Обеспечить информированность граждан об ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

12.  Социальный  патронаж специалистами органов самоуправления села после вывода семьи из СОП.

Оценка   эффективности   реализации программы.

 Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сформировать в семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район»  среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей  в  неблагополучных семьях;

Оценка эффективности программы отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:

- Уровень педагогической компетентности родителей;

- Умение решать конкретные психолого-педагогические  проблемы в семье;

 -  Отсутствие конфликтов в семье;

 -Сформированность осознанной родительской позиции;

- Восстановленность детско-родительских отношений;

- Уровень социальной компетентности семьи;

- Самостоятельное обращение за помощью;

- Отсутствие пропусков в школе у детей;

- Применение альтернативных форм поведения членами семьи;

- Устройство родителей на работу;

- Отсутствие правонарушений членами семьи;

- Использование внутреннего потенциала семьи;

- Способность семьи опираться на свои внутренние резервы;

- Стабильность позитивных изменений в семье;

     - Содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи;

      -Совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

    - Предотвращение жестокого обращения с детьми;

    -Развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;

Методы и способы отслеживания результата:

- Анкетирование членов семьи;

- Опрос соседей, педагогов  школы,  специалистов администрации села;

- Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);

- Диагностика детско-родительских отношений;

- Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия;

 - Беседы;

             Список   литературы:

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
  3. Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
  4. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
  5. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства: основные  понятия, технологии помощи, программы действий. – Москва. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 54с.
  6. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов вузов / Автор - сост. Л.В.Мардахаев. – М., 2002.
  7. Т.А.Шишковец  Справочник социального педагога.- М.: «ВАКО», 2007. – 335с.
  8. Федеральный Закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».



Предварительный просмотр:

Лазарева Елена Ивановна, социальный педагог

ОГКУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних  «Планета детства» в г. Барыше

                                                                                                                                     

Социальный проект «Мы защитить сумеем детство».

       Профилактическая работа с семьей, находящейся в социально- опасном положении – одно из важных направлений педагогического коллектива социально- реабилитационного центра «Планета детства» в г. Барыше.

Семья – это целый мир, в котором ребенок живет, действует, учится любить и ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Именно в семье дети приобретают знания и понятия о жизни, людях, взаимоотношениях. Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди.   Но во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и  семьи,  находящиеся в социально-опасном положении. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются  психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.[1,c.10].

       Поэтому  был разработан   социальный проект «Моё село – территория счастливого детства», который   направлен на оказание социально – педагогической, социально – психологической, социально – медицинской, социально – правовой помощи семьям,  проживающим  в сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации или на стадии раннего семейного неблагополучия  и  воспитывающие   несовершеннолетних  детей через социальную службу «Мобильная бригада».

    Задачи проекта:

- способствовать своевременному выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях социального неблагополучия, в том числе посредством создания системы информирования граждан и   оптимизации межведомственного взаимодействия субъектов   системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

- формировать эффективную систему работы с семьями «группы риска», обеспечивать комплексное социальное сопровождение данных семей до выхода их из трудной жизненной ситуации;

- совершенствовать систему межведомственного взаимодействия социальных служб с учетом имеющегося потенциала и внедрения инновационных технологий;

- обеспечить беспрепятственный и своевременный доступ семьям с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, к необходимым социальным услугам;

- оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

- преодолевать неблагополучия в детско- родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

      Необходимость реализации    проекта  через социальную службу «Мобильная бригада» обусловлена тем, что это является одной из эффективных форм социального патронажа   неблагополучных семей и их детей, проживающих в сельской местности. Позволяет  оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также экстренно реагировать на факты жестокого обращения с  детьми  в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений путем проведения разъяснительной работы, необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов социально- реабилитационного   центра «Планета детства».  В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается:   диагностическая, коррекционная, консультационная, правовая,  педагогическая, психологическая  помощь,  а также оказываются  иные  социальные  услуги.

        В рамках реализации проекта при работе с семьей используется индивидуальная форма работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги,  которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль  лидера  при обмене информацией,    развивает активность и уверенность родителей. Специалисты Мобильной бригады привлекают семьи с детьми к массовым спортивным мероприятиям. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения.

     В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в ведомства системы профилактики, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями.

  Специалисты социальной службы «Мобильная бригада»  реабилитационного центра   осуществляют  работу с семьями и детьми, проживающими в сельской местности в рамках  районных и областных  агитпоездов, на которых организуются консультативные площадки по  социально - психологическим, социально- педагогическим,  социально – правовым вопросам, что способствует улучшению детско – родительских отношений, психологической обстановке в семье.

Проект оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей с детьми, состоящих на  территориальных сельских и  межпоселенческих профилактических учетах МО «Барышский район».   Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Поэтому за короткий промежуток времени реализации проекта то, что сделано уже приносит результат.    

Мониторинг семей в процессе   реализации  проекта  «Мое село – территория счастливого детства».

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами.  Но мы работаем, и будем продолжать свою нелегкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье, но и этот результат будет дорог. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям и семьям приходим мы - педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.

Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации  в  рамках социальной службы «Мобильная бригада».

Цель:

    -  оказание экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район».

Задачи:

-   Оказание социальной помощи и поддержки детям – жертвам жестокого обращения.

-  Осуществление социальной помощи и поддержки семьям и детям в ситуациях экстренных выездов. Работа с конкретными  случаями, требующая комплексной диагностики.

-  Осуществление плановой социальной помощи и поддержки (социально – психологических, социально – педагогических, социально – правовых услуг) семьям  и детям.  

 -  Корректирование  сложившихся  внутрисемейных стереотипов  взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

-   Осуществление   информационной   и посреднической помощи семье «группы риска»;

- Преодолевать неблагополучия в детско-родительских  отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

- совершенствовать организацию   межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

- раннее выявление неблагополучных семей;

- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;

- содействие личностному и социальному развитию родителей;

- содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;

- содействовать в формировании правовой культуры родителей;

- снижение количества неблагополучных семей;

 «Это невозможно!» - сказала Причина.
    «Это безрассудство!» - заметил Опыт.
    «Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта

                                                                                                           [7, c.299]

Пояснительная записка

        Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
       Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав.
        Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек. [1, с.36]

      Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает  идти направленно   к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.  Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.

         А что такое неблагополучная семья?[4, с.15]  Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

          К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

          Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей [4, с.47]  мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Необходимость реализации программы «Мы защитить сумеем детство!» обусловлена тем, что является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, позволяющее оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также при необходимости экстренно реагировать на факты жестокого обращения детей в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений в семьях путем проведения разъяснительной работы, осуществления диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также оказания иных социальных услуг.

Кроме того, члены «Мобильной бригады»  оказывают социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям, поскольку они психологически не готовы к самостоятельному решению  своих проблем, нуждаются в длительном социально- педагогическом, социально- психологическом, социально- правовом сопровождении и контроля  за ситуацией в семье со стороны ведомств системы профилактики.

Основные направления работы с семьей.

Работа «Мобильной бригады» осуществляется по двум направлениям:

1. Организация плановых выездов.

2. Организация экстренных выездов по конкретным обращениям граждан.

По экстренным вызовам выезд мобильной бригады организуется в минимальные сроки, в течение суток с момента поступления экстренной заявки. Плановые выезды мобильной бригады осуществляются в соответствии с утвержденным графиком выездов.  

Для реализации данной формы работы необходимо соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения, принципа добровольности, принципа конфиденциальности, принципа действия в интересах семьи.

Посещение семьи на  дому  требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, и в последующем мы не узнаем о сложившейся ситуации в этой семье.

         Формы и методы работы с семьёй.

В рамках реализации программы необходимо использовать индивидуальную форму работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов.

 Членам «Мобильной бригады» следует использовать разнообразные группы методов работы с семьями и детьми, способствующие оказанию экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

а) Социально- педагогические методы:

Методы воздействия на сознание личности:

- Рассказ, беседа, мини- лекция, метод примера.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:

- Приучение, проблемные ситуации, требование, общественное мнение.

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:

- Поощрения, игры- упражнения, ситуации переживания успеха, наказание.

Методы контроля:

- Наблюдение, беседы.

б) Социально- психологические методы:

Песочная терапия – предназначена для диагностики и выявления психологических проблем, нарушения ДРО, наличие случаев бытового насилия в семье; для коррекции внутрисемейных отношений эмоциональной  сферы ребенка;

Игротерапия – предназначена для проведения ролевого проигрывания жизненных и бытовых ситуаций; отработки межличностного взаимодействия;

Куклотерапия и сказкотерапия – предназначены для диагностики и  коррекции психоэмоциональной сферы ребенка; отработки навыков взаимодействия с окружающими.

в) Социально- правовые методы:

- Постановления и решения компетентных органов – учет нормативно- правовых документов, регулирующих социальную защиту детства.

- Стимулирование и поощрение - направлено на изменение поведения и воздействия социального окружения в пользу ребенка.

- Метод принуждения - позволяет защитить интересы права ребенка в различных сферах.

- Метод анализа и прогноза – позволяет регулировать повседневную жизнь детей, нуждающихся в социальной защите.  

 Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

- Знакомство с семьей (собирается весь анамнез семьи из всех источников, при встрече важно понять, как свою проблему видит семья).

- Выезд мобильной бригады (анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений происходящих в семье).

- Экспресс- диагностика  детско- родительских отношений в семьях, находящихся в СОП (исследование межличностных отношений в системе «родитель- ребенок»).

- Подключение  к решению проблем семьи органов самоуправления села, района (помощь в решении вопросов трудоустройства, обеспечения семьи жильем,  материальной помощи, оздоровления детей в летний период).

- Консультации специалистов центра (психолого- педагогические, медицинские, юридические и т.д.).

Алгоритм плановых выездов Мобильной бригады.

  1. Выявление семей с детьми, состоящих на учете в КПДН и ЗП.
  2. Формирование бригады из специалистов.
  3. Выезд по семьям.
  4. Предоставление социальных услуг семье или детям.
  5. Оформление документов и формирование рекомендаций.
  6. Отъезд.

Специалисты Мобильной бригады, проводившие плановые выезды руководствуются следующими психолого -  педагогическими принципами работы, их учет позволяет более качественно осуществлять социальную помощь:

- справедливость, обеспечивающая  условия для реализации социальной работы и способствующая  повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности;

- компетентность предполагает   глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;

- личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности;

- толерантность определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения;

- конфиденциальность в работе;

- соблюдения прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий.

    Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп,  профессий и  возрастов специфических  взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувство, волю и поведение людей.

Оформление документов.

При плановых выездах мобильной  бригады заполняются следующие документы:

- Акт жилищно- бытового обследования семьи;

- Акт выполненных услуг специалистами мобильной бригады;

- Заявление на обработку персональных данных (Заполняется при первичном выезде);

При подтверждении кризисной ситуации  в семье заполняется сигнальная карточка. Сигнальная карточка передается в КПДН и ЗП МО «Барышский район», МО МВД России «Барышский», прокуратуру МО «Барышский район», Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  по Барышскому району, сельские и поселковые администрации района.

В случае необходимости в качестве специалистов к работе в составе мобильной бригады привлекаются специалисты ведомств системы профилактики, осуществляющих деятельность по работе с семьей и детьми на территории МО «Барышский район».

Методическая работа:

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

         Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы [5,с.21] как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на   которые   надо  ориентировать  родителей  следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

        Информация об оказываемых Мобильной бригадой услугах предоставляется специалистами социально- реабилитационного центра при личном обращении граждан, а также с использованием средств почтовой, телефонной связи и электронной почты, средствами массовой информации.

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – подготовительный (анализ   семей  социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций).

Второй этап – реализационный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля   за их реализацией).

Третий этап – итоговый  (анализ и подведение итогов работы).                   

Кадровое обеспечение:

Заместитель директора по реабилитационной работе,  социальный педагог, педагоги – психологи , медицинский персонал, юрист, заведующие дневным и стационарным отделениями, водитель, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних МО «Барышский район», инспектор ПДН МО МВД России «Барышский, специалисты Департамента   Министерства здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области  по Барышскому району, начальник отдела опеки и попечительства МО «Барышский район»,  медицинский персонал ГУЗ «Барышская РБ», работники культуры МО «Барышский район», специалисты по работе с семьей  сельских и поселковых администраций на территории МО «Барышский район»

Система программных мероприятий.

В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе.

Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:

- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;

-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);

- организация летней занятости и  оздоровления   детей,  из  неблагополучных семей;

Массовые реабилитационные мероприятия для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации являются спортивные мероприятия  для укрепления физического состояния детей. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения. Взаимодействия в игровой форме формируют в семье привычку совместного отдыха, желание активно проводить досуг.

Ожидаемые результаты:

1.  Выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;

2.  Выявление основных причин появления неблагополучных семей;

3. Успешно осуществлять социально- психологическую реабилитацию детей, пострадавших от жестокого обращения, насилия и преступных посягательств.

 4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

5. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;

6. Возродить семейные ценности, восстановить положительные детско – родительские  отношения в социально неблагополучных семьях с низким воспитательным потенциалом.

7. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;

8. Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

9. Расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающих в отдаленных селах МО «Барышский район»;

10. Внедрить эффективные методики работы с семьями по профилактике семейного неблагополучия;

11. Обеспечить информированность граждан об ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

12.  Социальный  патронаж специалистами органов самоуправления села после вывода семьи из СОП.

Оценка   эффективности   реализации программы.

 Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сформировать в семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район»  среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей  в  неблагополучных семьях;

Оценка эффективности программы отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:

- Уровень педагогической компетентности родителей;

- Умение решать конкретные психолого-педагогические  проблемы в семье;

 -  Отсутствие конфликтов в семье;

 -Сформированность осознанной родительской позиции;

- Восстановленность детско-родительских отношений;

- Уровень социальной компетентности семьи;

- Самостоятельное обращение за помощью;

- Отсутствие пропусков в школе у детей;

- Применение альтернативных форм поведения членами семьи;

- Устройство родителей на работу;

- Отсутствие правонарушений членами семьи;

- Использование внутреннего потенциала семьи;

- Способность семьи опираться на свои внутренние резервы;

- Стабильность позитивных изменений в семье;

     - Содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи;

      -Совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

    - Предотвращение жестокого обращения с детьми;

    -Развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;

Методы и способы отслеживания результата:

- Анкетирование членов семьи;

- Опрос соседей, педагогов  школы,  специалистов администрации села;

- Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);

- Диагностика детско-родительских отношений;

- Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия;

 - Беседы;

             Список   литературы:

  1. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
  3. Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
  4. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
  5. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства: основные  понятия, технологии помощи, программы действий. – Москва. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 54с.
  6. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов вузов / Автор - сост. Л.В.Мардахаев. – М., 2002.
  7. Т.А.Шишковец  Справочник социального педагога.- М.: «ВАКО», 2007. – 335с.
  8. Федеральный Закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздничного концерта "В стране счастливого детства"

Отличный сценарий для небольшого праздника с играми и связками между номерами....

Образовательная программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство»

Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), ...

"сЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО"

кУКЛЫ, СВЯЗАННЫЕ КРЮЧКОМ. эТА РАБОТА ЗАНЯЛА 1 МЕСТО В ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ. АВТОР - цЫПЛЯНСКАЯ  Н.А....

Презентация к родительскому собранию "Право на счастливое детство"

Слайды тезисно представляют выступление на общешкольном родительском собрании...

" Формула счастливого детства"

Итоговое родительское собрание с творческим отчётом в среднем звене школы...

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...

ПРОЕКТ «ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА»

Проект «Территория безопасного детства» направлен на  профилактическую, просветительскую и коррекционную деятельность по выявлению, предупреждению и  устранению семейного неблагополучия на т...