Социальный проект "Мое село - территория счастливого детства"
проект на тему
Социальный проект «Моё село – территория счастливого детства» направлен на оказание социально – педагогической, социально – психологической, социально – медицинской, социально – правовой помощи семьям, проживающим в сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации или на стадии раннего семейного неблагополучия и воспитывающие несовершеннолетних детей через социальную службу «Мобильная бригада».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lazareva_e.i.doc | 782.5 КБ |
lazareva_e.i.doc | 782.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазарева Елена Ивановна, социальный педагог
ОГКУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г. Барыше
Социальный проект «Мы защитить сумеем детство».
Профилактическая работа с семьей, находящейся в социально- опасном положении – одно из важных направлений педагогического коллектива социально- реабилитационного центра «Планета детства» в г. Барыше.
Семья – это целый мир, в котором ребенок живет, действует, учится любить и ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Именно в семье дети приобретают знания и понятия о жизни, людях, взаимоотношениях. Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Но во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.[1,c.10].
Поэтому был разработан социальный проект «Моё село – территория счастливого детства», который направлен на оказание социально – педагогической, социально – психологической, социально – медицинской, социально – правовой помощи семьям, проживающим в сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации или на стадии раннего семейного неблагополучия и воспитывающие несовершеннолетних детей через социальную службу «Мобильная бригада».
Задачи проекта:
- способствовать своевременному выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях социального неблагополучия, в том числе посредством создания системы информирования граждан и оптимизации межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- формировать эффективную систему работы с семьями «группы риска», обеспечивать комплексное социальное сопровождение данных семей до выхода их из трудной жизненной ситуации;
- совершенствовать систему межведомственного взаимодействия социальных служб с учетом имеющегося потенциала и внедрения инновационных технологий;
- обеспечить беспрепятственный и своевременный доступ семьям с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, к необходимым социальным услугам;
- оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;
- преодолевать неблагополучия в детско- родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
Необходимость реализации проекта через социальную службу «Мобильная бригада» обусловлена тем, что это является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, проживающих в сельской местности. Позволяет оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также экстренно реагировать на факты жестокого обращения с детьми в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений путем проведения разъяснительной работы, необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов социально- реабилитационного центра «Планета детства». В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается: диагностическая, коррекционная, консультационная, правовая, педагогическая, психологическая помощь, а также оказываются иные социальные услуги.
В рамках реализации проекта при работе с семьей используется индивидуальная форма работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей. Специалисты Мобильной бригады привлекают семьи с детьми к массовым спортивным мероприятиям. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения.
В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в ведомства системы профилактики, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями.
Специалисты социальной службы «Мобильная бригада» реабилитационного центра осуществляют работу с семьями и детьми, проживающими в сельской местности в рамках районных и областных агитпоездов, на которых организуются консультативные площадки по социально - психологическим, социально- педагогическим, социально – правовым вопросам, что способствует улучшению детско – родительских отношений, психологической обстановке в семье.
Проект оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей с детьми, состоящих на территориальных сельских и межпоселенческих профилактических учетах МО «Барышский район». Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Поэтому за короткий промежуток времени реализации проекта то, что сделано уже приносит результат.
Мониторинг семей в процессе реализации проекта «Мое село – территория счастливого детства».
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Но мы работаем, и будем продолжать свою нелегкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье, но и этот результат будет дорог. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям и семьям приходим мы - педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.
Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках социальной службы «Мобильная бригада».
Цель:
- оказание экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район».
Задачи:
- Оказание социальной помощи и поддержки детям – жертвам жестокого обращения.
- Осуществление социальной помощи и поддержки семьям и детям в ситуациях экстренных выездов. Работа с конкретными случаями, требующая комплексной диагностики.
- Осуществление плановой социальной помощи и поддержки (социально – психологических, социально – педагогических, социально – правовых услуг) семьям и детям.
- Корректирование сложившихся внутрисемейных стереотипов взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- Осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»;
- Преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
- совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
- раннее выявление неблагополучных семей;
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
- содействие личностному и социальному развитию родителей;
- содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;
- содействовать в формировании правовой культуры родителей;
- снижение количества неблагополучных семей;
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта
[7, c.299]
Пояснительная записка
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек. [1, с.36]
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти направленно к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.
А что такое неблагополучная семья?[4, с.15] Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
Под неблагополучной семьей [4, с.47] мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Необходимость реализации программы «Мы защитить сумеем детство!» обусловлена тем, что является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, позволяющее оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также при необходимости экстренно реагировать на факты жестокого обращения детей в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений в семьях путем проведения разъяснительной работы, осуществления диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также оказания иных социальных услуг.
Кроме того, члены «Мобильной бригады» оказывают социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям, поскольку они психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем, нуждаются в длительном социально- педагогическом, социально- психологическом, социально- правовом сопровождении и контроля за ситуацией в семье со стороны ведомств системы профилактики.
Основные направления работы с семьей.
Работа «Мобильной бригады» осуществляется по двум направлениям:
1. Организация плановых выездов.
2. Организация экстренных выездов по конкретным обращениям граждан.
По экстренным вызовам выезд мобильной бригады организуется в минимальные сроки, в течение суток с момента поступления экстренной заявки. Плановые выезды мобильной бригады осуществляются в соответствии с утвержденным графиком выездов.
Для реализации данной формы работы необходимо соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения, принципа добровольности, принципа конфиденциальности, принципа действия в интересах семьи.
Посещение семьи на дому требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, и в последующем мы не узнаем о сложившейся ситуации в этой семье.
Формы и методы работы с семьёй.
В рамках реализации программы необходимо использовать индивидуальную форму работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов.
Членам «Мобильной бригады» следует использовать разнообразные группы методов работы с семьями и детьми, способствующие оказанию экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
а) Социально- педагогические методы:
Методы воздействия на сознание личности:
- Рассказ, беседа, мини- лекция, метод примера.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:
- Приучение, проблемные ситуации, требование, общественное мнение.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:
- Поощрения, игры- упражнения, ситуации переживания успеха, наказание.
Методы контроля:
- Наблюдение, беседы.
б) Социально- психологические методы:
Песочная терапия – предназначена для диагностики и выявления психологических проблем, нарушения ДРО, наличие случаев бытового насилия в семье; для коррекции внутрисемейных отношений эмоциональной сферы ребенка;
Игротерапия – предназначена для проведения ролевого проигрывания жизненных и бытовых ситуаций; отработки межличностного взаимодействия;
Куклотерапия и сказкотерапия – предназначены для диагностики и коррекции психоэмоциональной сферы ребенка; отработки навыков взаимодействия с окружающими.
в) Социально- правовые методы:
- Постановления и решения компетентных органов – учет нормативно- правовых документов, регулирующих социальную защиту детства.
- Стимулирование и поощрение - направлено на изменение поведения и воздействия социального окружения в пользу ребенка.
- Метод принуждения - позволяет защитить интересы права ребенка в различных сферах.
- Метод анализа и прогноза – позволяет регулировать повседневную жизнь детей, нуждающихся в социальной защите.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
- Знакомство с семьей (собирается весь анамнез семьи из всех источников, при встрече важно понять, как свою проблему видит семья).
- Выезд мобильной бригады (анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений происходящих в семье).
- Экспресс- диагностика детско- родительских отношений в семьях, находящихся в СОП (исследование межличностных отношений в системе «родитель- ребенок»).
- Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления села, района (помощь в решении вопросов трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период).
- Консультации специалистов центра (психолого- педагогические, медицинские, юридические и т.д.).
Алгоритм плановых выездов Мобильной бригады.
- Выявление семей с детьми, состоящих на учете в КПДН и ЗП.
- Формирование бригады из специалистов.
- Выезд по семьям.
- Предоставление социальных услуг семье или детям.
- Оформление документов и формирование рекомендаций.
- Отъезд.
Специалисты Мобильной бригады, проводившие плановые выезды руководствуются следующими психолого - педагогическими принципами работы, их учет позволяет более качественно осуществлять социальную помощь:
- справедливость, обеспечивающая условия для реализации социальной работы и способствующая повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности;
- компетентность предполагает глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;
- личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности;
- толерантность определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения;
- конфиденциальность в работе;
- соблюдения прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий.
Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувство, волю и поведение людей.
Оформление документов.
При плановых выездах мобильной бригады заполняются следующие документы:
- Акт жилищно- бытового обследования семьи;
- Акт выполненных услуг специалистами мобильной бригады;
- Заявление на обработку персональных данных (Заполняется при первичном выезде);
При подтверждении кризисной ситуации в семье заполняется сигнальная карточка. Сигнальная карточка передается в КПДН и ЗП МО «Барышский район», МО МВД России «Барышский», прокуратуру МО «Барышский район», Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Барышскому району, сельские и поселковые администрации района.
В случае необходимости в качестве специалистов к работе в составе мобильной бригады привлекаются специалисты ведомств системы профилактики, осуществляющих деятельность по работе с семьей и детьми на территории МО «Барышский район».
Методическая работа:
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы [5,с.21] как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
Информация об оказываемых Мобильной бригадой услугах предоставляется специалистами социально- реабилитационного центра при личном обращении граждан, а также с использованием средств почтовой, телефонной связи и электронной почты, средствами массовой информации.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – подготовительный (анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций).
Второй этап – реализационный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Третий этап – итоговый (анализ и подведение итогов работы).
Кадровое обеспечение:
Заместитель директора по реабилитационной работе, социальный педагог, педагоги – психологи , медицинский персонал, юрист, заведующие дневным и стационарным отделениями, водитель, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних МО «Барышский район», инспектор ПДН МО МВД России «Барышский, специалисты Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Барышскому району, начальник отдела опеки и попечительства МО «Барышский район», медицинский персонал ГУЗ «Барышская РБ», работники культуры МО «Барышский район», специалисты по работе с семьей сельских и поселковых администраций на территории МО «Барышский район»
Система программных мероприятий.
В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.
Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе.
Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:
- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;
-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);
- организация летней занятости и оздоровления детей, из неблагополучных семей;
Массовые реабилитационные мероприятия для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации являются спортивные мероприятия для укрепления физического состояния детей. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения. Взаимодействия в игровой форме формируют в семье привычку совместного отдыха, желание активно проводить досуг.
Ожидаемые результаты:
1. Выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;
2. Выявление основных причин появления неблагополучных семей;
3. Успешно осуществлять социально- психологическую реабилитацию детей, пострадавших от жестокого обращения, насилия и преступных посягательств.
4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
5. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
6. Возродить семейные ценности, восстановить положительные детско – родительские отношения в социально неблагополучных семьях с низким воспитательным потенциалом.
7. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
8. Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
9. Расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающих в отдаленных селах МО «Барышский район»;
10. Внедрить эффективные методики работы с семьями по профилактике семейного неблагополучия;
11. Обеспечить информированность граждан об ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
12. Социальный патронаж специалистами органов самоуправления села после вывода семьи из СОП.
Оценка эффективности реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сформировать в семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район» среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей в неблагополучных семьях;
Оценка эффективности программы отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:
- Уровень педагогической компетентности родителей;
- Умение решать конкретные психолого-педагогические проблемы в семье;
- Отсутствие конфликтов в семье;
-Сформированность осознанной родительской позиции;
- Восстановленность детско-родительских отношений;
- Уровень социальной компетентности семьи;
- Самостоятельное обращение за помощью;
- Отсутствие пропусков в школе у детей;
- Применение альтернативных форм поведения членами семьи;
- Устройство родителей на работу;
- Отсутствие правонарушений членами семьи;
- Использование внутреннего потенциала семьи;
- Способность семьи опираться на свои внутренние резервы;
- Стабильность позитивных изменений в семье;
- Содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи;
-Совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
- Предотвращение жестокого обращения с детьми;
-Развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
Методы и способы отслеживания результата:
- Анкетирование членов семьи;
- Опрос соседей, педагогов школы, специалистов администрации села;
- Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);
- Диагностика детско-родительских отношений;
- Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия;
- Беседы;
Список литературы:
- Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
- Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
- Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
- Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства: основные понятия, технологии помощи, программы действий. – Москва. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 54с.
- Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов вузов / Автор - сост. Л.В.Мардахаев. – М., 2002.
- Т.А.Шишковец Справочник социального педагога.- М.: «ВАКО», 2007. – 335с.
- Федеральный Закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Предварительный просмотр:
Лазарева Елена Ивановна, социальный педагог
ОГКУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г. Барыше
Социальный проект «Мы защитить сумеем детство».
Профилактическая работа с семьей, находящейся в социально- опасном положении – одно из важных направлений педагогического коллектива социально- реабилитационного центра «Планета детства» в г. Барыше.
Семья – это целый мир, в котором ребенок живет, действует, учится любить и ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Именно в семье дети приобретают знания и понятия о жизни, людях, взаимоотношениях. Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Но во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.[1,c.10].
Поэтому был разработан социальный проект «Моё село – территория счастливого детства», который направлен на оказание социально – педагогической, социально – психологической, социально – медицинской, социально – правовой помощи семьям, проживающим в сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации или на стадии раннего семейного неблагополучия и воспитывающие несовершеннолетних детей через социальную службу «Мобильная бригада».
Задачи проекта:
- способствовать своевременному выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях социального неблагополучия, в том числе посредством создания системы информирования граждан и оптимизации межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- формировать эффективную систему работы с семьями «группы риска», обеспечивать комплексное социальное сопровождение данных семей до выхода их из трудной жизненной ситуации;
- совершенствовать систему межведомственного взаимодействия социальных служб с учетом имеющегося потенциала и внедрения инновационных технологий;
- обеспечить беспрепятственный и своевременный доступ семьям с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, к необходимым социальным услугам;
- оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;
- преодолевать неблагополучия в детско- родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
Необходимость реализации проекта через социальную службу «Мобильная бригада» обусловлена тем, что это является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, проживающих в сельской местности. Позволяет оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также экстренно реагировать на факты жестокого обращения с детьми в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений путем проведения разъяснительной работы, необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов социально- реабилитационного центра «Планета детства». В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается: диагностическая, коррекционная, консультационная, правовая, педагогическая, психологическая помощь, а также оказываются иные социальные услуги.
В рамках реализации проекта при работе с семьей используется индивидуальная форма работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей. Специалисты Мобильной бригады привлекают семьи с детьми к массовым спортивным мероприятиям. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения.
В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в ведомства системы профилактики, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями.
Специалисты социальной службы «Мобильная бригада» реабилитационного центра осуществляют работу с семьями и детьми, проживающими в сельской местности в рамках районных и областных агитпоездов, на которых организуются консультативные площадки по социально - психологическим, социально- педагогическим, социально – правовым вопросам, что способствует улучшению детско – родительских отношений, психологической обстановке в семье.
Проект оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей с детьми, состоящих на территориальных сельских и межпоселенческих профилактических учетах МО «Барышский район». Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек и надлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Поэтому за короткий промежуток времени реализации проекта то, что сделано уже приносит результат.
Мониторинг семей в процессе реализации проекта «Мое село – территория счастливого детства».
К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Но мы работаем, и будем продолжать свою нелегкую и порой не благодарную работу. И пусть мы сможем помочь только одной семье, но и этот результат будет дорог. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям и семьям приходим мы - педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности.
Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках социальной службы «Мобильная бригада».
Цель:
- оказание экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район».
Задачи:
- Оказание социальной помощи и поддержки детям – жертвам жестокого обращения.
- Осуществление социальной помощи и поддержки семьям и детям в ситуациях экстренных выездов. Работа с конкретными случаями, требующая комплексной диагностики.
- Осуществление плановой социальной помощи и поддержки (социально – психологических, социально – педагогических, социально – правовых услуг) семьям и детям.
- Корректирование сложившихся внутрисемейных стереотипов взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- Осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска»;
- Преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;
- совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
- раннее выявление неблагополучных семей;
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
- содействие личностному и социальному развитию родителей;
- содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;
- содействовать в формировании правовой культуры родителей;
- снижение количества неблагополучных семей;
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта
[7, c.299]
Пояснительная записка
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 – 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем иное, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать, или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По – моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек. [1, с.36]
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти направленно к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.
А что такое неблагополучная семья?[4, с.15] Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.
Под неблагополучной семьей [4, с.47] мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
Необходимость реализации программы «Мы защитить сумеем детство!» обусловлена тем, что является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, позволяющее оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также при необходимости экстренно реагировать на факты жестокого обращения детей в семьях. Социальный патронаж способствует купированию негативных проявлений в семьях путем проведения разъяснительной работы, осуществления диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также оказания иных социальных услуг.
Кроме того, члены «Мобильной бригады» оказывают социальную помощь и поддержку неблагополучным семьям, поскольку они психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем, нуждаются в длительном социально- педагогическом, социально- психологическом, социально- правовом сопровождении и контроля за ситуацией в семье со стороны ведомств системы профилактики.
Основные направления работы с семьей.
Работа «Мобильной бригады» осуществляется по двум направлениям:
1. Организация плановых выездов.
2. Организация экстренных выездов по конкретным обращениям граждан.
По экстренным вызовам выезд мобильной бригады организуется в минимальные сроки, в течение суток с момента поступления экстренной заявки. Плановые выезды мобильной бригады осуществляются в соответствии с утвержденным графиком выездов.
Для реализации данной формы работы необходимо соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения, принципа добровольности, принципа конфиденциальности, принципа действия в интересах семьи.
Посещение семьи на дому требует от специалистов деликатности, исключающая поспешности, поскольку малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, и в последующем мы не узнаем о сложившейся ситуации в этой семье.
Формы и методы работы с семьёй.
В рамках реализации программы необходимо использовать индивидуальную форму работы, которая позволяет обговорить с клиентом наиболее значимые и узловые моменты преодоления сложных вопросов.
Членам «Мобильной бригады» следует использовать разнообразные группы методов работы с семьями и детьми, способствующие оказанию экстренных социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
а) Социально- педагогические методы:
Методы воздействия на сознание личности:
- Рассказ, беседа, мини- лекция, метод примера.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:
- Приучение, проблемные ситуации, требование, общественное мнение.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:
- Поощрения, игры- упражнения, ситуации переживания успеха, наказание.
Методы контроля:
- Наблюдение, беседы.
б) Социально- психологические методы:
Песочная терапия – предназначена для диагностики и выявления психологических проблем, нарушения ДРО, наличие случаев бытового насилия в семье; для коррекции внутрисемейных отношений эмоциональной сферы ребенка;
Игротерапия – предназначена для проведения ролевого проигрывания жизненных и бытовых ситуаций; отработки межличностного взаимодействия;
Куклотерапия и сказкотерапия – предназначены для диагностики и коррекции психоэмоциональной сферы ребенка; отработки навыков взаимодействия с окружающими.
в) Социально- правовые методы:
- Постановления и решения компетентных органов – учет нормативно- правовых документов, регулирующих социальную защиту детства.
- Стимулирование и поощрение - направлено на изменение поведения и воздействия социального окружения в пользу ребенка.
- Метод принуждения - позволяет защитить интересы права ребенка в различных сферах.
- Метод анализа и прогноза – позволяет регулировать повседневную жизнь детей, нуждающихся в социальной защите.
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
- Знакомство с семьей (собирается весь анамнез семьи из всех источников, при встрече важно понять, как свою проблему видит семья).
- Выезд мобильной бригады (анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений происходящих в семье).
- Экспресс- диагностика детско- родительских отношений в семьях, находящихся в СОП (исследование межличностных отношений в системе «родитель- ребенок»).
- Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления села, района (помощь в решении вопросов трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период).
- Консультации специалистов центра (психолого- педагогические, медицинские, юридические и т.д.).
Алгоритм плановых выездов Мобильной бригады.
- Выявление семей с детьми, состоящих на учете в КПДН и ЗП.
- Формирование бригады из специалистов.
- Выезд по семьям.
- Предоставление социальных услуг семье или детям.
- Оформление документов и формирование рекомендаций.
- Отъезд.
Специалисты Мобильной бригады, проводившие плановые выезды руководствуются следующими психолого - педагогическими принципами работы, их учет позволяет более качественно осуществлять социальную помощь:
- справедливость, обеспечивающая условия для реализации социальной работы и способствующая повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности;
- компетентность предполагает глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;
- личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности;
- толерантность определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения;
- конфиденциальность в работе;
- соблюдения прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий.
Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувство, волю и поведение людей.
Оформление документов.
При плановых выездах мобильной бригады заполняются следующие документы:
- Акт жилищно- бытового обследования семьи;
- Акт выполненных услуг специалистами мобильной бригады;
- Заявление на обработку персональных данных (Заполняется при первичном выезде);
При подтверждении кризисной ситуации в семье заполняется сигнальная карточка. Сигнальная карточка передается в КПДН и ЗП МО «Барышский район», МО МВД России «Барышский», прокуратуру МО «Барышский район», Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Барышскому району, сельские и поселковые администрации района.
В случае необходимости в качестве специалистов к работе в составе мобильной бригады привлекаются специалисты ведомств системы профилактики, осуществляющих деятельность по работе с семьей и детьми на территории МО «Барышский район».
Методическая работа:
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие психолого-педагогические методы [5,с.21] как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».
Информация об оказываемых Мобильной бригадой услугах предоставляется специалистами социально- реабилитационного центра при личном обращении граждан, а также с использованием средств почтовой, телефонной связи и электронной почты, средствами массовой информации.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – подготовительный (анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций).
Второй этап – реализационный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Третий этап – итоговый (анализ и подведение итогов работы).
Кадровое обеспечение:
Заместитель директора по реабилитационной работе, социальный педагог, педагоги – психологи , медицинский персонал, юрист, заведующие дневным и стационарным отделениями, водитель, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних МО «Барышский район», инспектор ПДН МО МВД России «Барышский, специалисты Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Барышскому району, начальник отдела опеки и попечительства МО «Барышский район», медицинский персонал ГУЗ «Барышская РБ», работники культуры МО «Барышский район», специалисты по работе с семьей сельских и поселковых администраций на территории МО «Барышский район»
Система программных мероприятий.
В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.
Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе.
Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:
- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;
-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);
- организация летней занятости и оздоровления детей, из неблагополучных семей;
Массовые реабилитационные мероприятия для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации являются спортивные мероприятия для укрепления физического состояния детей. Такая форма реабилитации проходит в условиях неформального общения. Взаимодействия в игровой форме формируют в семье привычку совместного отдыха, желание активно проводить досуг.
Ожидаемые результаты:
1. Выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;
2. Выявление основных причин появления неблагополучных семей;
3. Успешно осуществлять социально- психологическую реабилитацию детей, пострадавших от жестокого обращения, насилия и преступных посягательств.
4. Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
5. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
6. Возродить семейные ценности, восстановить положительные детско – родительские отношения в социально неблагополучных семьях с низким воспитательным потенциалом.
7. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
8. Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
9. Расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающих в отдаленных селах МО «Барышский район»;
10. Внедрить эффективные методики работы с семьями по профилактике семейного неблагополучия;
11. Обеспечить информированность граждан об ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
12. Социальный патронаж специалистами органов самоуправления села после вывода семьи из СОП.
Оценка эффективности реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сформировать в семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проживающих на территории МО «Барышский район» среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей в неблагополучных семьях;
Оценка эффективности программы отслеживается при помощи следующих индикаторов и критериев:
- Уровень педагогической компетентности родителей;
- Умение решать конкретные психолого-педагогические проблемы в семье;
- Отсутствие конфликтов в семье;
-Сформированность осознанной родительской позиции;
- Восстановленность детско-родительских отношений;
- Уровень социальной компетентности семьи;
- Самостоятельное обращение за помощью;
- Отсутствие пропусков в школе у детей;
- Применение альтернативных форм поведения членами семьи;
- Устройство родителей на работу;
- Отсутствие правонарушений членами семьи;
- Использование внутреннего потенциала семьи;
- Способность семьи опираться на свои внутренние резервы;
- Стабильность позитивных изменений в семье;
- Содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи;
-Совершенствовать организацию межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;
- Предотвращение жестокого обращения с детьми;
-Развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
Методы и способы отслеживания результата:
- Анкетирование членов семьи;
- Опрос соседей, педагогов школы, специалистов администрации села;
- Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);
- Диагностика детско-родительских отношений;
- Мониторинг динамики уровня семейного взаимодействия;
- Беседы;
Список литературы:
- Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2001
- Журнал «Социальный педагог», 2009г., № 4
- Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99
- Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства: основные понятия, технологии помощи, программы действий. – Москва. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 54с.
- Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов вузов / Автор - сост. Л.В.Мардахаев. – М., 2002.
- Т.А.Шишковец Справочник социального педагога.- М.: «ВАКО», 2007. – 335с.
- Федеральный Закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничного концерта "В стране счастливого детства"
Отличный сценарий для небольшого праздника с играми и связками между номерами....
Образовательная программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство»
Программа эстрадно-вокальной студии «Счастливое Детство» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 144 часа для первого года обучения (2 часа, 2 раза в неделю), ...
"сЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО"
кУКЛЫ, СВЯЗАННЫЕ КРЮЧКОМ. эТА РАБОТА ЗАНЯЛА 1 МЕСТО В ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ. АВТОР - цЫПЛЯНСКАЯ Н.А....
Презентация к родительскому собранию "Право на счастливое детство"
Слайды тезисно представляют выступление на общешкольном родительском собрании...
" Формула счастливого детства"
Итоговое родительское собрание с творческим отчётом в среднем звене школы...
Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"
Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...
ПРОЕКТ «ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА»
Проект «Территория безопасного детства» направлен на профилактическую, просветительскую и коррекционную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению семейного неблагополучия на т...