ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
статья на тему

Константин Стяжкин

Статья посвящена патриотическому воспитанию детей в семье. Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент. Анализируется влияние семьи на патриотическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.

Согласно Малому словарю Ф.А. Брокгауза – И.А. Ефрона (1890–1907): «патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу, проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни…».

Изучение древних литературных источников свидетельствует о том, что идея патриотизма появляется там, где возникает единая нация и оформленное государство. В основном, для древних авторов характерен универсализм и стремление к общечеловеческим ценностям, противостоящим национально-ориентированному патриотизму.

Становление проблемы патриотического воспитания граждан России можно проследить, начиная от литературных источников уже XII – XIV веков, хотя в них еще нет упоминаний о понятиях «Родина», «любовь к Отечеству». Все же мы можем заметить, как постепенно в них проявляются современные элементы патриотических чувств.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношений к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет и т.д. основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.

Н.В. Ипполитова формулирует специфические принципы патриотического воспитания, к которым относит следующие:

1. Принцип народности, который предполагает знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края.

2. Принцип интегративности, который предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе через использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия.

3. Принцип вариативности и гибкости, который предполагает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации и использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников.

4. Принцип единства дискретности и непрерывности в реализации патриотического воспитания.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу. Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость [2, с. 127].

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности). Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

В семье дети получают первые уроки патриотизма. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет. Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий [1, с. 24]

Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста может и должно базироваться на семейных традициях. В процессе использования их потенциала необходимо решать следующие задачи:

1. Выявление наиболее значимых и интересных семейных традиций.

2. Оформление уголка для родителей.

3. Организация групповых консультации по вопросу значения семейных традиций в патриотическом воспитании детей.

4. Подготовка тематических родительских собраний («Традиции вашего дома», «Традиции семьи – ее будущее», «Былое – для грядущих лет» и др.) с участием родителей и детей [6, с. 220].

Эффективными средствами патриотического воспитания младших школьников, помимо этого, являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, сотрудниками МЧС и полиции, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.

Все перечисленное выше, безусловно, актуально, однако, чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создавать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Патриотическое воспитание детей - как одна из задач школы и семьи.

В настоящей статье рассмотрены вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения любви к своей Родине, историчским корням и истории родного края....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...