План-конспект занятия
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Газизова Нажия Наильевна

Основная направленность занятия на формирование профессионального самоопределения с активизацией учащихся к подготовке в осознанном профессиональном выборе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._vybor_professii-_put_k_uspehu.docx59.4 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия в 9 классе

 «Выбор профессии-путь к успеху»

Цели: формирование профессионального самоопределения с

активизацией   воспитанников к подготовке в осознанном профессиональном выборе

Ход занятия

  1. Вступление.

Педагог: Ребята, очень скоро вам предстоит вступить в новую пору своей жизни. Совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу этапов – выбор профессии. Особенно сложно сделать это в молодом возрасте, когда еще нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения.

        Как найти ту единственную дорогу, чтобы служить и приносить пользу людям и обществу?

1 слайд.  Эпиграф.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,  для него ни один ветер не будет попутным».     Сенека

        Ребята, как вы считаете, на что нужно обратить внимание при выборе профессии? (Фронтальный опрос).

Ответы:

  1. Профессия должна быть интересной;
  2. профессия должна пользоваться спросом на рынке труда;
  3. профессия должна соответствовать собственным возможностям;
  4. профессия, обеспечивающая профессиональный рост и достойную заработную плату.

Педагог: Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

        

Слайд 2.  Формула выбора профессии

«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

Интерес – побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

 Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Перед вами формула профессионального выбора профессии.

При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя параметрами: хочу, могу, надо. Формула профессионального самоопределения:

А. Хочу – это хочешь ли ты заниматься этим?
Б. Могу -  посильно ли это Тебе?

В. Надо - нужна ли эта профессия на ранке труда?

Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

  1. Педагог: Ребята, а вы определились с выбором профессии? Назовите. (Индивидуальная работа).

Ответ: Константин: Я бы хотел продолжить спортивную карьеру, стать тренером по хоккею, так как имею достижения в спорте, у меня это получается и от этого я получаю большое удовольствие. А еще я считаю, что эта профессия всегда востребована. Государством созданы все условия для развития спорта.

Ответ: Алмаз:  Я хотел бы стать военным. Я считаю, что профессия военного тоже востребована. Мне очень хотелось бы служить в рядах вооруженных сил.  Для  меня эта профессия интересна тем, что она героическая, уважаемая и очень нужная!  Военнослужащий должен быть выносливым, честным, порядочным.

Педагог: А в чем плюсы и минусы данной профессии?

Ответ: Плюсы- красивая форма, льготы на жилье, довольствие, ранний выход на пенсию. Минусы- служба в «горячих точках», мало времени проводишь с семьей.

Педагог: Предварительно мы с вами провели анкетирование оценки профессиональной направленности личности, и получили такой результат.

Фамилия,

 имя

«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

По анкете проф.

определения

По опроснику

Дж. Голланда

Тип профессиональной среды

Потребность на рынке труда

Даниленко Владислав

Повар-кондитер

Человек-художественный образ

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Востребована

Елатов Ильнур

Сварщик

Человек-техника

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой.

А также большинство «мужских» профессий.

Востребована

Зайнуллин Алмаз

Военный

Человек- человек

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Востребована

Кузнецов Дмитрий

Строитель 

Человек-техника

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой.

А также большинство «мужских» профессий.

Востребована

Пискарев Константин

Спортивный тренер

Человек-техника

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой.

А также большинство «мужских» профессий.

Востребована

Романов Илья

Сварщик  

Человек-техника

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой.

А также большинство «мужских» профессий.

Востребована

Сладкевич Максим

Банковский работник

Человек-человек

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Востребована

Хочу: по анкете профессионального определения - это ваше желание.

Могу: по опроснику Дж. Голланда, который исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности.  Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

А востребована ли выбранная вами профессия на рынке труда я попрошу выяснить используя Интернет-ресурсы Алмаза.

  1. Педагог. Что такое профессия? Чтобы ответить на мой вопрос я предлагаю вам в карточках найти определения к слову «профессия». (Групповая работа).

Профессия – это-

  • деятельность, направленная на пользу общества,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату),
  • деятельность человека, владеющая специальными практическими знаниями;
  • деятельность человека,  владеющего комплексом специальных теоретических знаний;
  • деятельность, которая требует определенной подготовки, знаний и умений;
  • деятельность, основанная на личных интересах;
  • деятельность, это умение продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике;
  • деятельность, дающая возможность саморелизоваться.

Ответы детей.

V. Педагог: По результатам тестирования у нас двое ребят предпочли выбор профессии сварщика. Это Ильнур и Илья. Ребята, я предлагаю вам подготовить информационную карту, в которой вам необходимо отразить характеристику данной специальности, положительные и отрицательные стороны выбранной профессии, где можно получить профессиональное образования. Каковы шаги к достижению профессии.  (Работа в паре).

Ответ: Ильнур Е. Сварщик – рабочая специальность, предусматривающая работу на сварочном производстве. Существует несколько видов сварщиков: ручная сварка, газосварщик, оператор сварочных аппаратов.

Виды деятельности: сварка деталей, узлов, конструкций, трубопроводов и емкостей разного вида и уровня сложности.

Места работы: промышленные заводы и фабрики, автомастерские, ремонтно-строительные компании.

Требования профессии к человеку: Физическая сила и выносливость, острота зрения, гибкость и подвижность рук, развитый вестибулярный аппарат, хорошая координация движений. Аккуратность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность.

Ответ: Илья Р. Риски профессии: К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую востребованность на рынке труда. Молодым специалистам, только что окончившим училище, работу долго искать не придётся. Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно- коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела и работы в промышленности, на стройках. Соответственно, увеличивается зарплата. Средняя заработная плата 50 000 рублей. Предусмотрена выслуга лет.

Минусы профессии -тяжёлые условия труда, работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.

  1. Педагог:  Около 500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же    

     возникает новых. Среднее время существования многих профессий – 8-10 лет.  

     Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему    

     знакомство с современными профессиями необходимо и Дима для нас  

     подготовит информацию  при помощи интернет-ресурса.  (Индивидуальная

     работа).

      Педагог. Востребована ли будет ваша профессия через 5-10 лет? Ситуация на рынке труда такова, что спрос работодателей на специальности меняется очень быстро. Владислав Д., скажи нам пожалуйста, действительно ли профессия, выбранная тобой, будет востребована?

Ответ: Повара и кондитеры востребованы всегда и везде: в детских садах, школьных столовых, санаториях, и даже в армии. Люди в среднем едят три раза в день — поэтому я считаю, что эта профессия  обеспечит услуги этих специалистов. Если своими вкусными блюдами или кондитерскими изделиями повар-кондитер угодит своим клиентам, то он может рассчитывать на то, что посетители через некоторое время снова к нему придут, а значит, хороший специалист без работы не останется. По моему мнению, на сегодняшний день в нашей стране – один из самых перспективных и доходных - это ресторанный бизнес. Очень часто я замечаю, как открываются новые пиццерии, кафе, бары, рестораны. В дальнейшем, зная своё дело, я смогу легко найти работу, заниматься своим любимым делом, а может быть и  организовать собственное дело.

  1.  Педагог: Педагог: Илья и Ильназ подготовили информационную карту и готовы нам доказать, что выбранная ими профессия интересна для них, посильна им и пользуется на рынке труда.
  2. Педагог: Алмаз, тебе нужно было проранжировать по востребованности профессии, выбранные вами. Какой получился у тебя результат?

(Таблица)

Педагог: Алмаз, в случае если военным по ряду причин ты не сможешь стать, тогда как быть в этом случае?

Ответ: Ну конечно же если по каким - либо причинам у меня не осуществится моя мечта, то я воспользуюсь полученной информацией на сегодняшнем занятии и выберу профессию более реальную, востребованную и хорошо оплачиваемую, чтобы достойно содержать свою семью.

  1. Используя интернет - ресурсы, Дима К., скажи, пожалуйста, какие профессии, будут востребованы через 5 лет, через 10 лет в России?

Ответ: Выбор профессии является ответственным решением и нужно учесть многие факторы. Выбранная профессия должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения.

Вот такие результаты получились у меня.

 

•        1. Инженеры. 

•        2. Специалисты из области сервиса. Ночные салоны красоты, бронирование номеров гостиниц в любое время суток в любой стране, круглосуточная доставка продуктов питания на дом, туристический бизнес.

•        3. IT-специалисты

•        4. Медики. узкопрофильные специалисты

•        5. Экологи. 

•        6. Химики. 

•        7. Личные консультанты и психологи

•        8. Маркетологи. 

•        9. Специалисты PR . Такие специалисты нарасхват.

•        10. Специалисты по нанотехнологиям .

    11. 3D дизайнеры. Эта работа может получить новую жизнь благодаря последней разработке – 3D принтеру.

Рабочие профессии:

  1. Электрик
  2. Сварщик
  3. Монтажник
  4. Токарь

IV. Педагог: Почему при выборе профессии вы ориентируетесь на заработную плату?

Ответ:

Педагог: Почему необходимо планировать бюджет? Бездумно тратить деньги – дело нехитрое, а вот расходовать с наибольшей пользой – наука непростая. По результатам тестирования выяснилось, что Максим предпочитает быть банковским работником, и поэтому ему было дано задание составить бюджет семьи. (Исследование).

Ответ: Планирование, распределение семейного бюджета – немаловажная задача. Как сэкономить и сохранить, не садясь на голодный паёк? – Завести таблицу учета средств, поступающих в семью, и пересмотреть структуру платежей.

Состав семьи

Социальный статус семьи

Вид дохода

Размер дохода

Муж

Водитель

Заработная плата

30 000

Жена

Воспитатель детского сада

Заработная плата

23 000

Сын

Студент

Стипендия

2 500

Итого

55 500

Название статьи расходов

Расходы

Питание

10 000

Одежда

12 000

Коммунальные услуги

4 300

Сотовая связь

800

Услуги транспорта

(бензин, проезд)

9000 (на бензин) 3000 (на городской транспорт) = 12000

Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия

1500

Увлечения (компьютер, секции, рукоделие, театр и т.д.)

4000

Кредит

5000

Итого:

49 600

Остаток:

  1. 900

X.Педагог: Ребята, сегодня мы с вами говорили о формуле успешного выбора профессии: ХОЧУ МОГУ НАДО. И я предлагаю вам подвести итог, выполнив задание, в котором вам необходимо закончить предложения:

Я хочу быть ….

Я могу или не могу им быть, потому что …

Мне это надо, так как …

           

XI.Заключение

Педагог: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Ответы).

Педагог: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждали данную тему.

Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...


 

Комментарии

Мухаметзянова Анастасия Викторовна

интересный, познавательный материал, который поможет выпускникам определится с выбором профессии