План-конспект занятия
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Основная направленность занятия на формирование профессионального самоопределения с активизацией учащихся к подготовке в осознанном профессиональном выборе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie._vybor_professii-_put_k_uspehu.docx | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия в 9 классе
«Выбор профессии-путь к успеху»
Цели: формирование профессионального самоопределения с
активизацией воспитанников к подготовке в осознанном профессиональном выборе
Ход занятия
- Вступление.
Педагог: Ребята, очень скоро вам предстоит вступить в новую пору своей жизни. Совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу этапов – выбор профессии. Особенно сложно сделать это в молодом возрасте, когда еще нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения.
Как найти ту единственную дорогу, чтобы служить и приносить пользу людям и обществу?
1 слайд. Эпиграф.
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека
Ребята, как вы считаете, на что нужно обратить внимание при выборе профессии? (Фронтальный опрос).
Ответы:
- Профессия должна быть интересной;
- профессия должна пользоваться спросом на рынке труда;
- профессия должна соответствовать собственным возможностям;
- профессия, обеспечивающая профессиональный рост и достойную заработную плату.
Педагог: Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.
Слайд 2. Формула выбора профессии
«ХОЧУ» | «МОГУ» | «НАДО» |
Интерес – побуждение познавательного характера Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. | Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества | Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности |
Перед вами формула профессионального выбора профессии.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя параметрами: хочу, могу, надо. Формула профессионального самоопределения:
А. Хочу – это хочешь ли ты заниматься этим?
Б. Могу - посильно ли это Тебе?
В. Надо - нужна ли эта профессия на ранке труда?
Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.
- Педагог: Ребята, а вы определились с выбором профессии? Назовите. (Индивидуальная работа).
Ответ: Константин: Я бы хотел продолжить спортивную карьеру, стать тренером по хоккею, так как имею достижения в спорте, у меня это получается и от этого я получаю большое удовольствие. А еще я считаю, что эта профессия всегда востребована. Государством созданы все условия для развития спорта.
Ответ: Алмаз: Я хотел бы стать военным. Я считаю, что профессия военного тоже востребована. Мне очень хотелось бы служить в рядах вооруженных сил. Для меня эта профессия интересна тем, что она героическая, уважаемая и очень нужная! Военнослужащий должен быть выносливым, честным, порядочным.
Педагог: А в чем плюсы и минусы данной профессии?
Ответ: Плюсы- красивая форма, льготы на жилье, довольствие, ранний выход на пенсию. Минусы- служба в «горячих точках», мало времени проводишь с семьей.
Педагог: Предварительно мы с вами провели анкетирование оценки профессиональной направленности личности, и получили такой результат.
Фамилия, имя | «ХОЧУ» | «МОГУ» | «НАДО» | |
По анкете проф. определения | По опроснику Дж. Голланда | Тип профессиональной среды | Потребность на рынке труда | |
Даниленко Владислав | Повар-кондитер | Человек-художественный образ | Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо. | Востребована |
Елатов Ильнур | Сварщик | Человек-техника | Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий. | Востребована |
Зайнуллин Алмаз | Военный | Человек- человек | Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность. | Востребована |
Кузнецов Дмитрий | Строитель | Человек-техника | Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий. | Востребована |
Пискарев Константин | Спортивный тренер | Человек-техника | Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий. | Востребована |
Романов Илья | Сварщик | Человек-техника | Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий. | Востребована |
Сладкевич Максим | Банковский работник | Человек-человек | Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность. | Востребована |
Хочу: по анкете профессионального определения - это ваше желание.
Могу: по опроснику Дж. Голланда, который исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
А востребована ли выбранная вами профессия на рынке труда я попрошу выяснить используя Интернет-ресурсы Алмаза.
- Педагог. Что такое профессия? Чтобы ответить на мой вопрос я предлагаю вам в карточках найти определения к слову «профессия». (Групповая работа).
Профессия – это-
- деятельность, направленная на пользу общества,
- деятельность, требующая профессионального обучения,
- деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату),
- деятельность человека, владеющая специальными практическими знаниями;
- деятельность человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний;
- деятельность, которая требует определенной подготовки, знаний и умений;
- деятельность, основанная на личных интересах;
- деятельность, это умение продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике;
- деятельность, дающая возможность саморелизоваться.
Ответы детей.
V. Педагог: По результатам тестирования у нас двое ребят предпочли выбор профессии сварщика. Это Ильнур и Илья. Ребята, я предлагаю вам подготовить информационную карту, в которой вам необходимо отразить характеристику данной специальности, положительные и отрицательные стороны выбранной профессии, где можно получить профессиональное образования. Каковы шаги к достижению профессии. (Работа в паре).
Ответ: Ильнур Е. Сварщик – рабочая специальность, предусматривающая работу на сварочном производстве. Существует несколько видов сварщиков: ручная сварка, газосварщик, оператор сварочных аппаратов.
Виды деятельности: сварка деталей, узлов, конструкций, трубопроводов и емкостей разного вида и уровня сложности.
Места работы: промышленные заводы и фабрики, автомастерские, ремонтно-строительные компании.
Требования профессии к человеку: Физическая сила и выносливость, острота зрения, гибкость и подвижность рук, развитый вестибулярный аппарат, хорошая координация движений. Аккуратность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность.
Ответ: Илья Р. Риски профессии: К плюсам профессии можно отнести престижность и высокую востребованность на рынке труда. Молодым специалистам, только что окончившим училище, работу долго искать не придётся. Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно- коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела и работы в промышленности, на стройках. Соответственно, увеличивается зарплата. Средняя заработная плата 50 000 рублей. Предусмотрена выслуга лет.
Минусы профессии -тяжёлые условия труда, работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.
- Педагог: Около 500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же
возникает новых. Среднее время существования многих профессий – 8-10 лет.
Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему
знакомство с современными профессиями необходимо и Дима для нас
подготовит информацию при помощи интернет-ресурса. (Индивидуальная
работа).
Педагог. Востребована ли будет ваша профессия через 5-10 лет? Ситуация на рынке труда такова, что спрос работодателей на специальности меняется очень быстро. Владислав Д., скажи нам пожалуйста, действительно ли профессия, выбранная тобой, будет востребована?
Ответ: Повара и кондитеры востребованы всегда и везде: в детских садах, школьных столовых, санаториях, и даже в армии. Люди в среднем едят три раза в день — поэтому я считаю, что эта профессия обеспечит услуги этих специалистов. Если своими вкусными блюдами или кондитерскими изделиями повар-кондитер угодит своим клиентам, то он может рассчитывать на то, что посетители через некоторое время снова к нему придут, а значит, хороший специалист без работы не останется. По моему мнению, на сегодняшний день в нашей стране – один из самых перспективных и доходных - это ресторанный бизнес. Очень часто я замечаю, как открываются новые пиццерии, кафе, бары, рестораны. В дальнейшем, зная своё дело, я смогу легко найти работу, заниматься своим любимым делом, а может быть и организовать собственное дело.
- Педагог: Педагог: Илья и Ильназ подготовили информационную карту и готовы нам доказать, что выбранная ими профессия интересна для них, посильна им и пользуется на рынке труда.
- Педагог: Алмаз, тебе нужно было проранжировать по востребованности профессии, выбранные вами. Какой получился у тебя результат?
(Таблица)
Педагог: Алмаз, в случае если военным по ряду причин ты не сможешь стать, тогда как быть в этом случае?
Ответ: Ну конечно же если по каким - либо причинам у меня не осуществится моя мечта, то я воспользуюсь полученной информацией на сегодняшнем занятии и выберу профессию более реальную, востребованную и хорошо оплачиваемую, чтобы достойно содержать свою семью.
- Используя интернет - ресурсы, Дима К., скажи, пожалуйста, какие профессии, будут востребованы через 5 лет, через 10 лет в России?
Ответ: Выбор профессии является ответственным решением и нужно учесть многие факторы. Выбранная профессия должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения.
Вот такие результаты получились у меня.
• 1. Инженеры.
• 2. Специалисты из области сервиса. Ночные салоны красоты, бронирование номеров гостиниц в любое время суток в любой стране, круглосуточная доставка продуктов питания на дом, туристический бизнес.
• 3. IT-специалисты
• 4. Медики. узкопрофильные специалисты
• 5. Экологи.
• 6. Химики.
• 7. Личные консультанты и психологи
• 8. Маркетологи.
• 9. Специалисты PR . Такие специалисты нарасхват.
• 10. Специалисты по нанотехнологиям .
11. 3D дизайнеры. Эта работа может получить новую жизнь благодаря последней разработке – 3D принтеру.
Рабочие профессии:
- Электрик
- Сварщик
- Монтажник
- Токарь
IV. Педагог: Почему при выборе профессии вы ориентируетесь на заработную плату?
Ответ:
Педагог: Почему необходимо планировать бюджет? Бездумно тратить деньги – дело нехитрое, а вот расходовать с наибольшей пользой – наука непростая. По результатам тестирования выяснилось, что Максим предпочитает быть банковским работником, и поэтому ему было дано задание составить бюджет семьи. (Исследование).
Ответ: Планирование, распределение семейного бюджета – немаловажная задача. Как сэкономить и сохранить, не садясь на голодный паёк? – Завести таблицу учета средств, поступающих в семью, и пересмотреть структуру платежей.
Состав семьи | Социальный статус семьи | Вид дохода | Размер дохода |
Муж | Водитель | Заработная плата | 30 000 |
Жена | Воспитатель детского сада | Заработная плата | 23 000 |
Сын | Студент | Стипендия | 2 500 |
Итого | 55 500 |
Название статьи расходов | Расходы |
Питание | 10 000 |
Одежда | 12 000 |
Коммунальные услуги | 4 300 |
Сотовая связь | 800 |
Услуги транспорта (бензин, проезд) | 9000 (на бензин) 3000 (на городской транспорт) = 12000 |
Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия | 1500 |
Увлечения (компьютер, секции, рукоделие, театр и т.д.) | 4000 |
Кредит | 5000 |
Итого: | 49 600 |
Остаток: |
|
X.Педагог: Ребята, сегодня мы с вами говорили о формуле успешного выбора профессии: ХОЧУ МОГУ НАДО. И я предлагаю вам подвести итог, выполнив задание, в котором вам необходимо закончить предложения:
Я хочу быть ….
Я могу или не могу им быть, потому что …
Мне это надо, так как …
XI.Заключение
Педагог: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Ответы).
Педагог: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждали данную тему.
Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» Константин Дмитриевич Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ» ...
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"
Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....
планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов
План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...
- Мне нравится (2)
Комментарии
интересный, познавательный
интересный, познавательный материал, который поможет выпускникам определится с выбором профессии