Статья "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ"
статья на тему

Гнеушева Галина Николаевна

материалы научно-практической конфнренции "Дети и взрослые против насилия" в г. Канске Красноярского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gneusheva_g.n._statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Гнеушева Г.Н., социальный педагог

г. Сосновоборск, КГКУ «Сосновоборский детский дом» 

Воспитание в семье – наилучшая форма для нормальной жизни и развития ребёнка. Даже в самом респектабельном детском доме невозможно создать модель полноценной семьи со всем кругом взаимоотношений и обязанностей каждого из её членов. Таким образом, приоритетной задачей остаётся обеспечение права ребёнка к проживанию в семье.

Однако в реализации новых направлений семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд трудностей: неготовность самих детей к проживанию в семье, внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приему детей в семью, незнание потенциальными приемными родителями особенностей развития депривированных детей-сирот. Время идет, дети растут, проблемы накапливаются – замещающие родители оказываются к этому не готовы.

«Плохая наследственность» ребенка, оставшегося без попечения родителей, часто возникающие трудности и проблемы в поведении такого ребенка, негативное влияние приемного ребенка на родных детей – именно такие причины возврата ребенка из семьи указывают замещающие родители. Кроме того, в последнее время появились случаи прерывания проживания ребенка в семье по причине жестокого обращения с ним. Ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: на отдыхе, в школе, общественном месте. Семья, равно как и замещающая семья, не является здесь исключением, несмотря на то, что именно она призвана обеспечивать безопасность необходимую  для нормального развития ребенка.

Домашнее насилие (семейное насилие, жестокое обращение) – любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, ущемляющее законные права и свободы члена семьи, причиняющее ему физические или психические страдания, моральный вред или содержащее угрозу физическому или личностному развитию члена семьи.

Выделяют три типа семейной жестокости:

  1. со стороны родителей по отношению к детям;
  2. со стороны одного супруга по отношению к другому;
  3. со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Насилие может иметь вид физического, психологического и сексуального характера, а также   пренебрежения нуждами ребенка или, другими словами, неисполнение родителями (или заменяющими их: опекуном, приемным родителем) обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка. Речь идет и о физических потребностях: в питании, одежде, соответствующих бытовых условиях; и о потребности в медицинском уходе; о получении образования. И, конечно же, психологическом пренебрежение; в поддержке, внимании и любви.

Семейное насилие, жестокое обращение, проявляясь в самых разных формах: от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий, порой незаметно «поселяется» в семьях. Наиболее часто это объясняется неумением детей и замещающих родителей выстраивать отношения. Такие проблемы являются следствием неподготовленности замещающих родителей к решению проблем, возникающих в семье при появлении нового её члена.

Почему происходит насилие? Ребенка не рассматривают как равную личность, не хотят, или не умеют договариваться и обсуждать проблемы. Достаточно просто накричать, побить, заставить замолчать. А многие дети терпят, потому что не верят в себя и в то, что можно контролировать ситуацию. Конституция Российской Федерации провозглашает право всех граждан на жизнь без насилия: “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (п. 2 ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22). Подобные основы жизни общества провозглашены и во Всеобщей декларации прав человека. По Семейному кодексу РФ «Ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц их замещающих)».

Несмотря на существующие факты нарушения провозглашенных прав,  ситуацию можно изменить. Любой человек, став свидетелем жестокого обращения, может незамедлительно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел опеки и попечительства, дежурную часть милиции или прокуратуру по месту жительства.  

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми в семьях, в том числе замещающих? В России работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами, такими как кризисные центры, телефоны доверия, приюты, центры социальной реабилитации, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям. В целях предотвращения насилия в семье необходима широкая просветительская работа, направленная на формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

В этом направлении ведет работу и Центр психолого-педагогического сопровождения Сосновоборского детского дома. В октябре 2010 года на центральной территории Красноярского края стартует информационно-просветительская Кампания «Мечта моя – семья моя», финансовую поддержку которой обеспечил Фонд помощи обездоленным детям и детям, лишённым родительской ласки - Детский фонд «Виктория» г. Москвы. В рамках кампании запланированы выездные школы «Психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в замещающие родители и замещающих родителей», включающие консультации педагога-психолога, социального педагога. Выездная школа включает в себя тренинги, направленные на развитие умений строить отношения на доверии и взаимоуважении между ребенком и родителями, обучение замещающих родителей тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми. С участием семей, уже воспитывающих приёмного ребёнка, пройдут вечера семейных традиций «К нам гости пришли», где замещающие родители могут рассказать о совместных семейных интересах, занятиях, поделиться проблемами и дать советы. Такие встречи помогут и будущим замещающим родителям в изменении отношения к решению проблем, возникающих в семье, предотвращению насилия, жестокого обращения еще на стадии «угрожающих интонаций».

        Помощь квалифицированных специалистов поможет предотвратить жестокое обращение с детьми в замещающей семье на ранних этапах его проявления, даст возможность замещающим родителям, кандидатам в замещающие родители лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях, понять, в чем причина «плохого» поведения ребенка. Этому будет способствовать и развитие умений замещающих родителей заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями, со своими внутренними и межличностными проблемами.

Комплексное профессиональное сопровождение замещающих родителей и воспитанников к совместному проживанию позволит уменьшить проявление агрессии и случаи жестокого обращения в замещающих семьях и не допустить возвратов детей в детские дома.

Библиографический список

  1. Конституция РФ.
  2. Конвенция о правах ребенка. М., 2008.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2008.
  4. Библиотечка уполномоченного по правам человека в красноярском крае. Пособие по курсу занятий по программе «Права детей – детям!» (для правового обучения старшеклассников общеобразовательных школ), г.Красноярск, 2005.
  5. Раттер Майкл Помощь трудным детям. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  6. Технология работы служб сопровождения замещающих семей и оценка их эффективности: Сборник/Составители: Г.В. Семья, М.В. Колотова. М., 2008.
  7. Профилактика жестокого обращения с детьми  и насилия в семье. Методические рекомендации. Методика. Комитет здравоохранения правительства Москвы 15 октября 1999г. №18. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_144749.html
  8. Виртуальный центр содействия семье. http://www.harmony.baikal.ru/center/types.htm
  9. Жестокое обращение и насилие в семье. Е. Грибкова http://www.phelpdm.net/publ/reshetnikova_o_b/zhestokoe_obrashhenie_i_nasilie_v_seme/1-1-0-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм проведения диалога с ребенком в случае жестокого обращения с ним

Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращенияЗадачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:·         уменьшить у ребенка чувства стыда,...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

«Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по выявлению случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения....