Алгоритм проведения диалога с ребенком в случае жестокого обращения с ним
консультация по психологии на тему
Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращения
Задачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:
· уменьшить у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;
· помочь в укреплении чувства собственной значимости;
· сформировать новые поведенческие паттерны (формы поведения);
· способствовать избирательному взаимодействию с окружающими людьми;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_provedeniya_dialoga_s_rebenkom_v_sluchae_zhestokogo_obrashcheniya_s_nim.docx | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращения
Задачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:
- уменьшить у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;
- помочь в укреплении чувства собственной значимости;
- сформировать новые поведенческие паттерны (формы поведения);
- способствовать избирательному взаимодействию с окружающими людьми;
Свою работу с детьми, подвергшимся жестокому обращению и насилию, следует строить по следующим принципам: слушаю, понимаю, сопереживаю.
Алгоритм поведения консультанта при ведении диалога с такими детьми:
1. Расположить к себе - "Я тебе верю"
Самый первый и важный шаг - установление доверительных отношений между ребенком и консультантом. Многие дети не могут рассказать о случившемся взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов кроется в том, что человек, совершивший насилие над ребенком, как правило, авторитетнее и сильнее, чем жертва.
2. Проявить сочувствие - "Мне жаль, что это случилось"
На втором этапе ребенок должен почувствовать, что его слышат, сочувствуют, понимают возникающие мысли и чувства.
3. Уменьшить чувство вины - "Я уверена, что ты не виноват в том, что произошло". Это третий шаг, который направлен на то, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и безопасно. Консультант не должен осуждать, давать негативных оценок поведению обратившегося.
Преодоление чувства вины является одним из самых важных этапов работы с жертвами жестокого обращения и насилия. Вина носит всепоглощающий характер, провоцирует различные искажения в представлениях о себе и своих поступках. Ребенок своим поступкам придает особый негативный смысл. Работа с чувством вины включает понимание того, в чем винит себя пострадавший.
4. Поддержать и одобрить его поведение: "Хорошо, что ты не испугался и рассказал".
Позитивная, эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из ситуации насилия являются важными моментами данного этапа. Ребенку необходима помощь в преодолении страхов, возникающих после раскрытия фактов жестокого обращения или насилия.
5. Найти резервы поддержки и помощи - "Как ты думаешь, кому еще ты можешь рассказать о своей проблеме?"
В данном случае важно показать ребенку, что существует много людей, организаций, которым можно довериться и получить помощь и поддержку (родственники, знакомые, учителя, соседи, службы социальной защиты, милиция, органы опеки и попечительства и пр.).
6. Создать условия для пресечения насилия и выработать стратегию поведения - “Давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы подобного не повторилось?”.
Здесь нужно обсудить поведение ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие.
Затем найти вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации. Часто ребенок не видит выхода, и проблема для него кажется неразрешимой, поэтому задача консультанта первым начать обсуждение и направить на поиск альтернативных решений.
Делая выбор, ребенок берет на себя ответственность и таким образом, у него повышается мотивация к активным действиям. По окончании обсуждения психолог-консультант предлагает ребенку оценить выбранное решение в свете ожидаемого успеха.
7. Вселить уверенность в завтрашний день - "Я знаю, что ты справишься с проблемой. Я в тебя верю, ты сильный!"
Установка на позитив помогает ребенку уверенно следовать к намеченной цели, не отступая перед трудностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения в семье: социально-педагогическое сопровождение
работа социального педагога...
презентация "Процесс защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения в семье: социально-педагогическое сопровождение»"
работа социального педагога...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...
Статья "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ"
материалы научно-практической конфнренции "Дети и взрослые против насилия" в г. Канске Красноярского края...
Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)
Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи...
«Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по выявлению случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения....