Папка социального педагога
материал на тему

Основные направления социально-педагогической работы

в образовательном учреждении:

·         Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, просмотром за ребенком;

·         Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

·         Привлечь детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;

·         Распознавание, диагностирование и решение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

·         Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

·         Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

·         Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определения мер их преодоления;

·         Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;

·         Пропаганда и разъяснения прав детей, семьи, педагогов;

·         Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работе за пределами расписания учебных занятий;

Возможно распределение обязанностей социальных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиены, профилактика школьной и социальной дезадаптации, работа с родителями, опека и попечительство) по классам, по типу «семейный социальный педагог» (на 25-30 семей) и др.

Сила науки и успеха практики профессиональной деятельности во многом зависит от совершения методов исследования и преобразования деятельности, от того насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль все самое новое, передовое, что является в методах других наук и в практике.

В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:

1.      Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.

2.      Общенаучные методы: анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.), изучение и обобщение опыта, эксперимент, метод экспертных оценок.

3.      Исторические методы: сравнительно-исторический (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.

4.      Социальные методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, метод комплексного социального (психологического) моделирования, метод «Работа со случаем», метод «Диалог» и др.

5.      Психологический метод: применение бланковых и аппаратурных тестов: индивидуальных и групповых.

6.      Методы математической статистики.

Источниками исследования соответственно выступает:

·         документы;

·         книги;

·         журналы; газеты;

·         опыт работы социального педагога;

·         люди (дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.)

·         технико-информационные системы (радио, телевиденье, компьютерные сети);

·         традиции учреждений;

Функции социального педагога:

 

·         Образовательно-воспитательное – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, организаций и общественных объединений;

·         Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;

·         Организаторская – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на воздействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;

·         Прогностическая – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогичекую программу развития личности ребенка, схема и алгоритм решения конкретных социально-педагогических задач;

·         Профилактическая и социально-терапевтическая –специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимися, обеспечивать защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

·         Организационно-комуникативныая – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

·         Охрано-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов;

·         Посредническая – специалист осуществляет связи между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Социальный педагог оказывает помощь и решает проблемы клиентов (общеупотребительный мировой термин)

Примерная модель системы деятельности

социального педагога общеобразовательной школы

I этап

Составляющие деятельности:

·         Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности

·         Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности

Цели и ориентиры могут быть следующими:

·         Обеспечивать учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального варианта обучения (формы обучения, которая способствовала бы развитию ребенка и сохранению его биоэнергоресурсов), минимизировать факты второгодничества и исключить их в период обучения детей в 5-6 классах. Это возможно на основе использования индивидуального и личностно-ориентированного подхода.

·         За счет просветительной социально-профилактической (общей и индивидуальной) работы, через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся.

·         Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях.

Задачи:

·         Общая социально-педагогическая диагностика контингента учащихся школы (диагностика условий жизнедеятельности учащихся в школе, семье и социуме), формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики;

·         Исследование соционкульурной ситуации развития детей и подростков в микрорайоне

·         Исследование социально-педагогического потенциала на уровне школы и микрорайона (поиск активных вспомогательных сил – субъектов социально- педагогической деятельности).

 

 

II этап

·         Реализация целей и задач Iэтапа.

·         Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности с субъектами.

·         Осуществление активов социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащихся.

·         Используя возможности микрорайона и города(социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь и др.) проведение просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.

·         Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов.

·         Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.

·         Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.

·         Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в в отношениях с детьми.

·         Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.

III этап

·         Прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети

·         Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неспешность) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы)

·         Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.

·         Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.

·         Подведение итогов социально-педагогической деятельности.

 

Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.

 

Социальный педагог помогает родителям:

·         Осознавать позитивные и негативные события, происходящие в семье

·         Увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации

·         Учить преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия

Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.

 

Выделяют три группы проблемных семей:

1.      Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2.      Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родителей не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.      Семья, в которой дети безнадзорны по различным причинам: развод, раздел в семье, занятость родителей.

 

Памятка для социального педагога при работе

с неблагополучными семьями

1.      Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2.      Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее а том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели.

3.      Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый шаг.

4.      Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

5.      Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи.

6.      если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознавала услышанное.

7.      Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.

8.      Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменить в соответствии нравственным нормам жизни.

9.      Не показывать, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. действуйте в логике системы «перспективный линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

10.  Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость во что бы ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

 

 

Координационно-календарный план работы

с неблагополучными семьями

Цель: контроль за неблагополучными семьями и детьми из этих семей; оказание педагогической помощи.

Задачи:

1.      Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.

2.      Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.

3.      Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками через взаимодействие РОВД.

Сентябрь

Провести обследование условия жизни первоклассников и вновь прибывших с целью выявления неблагополучных семей и детей, оставивших без попечения родителей, установить контроль над ними родительского комитета, общественного инспектора, организатора, классного руководителя.

Октябрь

На совещании при директоре ознакомить педагогический коллектив с итогами обследования. Проведение совместно с организатором или завучем школы беседы с детьми из неблагополучных семей. Привлечение детей из неблагополучной семьи в кружки, секции.

Ноябрь

Анализ успеваемости, поведения и психологического состояния детей из неблагополучных семей. Индивидуальная работа с ними.

Декабрь

Педагогические рейды в неблагополучные семьи и индивидуальная работа с родителями.

Январь – Март

Индивидуальная работа с родителями неблагополучных семей. Рассмотрение вопроса о работе неблагополучными семьями на заседании Совета школы.

Апрель

Работа по организации лагеря труда и отдыха летом.

Май

Проведение итогов и планирование работы на учебный год. Организация занятости и отдыха летом детей из неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей.

Работа с пьющими родителями ведется

по трем направлениям:

1.      Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, наркологическими психиатрами. Основное внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психологическое развитие человека, на влияние этих пороков на потомство, физическое наказание, травмирование психики детей в семьях пьющих родителей.

2.      Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная ее цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркотиков и алкоголя на взаимоотношение между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который наркомания и пьянство наносят семье.

3.      Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Родители должны знать, что большая часть преступлений совершается именно в состоянии алкогольного или наркологического опьянения и что такое состояние не снижает вину за правонарушения и усугубляет ее.

Главная задача социального педагога – совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.

 

Работа с малообеспеченными семьями

·         Выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений.

·         Оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставление возможных услуг, защита прав и т.п.

·         Оказать родителям помощи в трудоустройстве.

 

Работа с многодетными семьями

·         Выявление и учет многодетных семей

·         Определение основных проблем и потребностей

·         Представление информации о пособиях и социальных льготах

·         Помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с общественными организациями

·         Помощь в решение проблем женщин – матери (психологическая поддержка)

·         Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений

·         Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка

·         Контроль использования выделенных детям материальной помощи

Работа с девиантными подростками

·         Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме, объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также постановленных перед собой целей).

·         Воспитание нравственно-правовой убежденности

·         Формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе

·         Развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умение управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия.

·         Обеспечение благоприятного социально педагогического климата

·         Способствование заполнению пробелов в знаниях

·         Организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)

·         Включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности

·         Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, нервозность, суицид и т.д.

 

Памятка

общественного инспектора по охране прав детей

для постоянного надзора за подчиненными детьми по микрорайону школы из числа учителей выделяются общественные инспектора.

Общественный инспектор организует работу, привлекает учителей, классных руководителей, активистов школы, в дальнейшем проводит работу в тесном контакте с администрацией школы.

Общественный инспектор обязан:

1.      Иметь точный учет детей подопечных по микрорайону школы.

2.      Хорошо знать их материально-бытовые условия, осуществлять постоянную связь с их воспитателями, опекунами. Оказать им практическую помощь в воспитании детей.

3.      Следить за успеваемостью подчиненных в школе и в случае необходимости организовать им педагогическую помощь.

4.      Кроме повседневной связи с подчиненными и их воспитателями, два раза в году проводить контрольную проверку на дому, оформить это подробными актами и к 28 декабря и 28 мая предоставить в РОНО акты. Проверять сохранность детского имущества.

5.      Во время весенний проверки вместе с актами контрольной проверки сдавать в РОНО характеристики на каждого подопечного с указанием переведен тот или иной подчиненный в следующий класс, а к 28 декабря справку о состоянии здоровья ребенка.

6.      Один раз в год к 1 июня предоставить в РОНО полный отчет о проведенной работе за год с подопечными детьми.

7.      Перед весенней и зимней проверки проводить выверку списков подопечных детей.

8.      Для учета своей работы инспектор должен иметь у себя отдельную папку по работе с подчиненными детьми и тетрадь, в который ведет учет работы инспектора.

9.      Общественный инспектор должен выявить всех детей, привозимых в данный микрорайон, живущих не у родителей, а также детей, оставшихся без попечения родителей. О выявленных детях немедленно сообщить в РОНО.

10.  Быть чутким, внимательным к детям, оставшимся без попечения родителей, охранять личные права.

11.  В работе по опеке и попечительству руководствоваться сборником приказов Министерства просвещения РСФСР № 19 за 1974 год.

 

                        Работа с опекаемыми и приемными детьми

·         Наблюдение в урочное и неурочное время через посещение уроков, кружковых занятий.

·         Обследование жилищно-бытовых условий.

·         Ввести контроль за сохранностью жилья за предоставленными льготами.

·         Два раза в месяц посещать на дому.

·         Ввести контроль за правильностью использованием денежных средств.

·         Два раза в год сдать отсчет израсходованных денег.

·         Тесное сотрудничество с классным руководителем, учителями-предметниками.

·         Следить за успеваемостью и посещаемостью.

·         Связь с правоохранительными органами, опеки и попечительства.

·         Проведение профилактической работы через беседы.

·         Оказать консультативную помощь семье.

·         Составлять жилищно-бытовые акты семьи.

·         Защищать интересы и охранять права детей.

·         Создание благоприятной среды в учебной заведении.

·         Осуществлять систематический контроль за воспитанием, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, сохранностью принадлежащего им имущества, выполнением опекунами своих обязанностей, а также оказывать опекунами и подопечным детям всестороннюю помощь.

·         Установить связь с организациями, где работают опекуны, с целью получения средств на оказание материальной или другой помощи.

·         Оказать правовую педагогическую помощь.

·         Изучать интересы подопечных.

Категория семьи

1.      полная

2.      приемная

3.      опекунская

4.      многодетная

5.      семья с детьми-инвалидами

6.      семья одинокой матери с незарегистрированным браком

7.      семья, оставшаяся с одной матерью

8.      семья, оставшаяся с одним отцом

9.      семья, живущая без родного отца

10.  семья с неработающим родителем

11.  семья, где один из родителей находится в местах лишения свободы

12.  семья мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев

13.  семья, имеющая безнадзорных детей

14.  малоимущая семья

Жилищные условия

1.      квартира благоустроенная

2.      квартира неблагоустроенная

3.      дом благоустроенный

4.      дом неблагоустроенный

5.      общежитие

6.      нет постоянного жилья

Санитарное состояние

1.      удовлетворительное

2.      неудовлетворительное

Основания для постановки семьи на учет

 

1.      родители не занимаются воспитанием и содержанием детей

2.      ребенок совершил правонарушение или преступление

3.      родители жестко обращаются с детьми

4.      дети употребляют алкоголь

5.      родители употребляют алкоголь

6.      один из родителей совершил преступление против личности ребенка или других членов семьи

7.      беспризорность детей

 

Характеристика

 

1.      воспитывается одной матерью

2.      воспитывается одним отцом

3.      воспитывается без родителей

4.      неуравновешенный характер

5.      упрям

6.      драчлив

7.      неуживчив с друзьями

8.      слабоволен

9.      ленив

10.  склонен к обману

11.  завистлив

12.  не любит физический труд

13.  не любит точные науки

14.  не любит гуманитарные науки

15.  низкие способности учиться

 

Поведение

1.      кража

2.      вымогательство

3.      хулиганство

4.      избиение учащихся

5.      бродяжничество

6.      нарушение школьного распорядка

7.      позднее пребывание на улице

8.      употребление спиртных напитков

Причины

1.      неблагополучная семья

2.      отец злоупотребляет спиртные напитки

3.      мать злоупотребляет спиртные напитки

4.      родители уклоняются от воспитания

5.      трудное материальное условие семьи

6.      дома нет условий учиться

7.      вредное влияние родителей

8.      родители уклоняются от работы

9.      вредное влияние сверстников

Принятие меры

1.      рассмотрение в классе

2.      рассмотрение в учкоме

3.      рассмотрение родительским собранием

4.      рассмотрение педсоветом

5.      рассмотрение директором школы

6.      привлечение к учебе

7.      оказана помощь в учебе

8.      привлечение к общественным делам

9.      рассмотрение профкомом школы

 

Документы необходимые для оформления опекунства и попечительства

1.      Заявление от опекуна на имя главы администрации.

2.      Согласие от каждого члена семьи на оформление опекунства

3.      Согласие несовершеннолетнего старше 10 лет

4.      Копия свидетельства о рождении

5.      Документы, свидетельствующие отсутствия у ребенка родителей (копия свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав)

6.      Характеристика и справка с места работы опекуна

7.      Справка о заработной плате опекуна (помесячно)

8.      Справка о состоянии здоровья ребенка

9.      Справка о состоянии здоровья опекуна

10.  Справка об отсутствии в семье заболеваний, препятствующих помещения в нее ребенка

11.  Справка с места жительства опекуна

12.  Автобиография

13.  Характеристика опекуна

14.  Справка о семейном положении

15.  Акт обследования.

Документы необходимые для устройства несовершеннолетнего

в школу-интернат

1.      Заявление родителей на имя главы администрации

2.      Акт обследования жилищно-бытовых условий

3.      Личное школьное дело

4.      Свидетельство о рождении (подлинник)

5.      Справка о составе семьи и с места жительства

6.      Справка с места работы родителей и заработной платы

7.      Характеристика ребенка

8.      История развития ребенка

9.      Выписка о профилактических прививках

10.  Индивидуальная карта развития ребенка (форма №26)

11.  Медицинские справки: справка дерматолога, справка окулиста, Анализ кровь и мочи общий, кал на я/глист и дизентерию, мазок на дифтерию, справка с СЭС (санэпидст.), общее заключение врача

 

Документы необходимые для оформления в детский дом

1.      Акт обследования жилищно-бытовых условий

2.      Медицинская карта ребенка (форма №26)

3.      Личное дело несовершеннолетнего

4.      Свидетельство о рождении (подлинник)

5.      Справка о составе семьи и с места жительства

6.      Справка с СЭС (санэпидст.)

7.      Постановление о закрепления жилья

8.      Документы о родителях

9.      Пенсионная книжка на детей, получившие пенсию или алименты

10.  История развития ребенка

11.  Опись имущества

12.  Где находится ваучер (вложен или продан)

 

                                                       Примечание

1.      Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего:

o    Утверждается руководителем отдела образования

o    В комиссию кроме соцпедагога включаются медработник, классный руководитель

o    Материальное положение указать в пункте «Общий заработок семьи» - доход в рублях за месяц

В заключении написать: «жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего удовлетворительные (неудовлетворительные). Согласно заключению ПМПК от _______№______нуждается в обучении__________.

2.      Акт проверки и наличия сохранности жилого помещения:

o    Утверждается руководителем отдела образования

o    В комиссию кроме соцпедагога включаются медработник, классный руководитель

·         Данные брать в ДЕЗе (поквартирная карточка) или по домовой книге (администрация поселения)

·         Пункт о закреплении жилой площади оставить пустым не заполнять

3.      Личное дело учащегося:

·         Все листы должны быть подписаны

·         Проверить печати, подписи

Графу «убыл» заполняется после получения направления из Министерства образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_sotsialnogo_pedagoga.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления социально-педагогической работы

в образовательном учреждении:

  • Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, просмотром за ребенком;
  • Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
  • Привлечь детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
  • Распознавание, диагностирование и решение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
  • Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
  • Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определения мер их преодоления;
  • Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
  • Пропаганда и разъяснения прав детей, семьи, педагогов;
  • Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работе за пределами расписания учебных занятий;

Возможно распределение обязанностей социальных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиены, профилактика школьной и социальной дезадаптации, работа с родителями, опека и попечительство) по классам, по типу «семейный социальный педагог» (на 25-30 семей) и др.

Сила науки и успеха практики профессиональной деятельности во многом зависит от совершения методов исследования и преобразования деятельности, от того насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль все самое новое, передовое, что является в методах других наук и в практике.

В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:

  1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.
  2. Общенаучные методы: анализ литературных источников, теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований, наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.), изучение и обобщение опыта, эксперимент, метод экспертных оценок.
  3. Исторические методы: сравнительно-исторический (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.
  4. Социальные методы: анкетирование и интервью, социометрия, мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу), метод социальных биографий, метод комплексного социального (психологического) моделирования, метод «Работа со случаем», метод «Диалог» и др.
  5. Психологический метод: применение бланковых и аппаратурных тестов: индивидуальных и групповых.
  6. Методы математической статистики.

Источниками исследования соответственно выступает:

  • документы;
  • книги;
  • журналы; газеты;
  • опыт работы социального педагога;
  • люди (дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.)
  • технико-информационные системы (радио, телевиденье, компьютерные сети);
  • традиции учреждений;

Функции социального педагога:

  • Образовательно-воспитательное – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, организаций и общественных объединений;
  • Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
  • Организаторская – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на воздействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
  • Прогностическая – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогичекую программу развития личности ребенка, схема и алгоритм решения конкретных социально-педагогических задач;
  • Профилактическая и социально-терапевтическая –специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимися, обеспечивать защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
  • Организационно-комуникативныая – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентами;
  • Охрано-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов;
  • Посредническая – специалист осуществляет связи между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Социальный педагог оказывает помощь и решает проблемы клиентов (общеупотребительный мировой термин)

Примерная модель системы деятельности

социального педагога общеобразовательной школы

I этап

Составляющие деятельности:

  • Формирование целей и задач социально-педагогической деятельности
  • Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности

Цели и ориентиры могут быть следующими:

  • Обеспечивать учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального варианта обучения (формы обучения, которая способствовала бы развитию ребенка и сохранению его биоэнергоресурсов), минимизировать факты второгодничества и исключить их в период обучения детей в 5-6 классах. Это возможно на основе использования индивидуального и личностно-ориентированного подхода.
  • За счет просветительной социально-профилактической (общей и индивидуальной) работы, через вовлечение детей и родителей в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся.
  • Способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формированию у них соответствующих ценностных ориентаций, проявляющихся в межличностных отношениях.

Задачи:

  • Общая социально-педагогическая диагностика контингента учащихся школы (диагностика условий жизнедеятельности учащихся в школе, семье и социуме), формирование представления об их проблемном поле на основе данных диагностики;
  • Исследование соционкульурной ситуации развития детей и подростков в микрорайоне
  • Исследование социально-педагогического потенциала на уровне школы и микрорайона (поиск активных вспомогательных сил – субъектов социально- педагогической деятельности).

II этап

  • Реализация целей и задач Iэтапа.
  • Планирование, программирование, проектирование социально-педагогической деятельности с субъектами.
  • Осуществление активов социально-педагогической поддержки, реабилитационного социально-педагогического содействия учащихся.
  • Используя возможности микрорайона и города(социальные структуры, службы, студенчество, творческую молодежь и др.) проведение просветительной, профилактической работы с одновременным вовлечением учащихся в различные виды деятельности.
  • Проведение профессионально-ориентационной диагностики будущих выпускников 9, 11 классов.
  • Симптоматическая диагностика педагогически несостоятельных, маргинальных и других семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи.
  • Исследование степени удовлетворенности учащихся и родителей школьной средой.
  • Работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии в в отношениях с детьми.
  • Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность.

III этап

  • Прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе социального риска. Предварительное знакомство с учебными заведениями, которые выбрали дети
  • Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неспешность) в учебной деятельности (малые педагогические советы, социально-педагогические консилиумы, консультационные группы)
  • Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.
  • Оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.
  • Подведение итогов социально-педагогической деятельности.

Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.

Социальный педагог помогает родителям:

  • Осознавать позитивные и негативные события, происходящие в семье
  • Увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации
  • Учить преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия

Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.

Выделяют три группы проблемных семей:

  1. Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
  2. Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родителей не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
  3. Семья, в которой дети безнадзорны по различным причинам: развод, раздел в семье, занятость родителей.

                        Памятка для социального педагога при работе

с неблагополучными семьями

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее а том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи.
  6. если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознавала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменить в соответствии нравственным нормам жизни.
  9. Не показывать, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. действуйте в логике системы «перспективный линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость во что бы ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Координационно-календарный план работы

с неблагополучными семьями

Цель: контроль за неблагополучными семьями и детьми из этих семей; оказание педагогической помощи.

Задачи:

  1. Создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.
  2. Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
  3. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками через взаимодействие РОВД.

Сентябрь

Провести обследование условия жизни первоклассников и вновь прибывших с целью выявления неблагополучных семей и детей, оставивших без попечения родителей, установить контроль над ними родительского комитета, общественного инспектора, организатора, классного руководителя.

Октябрь

На совещании при директоре ознакомить педагогический коллектив с итогами обследования. Проведение совместно с организатором или завучем школы беседы с детьми из неблагополучных семей. Привлечение детей из неблагополучной семьи в кружки, секции.

Ноябрь

Анализ успеваемости, поведения и психологического состояния детей из неблагополучных семей. Индивидуальная работа с ними.

Декабрь

Педагогические рейды в неблагополучные семьи и индивидуальная работа с родителями.

Январь – Март

Индивидуальная работа с родителями неблагополучных семей. Рассмотрение вопроса о работе неблагополучными семьями на заседании Совета школы.

Апрель

Работа по организации лагеря труда и отдыха летом.

Май

Проведение итогов и планирование работы на учебный год. Организация занятости и отдыха летом детей из неполных, неблагополучных, малообеспеченных семей.

Работа с пьющими родителями ведется

по трем направлениям:

  1. Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, наркологическими психиатрами. Основное внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психологическое развитие человека, на влияние этих пороков на потомство, физическое наказание, травмирование психики детей в семьях пьющих родителей.
  2. Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная ее цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркотиков и алкоголя на взаимоотношение между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который наркомания и пьянство наносят семье.
  3. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Родители должны знать, что большая часть преступлений совершается именно в состоянии алкогольного или наркологического опьянения и что такое состояние не снижает вину за правонарушения и усугубляет ее.

Главная задача социального педагога – совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.

Работа с малообеспеченными семьями

  • Выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений.
  • Оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставление возможных услуг, защита прав и т.п.
  • Оказать родителям помощи в трудоустройстве.

Работа с многодетными семьями

  • Выявление и учет многодетных семей
  • Определение основных проблем и потребностей
  • Представление информации о пособиях и социальных льготах
  • Помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с общественными организациями
  • Помощь в решение проблем женщин – матери (психологическая поддержка)
  • Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений
  • Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка
  • Контроль использования выделенных детям материальной помощи

                      Работа с девиантными подростками

  • Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме, объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также постановленных перед собой целей).
  • Воспитание нравственно-правовой убежденности
  • Формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе
  • Развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умение управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия.
  • Обеспечение благоприятного социально педагогического климата
  • Способствование заполнению пробелов в знаниях
  • Организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые)
  • Включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности
  • Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, нервозность, суицид и т.д.

                                                                   Памятка

общественного инспектора по охране прав детей

для постоянного надзора за подчиненными детьми по микрорайону школы из числа учителей выделяются общественные инспектора.

Общественный инспектор организует работу, привлекает учителей, классных руководителей, активистов школы, в дальнейшем проводит работу в тесном контакте с администрацией школы.

Общественный инспектор обязан:

  1. Иметь точный учет детей подопечных по микрорайону школы.
  2. Хорошо знать их материально-бытовые условия, осуществлять постоянную связь с их воспитателями, опекунами. Оказать им практическую помощь в воспитании детей.
  3. Следить за успеваемостью подчиненных в школе и в случае необходимости организовать им педагогическую помощь.
  4. Кроме повседневной связи с подчиненными и их воспитателями, два раза в году проводить контрольную проверку на дому, оформить это подробными актами и к 28 декабря и 28 мая предоставить в РОНО акты. Проверять сохранность детского имущества.
  5. Во время весенний проверки вместе с актами контрольной проверки сдавать в РОНО характеристики на каждого подопечного с указанием переведен тот или иной подчиненный в следующий класс, а к 28 декабря справку о состоянии здоровья ребенка.
  6. Один раз в год к 1 июня предоставить в РОНО полный отчет о проведенной работе за год с подопечными детьми.
  7. Перед весенней и зимней проверки проводить выверку списков подопечных детей.
  8. Для учета своей работы инспектор должен иметь у себя отдельную папку по работе с подчиненными детьми и тетрадь, в который ведет учет работы инспектора.
  9. Общественный инспектор должен выявить всех детей, привозимых в данный микрорайон, живущих не у родителей, а также детей, оставшихся без попечения родителей. О выявленных детях немедленно сообщить в РОНО.
  10. Быть чутким, внимательным к детям, оставшимся без попечения родителей, охранять личные права.
  11. В работе по опеке и попечительству руководствоваться сборником приказов Министерства просвещения РСФСР № 19 за 1974 год.

                        Работа с опекаемыми и приемными детьми

  • Наблюдение в урочное и неурочное время через посещение уроков, кружковых занятий.
  • Обследование жилищно-бытовых условий.
  • Ввести контроль за сохранностью жилья за предоставленными льготами.
  • Два раза в месяц посещать на дому.
  • Ввести контроль за правильностью использованием денежных средств.
  • Два раза в год сдать отсчет израсходованных денег.
  • Тесное сотрудничество с классным руководителем, учителями-предметниками.
  • Следить за успеваемостью и посещаемостью.
  • Связь с правоохранительными органами, опеки и попечительства.
  • Проведение профилактической работы через беседы.
  • Оказать консультативную помощь семье.
  • Составлять жилищно-бытовые акты семьи.
  • Защищать интересы и охранять права детей.
  • Создание благоприятной среды в учебной заведении.
  • Осуществлять систематический контроль за воспитанием, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, сохранностью принадлежащего им имущества, выполнением опекунами своих обязанностей, а также оказывать опекунами и подопечным детям всестороннюю помощь.
  • Установить связь с организациями, где работают опекуны, с целью получения средств на оказание материальной или другой помощи.
  • Оказать правовую педагогическую помощь.
  • Изучать интересы подопечных.

Категория семьи

  1. полная
  2. приемная
  3. опекунская
  4. многодетная
  5. семья с детьми-инвалидами
  6. семья одинокой матери с незарегистрированным браком
  7. семья, оставшаяся с одной матерью
  8. семья, оставшаяся с одним отцом
  9. семья, живущая без родного отца
  10. семья с неработающим родителем
  11. семья, где один из родителей находится в местах лишения свободы
  12. семья мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев
  13. семья, имеющая безнадзорных детей
  14. малоимущая семья

Жилищные условия

  1. квартира благоустроенная
  2. квартира неблагоустроенная
  3. дом благоустроенный
  4. дом неблагоустроенный
  5. общежитие
  6. нет постоянного жилья

Санитарное состояние

  1. удовлетворительное
  2. неудовлетворительное

Основания для постановки семьи на учет

  1. родители не занимаются воспитанием и содержанием детей
  2. ребенок совершил правонарушение или преступление
  3. родители жестко обращаются с детьми
  4. дети употребляют алкоголь
  5. родители употребляют алкоголь
  6. один из родителей совершил преступление против личности ребенка или других членов семьи
  7. беспризорность детей

Характеристика

  1. воспитывается одной матерью
  2. воспитывается одним отцом
  3. воспитывается без родителей
  4. неуравновешенный характер
  5. упрям
  6. драчлив
  7. неуживчив с друзьями
  8. слабоволен
  9. ленив
  10. склонен к обману
  11. завистлив
  12. не любит физический труд
  13. не любит точные науки
  14. не любит гуманитарные науки
  15. низкие способности учиться

Поведение

  1. кража
  2. вымогательство
  3. хулиганство
  4. избиение учащихся
  5. бродяжничество
  6. нарушение школьного распорядка
  7. позднее пребывание на улице
  8. употребление спиртных напитков

Причины

  1. неблагополучная семья
  2. отец злоупотребляет спиртные напитки
  3. мать злоупотребляет спиртные напитки
  4. родители уклоняются от воспитания
  5. трудное материальное условие семьи
  6. дома нет условий учиться
  7. вредное влияние родителей
  8. родители уклоняются от работы
  9. вредное влияние сверстников

Принятие меры

  1. рассмотрение в классе
  2. рассмотрение в учкоме
  3. рассмотрение родительским собранием
  4. рассмотрение педсоветом
  5. рассмотрение директором школы
  6. привлечение к учебе
  7. оказана помощь в учебе
  8. привлечение к общественным делам
  9. рассмотрение профкомом школы

Документы необходимые для оформления опекунства и попечительства

  1. Заявление от опекуна на имя главы администрации.
  2. Согласие от каждого члена семьи на оформление опекунства
  3. Согласие несовершеннолетнего старше 10 лет
  4. Копия свидетельства о рождении
  5. Документы, свидетельствующие отсутствия у ребенка родителей (копия свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав)
  6. Характеристика и справка с места работы опекуна
  7. Справка о заработной плате опекуна (помесячно)
  8. Справка о состоянии здоровья ребенка
  9. Справка о состоянии здоровья опекуна
  10. Справка об отсутствии в семье заболеваний, препятствующих помещения в нее ребенка
  11. Справка с места жительства опекуна
  12. Автобиография
  13. Характеристика опекуна
  14. Справка о семейном положении
  15. Акт обследования.

Документы необходимые для устройства несовершеннолетнего

в школу-интернат

  1. Заявление родителей на имя главы администрации
  2. Акт обследования жилищно-бытовых условий
  3. Личное школьное дело
  4. Свидетельство о рождении (подлинник)
  5. Справка о составе семьи и с места жительства
  6. Справка с места работы родителей и заработной платы
  7. Характеристика ребенка
  8. История развития ребенка
  9. Выписка о профилактических прививках
  10. Индивидуальная карта развития ребенка (форма №26)
  11. Медицинские справки: справка дерматолога, справка окулиста, Анализ кровь и мочи общий, кал на я/глист и дизентерию, мазок на дифтерию, справка с СЭС (санэпидст.), общее заключение врача

Документы необходимые для оформления в детский дом

  1. Акт обследования жилищно-бытовых условий
  2. Медицинская карта ребенка (форма №26)
  1. Личное дело несовершеннолетнего
  2. Свидетельство о рождении (подлинник)
  3. Справка о составе семьи и с места жительства
  4. Справка с СЭС (санэпидст.)
  5. Постановление о закрепления жилья
  6. Документы о родителях
  7. Пенсионная книжка на детей, получившие пенсию или алименты
  8. История развития ребенка
  9. Опись имущества
  10. Где находится ваучер (вложен или продан)

                                                       Примечание

  1. Акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего:
  • Утверждается руководителем отдела образования
  • В комиссию кроме соцпедагога включаются медработник, классный руководитель
  • Материальное положение указать в пункте «Общий заработок семьи» - доход в рублях за месяц

В заключении написать: «жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего удовлетворительные (неудовлетворительные). Согласно заключению ПМПК от _______№______нуждается в обучении__________.

  1. Акт проверки и наличия сохранности жилого помещения:
  • Утверждается руководителем отдела образования
  • В комиссию кроме соцпедагога включаются медработник, классный руководитель
  • Данные брать в ДЕЗе (поквартирная карточка) или по домовой книге (администрация поселения)
  • Пункт о закреплении жилой площади оставить пустым не заполнять
  1. Личное дело учащегося:
  • Все листы должны быть подписаны
  • Проверить печати, подписи

Графу «убыл» заполняется после получения направления из Министерства образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая папка для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, позволяющие организовать работу по изучению правил безопасности....

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Папка достижений педагога

материал окажет помощь учителям при аттестации...

Наполнение рабочей папки социального педагога коррекционной школы-интерната

Рекомендации по планированию работы социального педагога...

Папка социального педагога

План работы социального педагога...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....