Вопросы за кадром
статья на тему

Цыкоза Лариса Геннадьевна

Ответы на вопросы родителей психологом об организации режима дня ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы за кадром

У сожалению, статья не позволяет охватить все вопросы ,волнующие учителей и родителей .Все чаще

на прием к психологу приходят обеспокоенные взрослые и просят помощи в решении существующих

у них проблем. Как правило ,эти проблемы связаны с конкретными ситуациями, которые нарушают вза-

имодействие «ребенок-взрослый» и  травмируют как детей, так и родителей.

Сколько часов в день может тратить на выполнение домашнего задания младший школьник?

Существуют нормы, предусмотренные для учеников начальной школы:

1-й класс (со второго полугодия)-не больше одного часа.

2-й класс-до полутора часов;

3-4-й классы-до двух часов.

Но перед выполнением домашнего задания необходим полноценный отдых.

Какие уроки делать сначала- письменные или устные?

В каждой семье вопрос решается по-разному.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащегося 1-4 классов таков:

Чтение-выполнение задания по этому предмету помогает ребенку включиться  в работу, подготавливая его к письменному заданию;

Письмо;

Математика;

Более легкие предметы.

Сколько ребенок должен гулять?

Не менее 2-3 часов в день. Хороши прогулки пешком, на велосипеде .Очень полезна спокойная прогулка перед сном .Если ребенок  гиперактивный, то прогулки в спокойном темпе обязательны .В наше время дети предпочитают прогулке игру за коппъютером Но, несмотря на свою занятость должны позвать ребенка на прогулку, заодно  можно пообщаться с ним..

Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Иногда ребенок заметно нервничает и не объясняет, почему не хочет идти в школу. Он может плакать,

Может начаться расстройство желудка, тошнота, рвота. Он нарочно что-то забывает дома и возвращается. Причиной всего может быть страх, непонятный, но сильный, который называют фобией.

Для начала показать ребенка детскому врачу, но если ребенок здоров, необходимо разобраться в ситуации. Возможно в классе сложилась тяжелая обстановка, ссора с другом конфликт с учителем или

Обижает старшеклассник. Необходимо обратиться к школьному психологу.

Бывает ли несовместимость учителя и ученика?

К сожалению, не так уж и редко. Взаимоотношния - это головоломка ,в которой кусочки могут не подходить друг к другу

Если ваш ребенок учится в средних или старших классах, где преподают 7-10 учителей, то это пробле-

ма, которую ребенок может постараться решить сам. Надо лишь объяснить ему, что в жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие как мы», которые нам не всегда понятны.  Они могут быть непри-

ятны нам,. а мы, к сожалению , им. Надо быть терпимым и дружелюбным и по возможности принимать ситуацию такой, какая она есть

    Что делать, если проблема несовместимость возникла в начальной школе, где всего один учитель ,а

впереди годы ежедневного общения. Может быть, стоит подумать отм, чтобы перевести ребенка в другой класс. Но только в том случае, когда это действительно необходимо.

Что делать, если ребенок старается завоевать расположение класса, нарушая при этом дисциплину?

В этом случае ребенку может помочь классный руководитель .Надо помочь ребенку добиться успеха в социально одобряемых поступках, направить его энергию в позитивное русло .Например, он может помочь в организации классного мероприятия, спортивного праздника .Вместе с родителями ребенок может принять участие в организации похода с одноклассниками. Родители обязаны помочь своему ребенку в подобной ситуации, могут помочь повысить его самооценку и упрочить его положение среди одноклассников.

Очень часто гиперактивные дети, стремясь обратить на себя внимание учителя и сверстников, исполня-

ют роль «классного шута». Надо постараться дать такому ребенку возможность реализовать потребность во внимании, в двигательной активности.

Что влияет на формирование правильной самооценки у ребенка?

Важнейшая характеристика каждой личности -это ее самооценка, которая оказывает влияние на любое

решение .Высокая адекватная самооценка дает возможность ребенку идти на риск, исследовать неизве-

данное, иногда терпеть неудачи, но в конце концов побеждать.

    Уметь принимать детей такими, какие они есть,- это очень важно, но этого недостаточно. Одной любви родителей бывает слишком мало для формирования высокой самооценки, ему необходимо одобрение и признание окружающих.

Ребенок должен уметь преодолевать трудности, справляться с ними, и именно родители должны его научить этому. Ребенок не беспомощное существо   и от него самого многое зависит. И еще у каждого ребенка должен быть близкий друг-взрослый или сверстник, просто хороший человек, который его любит.

    На формирование самооценки большое внимание оказывает характер детско-родительских отношений, уровень требований, последовательность в воспитании, поэтому именно родители могут

оказать ребенку наибольшую пользу в формировании адекватной самооценки.

Что лучше: поощрение или наказание?

Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют, а не наказывают .Простейшей формой поощрения является похвала . Похвала  должна быть конкретной : «Мне нравятся краски, которые ты выбрал для своего рисунка. Я думаю, учителю будет интересна твоя работа.»

Похвала должна быть своевременной, искренней .Дети остро чувствуют ложь. Кроме того, похвала должна отражать действительное достижение ребенка. Если мы похвалим ребенка за то, что на самом деле не считаем достижением, у него может сложиться впечатление, что мы неискренны. Тогда похвала

может иметь « эффект горькой конфеты», который ухудшит взаимоотношения-«взрослый-ребенок» и

исчерпает «кредит доверия» ко взрослому.

Как заинтересовать ребенка учебой?

Иногда дети, не очень замотивированные на учебу или боящиеся трудностей, возникающих при обучении, отказываются выполнять какое-либо учебное задание или выполняют его нехотя.

Взрослые (как учителя так т родители) способны помочь им преодолеть эту трудность.

  • -Пусть задание представляется ребенку осуществимым.

Определите цель (что нужно сделать), разделите задания на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к ее выполнению.

  • -Сделайте задание интересным.

     «Соревнуйся сам с собой», «Когда мне нужно составить предложения из трудных слов, я выду-

мываю смешные фразы», «Я буду чередовать чтение трудного учебника и веселой, интересной

книги»

  • -Попробуйте показать ребенку прикладной характер задания.

Объясните, как в жизни пригодятся его новые знания и умения. Например, если ребенок позна-

комился с новым законом физики, расскажите ему, где он может « встретиться» с ним в жизни,

какая от него польза.

 



Предварительный просмотр:

Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.

Сформированная внутренняя позиция школьника является важным , но не единственным услови

ем ,гарантирующим успешное усвоение ребенком учебного материала.

     Важное значение для последующего успешного обучения имеет мотивационная готовность

ребенка  к обучению в школе или мотивационная зрелость.

     У истоков изучения школьной мотивации стоит Л.И.Божович. В формировании мотивацион-

ной готовности к школьному обучению она уделяет большое внимание развитию   познаватель-

ной потребности. Новый уровень развития познавательной потребности у старших  дошкольни-

ков выражается в том, что у них возникает интерес к собственно познавательным задачам.

К концу дошкольного и началу школьного возраста у детей возникает качественно своеобразн-

ный этап в развитии познавательной потребности- потребность в приобретании новых знаний и

умений, которая реализуется в учении.

     В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются

следующие:

1.Сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых

мотивов.

Эти новообразования в мотивационной сфере- важнейшая предпосылка школьного обучения.

    Д. Б. Эльконин также указывает, что в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги

  в  развитии мотивационной сферы ребенка: «Возникают новые типы деятельности и мотивы;

происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений  взрослых к деятельнос-

ти и друг к другу.

     Обобщая результаты исследований особенностей мотивации, гипотетически можно выделить

Мотивы наиболее характерные для ребенка при поступлении в школу:

1.Собственно учебно-познавательные мотивы (Учебный мотив)

2.Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения

3. «Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношении с

Окружающими (Позиционный мотив)

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы (подчинение требованиям взрослых)

     (Внешний мотив)

5 Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (Игровой мотив)

6 Мотив получения высокой отметки (Отметочный мотив)

Следует обратить особое внимание на взаимосвязь структуры мотивационной сферы со школь-

ной успеваемостью. Недостаточная развитость мотивов, связанных с содержанием учения и его

общественной необходимостью, обещает неблагоприятный прогноз успешности обучения.

      Аналогичная картина вырисовывается и при высокой развитости игрового мотива, перенесен-

ного в неадекватную ему сферу учебы Отметка начинает выполнять свою позитивную мотивиру-

ющую функцию в конце учебного года.

     Мотивы учения у плохо успевающих учеников могут рассматриваться как «незрелые».

Выступая в качестве возрастной особенности у первоклашек, к концу учебного года незрелые

мотивы превращаются в индивидуальную слабоуспеваемость детей.

      Таким образом, критерием мотивационной зрелости считается развитие учебных и социаль-

ных мотивов и их сочетание с другими мотивами .Доминирование игрового мотива характерно

для детей дошкольного возраста и в силу этого его доминирования у поступающих в школу детей

считается признаком мотивационной незрелости.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Стоп кадр"

Программа кружка  по информатике "Стоп кадр"...

Ролевая игра для учеников "Кадры из жизни"

Через игру усваиваются навыки. Данный материал позволяет через игровые моменты обсудить и сформировать у учащихся правильное отношение к своей жизни, позволяет привить нормы здорового образа жизни....

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования

В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности?

Инновационные процессы – это введение новообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельных инициатив и новаций в механизм развития образования, что предполагает ...

Программа обучения педагогических кадров "Подходы к презентации педагогического опыта"

В условиях реформирования российского образования все большее значение приобретает повышение квалификации педагога. Современная школа требует от педагога готовности и способности к освоению инновацион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ ВИДЕОМОНТАЖ, КАДР ЗА КАДРОМ”

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...