В чем заключается система целевой контрактной подготовки кадров
материал по теме
Профориентационная работа с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ. КАКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОКАЗЫВАЕТСЯ СТУДЕНТАМ И УЧАЩИМСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В чем заключается система целевой контрактной подготовки кадров
На рынке труда всегда есть специальности, в отношении кото рых существует особый спрос. Государство заинтересовано в том, чтобы удовлетворить этот спрос, т. е. подготовить соответствую щих специалистов. Для этого существует система целевой контр актной подготовки кадров.
КОНТРАКТ- (от лат. contractus) — договор, соглашение.
ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА - система подготовки кадров, обеспечивающая, с одной стороны, удовлетворение потребностей в квалифицированных кадрах предприятий и организаций, с другой — трудоустройство выпускников вузов или ссузов.
Постановлением Правительства РФ от 19.09.95 № 942 опре делена организация целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования с целью удовлетворения потребностей предприятий, органи заций и учреждений в высококвалифицированных кадрах.
Целевой прием в вузы или ссузы осуществляется на основе отдельного конкурса на целевые места, специально выделенные образовательным учреждением, в рамках утвержденных контрольных цифр приема. Лица, направленные для целевого приема, сда ют вступительные экзамены в соответствии с правилами приема в образовательное учреждение. По окончании учреждения профес сионального образования выпускник должен вернуться на рабочее место, указанное в контракте
Приведем пример такого контракта
КОНТРАКТ
между студентом, учебным заведением высшего (среднего) профес сионального образования и работодателем, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов
Великий Новгород «________» ___________ 200__г.
Учебное заведение: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого в лице ректора Гаврикова Анатолия Ле онидовича, действующего на основе устава НовГУ, организация
(наименование организации)
в лице руководителя
(фамилия, имя, отчество)
именуемые в дальнейшем стороны, руководствуясь Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» (в дальнейшем — По ложение), заключили контракт о нижеследующем:
1. Предмет контракта
Стороны принимают на себя обязательства реализовать целе вую контрактную подготовку специалиста для удовлетворения потребности работодателя в специалистах с высшим и средним про фессиональным образованием и интересов студента по
(наименование и номер специальности или направления)
2. Обязательства учебного заведения
В соответствии с контрактом учебное заведение обязуется:
- Обеспечить условия для освоения студентом основной об разовательной программы по избранной специальности или направ лению в соответствии с государственным образовательным стандар том.
- Обеспечить корректировку содержания основной образова тельной программы в рамках государственного образовательного стандарта по согласованным предложениям студента, работодателя и учебного заведения.
- Создать условия для изучения следующих дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего) ___________________________
(перечислить)
2.4. Выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, а также дополнительные доплаты, пособия и предоставлять льготы в том числе: надбавки к стипендии ________________________
(перечислить)
Другие обязательства (перечислить):
• оплачивать по договору с учебным заведением (полностью
или частично) проживание в общежитии в размере __________;
коммунальные и бытовые услуги (перечислить) __________(да/нет);
- на период прохождения производственной практики по месту
будущей работы выплачивать заработную плату по фактически отра ботанному на рабочем месте времени;
- другие доплаты, льготы (перечислить): (да/нет)
- Организовать производственную практику в соответствии с учебным планом и стажировку студента. Оплатить расходы, связан ные с проведением производственной практики, другой организации по согласованию с учебным заведением, если нет возможности про вести практику в своей организации.
- Заключить договор с учебным заведением с возмещением ему затрат на организацию обучения студента по целевой дополни тельной образовательной профессиональной программе подготовки специалиста, если таковая подготовка производится.
- Принять ___
(ФИО студента)
на работу после завершения обучения на должность соответствующую уровню и профилю его профессионального обра зования, заключив с ним типовой договор.
Примечание: условия трудового договора (размер заработной платы, компенсации, обеспечение жилой площадью и т. д.) оговари ваются при заключении настоящего контракта.
3.5. Другие обязательства (перечислить):
3. Обязательства работодателя
В соответствии с предметом контракта работодатель обязуется:
3.1. В период обучения
(ФИО студента) в учебном заведении с момента заключения контракта:
• выплачивать ему надбавку к стипендии в размере (да/нет);
4. Обязательства студента
В соответствии с предметом контракта
обязуется:
(ФИО студента)
4.1. Освоить:
• основную образовательную программу по избранной специ альности или направлению в соответствии с государственным обра зовательным стандартом;
• дополнительные дисциплины (перечислить) сверх государст венного образовательного стандарта по согласованным предложени ям студента и работодателя.
- Отработать в организации работодателя до 3-х лет после
окончания НовГУ при условии предоставления работы, соответствую
щей уровню и профилю профессиональной подготовки. - Прибыть в организацию для выполнения должностных обя занностей не позднее
« » 200 г.
- Другие обязательства (перечислить):
5. Ответственности сторон
Договаривающиеся стороны несут ответственность за невыпол нение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств:
- При досрочном расторжении настоящего договора по ини циативе работодателя, невыполнении или ненадлежащем выполнении условий, предусмотренных настоящим контрактом со стороны рабо тодателя, студент освобождается от возмещения понесенных Орга низацией в рамках выполнения настоящего контракта убытков. При
отказе в приеме на работу работодатель возмещает студенту (да/нет). - При невыполнении студентом условий настоящего контрак та, отчислении из учебного заведения без уважительных причин сту дент обязан возместить работодателю в установленном порядке средства, затраченные на его обучение с момента заключения на стоящего контракта до получения диплома (отчисления из учебного
заведения), а также он возмещает учебному заведению затраты, связанные с установлением ему государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот с момента заключения настоя щего контракта до получения диплома. - Студент по его просьбе до выхода на работу освобождает ся от исполнения контракта с работодателем в следующих случаях, возникающих после заключения настоящего контракта:
- при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (должностях) или территориях;
- при наличии одного из родителей или супруга (супруги) ин валида первой или второй группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);
- жена (муж) военнослужащего офицерского или начальствую щего состава, прапорщика, мичмана или других, военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Российской Феде рации, органах Министерства внутренних дел Российской Федерации или других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства супруга (супруги);
- беременная или имеющая(ий) ребенка до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства супруга (супруги) или родителей;
- если предлагаемая работа (должность) не соответствует уровню и профилю профессионального образования или нарушены условия жилищного или материального обеспечения, предусмотрен ные контрактом;
- если один из супругов оканчивает учебное заведение рань ше, ему предлагается работа на общих основаниях с учетом воз можного места работы другого супруга, если позже — по месту ра боты супруга.
5.4. От возмещения затрат освобождаются студенты:
- вошедшие в категорию лиц, указанных в п. 5.3 настоящего контракта;
- получающие стипендию в обязательном порядке согласно ре шениям Президента Российской Федерации и Правительства Россий ской Федерации;
- обучающиеся только на «отлично» с момента подписания контракта;
- дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;
- инвалиды первой и второй групп;
- пострадавшие от аварий на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
- ветераны боевых действий.
6. Общие положения
6.1. Настоящий контракт составлен в трех экземплярах, один из них хранится в НовГУ, второй — у работодателя, третий — у Гражданина.
- Контракт может быть изменен, расторгнут по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.
- Контракт вступает в силу с момента зачисления Граждани на в НовГУ и действует до окончания студентом НовГУ.
- Споры по настоящему контракту рассматриваются в судеб ном порядке.
Таким образом, Положение о целевой контрактной подготов ке специалистов дает возможность выпускнику учреждения про фессионального образования быть востребованным на рынке тру да, получить работу в соответствии с заключенным договором, а работодателю удовлетворить потребность в кадрах.
Для того чтобы иметь более полное представление о системе целевой контрактной подготовки кадров, внимательно ознакомь тесь с приведенным ниже документом.
Нормативный документ
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 19 сентября 1995 г. № 942
ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕЛЕВОЙ КОНТРАКТНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
- Основной задачей целевой контрактной подготовки специ алистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации (далее именуется — це левая контрактная подготовка специалистов), является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов.
- Объемы целевой контрактной подготовки специалистов уста навливаются федеральными органами исполнительной власти, имею щими в своем ведении образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, по согласованию с Госу дарственным комитетом Российской Федерации по высшему образо
ванию.
Задания на целевую контрактную подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессиональ ного образования устанавливаются в пределах контрольных цифр приема студентов на обучение за счет средств федерального бюд жета на основе предложений (заявок) федеральных органов испол нительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий ской Федерации и образовательных учреждений.
- Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной под готовки специалистов формируется на добровольной основе из чис ла лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением.
- Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до 3 лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается ру ководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения.
Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответ ственности, определяются контрактом.
Работа (должность), предлагаемая студенту в соответствии с контрактом, должна соответствовать уровню и профилю его про фессионального образования.
Выпускники, выезжающие на работу в соответствии с заклю ченным контрактом за пределы места постоянного жительства, а также члены их семей, имеют право на получение компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и обеспе чиваются работодателем, включая органы местного самоуправления, жилой площадью по установленным нормам. Проживание в общежи тии, аренда жилья являются временной мерой обеспечения выпуск ника и членов его семьи жилой площадью.
5. Успевающим студентам, обучающимся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, устанавливается государствен ная стипендия, которая выплачивается за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанным студентам могут также устанавливаться доплаты, по собия, предоставляться льготы по оплате проживания в общежитиях, коммунальных и бытовых услуг, условиям материального обеспече ния за счет средств учебного заведения и работодателя. Порядок их установления определяется контрактом.
6. Студенты, заключившие контракт с учебным заведением, по их просьбе освобождаются от заключения и исполнения контрактов с работодателем в следующих случаях, возникающих после заклю чения контракта с учебным заведением:
- при наличии медицинских противопоказаний к работе на конкретных предприятиях (должностях) или территориях; при наличии одного из родителей или супруга (супруги) ин валида первой или второй группы, если работа предостав ляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);
- жены (мужья) военнослужащих офицерского и начальствую щего состава, прапорщиков, мичманов и других военнослу жащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы их му жей (жен);
- беременные или имеющие ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.
От заключения и исполнения контрактов с работодателем ос вобождаются также студенты-выпускники в случае, если предлагае мая работа (должность) не соответствует уровню и профилю про фессионального образования или нарушены условия жилищного либо материального обеспечения, предусмотренные настоящим По ложением.
Если один из супругов оканчивает учебное заведение раньше, ему предлагается работа на общих основаниях с учетом возможного места работы другого супруга, если позже — по месту работы суп руга.
В перечисленных случаях студентам устанавливаются стипендия и льготы на общих условиях.
7. Студенты, заключившие контракт с образовательным учреж дением и отказавшиеся от заключения контракта с работодателем либо расторгнувшие заключенный контракт (не выполняющие его ус ловий), возмещают учебному заведению и работодателю до получе ния диплома затраты, связанные с установлением им государствен ной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом. От возмещения
затрат освобождаются студенты:
вошедшие в категорию лиц, указанных в пункте 6 настоя щего Положения;
получающие стипендию в обязательном порядке согласно решениям Президента Российской Федерации и Правитель ства Российской Федерации;
- обучающиеся только на «отлично» с момента подписания
контракта; - дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;
инвалиды первой и второй групп;
пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и других
радиационных катастроф;
ветераны боевых действий.
8. Объемы и порядок организации целевой контрактной подго товки специалистов из числа лиц, обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются соответствующи ми органами исполнительной власти по согласованию с учебными заведениями.
Задания и вопросы
1.Составьте план действий для поступления в учреждения про фессионального образования на основе целевого приема.
2.Изучите пример контракта между студентом, учебным заведе нием и работодателем, заключаемого в рамках целевой конт рактной подготовки специалистов. Чем такой контракт может быть для вас полезен? Какие обязательства накладывает он на студента?
КАКОЕ СПЕДИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ДЛЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стипендии студентам, обучающимся в государственных и му ниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, подразделяются на академиче ские и социальные.
СТИПЕНДИЯ- (от лат. stipendium — плата) — денежное пособие, регулярно выдаваемое обучающимся на дневных отделениях (факультетах) различных учебных заведений.
Академическая стипендия назначается студентам в зависимос ти от успехов в учебе и научной деятельности. Она может быть назначена студентам, обучающимся на «отлично», или на «хоро шо» и «отлично», или на «хорошо».
Социальная стипендия назначается студентам, нуждающимся в социальной помощи, на основе ежегодно предоставляемой справ ки для получения государственной социальной помощи, выдавае мой органом социальной защиты населения по месту жительства.
Назначение социальной стипендии осуществляется в образо вательном учреждении в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде учреждения.
Социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам:
- из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; - признанным в установленном порядке инвалидами пер
вой и второй групп; - пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской
АЭС и других радиационных катастроф - являющихся инвалидами и ветеранами боевых действий.
В процессе обучения студентам, обучающимся по очной фор ме обучения в государственных и муниципальных образователь ных учреждениях высшего и среднего профессионального образо вания, могут назначаться: - стипендии Президента Российской Федерации;
- специальные государственные стипендии Правительства
Российской Федерации.
Стипендию получают и учащиеся учреждений начального профессионального образования. У учащихся из числа детей-сирот и опекаемых детей она несколько выше, чем обычная стипендия.
Обучающиеся только на «отлично» или на «хорошо» и «от лично» могут получать повышенную стипендию.
Задания и вопросы
Узнайте размер стипендии, которую получают:
- студенты вузов и ссузов;
- учащиеся профессиональных училищ и лицеев.
Рассчитываете ли вы, когда станете студентом:
- только на стипендию;
- на материальную помощь со стороны родителей;
- на возможность одновременно учиться и работать?
КАКУЮ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
- Какие услуги оказывают гражданам центры занятости населения.
- Как можно обратиться в городские и районные центры заня тости.
Какие услуги оказывают гражданам центры занятости населения
Центры занятости в рамках Закона о занятости населения в Российской Федерации бесплатно оказывают следующие услуги гражданам различных категорий:
■ обращающимся гражданам, школьникам и молодежи
и дают информацию о вакансиях;
- содействуют в трудоустройстве потерявшим работу;
- консультируют по вопросам профориентации и профес сионального обучения;
- помогают в составлении резюме и размещают его в своих
банках данных; - проводят ярмарки вакансий и учебных мест;
- организуют временную (на период летних каникул) заня тость
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до18 лет;
■ гражданам, имеющим статус безработных
- оказывают бесплатные услуги по профессиональной ори ентации;
- предлагают варианты трудоустройства и обеспечивают со циальной поддержкой;
- оплачивают курсы профессиональной подготовки, пере подготовки и повышения квалификации и поддерживают стипендиями в размере пособия по безработице на период обучения;
- обучают в «Клубах ищущих работу» навыкам активного поиска работы и самопрезентации в процессе трудоуст ройства, оказывают психологическую поддержку;
- направляют на оплачиваемые общественные работы с со хранением пособия по безработице граждан, особо нуж дающихся в социальной защите;
- устанавливают число учебных мест в учреждениях на чального профессионального образования для выпускни ков школ, состоящих на учете в центрах занятости в каче стве безработных;
работодателям:
- содействуют в подборе работников;
- организуют собеседования между работодателем и пре тендентом на рабочее место;
- обеспечивают профессиональную подготовку необходи мых специалистов из числа безработных граждан под га рантию трудоустройства;
- организуют семинары и консультации по вопросам заня тости.
Как можно обратиться в городские и районные центры занятости
Для регистрации в центре занятости гражданин должен иметь следующие документы:
- паспорт или временное удостоверение личности;
- трудовую книжку или трудовой договор, подтверждаю щие трудовой стаж;
- документы, удостоверяющие профессиональную квалифи кацию;
- справку о среднем заработке за последние три месяца ра боты по последнему месту работы;
- страховое свидетельство Пенсионного фонда РФ.
Выпускникам образовательных учреждений и студентам заоч ных отделений образовательных учреждений нужно иметь при себе:
- паспорт или временное удостоверение личности;
- аттестат или справку об образовании либо копию аттеста та, заверенную в образовательном учреждении (для сту дентов-заочников );
- страховое свидетельство Пенсионного фонда РФ.
Учащимся образовательных учреждений, изъявившим жела ние принять участие в программе предоставления временной рабо ты для подростков, нужно иметь при себе:
- паспорт или свидетельство о рождении;
- справку из школы о том, что обратившийся является ее учащимся и в данный момент находится на каникулах.
Задания и вопросы
1.Какую помощь вы бы хотели получить от городского (районно го) центра занятости?
2.Узнайте адрес и телефон ближайшего центра занятости. Уточ ните, какие услуги он может вам предложить.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионализм учителя как средство повышения качества образования и подготовки кадров
Профессионализм учителя как средство повышения качества образования и подготовки кадров...
Проект "Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогических кадров как средство повышения их профессионального мастерства "
Разработка данной модели и её апробыция имеет большое значение, так как:- позволит достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;- повысит ежегодное участие педагогов в про...
Система повышения квалификации педагогических кадров
Методические рекомендации предполагают организацию системного подхода по повышению квалификации педагогических работников на основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогических работ...
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...
«О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»
laquo;О реализации системы (целевой модели) наставничества в сфере общего образования»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья на тему:Система наставничества в школе...