АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе психолого-медико-педагогического консилиума (2016-2017 учебный год)
учебно-методический материал на тему
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП консилиум) – обязательный компонент функционирования современного образовательного учреждения. Особую роль он играет в психолого-медико-педагогическом сопровождении детей, воспитывающихся в условиях детского дома – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_o_rabote_pmpk_za_2016-2017_uch._god_kopiya.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИЙ ДОМ «ХУРЫ ТЫН»
СОГЛАСОВАНО:
директор ГКОУ ДД «ХУРЫ ТЫН» Ф.К. Тменов
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о работе психолого-медико-педагогического консилиума
(2016-2017 учебный год)
Подготовили: Шестакова Л.Б., член ПМПк, и
Каминская И. С., секретарь ПМПк
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМП консилиум) – обязательный компонент функционирования современного образовательного учреждения. Особую роль он играет в психолого-медико-педагогическом сопровождении детей, воспитывающихся в условиях детского дома – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ПМП консилиумы, проводимые в детском доме, можно разделить по периодичности проведения заседаний на первичные и повторные. На первичном заседании ПМП консилиума специалисты обследуют ребёнка первый раз с целью определения общего уровня его развития, а также уровня развития его речи, эмоциональных и коммуникативных свойств. По выявленным проблемам даются рекомендации педагогу-психологу, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, социальным педагогам, воспитателям для организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Повторные заседания ПМП консилиума проводятся через определённое время, в течение которого специалисты ПМП консилиума совместно с воспитателями детского дома, учителями школы (если воспитанник школьного возраста) планируют добиться положительной динамики развития ребёнка. Консилиум специалистов отслеживает результаты коррекционной работы, оценивает соответствие прогнозов развития с фактической его динамикой, проводит изменение и дополнение рекомендаций по индивидуальной коррекционно-развивающей работе.
Деятельность ПМП консилиума четко организуется и планируется. В начале учебного года для упорядочения работы ПМП консилиума составляется план его работы на год. По этому принципу все заседания делят на плановые – проводимые в соответствии с планом и внеплановые (т.е. все остальные). Причиной проведения внепланового заседания ПМП консилиума может служить поступление нового ребёнка. Необходимо отметить, что при правильной организации работы ПМП консилиума, которая предусматривает обсуждение на заседаниях всех возможных трудностей обучения, воспитания и развития детей, случаи проведения внеплановых заседаний должны быть единичные.
Таким образом, основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития его познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе коррекционного воздействия, разработке рекомендаций для воспитателей и узких специалистов (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед).
Цель работы ПМПк - организация психолого-медико-педагогического сопровождения, путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для развития, социализации и обучения воспитанников. Данная цель реализуется путём осуществления следующих задач:
- своевременное выявление проблем в развитии воспитанников (с первых дней пребывания ребенка в детском доме);
- осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у воспитанников, определение причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- определение способов организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников «группы риска»;
- консультирование воспитателей;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, социальной культуры воспитанников и работников детского дома;
- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
Исходя из цели и задач работы ПМПк в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:
- диагностическое;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение;
- экспертное;
- консультативное;
- организационно-методическое.
Основными формами работы консилиума являются:
- индивидуальная и групповая диагностическая, коррекционно-развивающая работа с воспитанниками;
- индивидуальная консультативно-просветительская работа с воспитателями;
- подготовка и участие в заседаниях ПМПк ГКОУ ДД «Хуры тын».
Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам воспитанников, который предполагает:
- многоуровневую диагностику развития ребенка;
- индивидуальный подход в коррекционно-развивающих занятиях, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка;
- взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.
В постоянный состав ПМПк в 2016-2017 учебном году входили:
председатель – Тменов Ф.К., директор;
члены ПМПк:
1).Каминская И.С., педагог-психолог, секретарь консилиума;
2).Шестакова Л.Б., зам. директора по социальной защите и охране прав воспитанников;
3).Бесолова Ф.Б., врач-педиатр;
4).Джидзалова Э.Т., зам. директора по учебной работе (с 01.04.2017 года – зам. директора по учебно-воспитательной работе).
Заседания ПМПк проводились:
- в соответствии с планом работы психолого-медико-педагогического консилиума;
- по результатам обследования (психологической диагностики);
- по запросу администрации детского дома.
В течение 2016-2017 учебного года было проведено 8 заседаний ПМП консилиума: 6 – плановых и 2 – внеплановых.
Деятельность плановых заседаний консилиума по-прежнему, как и в предыдущие годы, направлена на:
- адаптацию вновь прибывших воспитанников;
- определение путей психолого-педагогического сопровождения воспитанников с трудностями адаптации в данных условиях;
- принятие согласованного решения по определению специального воспитательного маршрута ребенка;
- динамику развития ребенка в процессе реализации коррекционно-развивающей работы, внесение необходимых изменений в эту работу;
- адаптацию 1-классников к обучению в начальном звене;
- адаптацию 5-классников при переходе к предметному обучению
- адаптацию 9-классников в окружающий социум;
- профессиональное самоопределение выпускников;
- анализ заболеваемости воспитанников
Плановые заседания ПМПк (6 заседаний):
№ | Мероприятия | Сроки выполнения |
1. | 1).Утверждение состава ПМПк на 2016-2017 учебный год и распределение обязанностей между членами консилиума. 2).Утверждение плана работы ПМПк на 2016-2017 учебный год. 3).Динамика развития детей (уровень усвоения программного материала), представленных на консилиум в 2015-2016 учебном году. Оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы. 4).Уточнение списка воспитанников, требующих особого внимания (консультация психиатра). 5).Формирование групп для занятий с учителем-логопедом и учителем-дефектологом. | Сентябрь |
2 | 1).Представления специалистов по итогам первичного обследования вновь прибывших воспитанников: общий уровень развития, речь, эмоционально-коммуникативные свойства . Разработка рекомендаций. 2).Выявление воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и разработке индивидуальных образовательных программ (ИОП). 3).Мониторинговые наблюдения адаптации первоклассников. | Октябрь В течение года |
3 | 1.Анализ заболеваемости воспитанников детского дома по итогам «Д» 2016 года. 2.Мониторинговые наблюдения адаптации пятиклассников. Определение мер коррекционной помощи воспитанникам, имеющим проблемы при переходе к предметному обучению. | Декабрь |
4 | 1).Уровень адаптации 9-классников в окружающий социум. Изучение профессиональных намерений, интересов и склонностей воспитанников, оказание им помощи в осознанном определении и выборе будущей профессии. 2).Оценка динамики развития и обучения воспитанников (промежуточная диагностика) | Февраль |
5 | 1).Состояние реабилитационной работы с детьми-инвалидами. 2).Динамика развития детей дошкольного возраста по результатам занятий с учителем – логопедом и учителем –дефектологом. | Апрель |
6 | 1).Динамика развития детей (уровень усвоения программного материала), представленных на консилиум в 2016-2017 учебном году. Оценка эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы. 2).Анализ результатов диспансеризации воспитанников детского дома за 2016-2017 учебный год. 3).Итоги работы ПМПк за 2016-2017 учебный год. 4).Обсуждение плана работы ПМПк на 2017-2018 учебный год | Май |
Внеплановые заседания ПМПк (2 заседания): | ||
1 | Первичная диагностика вновь прибывших воспитанников: общий уровень развития, эмоциональные и коммуникативные свойства. | По необходимости |
2 | Изменение формы обучения воспитанников. | По необходимости |
3 | Обсуждение проблем в обучении и воспитании детей. | По необходимости |
В ниже представленной таблице отражена динамика развития воспитанников, которые были взяты в коррекционно-развивающую работу по результатам первичного обследования ПМПк в истекшем учебном году, а также те, кто только прошел первичную диагностику, всего 23 воспитанника:
Классы, в которых обучаются воспитанники, с которыми осуществлялась коррекционно-развивающая работа | Количество учащихся | Результаты коррекционно-развивающей работы | ||
С положительной динамикой | С незначительной динамикой | С отрицательной динамикой | ||
Дошкольные группы | 12 | |||
1 класс | 2 | + первич. диагностика | ||
2 класс | 1 | + | ||
3 класс | 1 | + | ||
4 класс | 2 | первич. диагностика первич. диагностика | ||
5 класс | 2 | + + | ||
7 класс | 1 | + | ||
9 класс | 2 | первич. диагностика первич. диагностика | ||
Итого | 23 (из них 7 воспитанников прошли только первичную диагностику) | 13 | 3 |
Из представленной таблицы видно, что у большинства воспитанников, которые были взяты в коррекционно-развивающую работу, наблюдается положительная динамика в развитии. Однако следует отметить, что у 2-х воспитанниц дошкольных групп прослеживается незначительная динамика. На основании заключения Республиканской ПМПК от 17 февраля 2017 года им обеим присвоен статус детей с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с умственной отсталостью.
Незначительную динамику показал и ученик 3-го класса воспитанник, которому также присвоен статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе 7.1 (ЗПР). Такой же статус присвоен и даны те же рекомендации РПМПК воспитаннице, но у неё отмечается положительная динамика.
Положительная динамика развития отмечается и у других воспитанников, которым на основании заключения РПМПК от 17.02.2017 года был присвоен статус детей с ограниченными возможностями здоровья и рекомендовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с задержкой психического развития.
С этими детьми ПМП консилиум продолжит работу и в новом 2017-2018 учебном году.
Для эффективности работы всего педагогического коллектива детского дома в 2016-2017 учебном году использовались программы и наработки:
- Образовательная программа для детей от 3-х до 5-ти лет на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
- Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью;
- Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению «Я - первоклассник»;
- Программа группового развития и коррекции общения и успешной социально-психологической адаптации детей-сирот среднего и старшего школьного возраста «Я и мир вокруг меня»;
- Представления педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда на воспитанников и т. д.
Таким образом, задачи, поставленные перед членами ПМПк в 2014-2015 учебном году, были достигнуты, что способствовало индивидуальному и дифференцированному подходу в развитии и воспитании детей.
Задачи, стоящие перед ПМПк на следующий учебный год:
- Активизация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение уровня когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.
- Разработка индивидуальных маршрутов психологического сопровождения конкретных дошкольников и их последующая реализация.
- Консолидация усилий всех специалистов ПМПк по обеспечению психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников.
- Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, трудностей в воспитании и адаптации детей.
- Всем специалистам продолжить работу по оказанию консультативной и методической помощи воспитателям детского дома, по внедрению технологий диагностики и коррекционной работы с детьми.
Работу психолого - медико-педагогического консилиума ГКОУ ДД «Хуры тын» за 2016-2017 учебный год считать удовлетворительной.
Зам. директора по СЗ и ОПВ, член ПМПк Шестакова Л.Б.
Педагог –психолог, секретарь ПМПк Каминская И.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения
Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка....
Основные принципы работы специалистов психолого-медико-педагогического консилиума с проблемными детьми
В презентации рассматриваются задачи, принципы и функции ПМП консилиума образовательной организации. А также организация, порядок проведения и ход заседания консилиума....
О работе психолого-медико-педагогической службы школы
О работе психолого-медико-педагогической службы школы (из опыта работы)...
План работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ГКОУ ДД «Хуры тын» на 2017-2018 учебный год.
1.Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности воспитанников: памяти, внимания, работоспособности, развития речи.2.Обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогичес...
Отчет о работе психолого-медико-педагогического консилиума ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянская школы-интерната за 2018-2019 учебный год
ПМПк школы-интерната является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной...
презентация на тему Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-медико-педагогического консилиума
Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого медико педагогического консилиумаФункциональные обязанности логопеда ПМПкПроводит диагностику детей с целью выявления речевых наруш...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...