Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
статья на тему
В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_pedagogicheskoy_zashchity.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
.
Трудные ситуации для ребенка | Проблемы | Методы педагогической защиты, поддержки | Способы решения проблемы, выходя из трудной ситуации | |
прямые | превентивные | |||
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников | Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье | Методы поддержки физического здоровья ребенка, методы поддержки развития интеллектуальных способностей | Беседа с учителем. Открытый разговор с классом в отсутствии неуспевающего | Педагогический консилиум. Беседа с родителями о необходимости консультации у врача. Организация помощи со стороны одноклассников |
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка | Дефекты внешности | Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья | Прекращение насмешек, беседа с классом в отсутствии ученика, беседа с учеником | Рефлексивно-терапевтическая беседа с ребенком, беседа с родителями. Поиск места для занятий, творческого дела для раскрытия способностей ребенка. Нравственные беседы в классе |
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка | Замедленное физическое развитие | Поддержки методов положительных эмоций, методы поддержки физического здоровья, метод угашения отрицательных переживаний | Беседа с ребенком с целью снятия эмоционального напряжения. Прекращение насмешек со стороны учащихся. Беседа с классом в отсутствии ученика | Поиск адекватного занятия для ребенка, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники оценить его по достоинству (участие в праздниках) |
Ученики избивают, частые драки | Возможный травматизм как физический, так и психический | Методы педагогической защиты от людей, методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка | Прекращение драки | Беседа с классом, тренинг, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи (поход) |
Насмешки ребят | Замедленное психическое развитие | Методы педагогической защиты от людей, методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка | Прекращение насмешек, беседа с учениками | Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседы с родителями. Консультации врачей. |
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издевательства ребят. Разрыв отношений с другом, с любимой | Перегрузки по предмету | Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности | Беседа с учителем об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издевательств | Педагогический консилиум. Консультация у врача. Беседа с родителями. Организация познавательных игр. Тренинг самопознания. Нравственные беседы. |
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок) | Пограничное психическое состояние | Метод угашения отрицательных переживаний | Попытка успокоить ребенка. Срочное отправление ребенка домой с родителями. Вызов врача | Направление ребенка на консультацию к врачу. Беседа с родителями. Беседы с учителями об отношении к такому ребенку |
Ребенок замкнут, неопрятен, ни с кем не дружит (одиночество) | Неадекватная самооценка | Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств | Эмоциональная поддержка (погладить, прижать к себе, пожалеть, ободрить и т.д.) | Рефлексивно-терапевтическая беседа психолога. Беседа с родителями. Создание ситуации успеха у ребенка (поручение, роль в празднике) |
Бойкот, издевательства | Отверженный в классе, «новичок» | Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки развития коммутативных способностей, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности | Общее собрание в классе | Организация досуга. Нравственные беседы, паломничества, тренинг общения |
Нарушение прав ребенка со стороны педагога | Правовая незащищенность | Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья | Беседы с учителем. Привлечение администрации. Эмоциональная поддержка ребенка | Педагогический консилиум. Курс «Граждановедения» |
Хулиганское поведение (ворует, дерется, сквернословит и т.д.) | Пьющая семья, частые драки и оскорбления в семье, недоедание | Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств | Превращение хулиганских действий. Беседа с учеником | Беседа с родителями. Привлечение одноклассников. Чтение духовной литературы. Курс «Граждановедения» тренинг общения. Интимные беседы с ребенком |
Не ориентируется в ситуациях, нарушает правила для учащихся в школе | Социальная дезадаптивность | Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности | Остановка ребенка от нарушений. Беседа с учеником | Беседа с родителями. Совместный поиск проблемы ученика и способов ее разрешения |
Прогуливает уроки, сбегает с уроков | Отсутствие интереса к учению вследствие возникновения проблем в обучении еще в начальной школе | Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы поддержки психического здоровья, методы педагогической поддержки развития способностей | Беседа с учеником, сопровождение его в класс. Присутствие классного руководителя, родителей, администрации, психолога на уроках | Наблюдение за ребенком на уроках. Совместное выявление проблемы и поиск ее решения. Подбор интересного для ребенка занятия. Организация помощи со стороны одноклассников, учителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....
Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации....
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...
проект "Сельская малокомплектная школа как центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
презентация к проекту...
Семинар для социальных педагогов «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».
Педагогический коллектив школы выполняет сложную задачу – совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социал...
Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...