Программа сопровождения замещающей семьи
рабочая программа на тему

Крюкова Валентина Леонидовна

Предпосылками к созданию Программы сопровождения замещающей семьи в ГБ(О) ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2017 годы послужила передача детей в приёмные семьи.

Готовить к жизни в семье должен детский дом. Семья – вот, то чем должен дорожить каждый человек. Это базовая жизненная ценность, ведь именно в семье полноценно развивается ребёнок, постигает уроки жизни, ощущает поддержку от любви близких, вырабатывает потребность быть любимым, учится уважать, заботиться, без чего не бывает истиной любви.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, о её членах и их взаимоотношениях, о возможных проблемах и трудностях, для преодоления которых надо сформировать определенные умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано                                                 Утверждаю

                                                                       директор ГБ(О) ОУ

                                                                       специального (коррекционного)

                               детского дома

                                                            _________________________

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ  СЕМЕЙ

Составитель:

социальный педагог

В. Л. Крюкова

Лебедянь – 2015 г.

                             СОДЕРЖАНИЕ

     Пояснительная записка …………………………………………

     Паспорт Программы ………………………………….

  1. Информационная справка……………………………

     III.Проблемно ориентированный анализ ………………

     IV.План действий по реализации Программы…………

                       

Пояснительная   записка

           Предпосылками к созданию Программы сопровождения замещающей семьи в ГБ(О) ОУ специальном (коррекционном) детском доме на 2014-2017 годы послужила передача детей в приёмные семьи.

        Готовить к жизни в семье должен детский дом. Семья – вот, то чем должен дорожить каждый человек. Это базовая жизненная ценность, ведь именно в семье полноценно развивается ребёнок, постигает уроки жизни, ощущает поддержку от любви близких, вырабатывает потребность быть любимым, учится уважать, заботиться, без чего не бывает истиной любви.

          Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, о её членах и их взаимоотношениях, о возможных проблемах и трудностях, для преодоления которых надо сформировать определенные умения и навыки.

      Сегодня, несмотря на развитие семейных форм устройств детей находящихся в детском доме, остаётся проблема передачи детей в замещающие семьи. Замещающая семья – это очень широкое понятие, сюда относится любая семья, замещающая ребёнку кровную, биологическую семью.

       В приёмной семье ребёнок получает обычное семейное воспитание и содержание. Приёмная семья даёт возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей своё призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей.

       Поэтому большое значение предаётся повышению социальной компетентности приёмных родителей. Кандидатам в приёмные семьи предоставляется подробная информация обо всех формах семейной заботы, выявляются ресурсы и возможности риска размещения ребёнка в каждой конкретной приёмной семье.

     Одина из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аскарина в связи с данной темой приводит один пример: «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся». Также и ребёнок. Взрослые понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Ребёнка оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке..

    Поэтому актуальной становится проблема правильной организации и сопровождения приёмной семьи, профессионализации приёмного родителя. От того, насколько успешно будут решены эти проблемы, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании.

       

I.  Паспорт программы

1. Наименование программы:

        Программа организации и сопровождения приёмных семей на базе Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского  дома  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида на 2014-2017 годы.

2. Разработчики программы:

        Администрация детского дома, социальный педагог, педагог-психолог.

3. Назначение программы:

        Программа организации и сопровождения приёмных семей является организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области реализации права ребёнка проживать и воспитываться в семье, определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты организации и развития в детском доме сопровождения приёмных семей.

        Программа строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития в детском доме работы по организации и сопровождению приёмных семей всех заинтересованных в этом участников образовательного процесса и социальных партнёров.

4. Основания для разработки программы:

  • проблемный анализ уровня организации и сопровождения приёмных семей;
  • изучение социального заказа;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • творческий поиск педагогов-новаторов.

5.Нормативно-прововая база для разработки Программы

 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом федеральных законодательных актов. Основными из них  являются:

- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года);

- Конвенция о правах инвалидов (принята ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована в РФ 3 мая 2012 г.);

- Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с измеенениями и дополнениями);

- Закон РФ «Об образовании» (№ 273 от 29.12.2012 г.);

- Стратегия дествий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 г.г.(утверждена распоряжением главы администрации Липецкой области № 500-р от 26.10.2012 г.);

 - Гражданский кодекс РФ,

 - Семейный кодекс РФ,

 - Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

- Устав Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (принят на общем собрании трудового коллектива протокол № 2, от 20.05.2011 г.)

Во исполнение федерального законодательства принят целый ряд подзаконных актов:

-  Постановление Правительства РФ «О приёмной семье»,

- Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»,

-  Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью»,

- Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за её осуществлением».

6. Цель Программы

         Создание профессиональной приёмной семьи, которая ориентирована на удовлетворение потребностей ребёнка и способна оказать ему всестороннюю поддержку в процессе реабилитации и адаптации.

      Данная цель реализуется через развитие следующих способностей и формирование следующих навыков:

  •  развитие способностей понимать себя и других;
  • развитие способностей прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;
  • формировать навыки взаимодействия с разными социальными группами и институтами.

7. Задачи программы

                  1.  Отбор кандидатов и подготовка замещающих семей для долговременного и кратковременного размещения детей:

                  *  учитывать при подборе семьи и ребёнка следующие условия: совпадение показателей, как темп деятельности и эмоционального реагирования у семьи и ребёнка; наличие психологической ниши для данного ребёнка в семье, возраст ребёнка и опыт жизни;

                * определить, что выбор семьи является осознанным,что он не продиктован жаждой прибыли на детях;

                * установление доверительных отношений с кандидатами в принимающие семьи и службой сопровождения (психологом, социальным педагогом).

                 2.  Комплексное сопровождение приёмных семей:

                 * плпнирование и осуществление работы по оказанию социально-психологической, методической и педагогической помощи приёмной семье и детям в ней;

                 * совместно с органами опеки и попечительства участвовать в обследовании условий жизни опекаемых;

                 3.  Консультированные услуги для усыновителей, опекунов, приёмных семей.

                  4.   Привлечение и распространение положительного опыта работы с приёмными семьями и детьми в них:

                * кандидатам в приёмные семьи предочставлять подробную информацию обо всех формах семейной заботы;

                * прохождение психологической диагностики;

                  * выявление ресурсов и возможностей риска размещения ребёнка в каждой конкретной приёмной семье;

                  * способствовать успешной адаптации воспитанников в обществе и формировании основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельнрой жизни.

8. Механизмы реализации Программы:

Программа реализуется через проведение мероприятий, направленных  на организацию  и сопровождение  приёмных семей. Согласованность действий всех заинтересованных сторон по реализации Программы обеспечивается деятельностью администрации, педагогического коллектива.

9. Управление процессом реализации Программы:

        Управление процессом реализации Программы предусматривет: осмысление назначения Программы всеми учасниками образовательного процесса;

последовательный анализ  Прграммы в целом и каждого из её блоков;

выявление отклонений от заявленных целей, анализ причин иъх возникновения, внисение корректив

10. Прогнозируемые результаты реализации Программы:

  • успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме;
  • развитие активной жизненной позиции детей;
  • развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов;
  • укрепление социального партнёрства с другими организациями;
  • обобщение позитивных результатов.

11. Система организации контроля над выполнением программы

Постоянный контроль над выполнением Программы осуществляет администрация детского дома.

12. Сроки реализации Программы

2014 – 2017 г.г.

II. Информационная справка об учреждении

  1. Общие сведения

Государственное бюджетное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида обеспечивает условия для проживания, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с нарушениями интеллекта.

Детский дом находится по адресу: 399610 Россия, Липецкая область, город Лебедянь, улица Победы, дом 11а.

Факс: 8(47466) 5-24-39

Электронный адрес: ledetdom@lebedyan.lipetsk.ru

Сайт: www.ledetdom.ru

     Учреждение расположено в типовом двухэтажном здании. В нём имеются помещения для проживания, обучения и досуга воспитанников.

    Материально-техническая база детского дома включает необходимую технику и оборудование для обучения, воспитания и проживания воспитанников: телевизоры, ДВД, магнитофоны, компьютеры, видеокамеру, фотоаппарат, учебные пособия, спортивное оборудование, музыкальные инструменты и др.

      Предметно-развивающая среда в учреждении построена с учётом интересов детей, обстановка приближена к домашней, уютна и удобна для детей.

     Главной особенностью ГБ(О) ОУ специального (коррекционного) детского дома является замещение семьи учреждением. Статус воспитанников – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обязывает коллектив детского дома целенаправлено работать над решением приоритетной задачи – социальной адаптации воспитанников. Деформация процесса социолизации у детей, воспитывающихся вне семьи, проявляется уже в первые годы жизни. Поэтому педагогом-психологом, социальным педагогом и всеми сотрудниками детского дома с момента поступления ребёнка в учреждение осуществляется работа по подготовке к адекватной ориентировке в окружающей среде, становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях для более успешной социализации в обществе и подготовке их к переходу в приёмную семью.

III. Проблемно-ориентированный анализ

    Готовить к жизни в семье должен детский дом. Семья – вот то, чем должен дорожить каждый человек. Это базовая жизненная ценность, ведь именно в семье полноценно развивается ребёнок, постигает уроки жизни, ощущет поддержку от любви близких, вырабатывает потребность быть любимым, учится уважать, заботиться, без чего не бывает истиной любви.      Актуальность проблемы состоит в том, что дети-сироты представляют определённую специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приёмная семья, адаптироваться в современном обществе и поэтому нуждается в защите. Социально-педагогические условия адаптации детей-сирот рассматриваются в рамках теории и практики психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки и заботы, в сфере социально-педагогического сопровождения приёмных детей в семье.

     В работе с приёмными родителями определены общие и специальные социально-педагогические условия процесса адаптации приёмных детей в семье.

           Задачи

                  Реализация программы

Обеспечить широкую информацию населения Липецкой области об условиях передачи и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмные семьи.

Сайт «Дошколёнок.ру» - опубликован материал: концепция взаимоотношений «Взрослый-Ребёнок-группа» (дата публикации: 01.12.2012 г.)

Информация о детях в «Липецкой газете» под рубликой «Найди меня мама»

Информация о детях в программе Липецкого телевидиния « Ищу маму»

Формирование банка данных на потенциальные приёмные семьи и организация их подготовки к созданию приёмной с емьи.

- Разработана единая регламентированная база профессиональной деятельности приёмного родителя, в которую включены: инструкции по организации жизненого пространства приёмного ребёнка.(Приложение 1)

- Заключение о готовности выполнять родительские функции по отношению к приёмному ребёнку (выносить  только после проведённого социально-психологического расследования, психологической диагностики и обучения кандидатов в приёмные семьи).  (Должностные обязанности приёмного родителя . Приложение 2).

-  Кандидатам в приёмные родители дают исчерпывающую информацию о поведении, здоровье психологических особенностях ребёнка, даются общие рекомендации по взаимодействию с ним.

- Создание первичной адаптации (пребывание ребёнка в семье не менее 2-х недель), для более глубокого изучения динамики взаимоотношений между  ним и членами приёмной семьи, с целью составления определённого пргноза на будущее. Эта информация заносится в карту « первичной адаптации» . (Приложение 3)

Обеспечить систематическую совместную деятельность и координацию работы служб, несущих ответственность за устройство детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Постоянно ведется совместная работа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приёмные семьи с Управлением образования Липецкой области; отделами опеки и попечительства области; судами; отделами здравоохранения области.

     Анализ работы по реализации Программы сопровождения приёмной семьи за период 2010-2013 годов показывает, что все поставленные задачи были успешно решены. Вырасло число воспитанников переданных в приёмные семьи.

     В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики являетя деятельность по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 1 июня 2012 года Указом Президента Российской Федерации принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы». 26 октября 2012 года распоряжением главы администрации Липецкой области была утверждена «Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы». В данных документах особое внимание уделяется мерам по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов; говорится о необходимости разрабатывать и внедрять формы работы с приёмными семьями.

    Поэтому актуальными задачами в развитии образовательного учреждения в условиях новой государственной политики является следующее:

- совершенствование условий для физического и духовного развития воспитанников, их социальной адаптации в обществе;

- помочь осознать значение семьи в жизни человека;

- дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем;

- дать представление о нормах и правилах жизни людей за стенами детского дома;

- формировать представление о семье;

- формировать позитивный образ семьи в жизни человека.

     Программа будет спосробствовать отработке технологий взаимодействия организаций и служб, на которые возложена ответственность за жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     В целом развитие института приёмной семьи отвечает не только защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и создаёт условия для их полноценного умственного, эмоционального, физического развития.

Понятие приемной семьи

Приемная семья – это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-сирот), в семью на основании особого договора о приемной семье. По своей сути, это опека или попечительство, которые осуществляются по такому договору. Супруги или отдельные граждане, желающие взять на воспитание ребенка, именуются приемными родителями, а ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью, – приемным ребенком.

Опека или попечительство необходимы для того, чтобы содержать, воспитывать и заниматься образованием детей, оставшихся без попечения родителей, а так же чтобы защищать их права и интересы. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет.

Обратим внимание, что после устройства детей в приемную семью между приемными родителями и воспитанниками не возникает алиментных и наследственных правоотношений.

Какие дети могут стать приемными

На воспитание в приемную семью могут быть переданы следующие категории детей до 18 лет:

  •  дети-сироты (у которых умерли родители);
  •  дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с обстоятельствами, перечисленными в абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (например, в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах).

При передаче ребенка в приемную семью обязательно учитывается его мнение, а если ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо получить его согласие.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью. Исключение составляют случаи, когда они не могут воспитываться вместе или если раздельное воспитание отвечает интересам детей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Кто может стать приемными родителями

Взять ребенка на воспитание в приемную семью могут только совершеннолетние дееспособные лица. Это могут быть как супруги, так и отдельные граждане. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Также не могут стать приемными родителями:

  • лица, лишенные родительских прав;
  • лица, ограниченные в родительских правах;
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут воспитывать ребенка;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением реабилитированных) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Подбор, учет и подготовку граждан, решивших стать приемными родителями, органы опеки и попечительства осуществляют по соответствующим правилам.

При подборе приемного родителя учитываются нравственные и иные личные качества претендента, способность к выполнению возлагаемых на него обязанностей, отношения между ним и ребенком, отношение к ребенку членов его семьи.

Перечень документов, которые необходимо предоставить будущему приемному родителю в орган опеки и попечительства по месту жительства, определен в п. 4 названных Правил.

Обратим внимание, что приемные родители обязаны пройти медицинское обследование в порядке, установленном Приказом Минздрава России от 10.09.1996 №332. Перечень заболеваний, при которых невозможно взять ребенка в приемную семью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 №542. К ним относятся, к примеру, туберкулез, злокачественные онкологические заболевания.

Договор о приемной семье

Такой договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (родителем) на срок, определенный в самом договоре. Его отличительной особенностью является возмездный характер. Иными словами, приемные родители получают денежное вознаграждение за опеку или попечительство над приемным ребенком (детьми).

Договор о приемной семье является, по сути, одной из форм договора об осуществлении опеки или попечительства. Семейный кодекс РФ распространяет на него правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (поскольку это не противоречит существу данного договора, где главное – обеспечить ребенку полноценное воспитание и образование)2.

В рассматриваемом договоре должны указываться сведения, определенные в п. 1 ст. 153.1 СК РФ.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с региональными законами.

Договор о приемной семье может прекратиться по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. В любом случае договор прекратится после достижения воспитанником возраста полной дееспособности.

Помимо этого, Семейный кодекс РФ предусматривает возможность отказаться от исполнения договора. Так, приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье, если у них есть уважительные причины (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, наличие конфликтных отношений между детьми и др.), а орган опеки и попечительства – при возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, его возвращении родителям либо усыновлении.

Возможны ситуации, когда одна из сторон договора о приемной семье существенно нарушает его условия, что приводит к расторжению договора. В этом случае вторая сторона вправе требовать возмещения причиненных убытков.

Ответственность приемных родителей

Приемные родители обязаны надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности: содержать, воспитывать, обучать, защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей.

По ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение этих обязанностей приемным родителям может быть вынесено предупреждение, а также на них может быть наложен штраф в размере от 100 до 500 руб. Кроме того, если наряду с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию ребенка будет доказано жестокое обращение с ним, то согласно ст. 156 УК РФ приемные родители могут быть привлечены к уголовной ответственности. Максимальное наказание в этом случае – лишение свободы на срок до трех лет.

За условиями жизни и воспитания ребенка органы опеки и попечительства следят в установленном порядке.

Список литературы

1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.

2.Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дош. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4  2002г.

6.Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г.

7.Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье»Дошкольное воспитание №8  2001г.

8.Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10  2001г.

9.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12  2001г.

10.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3  2003г.

11.Петрова О. «Практикум в детском саду». Ребенок в детском саду №1  2006г.

Методическое обеспечение программы:

I. Игры

1.        Игра «Снежный ком»

 

2.        Игра «Имечко»

 

3.        «Вертушка»

 

4.        «Двенадцать стульев»

 

5.        «Мигалки»

 

6.        «Ладошки»

 

7.         «Угадай кто»

 

8.        «Щепка на реке»

 

9.        «Путанка»

 

10.        «Почта»

 

 11.  «Оживи кляксу»

 

 12.        Рисование своего настроения.

 

14.        Рисование отдельных эмоций.

 

15.        Рисование несуществующего животного.

 

16.        Рисование с закрытыми глазами.

 

17.        Игра « Найди меня»

 

18.        «Зазеркалье»

 

19.         Диалог руками

 

20.         «Автомобили»

 

21.         Совместный рисунок

 

22.          Вертушка

 

23.        «Снежный ком»

 

24.        «Волшебный стульчик»

 

25.        «Я в лучах солнца»

 

26.        «Скажи какой»

 

27. Игра «Лепёшка»

 

 27.        «Репка»

   

28.        «Теремок»

 

29.        «Колобок»

 

30.        «Волк и семеро козлят»

 

31.        «Гадкий утёнок»

 

32.        «Сказка наоборот»

 

33.        «Фотовыставка»

 

34.        Групповой рисунок семьи

 

35. «Скажи какой».

II. Перечень диагностических методик:

  1. Проективная методика Рене-Жиля.
  2. Методика интервью с ребёнком (автор Захарова).
  3. Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи.
  4. Шкала степени отверженности ребёнка в семье.
  5. Методика «День рождения».
  6. Проективная игра «Почта».
  7. Методика «Цветовая социометрия».
  8. Графическая методика М.А.Панфиловой «Кактус».
  9. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
  10.  Тест «Незаконченные предложения».
  11. Методика «Семейный велосипед».
  12. «Анкета-интервью с приёмными детьми».
  13. «Семейная социограмма».
  14. «Шкала семейной адаптации сплочённости».»Шкала семейного окружения (ШСО).
  15. Диагностическая сказка «Новость» (детский психолог доктор Луиза Дюсс).

III. Консультации, памятки

для приёмных родителей

по вопросам развития и воспитания детей:

  1. Консультирование приёмных родителей по вопросам трудного поведения ребёнка.
  2. Советы приёмным родителям «Правила общения с ребёнком».
  3. Консультация «Самоуважение. Как его воспитывать».
  4. «Как правильно вести себя с ребёнком».
  5. «Капризы и упрямство».
  6. «Если ребёнок вновь твердит вам: «Я хочу!».
  7. «Что делать, если ребёнок агрессивен».
  8. «Как нельзя поступать с ребёнком».
  9. «Как найти подход к «протестующему ребёнку».
  10.  «Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?».
  11.  « «Не хочу! Не буду! Не надо!»: кризис трёх лет».
  12.  «Дисциплина – это обучение правильному поведению».
  13.  «Как правильно обращаться с ребёнком».
  14.  «Ошибки, которые нельзя совершать».
  15.  «Готовимся к прогулкам, путешествиям по городу, району».
  16.  «Самоуважение. Как его воспитывать?».
  17. «Детская застенчивость».
  18. «Характер ребёнка зависит от вас».
  19. «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребёнка младшего дошкольного возраста».
  20. Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением.

IV. Перечень терапевтических сказок, упражнений, релаксаций

терапевтические сказки:

  1. «Лети вверх, Соня» (повышение уверенности в себе, позитивное программирование).
  2. «О муравьишке» (о вере в себя).
  3. «Сказка о голубой мечте» (о мечтах).
  4. «Тайна другого берега» (что значит верить).
  5. «И однажды утром» (я не одинок в этом мире).
  6. «Драгоценность» (о своей ценности и неповторимости).

упражнения:

  1. «Я и моё имя».
  2. «Баржа».
  3. «Что общего…».
  4. «Линия времени».
  5. «Рисунок будущего дома».
  6. «Работа над планом квартиры».
  7. «Семейные нормы и правила».
  8. Ролевая игра «Письмо».

релаксация:

  1. «Я счастлив».
  2. «»Мои мечты».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сопровождению замещающих семей.

Программа предполагает создание благоприятных условий для поддержки замещающих семей и развития самого института приёмной семьи....

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа Службы сопровождения замещающих семей

В программе определены основные цели и принципы сопровождения замещающих семей, план работы Службы, перечень диагностического инструментария, примеры памяток для родителей, график проведения Родительс...

Программа службы по подбору, подготовке и сопровождения замещающих семей

В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. В нашей стране активно развиваются семейные формы устройства де...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...