* Формирование социокультурных навыков воспитанников как один из факторов социальной адаптации.
статья на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Формирование социокультурных навыков воспитанников как один из факторов социальной  адаптации.

В настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе-интернате и имеющих  различные отклонения в развитии.

Недостаточное количество специальных коррекционных программ для  работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на качество подготовки таких учащихся  к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни – главная задача коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Группа детей-сирот с легкой умственной отсталостью – это дети, принципиально способные к достаточно успешной социальной адаптации. Задача школы-интерната состоит здесь в том, чтобы помочь им реализовать эту возможность, создать условия для той интеграции в социум, нормальное течение которой было нарушено смертью родителей или неспособностью последних выполнять свои родительские обязанности.

Школа-интернат для детей-сирот становится главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов.

Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности.

Работа в нашей школе проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. А также качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся.

Современная жизнь, современные требования к образованию, требует и новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания учащихся. Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания учащихся является систематичность образования в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения учащихся. Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому ученики должны быть активными участниками процесса.

Для детей-сирот с ограниченными возможностями социокультурная адаптация имеет важное значение в дальнейшей интеграции в общество и жизни в целом. Поэтому перед школой-интернатом стоят следующие задачи в социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями: (слайд 6)

- помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные природные потребности возраста (потребность в самообразовании и самовоспитании, потребность в общении со сверстниками и взрослыми);

- помощь в развитии волевых качеств ребёнка (чувство взаимной ответственности, отзывчивости, уважения друг другу), способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон и искоренении не желательных;

- помощь в формировании позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о себе и окружающем мире.

Одним из важнейших условий  для формирования социокультурных навыков  воспитанников является  физкультурно-оздоровительная  деятельность. Многие воспитанники посещают спортивные секции, являются участниками и победителями соревнований различного уровня.

Один из путей  в формировании социально значимых через трудовое воспитание – научить трудиться, воспитать самостоятельность и ответственность, формировать устойчивые интересы к труду, представлений  о необходимости  труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и  развития  работоспособности.

Кроме того, работа в творческих кружках  становится  для наших воспитанников средством воспитания  многих  жизненно важных личностных качеств: точности аккуратности, терпения, усидчивости, уверенности в себе и в свои силы, уважение ко всякому творческому труду, к личности культурной. Ребята со своими работами принимают участие в выставках, различных конкурсах, где становятся лауреатами и победителями в различных творческих номинациях.

Каждый педагог  ведет коррекционные дневники, работая с личностью  воспитанника, стремиться как можно глубже понять его,  осмыслить особенности, главное выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности для эффективной поддержке и помощи в развитии  личности. Поэтому необходимо  использовать психолого-педагогические методы, развивать  любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется от педагога  создавать  среду  возможного успеха, в которой воспитанник  сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Одной из наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается общество в сфере воспитания, является воспитание детей-сирот. На сегодняшний день система государственной помощи детям-сиротам предусматривает их устройство на воспитание в семьи, под опеку, на усыновление. Но, остаются подростки, которых в 14-16 лет сложно устроить в семью.

Грамотно организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у детей-сирот с отклонениями в развитии, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурных навыков школьников на уроках иностранного языка

Социокуьтурные навыки и умения способствуют более осознанному овладению иностранным языком как средством общения, развивают стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом, г...

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...

«Исследовательская деятельность, как один из факторов формирования познавательных ценностей современного школьника»

В моей практике организация учебно- исследовательской деятельности является неотъемлемой частью работы образовательного процесса лицея, что формирует систему предметных навыков, способствует развитию ...

Создание благоприятных условий для межэтнического общения на уроках английского языка как один из факторов формирования толерантности

В современной социокультурной ситуации школа  должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культу...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.

Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы  и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...

Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников

В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...