Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся Глапдковой Н.В.
материал на тему
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gladkova_n.v.programma_po_zakonoposlushnomu_povedeniyu_uchashchihsya.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
Советского района ХМАО - Югры
Программа
по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся
Составила: социальный педагог
Гладкова Н.В.
2014год
Программа разработана на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) № 120.
2. Конвенция о правах ребенка
3. Закон РФ «Об образовании»
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях
5. Декларацией прав ребенка
6. Конституцией РФ
7. Уставом МБОУСОШ п. Малиновский.
Срок реализации программы: 2014 - 2019учебный год
Возраст детей: 6-18 лет
Содержание
I. Основные положения Программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
1.3. Основные направления деятельности по реализации Программы.
II. Общая характеристика содержания работы.
III. План действий по реализации Программы.
3.1. Развитие нормативно-правовой базы и информационно – методическое обеспечение реализации Программы.
3.2. Повышение квалификации педагогических кадров образовательных учреждений.
3.3. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников.
IV. Прогнозируемые результаты реализации Программы.
V. Приложения.
I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится:
- знание системы основных правовых предписаний,
- понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,
- активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание учащихся приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
- Воспитание у школьников уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
- Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
1.3. Основные направления деятельности по реализации Программы
- Отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников.
- Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
- Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам.
- Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника.
- Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися, родителями и педагогами по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
II. Общая характеристика содержания работы
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
- выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
- проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:
- проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;
- создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций.
III. План действий по реализации Программы
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения | Исполнитель | ||
3.1. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение | |||||
1 | Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов): - «Ты оказался в трудной жизненной ситуации»; - «Подросток и закон»; - «Детский телефон доверия», «Конвенция о правах ребенка» и т.д. | В течение всего периода | Социальный педагог, педагог-психолог | ||
2 | Подготовка аннотированного списка периодических изданий, способствующих формированию законопослушного поведения школьников | В течение всего периода | Библиотекарь | ||
3 | Координация взаимодействия с КДН и ЗП, с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов | В течение всего периода | Зам. директора по ВР, социальный педагог | ||
3.2. Повышение квалификации педагогических кадров | |||||
1 | Участие в семинарах и курсах повышения квалификации для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов по данному направлению | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР | ||
3.3. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения школьников | |||||
1 | Участие в Межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» | в соответствии со сроками проведения | Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР | ||
2 | Проведение анкетирования по вопросу склонности к аддиктивному поведению | Февраль | Педагог-психолог | ||
3 | Социологический опрос школьников с целью выявления правовой запущенности учащихся школы (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс); | октябрь | Социальный педагог | ||
4 | Участие в профилактической акции «Правовая пропаганда» с привлечением работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов, специалистов по делам молодежи. Организация классных часов, лекций, бесед на темы: - «Права и обязанности учащихся»; - «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»; - «Военная служба: долг и обязанность»; - «Административные правонарушения подростков»; - «Когда лучше прикусить язык: ответственность за оскорбление и клевету»; - «Коррупция как правовая проблема»; - «Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?» - «Профилактика и пресечение противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к неформальным молодёжным объединениям. Экстремизм в молодёжной среде» и др. | Октябрь, апрель | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | ||
5 | Проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и формирования законопослушного поведения | В течение всего периода | Классные руководители | ||
6 | Заседание ПМПк с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте с целью профилактики правонарушений | В течение всего периода | Заместитель директора по УВР | ||
7 | Месячник безопасности «Внимание – дети!»,; Месячник «Права и обязанности гражданина РФ»; Месячник «Мы – Россияне» (ко Дню Конституции РФ», Месячник «Акция милосердия» | Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Апрель | Заместитель директора ВР, педагог-организатор ОБЖ, классные руководители | ||
8 | Проведение классных родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся | По плану работы классов | Классные руководители | ||
9 | Организация индивидуальных встреч учащихся «группы риска» и их родителей с педагогами-психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся | По плану индивидуального сопровождения (ИПР) | Социальный педагог | ||
10 | Проведение заседаний методического объединения классных руководителей по специфике работы с детьми группы риска | 4 четверть | Руководитель МО классных руководителей | ||
11 | Проведение совместных профилактических мероприятий с инспектором КДН | В течение всего периода | Социальный педагог | ||
12 | Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска» во внеурочное время | В течение всего периода | Классные руководители, социальный педагог | ||
13 | Посещение семей учащихся, находящихся на внутришкольном учёте с целью проверки выполнения режима дня, занятости в вечернее время | Апрель | Члены КДН и ЗП, социальный педагог, педагог-психолог | ||
14 | Проведение правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних | В течение учебного года | Социальный педагог, педагог-психолог | ||
15 | Летняя занятость обучающихся, состоящих на учете в КДН, обучающихся из семей, состоящих на учете КДН, обучающихся состоящих на внутришкольном учёте. | Май - июнь | Социальный педагог |
IV. Прогнозируемые результаты реализации Программы.
Реализация Программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации Программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
V. Приложения.
Приложение 5.1
Диагностическая программа изучения уровней сформированности правовой культуры и законопослушного поведения у детей и подростков с девиантным поведением
Компоненты законопослуш-ного поведения | Уровни и показатели правовой культуры | |||
Высокий | Средний | Низкий | Крайне низкий | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Правовое и гражданское самосознание | Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей. | Знает основные права, обязанности и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей. | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения. Принимает участие в деятельности только под контролем взрослых и товарищей. | Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Не дисциплинирован, пассивен. |
2.Гражданская ответственность. | Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Ответственно относится к поручениям, учебе. | Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Выполняет поручения, хорошо учится. | Недостаточно знает конституционные права и законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка. Выполняет поручения только при побуждении со стороны взрослых. | Нарушает дисциплину и правопорядок. Безответственна, учится плохо. |
3. Правовая культура. | Знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ выполняет и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовывать свои права и обязанности в жизни. | Знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ, но не всегда умеет реализовывать свои права и обязанности в жизни. | Знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ, но реализовать может только под контролем. | Не знает Декларацию по правам человека, Конвенцию по правам ребенка, Конституцию РФ, не выполняет требований общества. |
4. Соблюдение законов государства. | Примерно ведет себя, самостоятельно выполняет правила поведения. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. | Примерно ведет себя, самостоятельно выполняет правила поведения. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения. К хорошему поведению других не побуждает. | Примерно ведет себя, при условии контроля со стороны взрослых и товарищей. | Нарушает дисциплину, на внешние воздействия не реагирует. |
6.Толерантность | Вежлив со всеми. Сдержан, спокоен. Не срывается ни при каких обстоятельствах. Не сквернословит. Уважает и соблюдает правила поведения в школе | Вежлив со всеми.. Уважает и соблюдает правила поведения в школе | Не всегда бывает вежлив со всеми. Старается соблюдает правила поведения в школе, но иногда может их нарушить | Не всегда вежлив. Часто раздражен и агрессивен. Может использовать в речи нецензурные выражения. Нарушает правила поведения в школе |
Приложение 5.2
Динамика уровня сформированности правовой культуры и законопослушного поведения у учащихся___________класса
№ | ФИО | 2012-2103 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год | 2016-2017 уч.год |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Приложение 5.3
Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия
Возраст ребенка | Права, обязанности, ответственность | Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности |
1 | 2 | 3 |
С рождения | •Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ); •Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ); •Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка). | С начальной школы – необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание. |
С рождения | •Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом; •Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав; •Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.56, 57 СК РФ). | С начальной школы – необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства. |
С рождения | •Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.54, 57 СК РФ) | С начальной школы – необходимость знаний основ семейного права, гражданского права, наследственного права. |
С рождения | •Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка) | С начальной школы – необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан. |
С рождения | •Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка). | С начальной школы – необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей. |
С рождения | •Право на отдых и досуг; •Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка); •Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка) | С начальной школы – необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья. |
С рождения | •Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка). | С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства |
С рождения | •Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка) | С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера. |
С рождения | • Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка) | С начальной школы - необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка |
С 6 лет | • Право на образование Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ) | С начальной школы - необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образование |
С 6 лет | • Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ) | С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг |
С 8 лет | • Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях») | Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач, составление учредительных документов, уставов |
С 8 лет | • Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») | Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав |
С 10 лет | • Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ) | Необходимость знаний основ семейного законодательства |
С 11 лет | • Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании) | Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов |
С 14 лет | • Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ») | Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве |
С 14 лет | • Право отмены усыновления (ст. 142СКРФ); • Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ) | Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства |
С 14 лет | • Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами; • Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности; • Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ); • самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ) | Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда |
С 14 лет | • Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ) | Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления |
С 14 лет | • Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ); • Право работать не более 24часов в неделю (ст. 92 ТК РФ) • Право на поощрение за труд (ст. 191 ТКРФ); • Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ); • Право на объединение в профсоюзы; • Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ); • Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ); • Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ) | Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю |
С 14 лет | • Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ) | Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умение обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу |
С 14лет | • Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ | Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечения к судебному разбирательству |
С 15 лет | • Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) | Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договоров на оказание медицинских услуг |
С 15 лет | • Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ) | Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю |
С 16 лет | • Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 1ЗСК РФ); • Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ) | Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах |
С 16 лет | • Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ) | Необходимость знаний основ трудового законодательства, законодательства об охране труда, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умение заключения трудового договора, навык общения с работодателем |
С 16 лет | • Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») | Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной гражданской службе |
С 16 лет | • Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ) | Необходимость знаний основ законодательства об административных правонарушениях и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях |
С 17 лет | • Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») | Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе |
С 18лет | • Право на вступление в брак (ст. 1 ЗСК РФ) | Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах |
С 18 лет | • Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ») | Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органов власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства |
С 18лет | • Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ) | Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение |
С 18 лет | • Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях») | Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умение составления уставов, учредительных документов |
С 18 лет | • Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») | Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе |
С 18 лет | • Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТКРФ) | Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда, навыки составления исков, объяснительных записок |
С 18 лет | • Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ) | Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних |
Приложение 5.4
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка;
- регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов;
- устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей;
- определяет различные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания, на охрану здоровья, отдых и оздоровление.
К категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и \ или физическом развитии;
дети-жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экономических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети-жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В области образования и воспитания ребенка закон закрепляет ряд мер и гарантий по защите прав ребенка:
- учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и учреждения не вправе препятствовать их созданию;
- учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
- в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
- учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечающим образовательному и воспитательному процессу;
- учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов. В образовательном учреждении, в местах, доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
Приложение 5.5
Обязанности и ответственность несовершеннолетнего.
- Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование. Эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет.
- Несовершеннолетние мужского пола понесут воинскую обязанность в виде воинского учёта и подготовки к военной службе.
В образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке.
- По достижении 17 лет несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учёта и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учёт.
- После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждения или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу.
- Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:
- грабеж;
- разбой;
- умышленное убийство;
- изнасилование;
- насильственные действия сексуального характера;
- хулиганство;
- угон автотранспортного средства;
- захват заложников;
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
- хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных средств;
- вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
- в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет. А по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, - в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
- в комиссиях по делам несовершеннолетних - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет - общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16- летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения:
К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как
- приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ;
- жестокое обращение с животными;
- повреждение транспортных средств общего пользования;
- групповые передвижения с помехами для дорожного движения,
- повреждение телефонов-автоматов;
- распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;
- приобретение самогона и др.
применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.
К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как
- мелкое хулиганство;
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение порядка обращения с оружием;
- правил пограничного режима и др.,- применяются меры наказания на общих основаниях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который является орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охоты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удержанием 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвалидам I и II групп административный арест применяться не может.
Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) детьми, имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.
За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 15 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников "Гражданин XXI века"...
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период с 2012 по 2013 гг
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно ...
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период 2012-2014 г.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьнико...
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся
Правовое воспитание является одним из важнейщих условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Цель программы-формирование и развитие правовой культуры школьн...
Программа по воспитанию правовой культуры, формированию законопослушного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ, дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Лапшихинская
Причины возникновения социальных проблем...
Программа "Подросток" по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников
Цель программы: создание условий для совершенствования существующей системы профиликтики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...