«СОУЧАСТИЕ»
материал на тему

Беседа-тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon souchastie.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа-диалог

«СОУЧАСТИЕ»

Ожидаемые учебные результаты:

После этого занятия учащиеся смогут:

Знания;

-назвать виды соучастия и объяснить их отличие;

Умения и навыки:

  • анализировать казус;
  • различать соучастников в конкретной ситуации;
  • работать в группе;
  • выступать публично;

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • выразить свое отношение к необходимости знания законов, необходимости прислушиваться к внутренним чувствам.

Основные используемые понятия.

  • Соучастие, соучастники, виды соучастия.
  • Статья кодекса, часть, пункт.

Основная деятельность на занятии.

Работа в малых ролевых группах («совещание следственной группы») на основе казусов;

Презентация результатов работы на общем совещании «следственной бригады»

Опережающие домашние задания.

Можно предложить учащимся заранее изучить виды соучастия в преступлении, а также попытаться выполнить задания «Соучастие» и «Дело Соловьева и К°» (см. ниже).

Ресурсы к занятию.

  • Необходимо заранее подготовить четырех человек - участников инсценировки «Кража в универмаге»;
  • Плакат «Анализ казуса»;

  • Комплекты из 4 карточек (на каждую парту) с номерами «1», «2», «3», «4» (по числу соучастников) либо 4 цветов (возможно раздать листочки бумаги, чтобы ученики сами написали крупно номера, либо обойтись «подручным» материалом - количество поднятых пальцев будет означать номер).


I. Мотивация (5 мин).

Инсценировка «Кража в универмаге».

В инсценировке принимают участие: Первый, Второй, Посторонний (Прохожий), Покупатель.

Первый и Второй перешептываются, потом подзывают Постороннего и просят: «Если кто-то будет сюда идти, махни рукой» (можно молча, без слов).

Посторонний у двери машет рукой (и может уйти) Входит Покупатель с сумками. Второй изображает «сердечный приступ». Покупатель бросает сумки, й спешит на помощь Второму. Первый тихо выходит из укрытия, берет сумки и скрывается. Второму становится «лучше». Покупатель обнаруживает пропажу, убегает с криком.

Вопросы:

  • Что сейчас произошло? (Возможные ответы: преступление, кража, мошенничество.)
  • Все ли участники этого события могут быть наказаны? (Могут быть разные ответы:]
  • Может ли быть наказан случайный участник? Прохожий? Сложный вопрос!

За этим следует объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин).

II. Новый материал (8 мин).

  • Виновными в совершении преступления считаются все соучастники: не только непосредственные исполнители преступления, но и организаторы (те, кто планировал, договаривался с другими соучастниками), подстрекатели (те, кто склонял других на совершение преступления), пособники (то есть помощники: те, кто давал советы, информацию, стоял «на стреме», укрывал преступника, хранил орудия преступления, продавал краденое и так далее). Отдельным преступлением является заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления. (См. статьи 32,36,316 УК РФ.)

Перечисляю виды соучастников и объясняю их отличие.

На доске записать всех соучастников под номерами (эти номера будут нужны позднее):

1. Подстрекатель.

2.Организатор.

  1. Исполнитель.
  2. Пособник.

Для закрепления этого материала - работа в парах на основе задания «Соучастие».

Прочитайте казусы и определите, являются ли данные действующие лица соучастниками кражи сигарет? В какой роли действовали участники событий в каждой ситуации?

1) Руслан часто поддразнивал Игоря, говоря, что он не мужик, если не, может ради дружбы украсть из магазина сигареты. В конце концов, Игорь украл блок сигарет.


  • Как изменится ситуация, если Игорь не сам украл, а обучил свою собаку, которая принесла ему блок сигарет? Какую роль будет играть Игорь?
  • Как        изменится ситуация, если Руслан пригласит в помощь Игорю Магомеда и Веру; Вера разведает, где лежат сигареты, а Магомед постоит на карауле.
  • Как изменится ситуация, если Вера «случайно» в магазине уронит блок на пол и подпихнет его Игорю ногой, чтобы он его подобрал уже за кассой?
  • Какую        роль будет играть Ваня, если Руслан попросил его подержать дома блок краденых сигарет, а потом передать их Земфире, взяв у нее деньги? Будет ли соучастницей преступления Земфира?

Дайте время (30 с) на решение каждого казуса, чтобы пары посоветовались. Затем называйте имена героев ситуаций, описанных в каждом пункте задания, и попросите поднять карточки с номерами или пальцами изобразить номер соучастника (количество пальцев - номер соучастника). Спрашивайте, почему пары так решили, спрашивайте пары с разными ответами.

Возможные ответы:

1.Руслан часто поддразнивал Игоря, говоря, что он не мужик, если не может ради дружбы украсть из магазина сигареты. В конце концов Игорь украл блок сигарет.

Чтобы рассматривать этот случай, необходимо допустить, что стоимость блока сигарет должна превышать 1 МРОТ (в данный момент - 600 рублей). Только в этом случае эта кража будет считаться преступлением, а не административным правонарушением («мелким хищением»),

Руслан и Игорь являются соучастниками кражи сигарет. Руслан - подстрекатель, так как он склонял Игоря к краже путем уговоров. Игорь - исполнитель, то есть лицо, непосредственно совершившее преступление. Тем не менее, уголовная ответственность Руслана наступит только в том случае, если его уговоры были выражены конкретно (конкретные -сигареты, определенный магазин и тому подобное). Призывы и пожелания, непосредственно не направленные на склонение лица к конкретному преступлению, не являются подстрекательством.

2.Как изменится ситуация, если Игорь не сам украл, а обучил свою собаку, которая принесла ему блок сигарет? Какую роль будет играть Игорь?-

Игорь - исполнитель, или, как говорят юристы, «посредственный исполнитель», поскольку совершил преступление посредством собаки. Собака не является субъектом преступления, не может нести уголовную ответственность, а является «орудием преступления» (таким же, как номе, отмычка и так далее). Несовершеннолетний ребенок до 14 лет также будет считаться «орудием преступления», так как не несет уголовной ответственности.

3.Как        изменится ситуация, если Руслан пригласит в помощь Игорю Магомеда и Веру. Вера разведает, где лежат сигареты, а Магомед постоит на карауле?

Руслан - организатор преступления, так как он организовал группу из Игоря, Магомеда и Веры и руководил ими, распределял роли. Вера и Магомед - пособники, так как они не принимали участия в основных преступных действиях, Вера предоставила информацию, где именно лежат сигареты, а Магомед, стоя на карауле, информировал исполнителя кражи о возможных препятствиях (свидетелях, милиции и тому подобное).

4) Как изменится ситуация, если Вера «случайно» в магазине уронит блок на пол и подтолкнет его Игорю ногой, чтобы он его подобрал уже за кассой?

Вера будет считаться исполнителем преступления наравне о Игорем, так как она непосредственно участвовала в краже (они оба будут являться соисполнителями).

»

5) Какую роль будет играть Ваня, если Руслан попросил его подержать дома несколько пачек краденых сигарет, а потом передать их Земфире, взяв у нее деньги?

Здесь у ребят могут быть разные ответы, главное, чтобы они их мотивировали.

Ваня будет играть роль пособника только в том случае, если он знал о готовящемся преступлении и заранее обещал помочь в сокрытии предметов, добытых преступным путем. Если же он заранее не обещал, не знал о преступлении, а согласился взять блок краденых сигарет только после преступления, то Ваня, формально являясь пособником, не будет подлежать уголовной ответственности, так как ст. 316 УК предусматривает наказание только за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений, коим кража блока сигарет, разумеется, не является.

Земфира соучастницей преступления скорее всего не является, так как из условий задачи не вытекает, что она знала о преступном происхождении данного блока сигарет и заранее обещала купить украденные сигареты. Но если она заранее дала обещание купить краденые сигареты, то она будет являться пособником и нести уголовную ответственность.

III. Интерактивная часть (25 мин).

Анализ казуса «Дело Соловьева и К0» (6 мин).

В воскресенье Семен Соловьев праздновал свое шестнадцатилетие. Вася Веснушкин (15 лет) и Коля Кирпичев (16 лет) случайно столкнули музыкальный центр, который Семен взял у Романа Рыкова (17 лет). Роман - гроза всей школы - поставил ребятам ультиматум: или новый центр, или «хуже будет». Он также «подсказал» одну квартиру на первом этаже, где есть подобный центр и где форточка всегда открыта.

Сема понял, что деваться некуда, надо идти «на дело», и предложил распределить «обязанности» между друзьями. Но Коля не захотел участвовать в краже и согласился лишь проследить, в какое время обычно в той квартире никого не бывает. Во вторник Коля сообщил свои данные. В 5 часов вечера в среду Сема с Васей отправились «на дело». Сема остался «стоять на стреме», а Вася пошел, «прогуливаясь» мимо форточки. Увидев худенького мальчика, проходившего мимо, Вася придумал следующее: он попросил мальчика залезть в форточку и передать ему музыкальный центр: сказав, что он забыл ключ вот от этой «своей» квартиры, а музыкальный центр срочно нужен для организации школьного вечера. Мальчик оказался отзывчивым и «помог» ребятам.

 Но все это видела старушка-соседка, знавшая многих ребят в лицо. Через день «героев» вызвали в милицию по обвинению в краже (ст. 158 УК- РФ), поскольку все они согласно ст. 20 УК РФ достигли возраста, с которого наступает ответственность за кражу. На допросе у следователя ребята сообщили следующее:

  • Роман считал, что он не виноват, поскольку не заставлял ребят красть, а только сказал об этом, как о возможном варианте, даже в шутку.
  • Коля заявил, что он также не виноват, что он отговаривал ребят, не хотел участвовать в этом деле и только сообщил Семе время, когда в квартире никого не бывает.
  • Вася сказал, что Сема заставил его пройти к квартире, но Вася лично ничего не делал, далее в руки музыкальный центр не брал, а только рядом стоял.
  • Сема утверждал, что кражу никто из них не совершал, так как в дом лазил неизвестный мальчик.

Дайте время учащимся прочитать дело и, пользуясь плакатом «Анализ казуса», задавайте вопросы:

  • Какие факты вы можете назвать? Кто участники событий? (При ответах записать на доске имена героев.) Что, когда, при каких обстоятельствах? (Отделяйте факты от мнений.).
  • Какие нормы закона касаются этого дела? (ст. 158,32,33 УК РФ.)
  • В чем заключается юридический вопрос? {Совершил ли каждый из ребят преступление? Являются ли они соучастниками преступления?)

ЭТАПЫ АНАЛИЗА КАЗУСА (элементы юридического дела)

1 .Факты.

Что произошло? Какое происшествие лежит в основе данного дела'? Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? Какие факты являются важными? Какие не особенно важны? Недостает ли каких-либо важных фактов? Что в описании дела является фактом, а что -оценкой факта или чьим-то мнением?

2.3аконодательство.

Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и нормы права подлежат применению в этом деле (касаются этого случая)?

З.Юридическая (или иная) проблема.

Как сформулировать юридический вопрос (проблему), который должен решить юрист или суд? Проблема должна быть сформулирована в виде вопроса, основанного на законодательстве, который подразумевал бы ответ «да» или «нет» (например: «Нарушают ли действия чиновника конституционные права граждан?»). От ответа на юридический вопрос зависит решение всего дела. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы затронуты в казусе.

4.Аргументы.

Какие юридические, политические и иные аргументы может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве?

5.Решение.

Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу'? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения?

- Анализ казуса мы уже продолжим в ролях следователей. Каждый из нас сейчас превратится в следователя. Мы объединимся в следственные группы, и каждая группа получит от начальника следственного управления (то есть от меня) спецзадание по одному из подозреваемых в совершении преступления, описанного в «Деле Соловьева и К°». В течение 7 минут каждая группа следователей должна будет решить, можно ли признать подозреваемого соучастником и каким именно. Затем руководители каждой следственной группы (которых вы выберете) должны доложить на общем заседании следственной бригады результаты своей работы. Доклад должен происходить по следующему плану:

  • Сообщить свое решение.
  • Назвать статью (ее часть и пункт) УК РФ, на основе которой принято решение.
  • Назвать факты, которые были важны для принятия решения,
  • Объяснить, как эти факты соответствуют названной статье.

Этот порядок выступления и можно назвать юридической аргументацией своего вывода (или позиции) по делу: сообщение вывода, ссылки на факты и нд статьи УК с объяснением, почему вы на них сослались. Ссылаясь на статью, вы должны назвать не только номер статьи, но и номер ее части (часть статьи - это абзац, который, как правило, обозначен цифрой).

Например, если вы доказываете, что кто-то является, пособником, ваш ответ должен выглядеть таким образом (следите за мной по заданию 5): «Мы решили, что Иванов является пособником преступления. Согласно части 5 статьи 33 УК РФ,- пособником признается тот-то и тот-то (можно зачитать эту часть). Как видно из материалов дела, Иванов продавал краденое имущество. Продажа краденого - один из признаков пособничества. Следовательно, Иванов является пособником».

Спросить, все ли понятно ребятам.

Объединить ребят в группы следователей (например, по 4 человека). Каждой группе дайте имя одного из подозреваемых, которые записаны на доске (Роман, Коля, Вася, Сема). Имена соответственно могут повторяться Попросите следователей также высказать свое мнение по поводу показаний своего подозреваемого, которые содержатся в деле.

Ответы на задание:

Роман - соучастник преступления, подстрекатель (ч. 4 ст. 33 УК). Роман потребовал принести ему музыкальный центр, сообщил, где именно его можно украсть, и пригрозил убить Семена в случае неповиновения, В соответствии же с УК подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению конкретного преступления путем угрозы. Расценивать его ультиматум и подсказку как шутку нельзя из-за того, что он знал, что все расценивают его как грозу школы и воспримут его слова серьез! о. Возможно, ребята назовут Романа также и пособником, так как он предоставил информацию о местонахождении центра, что не должно расцениваться как ошибка.

Семен- организатор преступления (ч. 3 ст. 33 УК) и

соисполнитель преступления (ч. 2 ст. 33 УК). Именно он уговорил

своих друзей участвовать в краже, распределил роли, то есть организовал совершение преступления. Также он выступил в роли соисполнителя, так как вместе с Васей совершил кражу, подговорив путем обмана несовершеннолетнего мальчика залезть в чужую квартиру и украсть музыкальный центр.

К о л я -г пособник преступления (ч, 5 ст. 33 УК). Он содействовал совершению преступления предоставлением информации о предполагаемом времени кражи.

В а с я - соисполнитель преступления (ч. 2 ст. 33 УК). Именно Вася вместе с Семеном совершил кражу, подговорив путем обмана несовершеннолетнего мальчика залезть в чужую квартиру и украсть центр. Несовершеннолетний мальчик будет признан «орудием преступления», а не исполнителем. Показания Васи о том, что его заставил прийти к квартире Сема, должны быть расценены следователем критически, так как ничем не подкреплены. В чем выражалось это принуждение, Вася не пояснил. Обстоятельством, исключающим преступность деяния, является лишь физическое или психическое принуждение, указанное в ст. 40 УК РФ. Таких обстоятельств у Васи не было.

На выполнение задания отводится 7 минут. Еще 7 минут отводится на представление результатов. Каждая группа докладывает свое решение по поводу одного из подозреваемых. Можно задать уточняющие вопросы, особенно по поводу аргументации:

  • Почему вы так решили, на какую статью, часть статьи вы сослались, какие факты говорят об этом? Обратитесь к остальным группам:
  • А как бы вы решили? Почему?

Заключительные вопросы по интерактивному упражнению (2 мин):

  • Что было сложного? Какие вопросы трудно решать следователю?

IV. Подведение итогов (4 мин).

  • Что нового мы узнали сегодня?
  • Какие виды соучастия предусмотрены УК РФ?
  • Какие роли соучастников вы знаете? Чем они отличаются? Кто такой подстрекатель, организатор, исполнитель, пособник?
  • Почему важно знать виды соучастия?
  • Какую роль часто выполняют несовершеннолетние при совершении преступлений? Приведите примеры.
  • Как избежать риска стать соучастником? Должна ли учитываться роль соучастников при назначении наказания и каким образом?
  • Какие навыки сегодня мы отрабатывали? Как правильно аргументировать своё решение по делу, применяя статьи закона? Какой порядок аргументации помогает нам?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Фигура преступной группы.

Нарисуйте на доске человеческую фигуру, попросите нарисовать такую Же в тетрадях и соотнести роли соучастников преступления с частями человеческого организма (голова, руки, ноги, глаза, уши и тому подобное), Попросите объяснить свой выбор.

  • Пишем детектив.

Попросите учеников представить себя в роли авторов детектива и в парах или в малых группах сочинить короткий рассказ о совершении преступления, в котором будут описаны роли разных соучастников (кто что делал). Затем попросите обменяться рассказами и определить по тексту, кто являлся исполнителем, организатором, подстрекателем, пособником.

  • Разгадай        кроссворд.

Проверьте себя - как вы усвоили материал урока. По вертикали в выделенных квадратиках ты прочитаешь название учения о жертве преступления.

По горизонтали:

1.Ядро        субъективной стороны преступления, без которого невозможно наказание.

2.Соучастник преступления, который непосредственно совершает основные преступные действия.

3.Стадия преступления, при которой основные преступные действия уже начались, но не были доведены до конца

1

В

и

н

а

2

И

с

п

о

и

т

е

л ь

3

п

о

К

у

ш

е

н

и

е

4

п

о

д

с

т

р

е

к

а

т

е

л

ь

5

п

0

с

О

б

н

и

к

6

У

м

ы

с

е

л

0

Р

г

а

н

и

3

а

т

о

р

8

9

п

р

и

г

0

т

0

в

л

е

н

и

е

к

0

н

ч

е

н

н

о

е

1

0

л

е

г

к

о

м

ы

с

л

и

е

1

1

с

0

у

ч

а

с

т

и

е

1

2

с

т

а

д

и

я

4.Соучастник преступления, который склонил других к совершению преступления.

  1. Соучастник преступления, который помогал другим соучастникам, но сам в основных преступных действиях не участвовал.
  2. Форма вины, при которой преступник осознавал опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, желал либо допускал или безразлично относился к наступлению этих последствий.
  3. Соучастник преступления, который пригласил других соучастников, распределил их роли, составил план преступных действий.
  4. Стадия преступления, при которой основные преступные действия еще не начались.

9.Преступление, которое доведено до конца (прилагательное).

10.Форма вины, при которой преступник осознавал опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, но не желал их наступления, а самонадеянно и без достаточных к тому оснований надеялся предотвратить наступление этих последствий.

11. Совместное совершение преступления двумя и более лицами.

12.Этап совершения преступления.

4.Тест.

1. Человек не является виновным, если он:

а)        сожалеет о содеянном;

б)        намерен загладить причиненный вред;

в)        не должен был и не мог понимать опасность своих поступков.

2.К соучастникам относятся:

а)потерпевшие;

б)        свидетели;

в)исполнители.

3.Руслан часто поддразнивал Игоря, говоря, что он не мужик, если не может ради дружбы украсть из магазина сигареты. Когда Игорь согласился, Руслан пригласил в помощь Игорю Магомета, чтобы Магомет разведал, где лежат сигареты, и постоял на карауле. Какой вид соучастия можно признать у каэюдого из них:

в)Магомет^         

4.Подобрав        ключи, Гэнщиков открыл чуэ/сой автомобиль и собирался уехать, но машина Не завелась. В данном случае имело место:

а)        непреступное деяние;

б)        оконченное преступление;

в)покушение;        *

г)        приготовление.

5.Наступление уголовной ответственности возможно:

а)        только за совершение преступлений умышленно;

б)        только за совершение преступлений по неосторожности;

в)        в обоих случаях;

6.Человек должен быть освобожден от уголовной ответственности, если он:

а)        после совершения преступления явился с повинной;

б)        добровольно отказался от доведения преступления до конца;

в)оказывал        помощь в розыске своих соучастников.

Ответы:

1-в. 2-в.

3-а)        Руслан - подстрекатель и организатор;

б)Игорь        - исполнитель;

в)Магомет        - пособник.

4-в,        так как он уже начал основные действия по угону: открыл автомобиль, начал заводить.

5- в,        так как неосторожность - это форма вины в уголовном праве

6-б,        так как только добровольный отказ от преступления полностью освобождает от ответственности (исключение -если в неоконченном преступлении содержится другой состав преступления, например ношение оружия).

Литература.

Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"СОУЧАСТИЕ"

Программа взаимодействия образовательного учреждения с семьёй...

Конспект урока-аукциона по теме: Стадии преступления.Соучастие. Обстоятельства, исключающие преступность./ 10-11 класс

Этот конспект урока был составлен в ходе изучения курса Теория и методика обучения праву под руководством преподавателя, кандидата юридических наук Кондрашиной Валентины Анатольевны. Занятие содержит ...

Открытое мероприятие для обучающихся и родителей "Основные понятия уголовного права. Соучастие"

Открытое мероприятие для обучающихся по дополнительной образовательной программе "Живое право" с участием родителей....

"Соучастие в преступных группах" беседа - презентация

Задачи:1. Познакомить с понятием соучастие в преступлении; изучить основные роли участников групповой преступной деятельности; выяснить степень ответственности участников группового преступления; разв...

Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.

Данная беседа раскрывает признаки соучастия  и уголовную ответственность за преступления, совершаемые группой лиц....