Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних
статья (8 класс) на тему
В условиях продолжительного экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения, давно устарели моральные и нравственные ценности и идеалы советского периода. Кризис наблюдается не только в экономике, но и в моральных ценностях современного общества. Сейчас можно наблюдать дезадаптацию населения, потерю моральной ценности семьи, человеческих отношений, детства. В таких условиях большинство людей оказались не способны воспринимать новые требования современной жизни, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. И одной из наиболее слабых, более подверженных риску категорий оказались дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему
«Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних»
От правильного воспитания детей зависит
благосостояние всего народа.
Джон Локк
Оглавление:
1.Актуальность проблемы
2.Виды правонарушений несовершеннолетних
3. Причины правонарушений несовершеннолетних
В условиях продолжительного экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения, давно устарели моральные и нравственные ценности и идеалы советского периода. Кризис наблюдается не только в экономике, но и в моральных ценностях современного общества. Сейчас можно наблюдать дезадаптацию населения, потерю моральной ценности семьи, человеческих отношений, детства. В таких условиях большинство людей оказались не способны воспринимать новые требования современной жизни, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. И одной из наиболее слабых, более подверженных риску категорий оказались дети.
Недостатки в воспитательной системе, бездуховность и низкий культурный уровень многих семей оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Растет число правонарушений в подростковой среде, злостных нарушителей в школе. Грубость, лень, нечестность, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление спиртных напитков — все это проявляется в комплексе у учащихся, состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП, ОДН и внутришкольном учете.
Все выше сказанное свидетельствует о необходимости совершенствования государственной системы профилактики рецидивной преступности у несовершеннолетних, защиты их прав. Данная необходимость составляет проблему, требующую разрешения.
Цель данной работы: проанализировать работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
1. Определить виды правонарушений несовершеннолетних.
2. Рассмотреть причины совершения преступлений несовершеннолетними.
Виды правонарушения несовершеннолетних.
Для начала определим кто такой– несовершеннолетний? Несовершеннолетним по уголовному законодательству РФ является лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось14 лет, но не исполнилось 18 лет. Данное правило предусмотрено ст.87 УК РФ.
Виды правонарушении - однородные группы правонарушений, различающиеся в зависимости от характера вредных последствий и объектов посягательств. Правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления - это противоправные деяния, посягающие на стабильность общества в целом, его основные ценности и потому абсолютно опасные по своему характеру (например, убийство, кража, грабеж, разбой, бандитизм и др.).
Проступки - это противоправные деяния, наносящие вред отдельным группам общественных отношений и потому относительно опасные по своему характеру (например, невыполнение порученной работы, неумышленное причинение вреда чужому имуществу и др.).
Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность - это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет “исчезнуть” уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно-опасного явления.
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 - летнего возраста.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально- групповых и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Причины правонарушений
Подростковый возраст — сложное время, на протяжении которого у ребёнка происходит переоценка ценностей. Нередко родители жалуются, что их отпрыск в период взросления становится неуправляемым, агрессивным, начинает предъявлять к близким завышенные требования, забрасывает учёбу. Тинейджеры ещё не имеют жизненного опыта, из-за чего часто оказываются втянутыми в противоправные действия. Росту правонарушений среди несовершеннолетних способствует сложная криминогенная обстановка в стране. Подростковая преступность с каждым годом молодеет, становится более циничной, захватывает в свои сети всё больше молодых людей. Как противостоять ей? Для этого первым делом необходимо выяснить причины противоправной деятельности тинейджеров.
Факторы, способствующие возникновению правонарушений среди несовершеннолетних, имеют непосредственную связь с их возрастным, психологическим и половым развитием. На них оказывает влияние атмосфера, в которой растёт ребёнок, его воспитание, семья, друзья, увлечения, жизненные приоритеты и т. д. Психологи и педагоги разработали целый ряд отличительных признаков, позволяющих заранее разглядеть в ребёнке склонность к противоправному поведению. К ним относятся:
— нежелание выполнять обязательные для всех учеников общешкольные требования;
— систематическое нарушение дисциплины на уроках и переменах;
— частые конфликтные ситуации со сверстниками, учителями и родителями;
— эгоизм в поведении;
— низкая успеваемость в школе;
— отсутствие стремления к перевоспитанию;
— склонность к жестокости, воровству, лжи;
— попытки найти оправдание своим некрасивым поступкам.
Трудные подростки не подчиняются родителям. Они не имеют чётко сформулированных жизненных целей, ничем серьёзным не интересуются, проявляют склонность к пагубным привычкам (курению, наркомании, алкоголизму). Трудновоспитуемых тинейджеров привлекают в основном занятия, носящие развлекательный характер и не требующие интеллектуальных или физических усилий. К труду с раннего детства у них вырабатывается отрицательное отношение. Стремясь быстрее закончить порученное им задание, они выполняют его как-нибудь, не сильно задумываясь об ответственности за свою работу. Посторонний труд такие подростки не ценят, с лёгкостью могут испортить или уничтожить вещь, созданную чужими руками.
Низкая успеваемость в учёбе формирует у склонных к правонарушениям детей безразличие ко всему, что связано со школой и получением знаний. На уроках они не работают должным образом, домашнее задание не выполняют, из-за серьёзных пробелов в учёбе заметно отстают от своих одноклассников по умственному развитию. Авторитет у одноклассников они завоёвывают показной бравадой, грубостью, силой, хулиганскими поступками.
Трудновоспитуемые тинейджеры пренебрежительно относятся к родителям и педагогам, не обращают внимания на их просьбы и требования. Постепенно такое поведение приводит к тому, что они становятся изгоями в классе. Пытаясь найти своё место в жизни, взрослеющие дети с лёгкостью связываются с сомнительными компаниями и переступают черту закона.
Предотвратить правонарушения среди подростков можно путём целенаправленной работы с ними. В учебных заведениях этим занимаются педагоги и школьные психологи. Но не последнюю роль в становлении личности подростка играет его семья. Родители должны принимать непосредственное отношение в профилактике правонарушений среди своих детей. Мамам и папам следует с ранних лет, не дожидаясь переходного периода, прививать им установленные в обществе моральные нормы.
Ребёнка нужно воспитывать в атмосфере любви и взаимопонимания, объяснять ему разницу между добром и злом, прививать ему чувство ответственности. Будет хорошо, если родители сами будут придерживаться высоких моральных принципов и формировать у подростка жизненные принципы на основе собственного поведения. При этом им нельзя закрывать глаза на мелкие проступки ребёнка и пресекать их в корне. Склонность к правонарушениям у детей проявляется уже в раннем возрасте. Чем раньше она будет замечена, тем проще её будет предотвратить, вырастив из чада полноценного члена общества.
Правонарушения среди подростков гораздо проще предупредить, чем вести борьбу с ними. В профилактике противоправного поведения детей ведущая роль отводится родителям. Если они будут с раннего детства правильно воспитывать своих отпрысков, прививая им общепринятые нормы и ценности, тогда в будущем проблемы с подростковой преступностью обойдут их стороной.
Основные направления, стратегии и методы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по нескольким направлениям:
Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков.
Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:
а) исследовательские;
б) предупреждающие, профилактические;
в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;
г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.
Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.
Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. В первую очередь он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).
И наконец, он обозначает группу подростков, которые уже совершали преступления, доставлялись в отделение полиции и состоят на учете отделе по делам несовершеннолетних УМВД, в комиссии по делам несовершеннолетних.
Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.
После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.
Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:
1) Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии — это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы-интерната.
2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением — одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.
3) Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.
4) Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.
Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.
Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и организацию досуга.
Реабилитационно-развивающие мероприятия. Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.
В заключение работы хотелось бы отметить, что правонарушения среди несовершеннолетних в России имеет свои особенности, определяемые совокупностью экономических, идеологических, правовых, политических, организационных и иных факторов. Многие из них обладают свойствами долговременного действия, некоторые носят приходящий характер. От понимания этих факторов и зависит определение государственной политики и социальной профилактики в области борьбы и предупреждения преступности несовершеннолетних. В каждой школе, в каждом районе города необходимо учитывать множество факторов при проведении профилактической работы: демографические, социальные характеристики населения, имеющиеся ресурсы для профилактической работы (наличие различных спортивно-патриотических, подростково-молодёжных клубов, культурно-досуговых центров, кризисных центров и др.), способных к сотрудничеству в организации полноценной и разносторонней помощи в профилактической работе. Также немаловажным является готовность и способность к совместной деятельности не только сотрудников школы, но и остальных субъектов профилактики для полноценного межведомственного взаимодействия.
Литература:
1.Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Генезис, 2008. – 256 с.
2.Волков, В.Н. Социально–психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В.Н. Волков // Закон и право. – 2009. – № 11. – С. 20-23.
3.Зарипова, Г. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних / Г. Зарипова // Законность. – 2011. – № 1. – С. 27.
4.Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
5.Зинчук, Е.Г. Подростковая девиантность как одно из условий формирования резерва преступного мира / Е.Г. Зинчук, В.В. Кривошеев // Преступность и дети: Сб. тезисов конференции. – М.: Просвещение, 2009. – 276 с.
6.Нагаев, В.А. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы / В.А. Нагаев. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 274 с.
7.Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 128 с.
8.Черемошкина, Л.В. Ценностные ориентации современной молодёжи как основа социальной ответственности / Л.В. Черемошкина // Социальная политика и социология. – 2009. – № 3. – С. 146-154.
9.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...
Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать сти...
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних» для обучающихся 9 классов
Изучение элективного курса «Профилактика правонарушений несовершеннолетних» направлено на формирование навыка правовой культ...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Структура технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних
Методический материал "Структура технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних", подготовленный в рамках курса повышения квалификации "Техноголии правонарушений несовершеннолетних"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, требует большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, м...