Структура технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка на тему

Коптева Александра Георгиевна

Методический материал "Структура технологии профилактики правонарушений  несовершеннолетних", подготовленный в рамках курса повышения квалификации "Техноголии правонарушений несовершеннолетних"

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

Контрольная работа

по курсу «Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних»

«Структура технологии профилактики правонарушений  несовершеннолетних»

                                       

Автор:

Коптева А.Г.

Структура технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних

Подросток В. переехал в Санкт-Петербург к матери из другого города, где проживал с родителями матери и обучался в школе 5-9 классе. Забрав сына от родителей мать подростка В. определила его учится в нашу школу, в которой он учился 1-4 класс.  Подросток В. в середине учебного года начал пропускать уроки и накануне своего дня рождения украл из гипермаркета бутылку дорогого коньяка. Был задержан представителем службы охраны гипермаркета, когда вышел за пределы кассового узла, не оплатив спрятанную в куртке бутылку коньяка. Информация о совершённом преступлении была получена школой от дознавателя следственного комитета района вместе с приглашением на дознание.

Диагностический этап:

Целью диагностического этапа является выявление подростков склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении.

На данном этапе была проделана работа, в результате которой было выяснено, что досуг подростка В был не организован. Мать учащегося не контролировала в полной мере поведение сына, так как подросток В утаивал от неё реальную информацию о своей посещаемости и успеваемости. Доступ в электронный дневник мать не оформила. Подросток В познакомился во дворе с подростком С, который проживал в соседнем доме и обучался колледже. Как выяснилось при консультации с отделом дознания подросток С – безнадзорный несовершеннолетний, мать учащегося умерла несколько лет назад, отец уехал в другой город на заработки и не вернулся. Ни одна из бабушек не оформила опеку над несовершеннолетним и  контроль за поведением подростка С никто не осуществлял. Подросток С состоял на учёте в полиции, а также в психо-неврологическом диспансере.

Подросток В оказался подверженным чужому влиянию и попал под влияние друга. В результате стал пропускать уроки, плохо учиться. Поддавшись на уговоры подростка С подросток В, вступив в сговор с другом, поехал в гипермаркет и вынес, не оплатив, за пределы кассового узла бутылку дорогого коньяка.

К работе на данном этапе привлекались: классный руководитель, мать подростка В, субъект профилактики (дознаватель).

Методы: опросы, беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка,   биографический метод.

Документы: личное дело, характеристики (семьи, ребенка, класса….), заявки на постановку на внутри школьный  контроль,  выписка из классного журнала,выписка из журнала учета посещаемости,  служебные письма, уведомления в субъекты профилактики, протоколы диагностической беседы, акты обследования, разрешение (согласие) родителей на проведение диагностической работы с ребенком, личное дело учащегося.

Аналитико-поисковый этап

Цель: анализ данных полученных на диагностическом этапе, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности,  поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность. На данном этапе обычно проводятся советы по профилактике школы, педагогический консилиум, совет по профилактике района.

На данном этапе был проведён Совет по профилактике школы. На Совете социальным педагогом была доложена информация о преступлении, совершённом подростком В. Классный руководитель дала характеристику учащегося. В результате подросток В был поставлен на внутришкольный контроль. Утверждён план индивидуальной профилактической работы с подростком В, который включал в себя следующие мероприятия:

- индивидуальное психологическое сопровождение подростка В.

- психологическое консультирование матери подростка В.

- организация досуга подростка.

- профориентационная диагностика и привлечение к профориентационным мероприятиям.

- привлечение несовершеннолетнего к внеурочным мероприятиям и конкурсам, проводимым в школе.

- ежедневный контроль посещаемости со стороны классного руководителя.

К работе на данном этапе привлекались: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения,  специалисты ЦПММС района, специалисты подростково-молодёжных центров района.

Методы: анализ документации, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, экспертный прогноз.

 Документы: план  индивидуальной или групповой работы с ребенком, семьей; протокол совета по профилактике, консилиумов, службы сопровождения; договоры о сотрудничестве  (взаимодействии),   рекомендации психолога и др. специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования.

Деятельностный этап

Цель: организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций принятых на аналитико–поисковом этапе.

На ланном этапе посещаемость подростка В ежедневно контролировалась классным руководителем: учащийся по окончании PenDraw 1каждого урока ставил отметку о присутствии у учителя. В конце учебного дня отчитывался перед классным руководителем. Раз в неделю подросток В приходил на приём к социальному педагогу и отчитывался за результаты недели. Во время посещения социального педагога подросток В был ознакомлен с ответственностью несовершеннолетних за правонарушения и преступления, ознакомлен с кружками и секциями школы (выбрал для росещения два кружка: по русскому языку и математике). Подростку В была предоставлена информация о секциях подростково- молодёжного клуба и выдано направление в клуб. Подросток В и его мать получили направление в Агентство занятости района для прохождения профориентационной диагностики, а также для организации трудоустройства несовершеннолетнего на время весенних и летних каникул. Психолог организовала индивидуальное сопровождение учащегося. Консультировала мать учащегося. Заместитель директора по воспитательной работе привлекала подростка В к различным мероприятиям: подготовка выставки творческих работ учашихся по ППД: подросток занимался организацией пространства выставки, расставлял экспонаты, сопровождал учащихся из классов на выставку. Принял участие в акции "Георгиевская лента": совместно со специалистом СПб ГБУ ГЦСП КОНТАКТ и другими состоящим на внутришкольном контроле раздавал дителям Красного Села Георгиевские ленты. По заданию социального педагога подготовил стенгазету об ответственности несовершеннолетних, а также презентацию по Правилам дорожного движения, которую разместили на сайте школы. По заданию социального педагога подготовил видео ряд, содержащий социальную рекламу против курения, алкоголя и наркотиков, для трансляции в вестибюле первого этажа.

К работе на данном этапе привлекались: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, специалисты ЦПММС района (психолог), специалисты подростково-молодёжного центра района.  

Методы:

  • методы социального контроля:социальный надзор,  социальная опека.
  • методы коррекции активно-волевых дефектов, профориентационная диагностика.
  • методы самокоррекции: самораскрытие.
  • деятельностные методы: трудового усилия, рациональной организации жизни подростка.
  • методы форм организации: экскурсия, конкурсы, праздники, походы, викторины, олимпиады, организация досуга в клубе по интересам,
  • методы передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, самостоятельная работа с книгой.
  • методы непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, социальные пробы, позитивный настрой.
  • событийные методы: деловые и ролевые игры, семинары, книжно-иллюстрированная выставка,
  • методы учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение.

Документы: разрешение родителей (или договор) на профилактическую работу с ребенком, лист собеседования (консультации),  протокол совета по профилактике;  информационные письма субъектам профилактики; планы организации досуга, форм отдыха и т.д.; планы взаимодействия с субъектами профилактики;  журнал регистрации консультаций; карта сопровождения учащихся, журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося; запросы и акты и т.д.

Вторичная диагностика (оценочный этап)

Цель: определение эффективности профилактической деятельности.

Подросток В. успешно сдал задолженности по предметам, профессионально самоопределился с помощью психолога ЦПМСС. Учащийся успешно сдал ОГЭ и по окончании школы поступил  колледж на обучение по специальности «повар».

Проблема подростка В. его ближайшего окружения была решена положительно, т.е. профилактическая деятельность была эффективной.  

К работе на данном этапе привлекались: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка.

Документы:  характеристики, заключение совета по профилактике школы о результатах проведенной работы; мониторинг; информация по внутри школьному контролю, докладные, ходатайства, представления, уведомления, ответы на запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних

В условиях продолжительного экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения, давно устарели моральные и нравственные ценности и идеалы советского периода. Кризис наблюдается не только в эконо...

Организация и технология профилактики негативного поведения личности ребенка

Организация и технология профилактики  негативного поведения личности ребенка...

Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников

Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков...

Методическое пособие "Диагностическая работа для оценки предметных и методических компетенций учителей. Содержание, структура, технологии подготовки"

Данное методическое пособие проедставляет из себя учебные материалы, отражающие содержание и структуру диагностической работы нового формата, использующейся для оценки предметных и методических компет...