работа с детьми-сиротами и детьми, находящимися под опекой
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
В начале сообщения я дам определения основных понятий, которые мы будем рассматривать. Опека –это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц ( детей, лишившихся родителей).Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.
Попечительство – понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, т.е. под попечение по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.
В настоящее время широко используются в речи и теоретических исследованиях два понятия: Сирота (сиротство) и социальный сирота ( социальное сиротство). Дети-сироты – это лица до 18 лет, у которых умерли родители или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким –то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Т.О. к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
- Умерли;
- Лишены родительских прав;
- Ограничены в родительских правах;
- Признаны безвестно отсутствующими;
- Недееспособны (ограничено дееспособны);
- Отбывают наказание в исправительных колониях;
- Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
- Уклоняются от воспитания детей;
- Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми не достигшими 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
В современных условия количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – одна из тех проблем, которые остро стоят перед нашим обществом. Стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву от биологической матери.
Проблема социального сиротства является большой проблемой в нашей стране. Назвать все причины сиротства довольно трудно, так как это многоаспектная проблема. Однако 3 причины можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего амть) отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного, подброшенные новорожденные. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособные и т.п.Лишение родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей.
Одна из главных задач общества – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права зафиксированы как в международных документах, так и в российских законодательствах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Поэтому главной задачей государства является приложение всех усилий к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи.
В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:
- Сохранение ребенка в родной семье;
- Возвращение в семью;
- Усыновление внутри страны;
- усыновление в другой стране;
- передача на воспитание в семью;
- передача в специальные воспитательные учреждения;
Усыновление- это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливается родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родным отцом или матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда.
Государственное попечение - создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.
Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами; во втором - роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком. Опекунская семья, таким образом, полагает ( прямые или косвенные) ребенка с опекуном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы с детьми сиротами
Краткий план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей, проживающими в общежитии....
Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Для коррекции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков, умения выражать свои...
4.4. Работа с детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей
Справка, копии дипломов...
индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей
Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...
методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.
Данная разработка создана с целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Судьбы детей складываются по-разному. Одни растут в благополучных семьях, другие теряют родителей по разным причинам. Как воспитывать таких детей, чтобы они выросли полноценными гражданами нашего обще...
Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей
Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, ...