Духовно-нравственное воспитание
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы.
Понятно, что это не так. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д., что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений и т.д. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.
Обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников ещё не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.
Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник полиции или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).
Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.
Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.
Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).
Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.
Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.
Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.
Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Вспомним поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике мы называем такое дело официальным словом «мероприятие».
Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.
Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе.
Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».
Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.
В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые, мы убеждены, нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:
1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам искать выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации.
2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.
Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.
Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Далее этот вид деятельности обозначается как Учёба. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).
Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо как минимум сделать два усилия.
1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).
В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализо-вывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.
2) Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.
В каждом регионе, районе, населённом пункте могут найтись такие центры, которые способны помочь духовно-нравственному воспитанию школьников, связать школу с реальной жизнью. Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с центрами, домами творчества, клубами, воскресными школами и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой каких-либо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями.
Дела-мероприятия(например)
ЗДОРОВЬЕ (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)
Учёба (урочная деятельность)
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей (Слова).
Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья
Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).
Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы (Дела):
– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.
– образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
После уроков (внеурочная деятельность)
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):
– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
– занятия в спортивных секциях;
– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
– классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье (Слова);
– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путе-шественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в слож-ной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявля-ющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.
Общественные задачи (внешкольная деятельность)
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
– составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;
– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
– противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.
Результаты духовно-нравственного воспитания.
Результат в данном случае - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти
– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции;
– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках.
Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает».
Оценивать результаты воспитания очень сложно. Делать это надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника, не нарушая безопасности и приватности этого мира. Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых учениками) диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы:
– либо не подписываются учениками;
– либо оценивается не занятая учеником позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.
Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь школьника помогут следующие правила и приёмы:
– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта;
– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;
– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.
Представленные здесь результаты ни в коем случае не должны использоваться для составления тестов или индивидуальных оценочных листов. Это лишь примерный круг «слов» и «дел», на основании которого, наблюдая за поведением учащихся, педагог может сделать вывод о том, насколько ему удалось внести свой вклад в решение задач воспитания – принятия детьми нравственных ценностей.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Пурпейская средняя школа №2 »
Доклад
«Духовно-нравственное воспитание учащихся»
Исполнила социальный педагог
Шафрыгина А.С.
п. Пурпе 2011г
Литература
1. "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" Тихонова Ирина Анатольевна. Москва
2. «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» И. Ю. Миронова Тула
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...