Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
статья на тему
В статье представлены цели, задачи, направления и основные функции участников здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kontseptsiya_formirovaniya_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Москаль Ирина Владимировна
Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.
Артур Шопенгауэр
Цели:
- Координация здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения путем разработки проекта, направленного на взаимодействие каждого участника образовательного процесса по сохранение и укрепление здоровья.
- Формирование у учащегося потребности к здоровому образу жизни как показателю собственного жизненного благополучия.
Задачи:
- Ознакомить учащегося с понятиями «здоровье», «здоровый дух», с различными подходами и принципами здоровьесберегающей педагогики;
- Формировать у учащихся ряд социальных компетенций, связанных с сохранением и укреплением здоровья.
- Способствовать развитию у учащихся ответственности за собственной здоровье.
Данные задачи решаются через разработку цикла занятий и мероприятий, разрабатываемых на основе личностно-деятельностного и акмеологического подхода. Выбор данных подходов актуален тем, что сам учащийся рассматривает здоровье как характеристику собственной личности, собственной деятельности, а также рассматривает здоровье как показатель жизненного благополучия человека и результат саморазвития.
Направления здоровьеформирующей деятельности.
I. Забота о здоровье воспитанников, которая включает использование принципов, способов и средств, позволяющих сохранять и развивать здоровье детей.
Основные принципы:
1. Принцип ненанесения вреда (≪No nocere!≫).
2. Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия.
3. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
4. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (принцип психофизиологической комфортности).
5. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.
1. Здоровьесберегающая деятельность:
- формирование правильной работы у обучающихся, контроль за сохранением здоровья и жизни детей, проведение разминок и гимнастики на занятиях, соблюдение рекомендаций по расстановке обучающихся с особенностями здоровья (часто болеющих, слабо видящих, слабо слышащих), организация проветривания помещения, согласно наружной температуре и внутреннего воздушно-тепловому режиму, соблюдение норм плотности работы на занятии, чередование видов деятельности, использование в образовательном процессе инновационных образовательных программ и технологий, не имеющих неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся, в том числе ограничение использования ТСО на занятии согласно возрастным нормам;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- индивидуализация образования, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для талантливых и способных детей (организация творческой, исследовательской, проектной деятельности, вовлечение в конкурсную деятельность), для слабоуспевающих детей (создание «ситуации успеха» через вовлечение в творческую деятельность);
- создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, формирование безопасной образовательной среды (в том числе средствами активных методов обучения – определение ожиданий и опасений воспитанников в ходе организации совместной деятельности);
- организация необходимой двигательной активности в процессе совместной деятельности (динамические паузы, релаксация, спортивные игры, элементы самомассажа и массажа)
2. Здоровьеформирующая деятельность:
2.1. Укрепление духовного здоровья воспитанников, формирование ценностных ориентаций, в том числе, связанных с направленностью на собственное здоровье, средствами образовательной дисциплины (в ходе непосредственно образовательной деятельности, организация тематических массовых мероприятий);
2.2. Творческое дополнение содержания учебного предмета здоровьеориентированными ценностями, смыслами, знаниями, умениями и навыками с целью формирования культуры здоровья учащихся:
- использование культурологического компонента образовательной дисциплины «Английский язык» (общественное понимание здоровья англичанами, как они следят за своим здоровьем, какими видами спорта активно занимаются, детские дворовые игры, отношение к экологии в Великобритании, защите окружающей среды, виды спортивной активности в детском саду и школе, организация здорового досуга (походы, кемпинги и т.д.), спорт в жизни королевской семьи; отношение британцев к правильному питанию, выбор продуктов питания, режим питания; режим дня британцев, условия полноценного сна и т.д.);
- понимание отношения к здоровью в России в контексте «диалога культур», рост мотивированности населения к реализации здорового образа жизни.
2.3. Организация просветительской работы с родителями (проведение тематических родительских собраний, индивидуальных бесед, привлечение родителей к активному участию в жизни студии, помощь родителям в организации оздоровительной работы в семье);
2.4. Деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей (обучение навыкам гигиены и основам соблюдения режима труда и отдыха, профилактика наиболее распространенных заболеваний, формирование культуры здорового питания, развитие потребности в оптимальной двигательной активности, развитие навыков обеспечения личной и общественной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях).
Основные функции участников здоровьеориентированной деятельности
должность | направление работы | функциональные обязанности | взаимодействие |
Директор | Контроль за реализация образовательной программы ОУ | Контроль за:
| С административным составом, административным составом, педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по АХР | Охрана здоровья Профилактические мероприятия | Организация питания и питьевого режима обучающихся Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по УВР, курирующему образовательный процесс | Реализация образовательной программы ОУ в соответствии с СанПиН | Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по УВР, курирующему воспитательную работу | Реализация образовательной программы ОУ в части воспитательной работы Профилактика ПАВ Пропаганда ЗОЖ | Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по УВР, курирующему инновационную деятельность | Реализация образовательной программы ОУ в части выбора инновационных методов и подходов в построении образовательного процесса | Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, Использование при реализации образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания образовательных технологий, направленных на здоровьеориентированную деятельность | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Педагоги дополнительного образования | Реализация дополнительных общеобразовательных программ, Охрана здоровья: проведение воспитательных мероприятий, специальных занятий, внедрение индивидуализации обучения Пропаганда ЗОЖ | Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Педагоги-психологи | Социально-психологическое сопровождение каждого учащегося, адресная работа с учащимися Пропаганда ЗОЖ | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Социальный педагог | Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями | |
Педагоги-организаторы | Охрана здоровья Пропаганда ЗОЖ | Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Используемая литература:
- Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М. 2001
- Журнал "Зддоровьесберегающее образование" выпуск № 4,5. 2013, http://nsportal.ru.
- Колесникова М.Г. Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Монография. – СПб:СПбАППО, 2010.
- Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
- Леван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.
- Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: монография. – Тюмень, : Издательство ТюмГУ, 2008.
- Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: Монография. – М.: Флинта, 2011.
- Орехова Т.Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе. – М.: ФЛИНТА, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....
Выступление на РМО: "Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни".
Действуем первыми- вдохновляем остальных МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в течение многих лет является опорным учреждением в сфере совершенствования образовательной среды, направле...
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии № 73
Система формирования ЗОЖ обучающихся при работе по ФГОС в гимназии № 73...
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии...