Выступление на РМО: "Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни".
проект
Действуем первыми- вдохновляем остальных
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в течение многих лет является опорным учреждением в сфере совершенствования образовательной среды, направленной на создание комплекса условий, способствующих профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде. Одним из направлений данной многогранной деятельности учреждения является совершенствование социально-культурной и досуговой деятельности и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса.
В данном направлении работы в ДДТ Пурпе разработан и внедряется инновационный образовательный проект «Система уклада жизни ДДТ» и инновационный проект «Я – здоров».
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_formirovaniya_kultury_zozh.docx | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Выступление на РМО педагогов
дополнительного образования
и педагогов-организаторов п. Пурпе.
Докладчик: методист МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Костенко Майя Михайловна
2018- 2019 учебный год
Действуем первыми- вдохновляем остальных
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в течение многих лет является опорным учреждением в сфере совершенствования образовательной среды, направленной на создание комплекса условий, способствующих профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде. Одним из направлений данной многогранной деятельности учреждения является совершенствование социально-культурной и досуговой деятельности и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни всех участников образовательного процесса.
В данном направлении работы в ДДТ Пурпе разработан и внедряется инновационный образовательный проект «Система уклада жизни ДДТ» и инновационный проект «Я – здоров».
.
Общая идея данного направления работы: разработать содержание социально — культурной деятельности в системе профилактики девиантного поведения подростков и молодежи.
Задачи
- Обобщить опыт социально — культурной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения в сфере молодежного досуга.
- Определить потенциал социально - культурной деятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе и ее возможности в преодолении девиантности среди несовершеннолетних.
- Разработать методику организации профилактической деятельности ОУ.
- Определить критерии оценки эффективности профилактической деятельности.
Социально - педагогические принципы организации культурно - досуговой деятельности и воспитательной работы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе:
• Принцип гуманистической ориентации предусматривает видеть в подростке, прежде всего, не объект воспитания, а личность с неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способную к реализации в жизни своего творческого потенциала.
• Принцип субъектности предполагает субъект — субъектные отношения педагогов и воспитанников, задает диалогический характер воспитания.
• Принцип личностно — деятельностного подхода исходит из того, что организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности способствует познанию себя и окружающего мира, способов и правил взаимодействия с другими, приобретению жизненного опыта и формированию нравственных ценностей.
• Принцип профилактической направленности обеспечивает превенцию социальных отклонений в подростковой молодежной среде путем создания условий для духовного развития личности, занятий физкультурой и спортом, формирования здорового образа жизни
• Принцип комплексности побуждает направить усилия не только на разрешение проблем трудновоспитуемого подростка, но и на проблемы родителей, ближайшего социального окружения. Важно обеспечить связь, взаимодействие, непротиворечивость различных дополняющих и взаимно компенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь молодого человека (семья, школа, досуговый коллектив).
• Принцип межведомственного взаимодействия предполагает интеграцию специалистов культурно — досуговой сферы со специалистами медицинских, образовательных, социальных и иных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации с целью всесторонней и полной помощи подросткам «групп риска» и их семьям.
Нормативно-правовые документы, на основании которых осуществляется здоровьеориентированная деятельность
Региональные:
- Устав муниципального образования Пуровский район;
- Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015-2020 годы»;
- Окружная долгосрочная целевая программа «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018-2020 годы»;
Муниципальные:
- Постановление Администрации района от 27.03.2015 № 78-ПА "Об утверждении Административного регламента муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования Пуровский район по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам";
- Постановление Администрации района от 10.03.2015 № 56-ПА "Об утверждении Административного регламента муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования Администрации Пуровского района по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление дополнительного образования детям";
- Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
- Программа развития ОУ;
- Образовательная программа ОУ;
- Положение о федеральной экспериментальной площадке МАНПО;
- Положение МБОУ ДО об опорном учреждении:
- Программа деятельности районного опорного учреждения;
- Программа дополнительного образования детей объединение волонтеров:
- Положение МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе об обучении детей с особыми возможностями здоровья по индивидуальной образовательной траектории;
- Положение МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе о разработке индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми.
Образовательная программа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе | ||||||||||||
Создание безопасной и комфортной образовательной среды. | Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни | Пропаганда требований охраны труда | Адресная работа с различными контингентами учащихся | |||||||||
ОБУЧАЮЩИЙСЯ | ||||||||||||
Структурно-функциональная модель координации здоровьеориентированной деятельности | ||||||||||||
Образовательная деятельность по дополнительный общеобразовательным программам | Воспитательная система | Охрана здоровья учащегося | Психолого-педагогическое сопровождение учащегося |
Основные функции участников здоровьеориентированной деятельности
должность | направление работы | функциональные обязанности | взаимодействие |
Директор | Контроль за реализация образовательной программы ОУ | Контроль за:
| С административным составом, административным составом, педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по АХР | Охрана здоровья Профилактические мероприятия | Организация питания и питьевого режима обучающихся Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по УВР, курирующему образовательный процесс | Реализация образовательной программы ОУ в соответствии с СанПиН | Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по УВР, курирующему воспитательную работу | Реализация образовательной программы ОУ в части воспитательной работы Профилактика ПАВ Пропаганда ЗОЖ | Профилактика несчастных случаев во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Заместитель директора по УВР, курирующему инновационную деятельность | Реализация образовательной программы ОУ в части выбора инновационных методов и подходов в построении образовательного процесса | Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, Использование при реализации образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания образовательных технологий, направленных на здоровьеориентированную деятельность | С педагогическим составом, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Педагоги дополнительного образования | Реализация дополнительных общеобразовательных программ, Охрана здоровья: проведение воспитательных мероприятий, специальных занятий, внедрение индивидуализации обучения Пропаганда ЗОЖ | Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Педагоги-психологи | Социально-психологическое сопровождение каждого учащегося, адресная работа с учащимися Пропаганда ЗОЖ | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Социальный педагог | Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями | |
Педагоги-организаторы | Охрана здоровья Пропаганда ЗОЖ | Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом | С администрацией ОУ, учащимися, родителями и (или) их законными представителями |
Одним из направлений деятельности является работа с детьми и подростками с девиантным поведением.
В данном направлении работы в ОУ планируются:
- Проведение социальных проектов, акций;
- Проведение месячников «Мы за ЗОЖ»;
- Проведение спортивных состязаний, игр, походов и др.;
- Проведение волонтерских слетов, «Школы волонтерских наук»;
- Проведение дискуссий, лекций, бесед по тематике ЗОЖ;
- Разработка видеороликов, плакатов по тематике;
- Проведение досуговых мероприятий для подростков и молодежи:
- Проведение тренингов для подростков и молодежи.
Используемая литература:
- Айдинян Р. Социальная справедливость и девиантность / Р. Айдинян, Т. Шипунова // Рубеж: альманах социол. исслед. - 1999. - №13/14. -С. 142-155
- Бабаян Э.А. Критерии определения наркотических средств / Э.А. Бабаян // Рос. юстиция. - 1997. - №3. - С. 49-53
- Бархаев Педагогическая психология. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
- Костенко Н.Б. Особенности образа будущего социально дезадаптированных подросков. Автореф. дисс… канд. псих. наук. – Барнаул, 2006, 24 с.
- Караваева Н.С., Харитонова А.Ю., Казанцев И.И. Программа «Сверстник - сверстнику» (подготовка волонтеров по ППХЗ), - Т., 2002 год.
- Качество социологического образования: проблемы и пути решения / Под ред. Проф. В.И. Добренькова. – М.: КДУ, 2007. – 312с.
- Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи, - М., 1999 год.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
- Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта), - М., 2004 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
В статье представлены цели, задачи, направления и основные функции участников здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения дополнительного образования....
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...