Агрессия подростков как социальная проблема современного общества
статья на тему

Агрессия подростков в соверменном обществе уже стала нормой. Еженевно тысячи людей сталкиваются с агрессивностью детей, мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, поведение. Так что же такое агрессия детей? Причины ее возникновения и как предотвратить проявление агрессивного поведения несовершеннолетних? Каков портрет агрессивного ребенка и как ему помочь стравиться с этой агрессией? Все это мы рассмотрим в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_detey.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия подростков как социальная проблема современного общества

Агрессия подростков в современном обществе стала нормой. Ежедневно тысячи людей сталкиваются с агрессивностью детей, при этом мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, поведение. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «драчун», такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в образовательном учреждении, но и дома. Агрессивность как энергия необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. А вот беспокоиться по поводу эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится недостаточно мотивированной или вообще не имеет никаких оснований. Для того чтобы помочь детям с агрессивным поведением самим справиться со своими вспышками агрессии, необходимо понимать, что же это такое, каковы причины и формы ее проявления. 

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту

Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных. По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями и педагогами удалось выявить круг причин, провоцирующих агрессивность с раннего возраста. Это следующие причины.

1. Органические:

  • минимальная мозговая дисфункция;
  • травмы и инфекционные поражения головного мозга и т.д.

2. Наследственные:

  • психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников;
  • наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

3. Социально-бытовые:

а) Неблагоприятные условия воспитания в семье:

  • агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях;
  • непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения;
  • неоправданно жесткий родительский контроль;
  • насилие в семье;
  • конфликты между родителями;
  • неприятие ребенка (безразличие, нетерпимость к факту существования ребенка).

б) Неблагоприятная обстановка в школе:

  • конфликты с одноклассниками;
  • педагогически некомпетентное поведение педагогов;
  • чрезмерно высокая учебная нагрузка.

4. Ситуативные:

  • ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • введение ограничений в поведение ребенка;
  • переутомление;
  • новизна, увеличивающая тревогу.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также средств массовой информации. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Так дети, воспитывающиеся в семьях, где злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение правонарушений является нормой жизни, и в последующем лишившиеся даже видимости семьи, являющиеся «социальными сиротами», склонны к проявлению агрессии и жестокости.

На становление агрессивного поведения сильное влияние оказывает степень разобщенности семьи, отсутствие близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Наиболее выраженные проявления агрессии наблюдаются при алкоголизации матери, когда нарушались взаимоотношения в системе «мать - дитя».

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей, в том числе детей. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками дает им возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Однако дети, которые чрезвычайно агрессивны, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе, что является неким «естественным регулятором» уровня агрессивности в среде несовершеннолетних. Понятно, что для каждой группы будет свой «усредненный» уровень допустимой агрессивности, который устанавливается в зависимости от исходных качеств большинства участников группы, существующих традиций и правил. Но в группе, где изначальный уровень агрессивности ее членов высок, происходит взаимное усиление агрессивности.

Мощными факторами, провоцирующими агрессивность несовершеннолетних, являются некоторые особенности психики, такие как «трудный» темперамент, перенесенные травмы головы или инфекционные заболевания. С этим часто связаны неустойчивость нервно-психических процессов, затрудненность процессов торможения в центральной нервной системе, повышенный тонус нервной системы, импульсивность.

Таким образом, причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье с первых дней жизни ребенка.

Обсуждение. «Портрет» агрессивного ребенка.

Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов. Если отклонения поведения связаны с кризисом - это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибкими, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление портрета агрессивного ребенка».

Инструкция: педагогам предлагается дать характеристику агрессивного ребенка, предложив свои качества и возможные варианты поведения (ответы педагогов записываются на ватмане); затем эта характеристика сравнивается с «Портретом агрессивного ребенка», предложенным Г.Б. Мониной.

Агрессивный ребенок:

•        не понимает чувств и переживаний других людей;

•        ощущает себя отверженным;

•        часто ругается со взрослыми;

•        создает конфликтные ситуации;

•        сваливает вину на других;

•        часто спорит со взрослыми;

•        теряет контроль над собой;

•        импульсивен (только в момент агрессии);

•        часто дерется;

•        не может адекватно оценить свое поведение;

•        имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);

•        часто специально раздражает взрослых;

•        толкает, ломает, крушит все кругом;

•        завистлив, мстителен;

•        раздражителен;

•        винит других в своих ошибках;

•        стремится разозлить маму, воспитателей;

•         думает, что он не хуже других;

•         имеет низкий уровень эмпатии;

•        часто сердится и отказывается что-либо делать.

Примечание. В процессе педагогу-психологу следует уточнить: только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный.

Психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков. Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам.

 Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно - профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно - профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно - коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и психологов

Подростки в силу своих возрастных и личностных особенностей требуют целенаправленной организации помощи и поддержки. Педагогам в общении и взаимодействии с ними необходимо различать два понятия: психологическая помощь и психологическая поддержка.

Психологическая помощь – целенаправленная работа, проводимая квалифицированным психологом с человеком или группой людей, при наличии запроса или заказа на данную деятельность.

Психологическая поддержка – это целенаправленная психолого-педагогическая деятельность, ориентированная на помощь человеку в решении проблем саморазвития, самоопределения и самореализации. Это процесс взаимодействия с ребёнком, в котором ведущую роль играет взрослый. Именно психологическая поддержка со стороны создает для ребёнка атмосферу доброжелательности, покоя и уверенности в своих силах, способствует снижению тревоги и остроты переживаний. Задачей психологической поддержки является создание оптимального фона, на котором будут происходить позитивные изменения.

Психологическую поддержку подросткам в условиях образовательного учреждения могут оказывать:

  • психолог,
  • социальный педагог,
  • учитель-дефектолог (учитель-логопед),
  • педагог (воспитатель),
  • администрация,
  • медицинский работник.

Несмотря на то, что профессиональные позиции всех участников психологической поддержки по отношению к ребёнку различны, эти специалисты имеют единую цель – помочь ребёнку, оказавшемуся в сложной ситуации. Социальный педагог, воспитатель и психолог выделяют детей «группы риска», используя наблюдение, анкетирование. Психолог, дефектолог, логопед проводят углублённую диагностику по параметрам личностного, интеллектуального, речевого развития. При необходимости организуются психолого-медико-педагогические консилиумы. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа. Каждый специалист, выполняя свои функциональные обязанности, оказывает психологическую поддержку.

Для того чтобы работа различных специалистов и педагогов с целью оказания психологической поддержки детей была эффективной, необходимо соблюдение некоторых общих правил.


Правила взаимодействия с детьми «группы риска» в образовательной организации:

  • Позитивный настрой. Если в отношении к ребёнку превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. В любом случае переключение на позитивные стороны в поведении ребенка - это проверка гуманистической направленности позиции педагога. Надо спросить себя - чего я хочу достичь: наказать ребёнка, отреагировать свой гнев, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка? Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.
  • Доверительное взаимодействие. Для установления доверительных отношений с детьми, имеющими девиантное поведение, помимо позитивного поддерживающего отношения к ним, нужно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость, ложь. Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. При взаимодействии ребенок ведет себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что перед ним именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
  • Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Главное - это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
  • Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения (стремление привлечь к себе внимание, стремление к самоутверждению, нравственно-духовная незрелость, стремление отомстить и др.) Конкретное поведение - это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, желаемого результата не достигнуть.
  • Последовательность во взаимоотношениях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или его слова и заявления не будут соответствовать действиям. Например, он советует ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорит, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сам кричит на ребенка и наказывает его. В результате дети начинают презирать взрослых. Конечно же, последовательность не означает, что упорное «стояние на своем» даже в том случае, когда точка зрения взрослого изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Взрослый только выиграет в углублении отношений, если признается, что его первоначальное мнение было ошибочным.
  • Позитивность взаимодействия. Позитивность взаимодействия предполагает следующее: 1). Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать» и т.д.). 2). Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Подросток, часто нарушающий поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я - плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать правоту сценария. Важно вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка - о стремлении отстоять справедливость; курение - о желании быть взрослым).
  • Поощрение положительных изменений. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать
  • Предложение привлекательной альтернативы. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы подросток не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей. Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.
  • Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, важно стремиться к разумному компромиссу, не нужно загонять подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
  • Гибкость. Можно использовать различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
  • Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление в каждом конкретном случае психологических механизмов, лежащих в основе детских проблем, выбор соответствующих данному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, а также корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или иные воздействия.
  • Системность. При оказании психологической поддержки ребенку нужно создавать позитивную воспитывающую среду: выявить значимых для подростка лиц (одноклассников, авторитетных взрослых, друзей); выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, во время досуга.
  • Превентивность. Всегда легче предупредить возможные отклонения, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные проблемы нашего общества

Это очень важная тема , особенно она актуальна в наше время.Урок направлен на актуализацию знаний,умений и навыков учащихся по теме <Хороша ли система социального обеспечения?>Ученики поставлены...

Агрессия детей как социальная проблема

Родительский лекторий: «Агрессия детей как социальная проблема»Цель: Углубление  и расширение  теоретических знаний по указанной теме.Создание условий, предотвращающих  ...

Профилактика зависимостей у подростков - важнейшая из задач современного общества

Бизикова Диана, 10 класс.Здоровье – это самое главное в жизни каждого человека. Без здоровья не будет успешной карьеры, полноценной семьи.Вредные привычки негативно влияют на здоровье, физическую и ум...

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе "Проблемы современного общества"

Технологическая карта урока Предмет      Обществознание     Класс 6 «А»Базовый учебник  А.И. Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание 6 класс», М.,...

Детская жестокость — проблема современного общества.

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? ...

Семья "группы риска" как социально-педагогическая проблема современного общества

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества

    Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Поэтому проблема поиска новых техноло...