«ТВОРИТЬ ДОБРО» (Практико–ориентированный проект)
проект на тему
Образовательное учреждение – это среда взаимодействия взрослых и детей, где формируются и усваиваются вечные ценности – доброта, толерантность, милосердие. Дети – наше будущее, и каким оно будет зависит, от нас, от взрослых, во многом определяет «настоящее». Цель духовно-нравственного воспитания – сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, и самое главное, включить ребенка в различные виды деятельности, где открываются нравственные отношения.
Проект «Творить добро» направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания посредством включения детей в социальные практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tvorit_dobro.docx | 60.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
«ТВОРИТЬ ДОБРО»
(Практико–ориентированный проект)
Руководитель проекта:
Берегова Екатерина Валерьевна,
Методист МАУ ДО «ЦРТДиЮ»
Хабаровск, 2016
Содержание:
- Аннотация проекта.
- Пояснительная записка.
- Цели, задачи и система показателей по достижению цели проекта.
- Сроки и этапы реализации проекта, ожидаемые результаты.
- План мониторинга проекта.
- Ресурсное обеспечение проекта.
Образовательное учреждение – это среда взаимодействия взрослых и детей, где формируются и усваиваются вечные ценности – доброта, толерантность, милосердие. Дети – наше будущее, и каким оно будет зависит, от нас, от взрослых, во многом определяет «настоящее». Цель духовно-нравственного воспитания – сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, и самое главное, включить ребенка в различные виды деятельности, где открываются нравственные отношения.
Проект «Творить добро» направлен на решение задач духовно-нравственного воспитания посредством включения детей в социальные практики.
Пояснительная записка
Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
Несмотря на социально-экономический рост, который демонстрирует Россия в последние годы, российское общество, и особенно молодое поколение, продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание стало приоритетным для системы образования.
Практика работы образовательного учреждения по воспитанию подрастающего поколения показала, что лекции, беседы, выставки не производят должного эффекта. В связи с этим в центре встала проблема поиска и выбора более результативных форм, воспитательных технологий. Анализ литературы, опыта работы других образовательных учреждений по данному направлению позволили нам выйти на более действенные формы духовно-нравственного воспитания детей и подростков, коими стали социальные практики и организация детско-взрослых сообществ.
Итак, социальная практика – это специально организованная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков, получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов.
Внедрение опыта подобных практик и организация детско-взрослых сообществ в воспитательную систему центра даст возможность учащимся:
- научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
- познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
- научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;
- познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией;
- научиться самостоятельно, ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;
- научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать)
- понять, как построено взаимодействие между представителями власти и общественности;
- научиться работать с деловой документацией и т.д.
Ценность данного опыта заключается в том, что в рамках этой деятельности учащиеся овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Ребенку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Взрослым, а в частности педагогическому коллективу учреждения дополнительного образования, необходимо помочь учащимся в поиске таких видов деятельности, которые имеют социально-значимую и общественно-полезную нагрузку.
Таким образом, выбранные направления деятельности для решения проблем духовно-нравственного воспитания мы считаем целесообразными и наиболее актуальными для нас, как для учреждения дополнительного образования.
Цели, задачи и система показателей по достижению цели проекта
Цель проекта: Формирование системы нравственных отношений ребенка с социумом средствами социально-значимой и общественно-полезной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Воспитывать нравственные чувства ребенка (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- Формировать положительный социальный облик личности (терпение, милосердие, толерантность);
- Способствовать формированию активной позиции учащихся (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- Формировать идеал нравственного поведения человека (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).
При определении цели и задач проекта, мы руководствовались принципами и целями Концепции развития дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025.
Целевые показатели | Индикаторы | Методы изучения |
|
|
|
|
| 1. Анализ учебно-воспитательной деятельности центра; 2. Педагогические наблюдения; 3. Анкетирование / опрос всех непосредственных участников проекта (заполнение «Книги отзывов» социальными партнерами); 4. Изучение данных мониторинга; 5. Обсуждение проекта на форуме сайта центра.
|
Сроки и этапы реализации проекта, ожидаемые результаты
№ п/п | Этап | Срок реализации | Ожидаемый практический и научно-методический результат | Фактический практический и научно-методический результат |
Подготовительный этап | Сентябрь – декабрь 2015 |
|
- положение социально-творческой и спортивной практике обучающихся, о творческой группе педагогов (см. Приложение 1), программа семинаров. | |
2. | Основной (практический) этап | Январь – май 2016 |
|
|
3. | Май – июнь 2016 |
|
| |
4. | Июнь – сентябрь 2016 |
|
| |
5. | Октябрь – май 2016 - 2017 |
|
| |
6. | • Проведение социальных практик;
|
| ||
7. |
| • Аналитическая справка о промежуточных результатах эффективности выбранных форм и технологий. | ||
8. | Заключительный (обобщающий) этап | Май 2017 |
|
|
План мониторинга проекта
1. Мониторинг реализации проекта проводит руководитель проекта.
2. Основные объекты мониторинга:
a) Содержание результаты плановых мероприятий;
в) Сроки выполнения;
c) Качество результатов.
3. Основным документом мониторинга является календарный план.
4. Механизм мониторинга:
а). Выполнение социальных практик: сравнение запланированного и реального положения по календарному плану, отзывы социальных партнеров, и других участников социально-значимой деятельности.
в). Достижение результатов:
- по срокам - сравнение запланированных и реально достигнутых результатов по ключевым точкам мониторинга календарного плана;
- по содержанию и качеству.
с) Расходование средств - по статьям сметы и по мероприятиям календарного плана проекта.
5. Регулярность мониторинга:
a) Отчетность ответственных за проведение мероприятий (в соответствии с календарным планом);
в). Еженедельные встречи проектного коллектива с отчетами и обсуждением хода проекта;
c) Промежуточная оценка по результатам подготовительного этапа (после проведения каждого мероприятия в рамках реализации проекта).
д) Итоговая оценка проекта по завершении проекта.
В качестве критериев оценки будут использованы следующие:
- Достижение цели проекта - заинтересованное, активное участие ребят в мероприятиях проекта.
- Решение задач проекта - сравнение индикаторов достижения с результатами работ по проекту.
- Повышение уровня духовно-нравственного развития учащихся - активное участие ребят в просветительских мероприятиях проекта - работа с учащимися других объединений, активное участие в подготовке отчетных мероприятий, встреч, диспутов, написание статей для СМИ и сайтов, участие в обсуждениях темы проекта на форуме).
6. Коррекция отклонений - при выявлении отклонений в реализации проекта по содержанию, срокам, руководителем и ответственными за мероприятия выясняются причины отклонения от плана, разрабатываются коррективы и механизмы их внесения в план реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
1. | Научно- методическое |
|
2. | Материально- техническое |
|
3. | Кадровое |
|
4. | Временные | Сентябрь 2015 – сентябрь 2017 г.г. |
5. | Информационные |
|
Риски | 1. Отсутствие мотивации педагогов. 2. Неготовность администрации внести изменения в воспитательную систему учреждения. |
Предпринимаемые действия по преодолению рисков |
|
Возможные риски реализации проекта
Список литературы:
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр-271.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
- Концепция духовно-нравственного воспитания //А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 17 мая 2012 г.
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности» от 12.05.2011г. 03-296.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (гл.2, ст 15).
- Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.
- Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.
- Ахинов, Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
- Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.
- Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
- Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.
- Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
- Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с.
- Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.
- Битнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
- Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.
- Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с.- (Высшее образование:Бакалавриат).
Перечень приложений:
1. Локальные нормативные акты, разработанные в рамках реализации проекта.
2. Аналитическая справка по итогам мониторинговых исследований.
3. Договор о предоставлении возможности прохождения социальной, творческой и спортивной практики обучающихся МАУ ДО «ЦРТДиЮ».
4. Фотоотчет о проведенных мероприятиях в рамках реализации проекта 2015-2016 г.г.
5. Воспитательные планы педагогов центра.
6.Методики по диагностике уровня духовно-нравственного развития учащихся.
7. Отзывы социальных партнеров о социальных практиках МАУ ДО «ЦРТДиЮ».
8. Творческий отчет о прохождении социальных практик в летних период (июнь – август 2016) «Дела всегда имеют успех».
Страница |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»
Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...
Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"
Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...
Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"
Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"
Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...
Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"
Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...