ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
статья по литературе (5, 6 класс)

Михайлова Екатерина Валерьевна
Основные тезисы к выступлению на тему:  "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ" Приемы повышения читательской активности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ  "РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

   Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.

      Эмпатия – это больше, чем симпатия и сочувствие. Это редкий дар смотреть на мир чужими глазами и принимать чью-то точку зрения, способность чувствовать другого. Формирование и развитие эмпатии – длительный и трудоемкий процесс. Основой формирования эмпатии в детском возрасте является общение в семье, в которой присутствует атмосфера доверия и взаимопонимания. Наиболее часто эмпаты подрастают в семье, где ребенку в достаточной степени привили чувство заботы, тепла и любви. В более старшем возрасте — подростковом и юношеском — одним из наиболее эффективных методов формирования эмпатии является чтение определенных литературных произведений.

       Часто литературное произведение может произвести сильное впечатление на читателя.

   Почти у каждого человека есть книга, которая запомнилась, а может быть и изменила его мировоззрение, заставила переосмыслить отношение к миру, людям, себе через испытанные эмоции. У читателя может проявиться сочувствие к героям, переживание вместе с ними всей гаммы человеческих чувств, следовательно, мы можем констатировать, что чтение определенных литературных произведений является достаточно эффективным методом формирования и развития эмпатии.

      Конечно, приучать к чтению надо с раннего детства. Основная роль отводится здесь родителям.  Как можно раньше надо читать детям вслух. Многие специалисты, опираясь на научные исследования, советуют начинать буквально с первого дня жизни ребёнка. Чем больше вы разговариваете с ним, чем больше он слышит слов вокруг себя, тем быстрее он заговорит и проникнется интересом к книгам.При этом надо читать «с чувством, с толком, с расстановкой», чтобы было более правдоподобно и интересно.

       Как с дошкольниками, так и с детьми школьного возраста можно применять  особые приемы, чтобы заинтересовать ребенка,

   Дочитайте до самого интересного места — и остановитесь. Используйте тот же приём, что и сценаристы с режиссёрами хороших сериалов. Обычно серия или весь сезон заканчивается на каком-то неожиданном, кульминационном моменте, заставляя зрителей неделями или месяцами ждать продолжения, обсуждая едва ли не каждый кадр последнего эпизода. То же самое можно сделать и в чтении книг: Тогда слушавший вас будет с нетерпением ждать продолжения. А многие просто не выдержат и будут просить научить их читать как можно быстрее, чтобы узнать, чем все закончилось. Если же применить этот метод к ребёнку, который уже умеет читать, то наверняка он начнет разыскивать книжку и читать её сам.

     А в подростковом возрасте также нет ничего плохого в том, чтобы читать не классические бумажные книги, а электронные. Предложите ученикам скачать, например, приложение Bookmate («Букмейт»). Это не просто программа для чтения с огромной библиотекой. Это ещё и настоящая социальная сеть для любителей книг, где они могут находить себе новых друзей, делиться впечатлениями и обмениваться книжными полками.

     Привлечь внимание к чтению книг могут также помочь иллюстрации к книге.  Эти  могут изменить отношение  к произведению. Иногда юному читателю важно увидеть главных героев и места, где они обитают. Картинки, рисунки, графика — все это может оказать большую помощь. Чаще всего изображения заинтересовывают и увлекают, давая простор фантазии и воображению. А это то, что нам нужно для развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская активность учащихся нашей гимназии и их родителей.

В статье опубликованы результаты исследовательской деятельности учащихся 6 класса. Ребята с помощью анкет опросили учащихся 5 -11 классов  и их родителей о количестве прочитанных книг за лето. ...

Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает...

Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности

Читая книги, мы погружаемся в мир литературы, она расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть пе...

Доклад «Использование практических и творческих заданий для развития познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Познавательный интерес основан на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. Одним из направ...

Доклад на тему Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении....

Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...

Доклад "Развитие читательской грамотности у обучащихсяс низкими результатами обучения"

Доклад ""Развитие читательской грамотности у обучающихся с низкими результатами в обучении" подготовлен и озвучен на муниципальном совещании по теме "Формирование и оценка функцион...