Выступление на педсовете "Формирование образовательной среды. Проблемы"
методическая разработка на тему
Материалы выступления подготовлены на основе выявленных проблемных зон в соновной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_zasedanii_shmo._psikhologicheskiy_komfort_na_uroke.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт на уроке - важное условие здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников.
От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.
Принципы психологического комфорта следующие:
- учеба должна давать детям радость;
- протекать на фоне положительных эмоций;
- исключать психотравмирующие ситуации.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.
Французский философ М. Монтень, писал: «Пока тело еще гибко, его нужно упражнять всеми способами и на все лады. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее».
Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.
Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности ребят, необходимо использование интриги.
С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».
С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д.Карнеги:
- Искренне интересуйтесь;
- Улыбайтесь;
- Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук;
- Будьте хорошим слушателем;
- Внушайте ему сознание его значимости.
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.
Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.
Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика. "Садись, ты не прав". "Кто скажет лучше?". Учитель парит над учениками, его интересует только результат передачи знаний. Такая деятельность разъединяет коллектив, а благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.
Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
“Все в твоих руках”.
(Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Пример использования методики «Всё в твоих руках» на этапе урока «Рефлексия»:
На листе бумаги уч-ся обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – на уроке для меня было важным и интересным…
Указательный – на уроке по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно на уроке (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы на уроке.
Мизинец – на этом уроке для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...
Гуманитарные технологии в школе: коммуникативное обеспечение в полиэтнической образовательной среде. Проблемы возникновения непонимания между детьми
Актуальность темы.Проблемы возникновения непонимания между учащимися.«Самое главное – научить человека мыслить». (Брехт Бертольд)Сегодня современный урок рассматривается не только как деятельнос...
ПРОБЛЕМЫ И СВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В современных условиях социальное партнерство для системы СПО выступает средством и результатом высокого уровня его развития, показателем стабильности, гибкости и готовности своевременно реагировать н...
Доклад: «Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде».
Проблемы формирования толерантных отношений в образовательной среде....
Проблема оценки качества информационно-образовательной среды в структуре управления образовательными системами
Достижения в области современных информационных и телекоммуникационных технологиях находят всё большее применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в образовании. Внедрение их ...
Статья "Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду"
Этапы формирования единой информационной среды в ОУ...