"Творческая деятельность педагога-фасилитатора"
методическая разработка по теме

Трубникова Галина Викторовна

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. 

     Современная образовательная ситуация  характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для развития и проявления успешности детей. Это связано, в первую очередь с необходимостью учреждений образования удовлетворять потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных детей, а также с усилением конкурентных отношений между педагогическими коллективами учреждений.

 

Далее рассмотрим личность учителя-фасилитатора, как грамотного педагога - наставника, интересного собеседника и в некоторой степени – коллеги учащегося. Это, прежде всего учитель, который полностью принимает ребенка таким, какой он есть, оказывает ему помощь в определении перспектив личностного развития, может быть более свободным открытым в общении, не прибегая к оценочным суждениям, осуждениям, нравоучительству. Его роль в жизни учеников сегодня существенно пересматривается и переосмысливается. Причина этого – развитие рынка новых педагогических технологий, социальная трансформация общества, потребность в его гуманизации и духовном преобразовании.

Личностный потенциал профессионала – это те качества и свойства, которые поднимают всю его деятельность на высокий деловой уровень и оптимально приемлемый уровень межличностного общения. Движение к вершине в профессиональном и личностном отношениях для учителя означает – становиться и самому быть фасилитатором. Это – путь к духовному и психологическому здоровью педагога и детей, с которыми он работает. Как может учитель продвигаться к этой вершине? В этом отношении позитивную роль играет психологическая, психотерапевтическая поддержка педагога, участие в работе семинаров по данной проблематике, профессиональных тренинговых группах, дающих модели и опыт гуманистического взаимодействия, на которых учитель сможет опираться в своей работе с детьми. ждений образования в борьбе за интерес детей, за  «своего ребенка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_deyatelnost_pedagoga-fasilitatora.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

"Творческая деятельность педагога-фасилитатора"

Цель: активизация процесса самопознания у педагогов; развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности.

Задачи:

  • развивать творческие и исследовательские способности учителей;
  • содействовать развитию критически рефлексивного мышления, рефлексивной культуры педагога

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»

(Л. Толстой

Ход:

  1. Знакомство (разминка).

 А) Участники встают в круг, называют  свое имя и самое лучшее свое  качество на первую букву имени, например, Галина – гуманная, при этом передают сердечко по кругу.

Б) Продолжить фразу: Мое настроение похоже на погоду…

2. Упражнение  «Ассоциации».

Участники по очереди называют, с чем у них ассоциируются:

- встреча Нового года;

- железнодорожный вокзал;

-  уроки в школе;

- контрольная работа по математике;

- жаркий день;

- вечер встречи выпускников;

- удачная покупка;

- хорошее настроение;

- план работы на год;

- однокомнатная квартира;

- экзамен у сына (дочери);

- аэропорт;

- профессия дизайнера;

- морской пейзаж;

- дождливое утро;

- букет цветов;

- цирковое представление;

- путевка в санаторий;

- ужин, приготовленный мужем;

- конец учебного года;

- повышение зарплаты.

Упражнение « Мы похожи, мы отличаемся»  (в парах).

С помощью правильного сложения разрезанных пополам открыток выбираются пары. В течение 2-3 минут необходимо найти 5 сходных и 5 отличительных качеств.

 Сравниваться могут внешность, события, личностные качества.

Рефлексия.  Ваше настроение? Какие чувства вызвали у вас эти упражнения. Что понравилось?

 Основная часть.

Вступление.

     Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.  

     Современная образовательная ситуация  характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для развития и проявления успешности детей. Это связано, в первую очередь с необходимостью учреждений образования удовлетворять потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных детей, а также с усилением конкурентных отношений между педагогическими коллективами учреждений образования в борьбе за интерес детей, за  «своего ребенка».

     Современная образовательная ситуация  характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для развития и проявления успешности детей. Это связано, в первую очередь с необходимостью учреждений образования удовлетворять потребность современного общества в подготовке целеустремленных, активных, творческих, успешных детей, а также с усилением конкурентных отношений между педагогическими коллективами учреждений образования в борьбе за интерес детей, за  «своего ребенка».

 В условиях расширяющейся демократии возрастают требования к личности,  её свободе и ответственности, поэтому встает вопрос о том, кто обучает и воспитывает, каков уровень профессиональной компетентности педагога. Ускоренный процесс обновления знаний, ценностей и форм поведения в любом возрасте требует воспитания человека, умеющего достойно самоактуализироваться и самореализоваться для достижения собственного блага и конструктивного решения социальных проблем.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг.

Учитель – фасилитатор – это образ мудрого, духовного, доброго и здорового человека, стремящегося к самосовершенствованию и творчеству. Другими словами: это личностный и профессиональный идеал.

Древний мудрец сказал: “Не за мудрым словом идут к Учителю, а для того, чтобы соприкоснуться с его духовным миром”.

Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Существует такое явление, как потенциал личности. Реальные способности человека зависят не только от того, что даровано природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала. Большое значение имеет среда, в которой формируется личность. Заботливые, умные родители, талантливые педагоги, энергичные, творческие сверстники – все это можно считать даром судьбы, который, сливаясь с даром генетическим, образует то индивидуальное, неповторимое сочетание, которое и может привести к выдающимся результатам.

Далее рассмотрим личность учителя-фасилитатора, как грамотного педагога - наставника, интересного собеседника и в некоторой степени – коллеги учащегося. Это, прежде всего учитель, который полностью принимает ребенка таким, какой он есть, оказывает ему помощь в определении перспектив личностного развития, может быть более свободным открытым в общении, не прибегая к оценочным суждениям, осуждениям, нравоучительству. Его роль в жизни учеников сегодня существенно пересматривается и переосмысливается. Причина этого – развитие рынка новых педагогических технологий, социальная трансформация общества, потребность в его гуманизации и духовном преобразовании.

Личностный потенциал профессионала – это те качества и свойства, которые поднимают всю его деятельность на высокий деловой уровень и оптимально приемлемый уровень межличностного общения. Движение к вершине в профессиональном и личностном отношениях для учителя означает – становиться и самому быть фасилитатором. Это – путь к духовному и психологическому здоровью педагога и детей, с которыми он работает. Как может учитель продвигаться к этой вершине? В этом отношении позитивную роль играет психологическая, психотерапевтическая поддержка педагога, участие в работе семинаров по данной проблематике, профессиональных тренинговых группах, дающих модели и опыт гуманистического взаимодействия, на которых учитель сможет опираться в своей работе с детьми.

Метод – это путь к чему-нибудь. Методы воспитания – пути, по которым мы можем идти к нашим целям.

 Какими же путями может воспользоваться педагог-профессионал в своей деятельности?   (Обсуждение в группе и защита своего проекта – 20 минут)

Всячески поддерживать самостоятельность ребенка

Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные черты творческого поведения. Без этого не может быть творческой личности.

Не бойтесь неожиданных вопросов

Дети – большие специалисты по части задавания вопросов. Это свидетельство интереса ребенка, а нестандартный вопрос – может быть не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще “Да!”

Воспитание и ограничение тесно связаны в обыденном сознании. Но давайте вдумаемся, всегда ли оправданны те запреты, которые мы ставим ребенку? Проанализируйте свое поведение и найдете много таких ограничений, которые не приносят пользы. Откажитесь от них.

Быть гибким, уметь следовать ситуации

Всем известно: умный меняет свое мнение, глупый – никогда. Есть хорошее человеческое качество – упорство, но, достигая крайнего предела, оно превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более действенна и справедлива.

Самому быть творческим

Общаясь с ребенком, педагог демонстрирует ему образцы творческого поведения и деятельности. Однако мало самому быть творческим, создавать обстановку творчества, надо заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его потребностью.

Также предполагается постоянная внутренняя работа, которая опирается на осознаваемое желание становиться и быть фасилитатором, и понимание того, какого уровня уже удалось достичь. Об успешности продвижения по этому пути говорят следующие изменения:

  • Учитель начинает по-другому смотреть на себя.
  • Он более полно принимает себя и свои чувства.
  • Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.
  • Он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть.
  • Он проявляет большую гибкость в своем восприятии.
  • Он ставит для себя более реальные цели.
  • Его поведение становится более осознанным.
  • Он способен отказаться от вредных привычек.
  • Он начинает больше понимать и принимать других.
  • Он способен развивать основные качества своей личности в лучшую сторону.

Учитель-фасилитатор может становиться личностным и профессиональным идеалом как образ мудрого, духовного, доброго и здорового человека, стремящегося к самосовершенствованию и творчеству.

Одним из самых популярных в психологии творчества является утверждение о том, что “творец спит в каждом человеке, но ему не всегда дают проявиться”. Причем мешают не только внешние обстоятельства, но и внутренние барьеры. Стоит избавить человека от этих барьеров и заключенный в нем творец освободится. Имеется в виду, что творческий человек – это генератор идей.

Выступления педагогов.  Мастер-класс- 3 чел.

В связи с этим разрешите предложить Вашему вниманию несколько дивергентных, т.е. творческих задач, активизирующих творческое мышление. Специфика задач состоит в том, что на один поставленный вопрос или задание может быть несколько, даже множество верных ответов. В ходе выполнения задач дивергентного типа у взрослых и детей развиваются: воображение, оригинальность, беглость мышления (т.е. способность к продуцированию максимально большего числа идей), гибкость мышления (т.е. способность быстро и легко находить новые стратегии решения), легкость ассоциирования и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Перейдем непосредственно к тренингу.

ТРЕНИНГ

Вербальные дивергентные задачи.

“Подберите нужные слова”

Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода. (Тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, ветерок, пляж…) (Холод – айсберг, мороженое, ледяной, морозный, вьюга, снежинка…)

“Кто больше?”

Найдите как можно больше предметов, которые одновременно являются:

Легкими, мягкими и черными (перо птицы, сажа, пыль, мягкая игрушка…);

Тяжелыми, твердыми и белыми (кирпич (силикатный), камень, стол…);

“Назовите как можно больше применений следующим предметам”

Гнутый гвоздь, старая шуба, автомобильная шина, книга (не указывать варварские способы!)

Придумайте заглавие к рассказу

1. Когда чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе все приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.

2. “Нам, кажется по пути”, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. – “Вот и хорошо, все-таки веселее в компании!”. Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием: - “Ну вот, я же говорила, что в компании веселее!”

3. Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

- “Не все сразу, не все сразу”, - недовольно скрипел Пень. – “Приму, сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут!”.

Какие черты характера, по Вашему мнению, прослеживаются в поступках героев этих рассказов?

Упражнение  «Наши ожидания»

Цель: тренировка умения находить положительное  в ситуации фрустрации.

Задачи:

  • Формировать умение находить плюсы в ситуации, которая не соответствует нашим ожиданиям;
  • Способствовать преодолению ситуации фрустрации;
  • Способствовать нахождению и стимуляции ресурсов внутри себя;
  • Развивать рефлексию (самопознание).

Оборудование: корзина с фруктами по количеству участников.

Форма проведения: групповая.

Вступительная беседа.

Ведущий. Сегодня мы с вами поработаем над тем, как найти положительные стороны в ситуациях, которые не соответствуют нашим ожиданиям.

Давайте немного поговорим о том, как часто мы  получаем не то, что ожидаем. У кого-то это происходит часто, у кого-то – не очень.

Может ли кто-либо привести пример того, как это бывает?  (Участники по  желанию приводят примеры; в случае отсутствия примера ведущий приводит его сам).

 Буквально вчера я шла домой, предвкушая,  как будет прекрасно после тяжелого рабочего дня принять горячую, расслабляющую ванну. И что вы думаете? Именно в это время доблестные работники ЖКХ отключили  воду в нашем доме. Согласитесь, это было крайне неприятно.

Человек устроен так, что ожидания являются неотъемлемой частью его жизни. Думаю, что они заслуживают того, чтобы уделить им особое внимание.

Упражнение «Фрукт на любой вкус»

Ведущий.  Для начала обратимся к нашему воображению. Представьте себе, пожалуйста, то фрукт, который вам бы хотелось сейчас получить. Если хотите, можете закрыть глаза. Постарайтесь представить его как можно лучше: какой он на ощупь, какого цвета, вкуса, какой его аромат (участники выполняют задание на визуализацию). Каждый представил тот фрукт, который желал бы получить. А теперь можно открыть глаза.

 Моя знакомая фея Плодородия может исполнить желание, стоит только попросить её об этом, сказав: «Фея, мне бы очень хотелось получить…» - и назвать тот фрукт, который вы себе представили.  Давайте каждый по очереди скажет фее о своем желании. (Участники по очереди называют фрукт, однако ведущий раздает совершенно другие фрукты, создавая ситуацию фрустрации, и с юмором комментирует свои действия).

 Наша фея – пожилая дама, и слух её все время подводит. Несмотря на то что она очень старалась как можно лучше выполнить просьбу, каждый получил не то, что хотел.

 Однако у нас всегда есть возможность как-то сформулировать свое отношение к тому, что мы имеем сейчас. Давайте попробуем это сделать, продолжив фразу: «Я не получил манго, зато у меня есть лимон, который может стать  прекрасным дополнением к вечернему чаепитию». (Участники, используя шаблон, говорят о своем отношении к данной ситуации).

Вывод: «Великая наука жить счастливо состоит в ом, чтобы жить только в настоящем», - говорил Пифагор. Быть в настоящем – значит полноценно воспринимать происходящее с нами и вокруг нас. Сегодняшнее упражнение способствовало тому, чтобы мы сосредоточились на настоящем, на том, что у нас есть в данный момент.

 Плоды в ваших  руках не соответствовали вашим ожиданиям.

Рефлексия. Что вы сумели увидеть для себя положительное в этой ситуации? Какие чувства вызвало у вас упражнение?   Поделитесь впечатлениями.

Наши дети не всегда оправдывают наши ожидания, но у нас всегда есть возможность посмотреть на них с другой стороны. И опыт, который вы сегодня приобрели,  и фрукты в ваших руках останутся с вами.

К сожалению, у педагогов, активно использующих свой творческий потенциал в своей профессиональной деятельности, нередко наступает так называемый “синдром сгорания”. Беспричинно вдруг портится настроение, появляется чувство опустошенности, тоски, раздражительность, недовольство собой и всем на свете, нет желания общаться с окружающими, кажется, что физические и душевные силы на исходе, ухудшается самочувствие.

Помочь преодолеть это состояние могут несколько эффективных способов: релаксация (побыть на свежем воздухе, погулять; полезны любые спортивные упражнения или целенаправленная физическая работа (например, на даче); можно почитать интересную книгу; посмотреть любимый фильм; послушать спокойную музыку; принять теплую ванну с хвоей, отваром мяты или морской солью; приготовить себе любимое блюдо; потреблять как можно больше овощей и фруктов (кстати, в бананах содержится особое вещество – серотонин, называемый гормоном счастья). И еще, “улыбнитесь миру, чтобы он улыбнулся Вам!” Благодаря смеху увеличивается содержание эндорфинов в крови, которые и вселяют в человека оптимизм, бодрость и хорошее настроение.

Психологические упражнения, которые можно самостоятельно выполнять в кабинете, по дороге на работу или домой, помогут Вам ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой.

За 3–5 мин., потраченные на выполнение упражнений, педагог может снять усталость, стабилизировать свое внутреннее состояние, почувствовать уверенность в себе.

Упражнение 1.

“Внутренний луч”

Упражнение помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

Необходимо принять удобную позу, сидя или стоя.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, закрываются глаза, уходят зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз. При этом вы получите удовольствие. Заканчивайте упражнение словами: “Я чувствую прилив новых сил, спокойствие и стабильность в своем организме! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2.

“Дерево”

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Это позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Упражнение вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себе дерево (с каким легче себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании его образ: мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, шелестящую листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и дождю, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение 3.

“Голова”

Профессия педагога отчасти относится к управленческому труду. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, контролировать волю и активность ребят, оценивать деятельность.

Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей – головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув назад голову. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести.

Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите его рукой и выразительно, эмоционально сбросьте на пол. Потрясите головой, расправьте волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 4.

“Руки”

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю.

Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по кабинету. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 5.

“Дыхание на счет 7–11”

Данный способ помогает снять сильное физическое напряжение, выходя из стрессовой ситуации.

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания.

Упражнение 6.

“Настроение”

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с кем-либо. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение диалога были разрушены. Как снять неприятный осадок?

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением.

Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное расположение духа на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните лист и на другой стороне напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите его в урну. Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное настроение уже исчезло, оно перешло в рисунок, и было уничтожено.

Знайте, что один плохой день – это всего лишь плохой день, который скоро закончится. А Ваш собственный душевный мир останется невредимым. Берегите Ваши душевные силы!

Дополняя тему.

ПРИТЧА

Высоко в горах Тибета жил-был один йог, который мог силой медитации переносить свой ум в различные уголки Вселенной. И однажды решил отправиться в Ад.

Он оказался в комнате с большим круглым столом посередине. Вокруг сидели люди. На столе стоял горшок с тушеным мясом - настолько большой, что еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло очень аппетитно. Тем не менее, никто из людей не прикасался к еде. У каждого сидевшего за столом имелась ложка с очень длинной ручкой – достаточной, чтобы дотянуться до горшка и наполнить ее мясом, но слишком длинной, дабы положить еду в рот. Все люди были очень истощены, лица полны отчаяния и злобы. Йог понял: страдания их в самом деле ужасны и сочувственно склонил голову.

И тогда решил йог отправиться в Рай. Он оказался в комнате, которая ничем не отличалась от первой – тот же стол, тот же горшок с мясом, те же ложки с длинными ручками. Но радостные лица, глаза, светящиеся счастьем, говорили о том, что он действительно попал в Рай. Йог ничего не мог понять, но потом посмотрел внимательно, и ему стало ясно, чем отличается Рай от Ада. Различие было только в одном – в этой комнате люди придумали кормить друг друга.

Рай там, где люди смогли договориться…

  1. Заключительная часть.
  1. Анкета  «Я и моя работа»

Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

                                        «Я и моя работа»

Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

  1. Мне интересна моя работа

  а) да; б) отчасти; в) нет.

  1. Меня считают успешным профессионалом

  а) да; б) не уверен; в) нет.

3.          У меня сложились хорошие отношения с коллегами

а) да; б) не со всеми; в) нет.

4.        Дома я часто рассказываю о своей работе
а) да; б) иногда; в) нет.

5. Я  занимаю должность, которая соответствует моим способностям.

а) да; б) отчасти; в) не совсем;

  1. Мне нравится мое рабочее место

   а) да; б) не совсем; в) нет.

  1. Я получаю удовольствие от работы

    а) да; б) временами; в) нет.

8.        Я чувствую, как растут мои профессиональные
     знания и навыки

а) да; б) не уверен; в) нет.

9.У меня редко бывают разногласия с коллегами
а) да; б) иногда; в) нет.

10.        Я испытываю удовольствие, когда думаю о
своей работе

а) да; б) временами; в) нет.

  1. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я

а) да; б) не уверен; в) нет.

  1. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе

а) да; б) не совсем; в) нет.

  1. Хорошая зарплата для меня — не главный мотив труда

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.

  1. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

а) крайне редко; б) периодически; в) часто.

  1. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

а) да; б) иногда; в) нет.

Обработка результатов

Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (первая строка), возможность профессионального роста (вторая строка) и хорошие условия работы (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) — в 1 балл, вариант в) — 0 баллов.

Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

I

ИР

1

4

7

10

13

ПР

2

5

8

11

14

УР

3

6

9

12

15

25-30 баллов — высокий уровень удовлетворенности своей работой.

19-24 баллов — уровень удовлетворенности своей работой выше среднего.

13-18 баллов — средний уровень удовлетворенности работой.

Менее 13 баллов — низкий уровень удовлетворенности работой.

Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?

Если эти результаты вас не устраивают, какие вы видите пути выхода из этой ситуации?

 

           Игра « Телеграмма»

Каждый участник пишет прилагательные, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в  телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается  вслух.

«Сегодня мы собрались на наш…семинар-тренинг. Выглядим мы…и … Но если бы погода была сегодня…, то мы были…, а может даже…

Но мы не будем унывать.  Дела у нас на работе… Пожелаем же всего… а именно… здоровья…успехов.. учеников.»

Литература

  1. Гатальская Г.В., КрыленкоА.В. “В школу – с радостью”. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 2000.
  2. Савенков А.И. “Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение”. – Ярославль: Академия развития, 2004.
  3. Степанов С.С. “Большой мир маленьких детей: Мы и наши дети: грамматика отношений”. – М.: Дрофа – плюс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"

В работе автор делится опытом  организации работы над одним проектом, который  назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада».     Это проект ...

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...

Развитие музыкальных, творческих и познавательных, способностей учащихся через практику творческой деятельности.

Хочется рассказать о том, какое огромное удовольствие я получаю от общения с детьми на уроках музыки, но особенно люблю занятия с моими мальчишками в кружке «Русская песня». Коллектив боль...