Организация и технология профилактики негативного поведения личности ребенка
консультация на тему
Организация и технология профилактики негативного поведения личности ребенка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация и технология социально-педагогической профилактики негативных проявлений личности ребенка 7-9 лет
Учителю начальных классов в процессе развития личности ребенка отводится важнейшая роль путеводителя для ребенка и компетентного в вопросах педагогики и психологии помощника для семьи ребенка. В связи с этим становится понятной важность психолого-педагогической профилактики как направления деятельности учителя.
Андреева А.Д. выделяет условия эффективности воспитательной работы по коррекции негативных проявлений личности. К ним относят:
-комплексность (рассмотрение проблемы со всех уровней социальной организации);
-последовательность (целенаправленность и детерминированность);
- дифференцированность (индивидуальный подход);
- своевременность .
Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению негативных проявлении личности младших школьников сводится к решению следующих задач:
- выявление неблагоприятных условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровление их;
- пресечение и устранение действия антиобщественного, криминализирующего влияния на детей;
- осуществление коррекции негативных проявлений личности младших школьников
Овчарова Р.В. определяет основные принципы социально-профилактических программ индивидуального предупреждения негативных проявлении личности ребенка 7-9 лет:
- принцип коллективной терапии - организации процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки, решение проблем семейных, школьных отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-педагогического консультирования];
- принцип ситуации успеха - организация условий личных достижений ребенка 7-9 лет, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем;
- принцип партнерства - организация равного и взаимоответственного участия детей, родителей и педагогов в деятельности, организуемой совместно и по согласованным правилам взаимоподдержки .
Формы профилактической работы, с точки зрения Баженова В.Г. представлены следующим образом:
- организация социальной среды;
- информирование;
- активное социальное обучение важным навыкам (тренинги);
- привлечение терапии искусством, спортом, познавателной деятельностью;
- организация здорового образа жизни;
- активизация личностных ресурсов .
Вопрос о выборе методов и конкретных приемов воспитательного воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике негативных проявлении личности с детьми младшего школьного возраста.
Можно выделить основные методы работы по профилактике негативных проявлении личности я младших школьников:
- сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);
- арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
- ролевая игра, мозговой штурм; групповая дискуссия;
- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций); телесно - ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);
- игровые методы (подвижные, сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации);
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- этические беседы;
- диагностические методы;
- тренинг;
- консультирование .
Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так далее «затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру». Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных установок .
Педагогам известен такой прием, как анализ сказок. Когда после чтения сказки учитель организует ее обсуждение. Анализ сказок в доступной и привлекательной форме позволяет осознать и «примерить на себя» различные типы поведения в той или иной ситуации и при этом оценить его последствия.
Поскольку общепризнанно, что в детском «конкретном» подходе к миру играет существенную роль активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми младшего школьного возраста приобретает использование таких приемов работы со сказкой, как постановка сказок с помощью кукол и драматизация сказочных сюжетов. Разыгрывание сказочных сюжетов может сочетаться также с элементами сочинения сказок .
Основная цель арт-терапии - установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир [17, с. 90.
Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арт-терапии, снижают агрессивность, повышают самооценку («я не хуже других»), адаптационные способности ребенка в повседневной жизни.
За счет совершенствования и более частого использования творческой деятельности ребенок расширяет зону контроля и взаимодействия с окружающими (коммуникативная функция арт-терапии). Активное творчество способствует формированию у ребенка новых психосоциальных навыков (обучающая функция). Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне.
Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам .
Мозговой штурм - метод используется для стимуляции высказываний детей и родителей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям и их родителям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей в группах.
Групповая дискуссия - способ организации совместной деятельности учащихся и родителей под руководством педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения.
Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка видеть проблему с разных сторон, помогает уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников и педагога.
Система тактических действий, направленных на блокировку отрицательных влияний, разрыв нежелательных связей, создают благоприятные условия по формированию социально ценных отношений школьника в наиболее значимых сферах его общения и тем самым выступают профилактикой негативных проявлений личности .
Примерный алгоритм работы с детьми по предупреждению и преодолению негативных проявлении личности может быть следующим:
Оценка учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Не следует при этом принимать поспешных решений, чтобы не навредить ребенку и не осложнить отношения с ним. Принятие незамедлительных мер целесообразно в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью ребенка,
Анализ мотивов и причин поступка ребенка, исхода из которых, необходимо подобрать адекватные средства педагогического воздействия.
Постановка воспитательной цели («Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?»). Воспитательное воздействие не должно носить запугивающий характер, не должно сводиться к наказаниям. Необходима осознанная мотивация ребенком правилосообразного нормативного поведения. Только когда ребенок осознает и воспримет нормы-правила, поймет их полезность и для него самого, и для окружающих, только тогда он будет стремиться к их выполнению. Ребенок должен понимать, что учитель выступает не против него, а против совершенного им поступка.
Выбор оптимальных средств для достижения поставленной воспитательной цели («Каким образом достичь желаемого результата?»). Учителю и родителям необходимо оставлять свободу выбора за ребенком. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок «не может» поступить плохо.
Реализация воспитательных целей через определенные средство способы в соответствии с мотивами ребенка.
Анализ воспитательного воздействия, оценка эффективности общения учителя с детьми, формулировка новых перспектив
Включение в профилактическую работу школы нетрадиционных социально ориентированных форм, моделирующих разнообразные социальные ситуации, позволяет:
- привлечь внимание детей к проблеме социальных отношений, подготовить к «встрече» с трудными, проблемными, неоднозначными ситуациями;
- расширить «банк» новых моделей поведения;
- «отрепетировать» техники поведения в ситуациях взаимодействия, приобрести необходимые социальные навыки, научиться конструктивному поведению;
- укрепить веру в собственные силы;
- сфокусировать внимание несовершеннолетних на себе и своих внутренних ресурсах
Таким образом, важнейшая задача учителя начальных классов и родителей - осуществлять первичную профилактику негативных проявлении личности ребенка 7-9 лет, которая позволит избежать проблем в будущем. Наибольшей эффективностью профилактическая работа обладает при воздействии на условия и причины негативных проявлении личности на ранних этапах проявления проблемы.
В младшем школьном возрасте ребенок большое количество время проводит в школе, очень важно организовать педагогические условия профилактики негативных проявлении личности. Методы, формы и приемы работы могут быть самыми разными, главное чтобы они вводились в системе и ребенок не уставал от процесса. Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике негативных проявлении личности с детьми младшего школьного возраста. Методы профилактики занимают особое место в реализации программ обучения жизненным навыкам. Среди наиболее эффективных методов ведения профилактической работы называет ролевую игру, групповую дискуссию и мозговой штурм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по изучению личности ребенка при организации индивидуального сопрвождения
Выступление на педсовете...
Влияние трудового обучения(технологии) на развитие личности ребенка
Влияние трудового обучения(технологии) на разаитие личности ребенка для учителей....
Cinema-технология как условие адаптации личности ребенка в социальной среде
Cinema – технология - это современная развивающая ПРОРЫВНАЯ технология воспитания.Почему синема-технология актуальна?-средства воспитания нацелены на создание мировосприятия ребенка.-это социальное во...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...
Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»
В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтерес...
Современные технологии коррекции и развития личности ребенка с ОВЗ
Доклад на МО педагогов коррекционных классов...