программа трудового воспитания и профориентации подростков "Город мастеров"
рабочая программа на тему

Поливода Ольга Александровна

Программа

трудового воспитания и профориентации подростков

«Город мастеров»

Обоснование программы

 

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает  выбор профессии, востребованной на рынке труда. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно–нравственной ориентации.  Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Выбирая будущую профессию, подросток, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причина в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой  - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

 

Цель программы: формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению.

 

Задачи программы:

1) Развитие трудовых навыков и умений.

2) Расширение кругозора подростков о мире профессий.

3)Обеспечениепрофпросвещения, профдиагностики воспитанников.

4) Знакомствос особенностями современного рынка труда.

5) Информирование о службах, занимающихся трудоустройством.

 

Основные направления профориентационной деятельности – это просвещение, анкетирование, коррекция профессионального самоопределения.

 

Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится воспитателями и социальным педагогом. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания подростков о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.

 

Анкетирование – выявляет проблемы и вопросы, возникающие у подростков. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Диагностическая работа проводится с целью изучения личностных особенностей подростков и оценки их профессиональных возможностей.

 

Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения.  

 

Методика и технология реализации:

Программа трудового воспитания и профориентации подростков представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.

 

Целевая группа:несовершеннолетние от 14 до18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

 

Формы проведения занятий: индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра); анкетирование; тренинг; ситуативный практикум; информационный час; встречи с людьми разных профессий; организация взаимодействия с учебными заведениями для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника,трудоустройство несовершеннолетних на территории учреждения в период летних каникул.

 

 Режим занятий: занятия продолжительностью 45 минут, проводятся 1 раз в неделю.

 

Состав исполнителей: социальный педагог, воспитатели.

Специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалисты проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, супервизии, занимаются самообразованием.

 

Ожидаемые результаты от реализации программы:

- овладение подростками трудовыми навыками и умениями

- осознание подростками ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям.

- расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.

- осознание подростками особенностейсовременногорынка труда.

- осознание подростками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.

 

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проводятся в игровом зале. Имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gorod_mastrerov.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

 

 

Программа

трудового воспитания и профориентации подростков

«Город мастеров»

 

Программу разработала:

социальный педагог

отделения диагностики

и социальной реабилитации

Поливода Ольга Александровна

ст. Новоминская

2017 год

Обоснование программы

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает  выбор профессии, востребованной на рынке труда. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно–нравственной ориентации.  Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Выбирая будущую профессию, подросток, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причина в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой  - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Цель программы: формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

1) Развитие трудовых навыков и умений.

2) Расширение кругозора подростков о мире профессий.

3)Обеспечениепрофпросвещения, профдиагностики воспитанников.

4) Знакомствос особенностями современного рынка труда.

5) Информирование о службах, занимающихся трудоустройством.

Основные направления профориентационной деятельности – это просвещение, анкетирование, коррекция профессионального самоопределения.

Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится воспитателями и социальным педагогом. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания подростков о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.

Анкетирование – выявляет проблемы и вопросы, возникающие у подростков. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Диагностическая работа проводится с целью изучения личностных особенностей подростков и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения.  

Методика и технология реализации:

Программа трудового воспитания и профориентации подростков представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.

Целевая группа:несовершеннолетние от 14 до18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Формы проведения занятий: индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра); анкетирование; тренинг; ситуативный практикум; информационный час; встречи с людьми разных профессий; организация взаимодействия с учебными заведениями для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника,трудоустройство несовершеннолетних на территории учреждения в период летних каникул.

 Режим занятий: занятия продолжительностью 45 минут, проводятся 1 раз в неделю.

Состав исполнителей: социальный педагог, воспитатели.

Специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалисты проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, супервизии, занимаются самообразованием.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

- овладение подростками трудовыми навыками и умениями

- осознание подростками ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям.

- расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.

- осознание подростками особенностейсовременногорынка труда.

- осознание подростками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проводятся в игровом зале. Имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.

Содержание

 программытрудового воспитания и профориентации подростков «Город мастеров»

1.Мир профессий - час общения.

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних, привлечение внимания подростков к изучению профессий.

2.Интересы и склонности в выборе профессии - беседа-диалог.

Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях рынка труда.

3. Определение типа будущей профессии- час общения, анкетирование.

Создание условий для формирования представлений подростка о самом себе, своих особенностях и качествах, знакомство с типами профессий.

4. Формула успеха - деловая игра.

Знакомство подростков с основами успешной профессиональной карьеры.

5. Профессия и здоровье - занятие размышление с приглашением врача-педиатра.

Знакомство воспитанников с необходимостью учета факторов здоровья при выборе профессий, с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий

6. Ошибки в выборе профессии – практикум.        

Расширение знаний подростков по теме ошибки в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора.

7. Мой характер и выбор профессии- дискуссия.        

Знакомство подростков с основами профессиональной карьеры, с понятием карьерного роста.

8. Цепочка профессии - ролевая игра.

Знакомство с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

9. Разные профессии - выполнение коллажей, презентация работ.

Формирование информационного пространства, выявление склонности несовершеннолетних к различным видам деятельности.

10. Составляем резюме – практикум.

Знакомство с требованиями к оформлению современного резюме, его роль при поиске работы.

11. Как устроиться на работу- деловая игра.

Формирование чувства уверенности, самостоятельности, коррекция активно-волевой сферы, через моделирование наиболее вероятных ситуаций на рынке труда.

12. «Профессия - специальность - должность» - групповое занятие с элементами тренинга.

Анализ профессий на основе классификаций типов профессий, формирование устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного  профессионального самоопределения.

13. Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем- беседа, посвященная дню космонавтики.

Формирование представления о карьере.

14. Ярмарка профессий  - информационный час.

Оказание действенной помощи воспитанникам в выборе будущей профессии, активизация в подготовке к профессиональному самоопределению.

15. Что может помочь в планировании карьеры- занятие-рассуждение.

Формирование у подростков знаний об основных требованиях к профессионалу, карьере и об основных направлениях ее роста, формирование личностных качеств несовершеннолетних.

16. На работу в первый раз –практикум.

Ознакомить несовершеннолетних с навыками самопрезентации, поведение при приеме на работу.

17. На пути к цели - час общения.

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних.

18. Мотивы выбора профессии - беседа, анкетирование.

Сформировать понятие «Мотив в выборе профессии», скорректировать у несовершеннолетних представления о профессии.

19. Выбор профессии – выбор будущего - экскурсия в библиотеку, беседа с сотрудниками библиотеки.

Формирование готовности к осознанному профессиональному выбору.

20. Я через 10 лет - деловая игра.

Открытие перед несовершеннолетними перспективы дальнейшего профессионально роста.        

21. Наши профессиональные наклонности - анкетирование, занятие-рассуждение.

Ориентация несовершеннолетних в мире профессий, выявление их интересов, способностей, для выбора профиля.

22. Мой первый рабочий день – тренинг.

Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

23. Безделье хорошему не научит - беседа с приглашением врача-педиатра.

Помощь подросткам в профессиональном самоопределении.

24. Принять решение не просто - тренинг.

Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей, активизация знаний о профессии.

25. Мой выбор - ролевая игра.

Расширение представления детей о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду.

26. Все профессии важны, все профессии нужны- экскурсия в отделение почтовой связи, беседа с работниками почты.

Расширить знания подростков о многообразии мира профессий, формировать интерес к профессиям.

27. У меня все получится – тренинг.

Побуждать несовершеннолетних к осознанному профессиональному выбору, поиску информации о профессиях.

28. Профессия – это призвание - ситуативный практикум.

Формирование у подростков устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для профессионального самоопределения.

29. Время выбирает нас – тренинг.

Творческое самораскрытие несовершеннолетних и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

30. Профессия строитель - беседа-диалог.

Расширить знания воспитанников о мире профессий, стимулировать интерес несовершеннолетних к рабочим специальностям.

31. Кем быть? - просмотр и обсуждение тематических фильмов.

Способствовать осознанию необходимости более глубокого изучения мира профессий.

32. Дороги, которые мы выбираем - экскурсия в пожарную часть, беседа с сотрудниками.

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних.

33. Профессия учитель -  информационный час.

Расширение кругозора о мире профессий. Привлечение внимания к профессии группы «Человек-Человек».

34. Когда я вырасту, то стану … - деловая игра.

Ориентация несовершеннолетних в мире профессий.

35. Мои личные профессиональные планы - занятие-размышление, анкетирование.

Выявление интересов, способностей несовершеннолетних для выбора профиля, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору.

36. Я - будущий специалист - самопрезентация.

Закрепить знания о понятии «профессия», научить анализировать, делать выводы.

37. Самая востребованная профессия на рынке труда - информационный час.

Самопознание подростков собственных приоритетов в выборе профессии, формирование культуры выбора профессии.

38. В поисках своего призвания – тренинг.

 Выявление профессиональных намерений подростков.

39. Путешествие в мир профессий-тренинг.

Обобщение знаний о профессиях, систематизация приобретенных знаний.

40. Биржа труда – рынок профессий  - деловая игра.

Обучение правилам составления личного профессионального плана.        

41. Наше будущее - занятие-размышление.

Помочь несовершеннолетним определить свой тип профессионального соответствия.

42. Много профессий хороших и важных - беседа – диалог.

Оказание профориентационной поддержки подросткам в процессе выбора профиля и сферы будущей профессиональной деятельности.

43. Выбор профессии – дело серьезное  - практикум.

Выработка у несовершеннолетних профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

44. Профессионал в своем деле - час общения.

Формирование у воспитанников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

45. Модные профессии - беседа-диалог, конкурс рисунков.

Знакомство с особенностями современного рынком труда;помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.

46. Знатоки профессий - занятие-размышление.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям подростков.

47. Делаем выбор - составление коллажа.

Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

48. Я - стажер - практикум.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

49. Самые нужные профессии - деловая игра.

Формирование у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

50. Пожелайте мне доброго пути - тренинг.

Помощь в  осознании трудностей в достижении профессиональных целей и пути их преодоления.

План

проведения профориентационных занятий по программе

«Город мастеров»

социальным педагогом отделения диагностики и социальной реабилитации ГКУСОКК «Каневской СРЦН»

на 2017 год

№п/п

Название занятия

Дата проведения

1.

2.

3.

- «Мир профессий»- час общения;

- «Интересы и склонности в выборе профессии» - беседа-диалог;

- «Определение типа будущей профессии» - час общения, анкетирование.

11 января

18 января

25 января

4.

5.

6.

7.

- «Формула успеха» - деловая игра;

- «Профессия и здоровье» - занятие размышление с приглашением врача-педиатра;

- «Ошибки в выборе профессии» - практикум;

- «Мой характер и выбор профессии» - дискуссия.

1 февраля

8 февраля

15 февраля

22 февраля

8.

9.

10.

11.

- «Цепочка профессий» - ролевая игра;

- «Разные профессии» - выполнение коллажей, презентация работ;

- «Составляем резюме» - практикум;

- «Как устроиться на работу» - деловая игра.

1 марта

15 марта

22 марта

29 марта

12.

13.

14.

15.

- «Профессия - специальность - должность» - групповое занятие с элементами тренинга;

- «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем»- беседа, посвященная дню космонавтики;

- «Ярмарка профессий» - информационный час;

- «Что может помочь в планировании карьеры» - занятие-рассуждение.

5 апреля

12 апреля

19 апреля

26 апреля

16.

17.

18.

19.

20.

- «На работу в первый раз» - практикум;

- «На пути к цели» - час общения;

- «Мотивы выбора профессии» - дискуссия, анкетирование;

- «Выбор профессии – выбор будущего» - экскурсия в библиотеку, беседа с сотрудниками библиотеки;

- «Я через 10 лет» - деловая игра.

3 мая

10 мая

17 мая

24 мая

31 мая

21.

22.

23.

24.

- «Наши профессиональные наклонности» - анкетирование, занятие-рассуждение;

- «Мой первый рабочий день» - тренинг;

- «Безделье хорошему не научит» - беседа с приглашением врача-педиатра;

- «Принять решение не просто» - тренинг.

7 июня

14 июня

21 июня

28 июня

25.

26.

27.

28.

- «Мой выбор» - ролевая игра;

- «Все профессии важны, все профессии нужны» - экскурсия в отделение почтовой связи, беседа с работниками почты;

- «У меня все получится» - тренинг;

- «Профессия – это призвание» - ситуативный практикум.

5 июля

12 июля

19 июля

26 июля

29.

30.

31.

32.

33.

- «Время выбирает нас» - игра-дискуссия;

- «Профессия строитель» - беседа-диалог;

- «Кем быть?» - просмотр и обсуждение тематических фильмов;

- «Дороги, которые мы выбираем» - экскурсия в пожарную часть, беседа с сотрудниками;

- «Профессия учитель» -  информационный час.

2 августа

9 августа

16 августа

23 августа

30 августа

34.

35.

36.

37.

- «Когда я вырасту, то стану …» - деловая игра;

- «Мои личные профессиональные планы» - занятие-размышление, анкетирование;

- «Я - будущий специалист» - самопрезентация;

- «Самая востребованная профессия на рынке труда» - информационный час.

6 сентября

13 сентября

20 сентября

27 сентября

38.

39.

40.

41.

- «В поисках своего призвания» - тренинг;

- «Путешествие в мир профессий» - игра-тренинг;

- «Биржа труда – рынок профессий» - деловая игра;

-«Наше будущее» - занятие-размышление.

4 октября

11 октября

18 октября

25 октября

42.

43.

44.

45.

46.

- «Много профессий хороших и важных» - беседа – диалог;

- «Выбор профессии – дело серьезное» - практикум;

- «Профессионал в своем деле» - час общения;

- «Модные профессии» - беседа-диалог, конкурс рисунков;

- «Знатоки профессий» - занятие-размышление.

1 ноября

8 ноября

15 ноября

22 ноября

29 ноября

47.

48.

49.

50.

- «Делаем выбор» - составление коллажа;

- «Я - стажер» - практикум;

- «Самые нужные профессии» - деловая игра;

- «Пожелайте мне доброго пути» - тренинг.

6 декабря

13 декабря

20 декабря

27 декабря

ПЛАН

мероприятий по организации трудового воспитания несовершеннолетних

п/п

Тема мероприятия

Сроки проведения

1.

Тимуровское движение помощи пожилым людям, подшефной

январь-декабрь

2.

 «Украсим планету цветами» - социальный проект по озеленению учреждения

январь-декабрь

3.

«Чистый и уютный двор» - трудовой десант

апрель-август

4.

«Охрана труда детей» - круглый стол с подростками

«Как устроиться на работу»- выпуск и раздача буклета подросткам

28 апреля

5.

Обращение в Службу занятости населения Каневского района, подбор вакансии, подача документов несовершеннолетними с целью трудоустройства

июнь-август

6.

Трудоустройство несовершеннолетних на базе ГКУ СО КК «Каневской СРЦН», организация наставничества

июнь-август

Список используемой литературы

1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб. : Речь.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие. – МПСИ, НПО «МОДЕК», 2002.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

Дополнительная литература

1. Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда: что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы - СПб. : РОСТ.

2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения – М.: МГППУ, АНО «Центр Развивающее образование»,2001.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионально самоопределения старшеклассников – М.: ИД «Первое сентября», 2004.

4. Романова Е. С. 99 популярных профессий : психологический анализ и профессиограммы - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер.

Интернет-ресурсы

1. http://festival.1september.ru/articles/531709/

2. http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-proforientaciya-i-professii

3. http://www.myshared.ru

4. http://www.proftime.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа трудового воспитания в интернатных группах

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате....

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

  Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида

Воспитанники коррекционного учреждения  VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс...

Программа трудового воспитания "Я и мой профессиональный выбор"

Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на про...