программа трудового воспитания и профориентации подростков "Город мастеров"
рабочая программа на тему
Программа
трудового воспитания и профориентации подростков
«Город мастеров»
Обоснование программы
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор профессии, востребованной на рынке труда. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно–нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Выбирая будущую профессию, подросток, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причина в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Цель программы: формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
1) Развитие трудовых навыков и умений.
2) Расширение кругозора подростков о мире профессий.
3)Обеспечениепрофпросвещения, профдиагностики воспитанников.
4) Знакомствос особенностями современного рынка труда.
5) Информирование о службах, занимающихся трудоустройством.
Основные направления профориентационной деятельности – это просвещение, анкетирование, коррекция профессионального самоопределения.
Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится воспитателями и социальным педагогом. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания подростков о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.
Анкетирование – выявляет проблемы и вопросы, возникающие у подростков. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Диагностическая работа проводится с целью изучения личностных особенностей подростков и оценки их профессиональных возможностей.
Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения.
Методика и технология реализации:
Программа трудового воспитания и профориентации подростков представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.
Целевая группа:несовершеннолетние от 14 до18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Формы проведения занятий: индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра); анкетирование; тренинг; ситуативный практикум; информационный час; встречи с людьми разных профессий; организация взаимодействия с учебными заведениями для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника,трудоустройство несовершеннолетних на территории учреждения в период летних каникул.
Режим занятий: занятия продолжительностью 45 минут, проводятся 1 раз в неделю.
Состав исполнителей: социальный педагог, воспитатели.
Специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалисты проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, супервизии, занимаются самообразованием.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- овладение подростками трудовыми навыками и умениями
- осознание подростками ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям.
- расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.
- осознание подростками особенностейсовременногорынка труда.
- осознание подростками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проводятся в игровом зале. Имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gorod_mastrerov.docx | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края
«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа
трудового воспитания и профориентации подростков
«Город мастеров»
Программу разработала:
социальный педагог
отделения диагностики
и социальной реабилитации
Поливода Ольга Александровна
ст. Новоминская
2017 год
Обоснование программы
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор профессии, востребованной на рынке труда. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно–нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Выбирая будущую профессию, подросток, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причина в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Цель программы: формированию у подростков способности к профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
1) Развитие трудовых навыков и умений.
2) Расширение кругозора подростков о мире профессий.
3)Обеспечениепрофпросвещения, профдиагностики воспитанников.
4) Знакомствос особенностями современного рынка труда.
5) Информирование о службах, занимающихся трудоустройством.
Основные направления профориентационной деятельности – это просвещение, анкетирование, коррекция профессионального самоопределения.
Просветительная работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится воспитателями и социальным педагогом. Ее главная цель заключается в том, чтобы расширить знания подростков о профессиях, показать актуальность обсуждаемой проблемы и наметить пути решения возникающих проблем.
Анкетирование – выявляет проблемы и вопросы, возникающие у подростков. Она позволяет сделать работу в этом направлении более востребованной и значимой. Диагностическая работа проводится с целью изучения личностных особенностей подростков и оценки их профессиональных возможностей.
Коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения.
Методика и технология реализации:
Программа трудового воспитания и профориентации подростков представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями.
Целевая группа:несовершеннолетние от 14 до18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Формы проведения занятий: индивидуальные консультации и групповые занятия (беседа-диалог, занятие-размышление, деловая игра); анкетирование; тренинг; ситуативный практикум; информационный час; встречи с людьми разных профессий; организация взаимодействия с учебными заведениями для определения дальнейшего образовательного пути воспитанника,трудоустройство несовершеннолетних на территории учреждения в период летних каникул.
Режим занятий: занятия продолжительностью 45 минут, проводятся 1 раз в неделю.
Состав исполнителей: социальный педагог, воспитатели.
Специалисты учреждения, имеющие высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалисты проходят обучающие семинары, курсы повышения квалификации, обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, супервизии, занимаются самообразованием.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- овладение подростками трудовыми навыками и умениями
- осознание подростками ценности и важности профессий; выявление интереса и склонности к определенным профессиям.
- расширение познавательной активности, общего кругозора и знаний подростков о мире профессий.
- осознание подростками особенностейсовременногорынка труда.
- осознание подростками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проводятся в игровом зале. Имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч), видео и аудио материал.
Содержание
программытрудового воспитания и профориентации подростков «Город мастеров»
1.Мир профессий - час общения.
Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних, привлечение внимания подростков к изучению профессий.
2.Интересы и склонности в выборе профессии - беседа-диалог.
Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях рынка труда.
3. Определение типа будущей профессии- час общения, анкетирование.
Создание условий для формирования представлений подростка о самом себе, своих особенностях и качествах, знакомство с типами профессий.
4. Формула успеха - деловая игра.
Знакомство подростков с основами успешной профессиональной карьеры.
5. Профессия и здоровье - занятие размышление с приглашением врача-педиатра.
Знакомство воспитанников с необходимостью учета факторов здоровья при выборе профессий, с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий
6. Ошибки в выборе профессии – практикум.
Расширение знаний подростков по теме ошибки в выборе профессии, выявление основных причин неправильного выбора.
7. Мой характер и выбор профессии- дискуссия.
Знакомство подростков с основами профессиональной карьеры, с понятием карьерного роста.
8. Цепочка профессии - ролевая игра.
Знакомство с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении.
9. Разные профессии - выполнение коллажей, презентация работ.
Формирование информационного пространства, выявление склонности несовершеннолетних к различным видам деятельности.
10. Составляем резюме – практикум.
Знакомство с требованиями к оформлению современного резюме, его роль при поиске работы.
11. Как устроиться на работу- деловая игра.
Формирование чувства уверенности, самостоятельности, коррекция активно-волевой сферы, через моделирование наиболее вероятных ситуаций на рынке труда.
12. «Профессия - специальность - должность» - групповое занятие с элементами тренинга.
Анализ профессий на основе классификаций типов профессий, формирование устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.
13. Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем- беседа, посвященная дню космонавтики.
Формирование представления о карьере.
14. Ярмарка профессий - информационный час.
Оказание действенной помощи воспитанникам в выборе будущей профессии, активизация в подготовке к профессиональному самоопределению.
15. Что может помочь в планировании карьеры- занятие-рассуждение.
Формирование у подростков знаний об основных требованиях к профессионалу, карьере и об основных направлениях ее роста, формирование личностных качеств несовершеннолетних.
16. На работу в первый раз –практикум.
Ознакомить несовершеннолетних с навыками самопрезентации, поведение при приеме на работу.
17. На пути к цели - час общения.
Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних.
18. Мотивы выбора профессии - беседа, анкетирование.
Сформировать понятие «Мотив в выборе профессии», скорректировать у несовершеннолетних представления о профессии.
19. Выбор профессии – выбор будущего - экскурсия в библиотеку, беседа с сотрудниками библиотеки.
Формирование готовности к осознанному профессиональному выбору.
20. Я через 10 лет - деловая игра.
Открытие перед несовершеннолетними перспективы дальнейшего профессионально роста.
21. Наши профессиональные наклонности - анкетирование, занятие-рассуждение.
Ориентация несовершеннолетних в мире профессий, выявление их интересов, способностей, для выбора профиля.
22. Мой первый рабочий день – тренинг.
Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.
23. Безделье хорошему не научит - беседа с приглашением врача-педиатра.
Помощь подросткам в профессиональном самоопределении.
24. Принять решение не просто - тренинг.
Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей, активизация знаний о профессии.
25. Мой выбор - ролевая игра.
Расширение представления детей о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду.
26. Все профессии важны, все профессии нужны- экскурсия в отделение почтовой связи, беседа с работниками почты.
Расширить знания подростков о многообразии мира профессий, формировать интерес к профессиям.
27. У меня все получится – тренинг.
Побуждать несовершеннолетних к осознанному профессиональному выбору, поиску информации о профессиях.
28. Профессия – это призвание - ситуативный практикум.
Формирование у подростков устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для профессионального самоопределения.
29. Время выбирает нас – тренинг.
Творческое самораскрытие несовершеннолетних и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
30. Профессия строитель - беседа-диалог.
Расширить знания воспитанников о мире профессий, стимулировать интерес несовершеннолетних к рабочим специальностям.
31. Кем быть? - просмотр и обсуждение тематических фильмов.
Способствовать осознанию необходимости более глубокого изучения мира профессий.
32. Дороги, которые мы выбираем - экскурсия в пожарную часть, беседа с сотрудниками.
Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения несовершеннолетних.
33. Профессия учитель - информационный час.
Расширение кругозора о мире профессий. Привлечение внимания к профессии группы «Человек-Человек».
34. Когда я вырасту, то стану … - деловая игра.
Ориентация несовершеннолетних в мире профессий.
35. Мои личные профессиональные планы - занятие-размышление, анкетирование.
Выявление интересов, способностей несовершеннолетних для выбора профиля, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору.
36. Я - будущий специалист - самопрезентация.
Закрепить знания о понятии «профессия», научить анализировать, делать выводы.
37. Самая востребованная профессия на рынке труда - информационный час.
Самопознание подростков собственных приоритетов в выборе профессии, формирование культуры выбора профессии.
38. В поисках своего призвания – тренинг.
Выявление профессиональных намерений подростков.
39. Путешествие в мир профессий-тренинг.
Обобщение знаний о профессиях, систематизация приобретенных знаний.
40. Биржа труда – рынок профессий - деловая игра.
Обучение правилам составления личного профессионального плана.
41. Наше будущее - занятие-размышление.
Помочь несовершеннолетним определить свой тип профессионального соответствия.
42. Много профессий хороших и важных - беседа – диалог.
Оказание профориентационной поддержки подросткам в процессе выбора профиля и сферы будущей профессиональной деятельности.
43. Выбор профессии – дело серьезное - практикум.
Выработка у несовершеннолетних профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
44. Профессионал в своем деле - час общения.
Формирование у воспитанников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
45. Модные профессии - беседа-диалог, конкурс рисунков.
Знакомство с особенностями современного рынком труда;помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий.
46. Знатоки профессий - занятие-размышление.
Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям подростков.
47. Делаем выбор - составление коллажа.
Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
48. Я - стажер - практикум.
Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
49. Самые нужные профессии - деловая игра.
Формирование у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
50. Пожелайте мне доброго пути - тренинг.
Помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и пути их преодоления.
План
проведения профориентационных занятий по программе
«Город мастеров»
социальным педагогом отделения диагностики и социальной реабилитации ГКУСОКК «Каневской СРЦН»
на 2017 год
№п/п | Название занятия | Дата проведения |
1. 2. 3. | - «Мир профессий»- час общения; - «Интересы и склонности в выборе профессии» - беседа-диалог; - «Определение типа будущей профессии» - час общения, анкетирование. | 11 января 18 января 25 января |
4. 5. 6. 7. | - «Формула успеха» - деловая игра; - «Профессия и здоровье» - занятие размышление с приглашением врача-педиатра; - «Ошибки в выборе профессии» - практикум; - «Мой характер и выбор профессии» - дискуссия. | 1 февраля 8 февраля 15 февраля 22 февраля |
8. 9. 10. 11. | - «Цепочка профессий» - ролевая игра; - «Разные профессии» - выполнение коллажей, презентация работ; - «Составляем резюме» - практикум; - «Как устроиться на работу» - деловая игра. | 1 марта 15 марта 22 марта 29 марта |
12. 13. 14. 15. | - «Профессия - специальность - должность» - групповое занятие с элементами тренинга; - «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем»- беседа, посвященная дню космонавтики; - «Ярмарка профессий» - информационный час; - «Что может помочь в планировании карьеры» - занятие-рассуждение. | 5 апреля 12 апреля 19 апреля 26 апреля |
16. 17. 18. 19. 20. | - «На работу в первый раз» - практикум; - «На пути к цели» - час общения; - «Мотивы выбора профессии» - дискуссия, анкетирование; - «Выбор профессии – выбор будущего» - экскурсия в библиотеку, беседа с сотрудниками библиотеки; - «Я через 10 лет» - деловая игра. | 3 мая 10 мая 17 мая 24 мая 31 мая |
21. 22. 23. 24. | - «Наши профессиональные наклонности» - анкетирование, занятие-рассуждение; - «Мой первый рабочий день» - тренинг; - «Безделье хорошему не научит» - беседа с приглашением врача-педиатра; - «Принять решение не просто» - тренинг. | 7 июня 14 июня 21 июня 28 июня |
25. 26. 27. 28. | - «Мой выбор» - ролевая игра; - «Все профессии важны, все профессии нужны» - экскурсия в отделение почтовой связи, беседа с работниками почты; - «У меня все получится» - тренинг; - «Профессия – это призвание» - ситуативный практикум. | 5 июля 12 июля 19 июля 26 июля |
29. 30. 31. 32. 33. | - «Время выбирает нас» - игра-дискуссия; - «Профессия строитель» - беседа-диалог; - «Кем быть?» - просмотр и обсуждение тематических фильмов; - «Дороги, которые мы выбираем» - экскурсия в пожарную часть, беседа с сотрудниками; - «Профессия учитель» - информационный час. | 2 августа 9 августа 16 августа 23 августа 30 августа |
34. 35. 36. 37. | - «Когда я вырасту, то стану …» - деловая игра; - «Мои личные профессиональные планы» - занятие-размышление, анкетирование; - «Я - будущий специалист» - самопрезентация; - «Самая востребованная профессия на рынке труда» - информационный час. | 6 сентября 13 сентября 20 сентября 27 сентября |
38. 39. 40. 41. | - «В поисках своего призвания» - тренинг; - «Путешествие в мир профессий» - игра-тренинг; - «Биржа труда – рынок профессий» - деловая игра; -«Наше будущее» - занятие-размышление. | 4 октября 11 октября 18 октября 25 октября |
42. 43. 44. 45. 46. | - «Много профессий хороших и важных» - беседа – диалог; - «Выбор профессии – дело серьезное» - практикум; - «Профессионал в своем деле» - час общения; - «Модные профессии» - беседа-диалог, конкурс рисунков; - «Знатоки профессий» - занятие-размышление. | 1 ноября 8 ноября 15 ноября 22 ноября 29 ноября |
47. 48. 49. 50. | - «Делаем выбор» - составление коллажа; - «Я - стажер» - практикум; - «Самые нужные профессии» - деловая игра; - «Пожелайте мне доброго пути» - тренинг. | 6 декабря 13 декабря 20 декабря 27 декабря |
ПЛАН
мероприятий по организации трудового воспитания несовершеннолетних
№ п/п | Тема мероприятия | Сроки проведения |
1. | Тимуровское движение помощи пожилым людям, подшефной | январь-декабрь |
2. | «Украсим планету цветами» - социальный проект по озеленению учреждения | январь-декабрь |
3. | «Чистый и уютный двор» - трудовой десант | апрель-август |
4. | «Охрана труда детей» - круглый стол с подростками «Как устроиться на работу»- выпуск и раздача буклета подросткам | 28 апреля |
5. | Обращение в Службу занятости населения Каневского района, подбор вакансии, подача документов несовершеннолетними с целью трудоустройства | июнь-август |
6. | Трудоустройство несовершеннолетних на базе ГКУ СО КК «Каневской СРЦН», организация наставничества | июнь-август |
Список используемой литературы
1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб. : Речь.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие. – МПСИ, НПО «МОДЕК», 2002.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
Дополнительная литература
1. Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда: что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы - СПб. : РОСТ.
2. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения – М.: МГППУ, АНО «Центр Развивающее образование»,2001.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионально самоопределения старшеклассников – М.: ИД «Первое сентября», 2004.
4. Романова Е. С. 99 популярных профессий : психологический анализ и профессиограммы - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер.
Интернет-ресурсы
1. http://festival.1september.ru/articles/531709/
2. http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-proforientaciya-i-professii
3. http://www.myshared.ru
4. http://www.proftime.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа трудового воспитания в интернатных группах
Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в коррекционной школе - интернате....
Открытое мероприятие по профессионально- трудовому обучению Ярмарка в городе мастеров « Дело мастера боится».
Сценарий открытого мероприятия по профориентации....
Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....
Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....
Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...
Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс
Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс...
Программа трудового воспитания "Я и мой профессиональный выбор"
Социально-трудовое становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Актуальность проблемы обусловлена переоценкой ценностей, существенно влияющих на про...