"Закон обо мне. Мне о законе"
рабочая программа на тему
Программа по правовому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pravovomu_vospitaniyu.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на Согласовано: Утверждаю:
педагогическом совете зам.директора директор школы
школы ________20___г. по ВР _______ ___________________
протокол № ______ Минченко М.А. Н.А. Делявская
______20__г. приказ №_______
Программа
по правовому воспитанию
«Закон обо мне. Мне о законе»
на 2014-2015 учебный год.
Направленность: правовая ответственность
Возрастная группа: 6-17 лет.
Срок обучения 1 год
Составила: Патрушева Е.Ю
с. Целинное
2014 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по правовому воспитанию для учащихся МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конвенции о правах ребенка.
- Конституции Российской Федерации (далее РФ).
- Уголовного Кодекса РФ.
- Административного кодекса РФ.
- Закона «Об образовании» от 21.12.2012г. № 273 – ФЗ, ст.84;
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.
- Устава МБСКОУ Целинной СКОШИ VIII вида.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на правовых часах, которые планируются из расчета один час в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Годовое планирование
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | Сроки |
1. | Правила общения | 1 час 30 минут | сентябрь |
2. | Правила поведения | 1 час 30 минут | октябрь |
3. | Я - гражданин | 1 час 30 минут | ноябрь |
4. | Права ребенка | 1 час 30 минут | декабрь |
5. | Правила поведения | 1 час 30 минут | январь |
6. | Административная ответственность | 1 час 30 минут | февраль |
7. | Уголовная ответственность | 1 час 30 минут | март |
8. | Асоциальное поведение | 1 час 30 минут | апрель |
9. | Правила общения | 1 час 30 минут | май |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов, группа | Дата |
1. | Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» . | 30 мин, 1 и 2 группа | 19.09.2014г. |
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | 1 час, 3, 4 группа | ||
2. | Беседа «За что ставят на учет?» (внутришкольный, ОДН, КДН и ЗП). | 1 час 30 минут, 1 и 2 группы, 3, 4 группы | 17.10.23014г. |
3. | Беседа «Что такое закон? Главный закон страны». | 30 минут, 1 и 2 группы. | 21.11.2014г. |
Беседа «Гражданин и обыватель» | 1 час, 3, 4 группа | ||
4. | Беседа «Твои права и обязанности» | 30 минут, 1 и 2 группы | 19.12.2014г. |
Беседа «Подростку о трудовом праве» | 1 час, 3, 4 группа | ||
5. | Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» | 30 минут, 1 и 2 группы | 16.01.2015г. |
Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» | 1 час, 3, 4 группа | ||
6. | Беседа «Шалости на железной дороге». | 30 минут, 1 и 2 группы | 20.02.2015г. |
«Административная ответственность подростка перед законом» | 1 час, 3, 4 группа | ||
7. | Беседа «Преступления и правонарушения» | 30 минут, 1 и 2 группы | 20.03.2015г |
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» | |||
8. | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» | 30 минут, 1 и 2 группы | 17.04.2015г. |
Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | 1 час, 3, 4 группа | ||
9. | Беседа «Правила личной безопасности» | 30 минут, 1 и 2 группы | 15.05.2015г. |
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | 1 час, 3, 4 группа |
Используемая литература
1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.
4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
5. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9 – 11 классах, Ростов на Дону, 2006.
6. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
8. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ
9. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
11. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн...
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
Классный час. Закон обо мне, мне о законе.
Презентация, разработка урока к классному часу "Закон обо мне, мне о законе" для 8 класса....
Классный час "Закон обо мне, я о законе"
Правовое воспитание обучающихся...
Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)
Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются...
Занятие на тему "Закон обо мне, мне о законе"
В подростковом возрасте хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки и поучений родителей, взрослых. Возникают конфликты. Подростки претендуют на роль взрослых...