«Подрывная практика сект и ее профилактика»
методическая разработка (11 класс) на тему

Добробабин Юрий Григорьевич

 Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты их жизнедеятельности, вступают в данные религиозные организации. Это почти всегда приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням, и не зря в Европейской конвенции по защите прав человека записано: "Свобода отдельной религии должна быть  ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности,  для сохранения общественного порядка,  здоровья или морали или для охраны прав и свобод других..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ

ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ ДОМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Раздел:  «СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ»

Тема: «Подрывная практика сект и ее профилактика»

                                                                       

                                                   

                                              Подготовил: воспитатель

                                                                                  Добробабин Ю.Г.

Санкт-Петербург

2013

Цель  -  привлечение внимания воспитанников к проблеме антиобщественной деятельности псевдорелигиозных сект, повышение уровня их информированности о пагубном воздействии  лжеучений, приводящем к ряду негативных последствий, а также формирование у них стимулов к правильному осмыслению и принятию гражданственно-патриотических ценностей и, благодаря этому, активному противостоянию проискам деструктивных сил.

Задачи:

  1. Предоставить учащимся объективную информацию о различных клерикальных сектах и их истинных целях.
  2. Научить распознавать методы сектантской вербовки, а также сознательному отношению к своей жизни.
  3. Выработать навыки по противостоянию сектантскому давлению и защите психики сверстников.

План занятия:

  1. Понятие и классификация деструктивных сект.
  2. Методы и формы завлечения новых адептов.
  3. Механизм программирования сознания.
  4. Зарубежный опыт борьбы с сектами.
  5. Принципы противостояния вербовке.
  6. Экскурсия в Александро-Невскую лавру.
  7. Обобщение по теме и итоговая диагностика знаний и умений.

Ход занятия:

  1. Ознакомление ребят в форме диалоговой презентации с содержательной структурой темы.
  2. Выполнение игровых заданий и упражнений, помогающих в интерактивном режиме углубить понимание ее разных аспектов.
  3. Расширение и закрепление знаний по теме с использованием ресурсов социальных партнеров.
  4. Заключительное обобщение по теме и итоговая диагностика знаний и умений преимущественно в тестовой форме.
  5. Продолжительность и другие параметры реализации учебных задач произвольно выбираются ведущим в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами.

Ожидаемый результат:

  1. Освоение ребятами понятийного поля и фактологических данных, связанных с деятельностью псевдорелигиозных сект.
  2. Закрепление поведенческих паттернов, позволяющих воспитанникам конструктивно преодолевать проблемы, связанные с пропагандой и вербовкой самозваных гуру.
  3. Развитие и углубление у ребят мотивационных установок социально ответственного и гражданско-патриотического поведения, предполагающего понимание важности личного вклада в противостояние проискам деструктивных сил.

Информационный материал по 1-му вопросу:

 Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты их жизнедеятельности, вступают в данные религиозные организации. Это почти всегда приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням, и не зря в Европейской конвенции по защите прав человека записано: "Свобода отдельной религии должна быть  ограничена в интересах демократического общества с целью охраны общественной безопасности,  для сохранения общественного порядка,  здоровья или морали или для охраны прав и свобод других..."

Тоталитарные секты по всему миру активно вовлекают в свои ряды молодых, используя при этом сетевые технологии и опираясь на мощную материальную базу. Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек порой может только посмеяться над попутчиком, заводящим разговоры на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюрку, забыть о случайном визите на семинар. Однако подсознание продолжает работу, и при определенном стечении обстоятельств человек неожиданно для себя самого может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.

Вообще секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Ее культ – это те или иные мистические практики или богослужения либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами.

Безусловно, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности, например, его черты можно отыскать даже в детских творческих объединениях. Также и слово "секта" не несет в себе характеристики как чего-то однозначно плохого. Более того, и ислам, и христианство, и буддизм, и протестантство первоначально возникли как секты, и только потом они, получив более широкое распространение, поднялись до статуса мировых религий.

Но среди всей массы новых религиозных движений есть целый слой таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами (АУМ Синрике, Свидетели Иеговы, Белое братство, Сайентология, Церковь Муна и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума (Церковь сатаны, Новая жизнь, различные течения исламского ваххабизма и др.). Другими словами, такие религиозные объединения приобретают деструктивный характер, а из-за тоталитарных порядков, царящих в них, по сути, становятся асоциальными. Криминальный характер таких организаций, разумеется, хорошо замаскирован, но регулярно проявляется в виде различных резонансных преступлений.

К сожалению, соответствующие понятия, уже давно используемые специалистами, до сих пор отсутствуют в законодательстве нашей страны. Как представляется, деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Такая секта обязательно практикует скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия, для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и абсолютной власти.

При таком мощном арсенале воздействия секты легко находят и вербуют по всему миру сотни тысяч приверженцев, а ваххабиты из запрещенной в России ИГИЛ даже создали свое государство и развязали в Сирии полномасштабную войну. Отсюда настоятельная задача четче определить их круг и дать классификацию подобных крайне опасных религиозных объединений:

1. Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации. Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений.

2. Секты, претендующие на обладание "новым откровением" - мормоны (или Церковь Иисуса Христа святых последних дней), Свидетели Иеговы, Белое братство, Богородичный центр, движение Муна (Церковь Объединения с ее многочисленными филиалами по всему миру), Аум Синрике, Церковь последнего завета лжехриста Виссариона, бахаизм и др.

3. Оккультистские секты, ставящие своей задачей развитие в человека паранормальных и экстрасенсорных способностей. К ним можно отнести некоторые восточные культы, например, кришнаизм, тантризм, йогические практики, в том числе ориентированные на трансцендентальную медитацию, и др.

4. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и завлекающие в основном молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности.

5. Секты радикального ислама, шиитского или суннитского толка, базирующиеся преимущественно в ближневосточном регионе, ратующие за возврат к фундаментальным основам и истребление неверных.

Указанным сектам можно дать и дополнительную классификацию:

По источникам -

• Оккультные

• Псевдоиндуистские

• Псевдобиблейские

• Псевдоправославные

По времени возникновения -

• Классические

• Послевоенные

• Новейшие (постсоветские, постиндустриальные, виртуальные)

По направлению деятельности -

• Коммерческие

• Целительские

• Педагогические

• Психологические

• Экологические

По опасности для общества -

• Тоталитарные

• Деструктивные

• Секты-убийцы

Контрольные вопросы:

  1. Чем характеризуются секта и культ?
  2. Как они формировались исторически?
  3. В чем коренится их главная опасность?
  4. Какие разновидности сектантства можете назвать?
  5. В чем отличие современного исламского радикализма?

Информационный материал по 2-му вопросу:

Если на улице к вам подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или предложить горящую путевку в Турцию, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары по изучению Библии. Соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.

Ведь большинство современных сект - это прежде всего коммерческие предприятия, нацеленные на получение максимальной прибыли всеми возможными способами. Неспроста в этой среде гуляет крылатая фраза - если хочешь стать богатым человеком, нужно основать собственную церковьА вербовать доверчивых людей, играя на их лучших чувствах, сейчас проще простого: в обществе царит атмосфера бездуховности и отчуждения. Чем заполнить душевную пустоту и заглушить ежедневные стрессы – пространными беседами о новом божке, в извращенной трактовке, разумеется, которая выгодна верхушке секты.

Манипуляторы коварно обращаются к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование. Эта вывеска и привлекает новичков, хотя на самом деле большинство сект преследует сугубо меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия  с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением вождю, принципом утаивания главных задач.

Правду знает лишь узкий круг, приближенный к руководству: региональные лидеры, пропагандисты и вербовщики. Они и вводят принцип сетевого маркетинга: чем больше ты вовлекаешь людей, тем более высокое положение в иерархии занимаешь. Даже если результативной окажется лишь одна беседа из сотни, лишь одна брошюра из тысячи, дело будет продолжено. Обработанный должным образом последователь станет работать на благо секты, пожертвует деньги или завещает недвижимость. И все организационные затраты окупятся, особенно с учетом того, что в стране насчитывается от 3 до 5 миллионов адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет – около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет – 1 миллион человек.

Какие предпосылки могут сделать молодого человека жертвой тоталитарных сект – как показывает практика, это чаще всего:

• острый интерес и тяга ко всему необычному, мистическому;

• слабая, неустойчивая психика, повышенная внушаемость;

• трудная ситуация (семейные проблемы, нарушения здоровья и психического состояния, неблагоприятный социальный фон, превратности судьбы и др.);

• наличие родственников, друзей и кумиров, увлеченных религией, мистицизмом;

• опыт наркотизации или маргинализации.

При обработке и вовлечении в ряды приверженцев секты применяются следующие изощренные методы:

1. Психологическое давление. Основное тут угроза сверхъестественным наказанием и провоцирование чувства вины, стыда, сострадания посредством манипулирования образами греха, гордыни, жалости, а также инерция согласия (пять раз сказав «да», на шестой трудно сказать «нет»).

2. Бомбардировка любовью. Для этого искусственно создается атмосфера всеобщей любви и заботы, нового члена общины начинают считать  избранным, не таким, как другие, но затем человеку объясняют, что только в их объединении он найдет спасение от различных катаклизмов и проблем.  Используется также активное подкрепление в виде яркого одобрения нужных суждений, поступков и осуждение нежелательных.  Предугадывание реакций, «чтение мыслей», необыкновенная убедительность могут достигаться методами нейролингвистического программирования.

3. Профессиональные фокусы. Демонстрация необычной проницательности, способности исцелять, предсказывать будущее, управлять событиями, обычно посредством сфабрикованных «чудес» или технических средств. Возможно также использование обтекаемых, универсальных формул («есть у вас один грех…», «будет одна встреча, она повернет всю судьбу…»), которые слушатель сам додумывает, наделяет значительностью, особым смыслом.

4. Использование телефона и интернета. Причем делается это настойчиво и по несколько раз. В подробных памятках написаны четкие и конкретные указания, которым должны следовать представители сект с будущими новыми членами, которых они хотят завербовать в свои ряды: "Расслабьтесь, будьте терпеливы, любезны, говорите медленно и дружелюбно и достаточно громко. Улыбайтесь и жестикулируйте, представляя, что собеседник вас видит. Избегайте ненужных пауз. Слушайте собеседника внимательно и благодарите за то, что он поделился своим мнением. Если вам задали вопрос, повторите его вслух, чтобы напарник помог вам немедленно найти ответ на него в Библии или других книгах. Если включен автоответчик, или человек не хочет говорить, нужно спросить, когда ему можно будет перезвонить, уточнить удобное время, в которое можно будет продолжить беседу ".

5. Сбор личных данных. В этой же памятке есть образчик карточки, которая заполняется на каждого, кто поддержал такую беседу о Боге и смысле жизни по телефону. В карточке указаны ФИО, телефон, домашний адрес. Кроме этого, есть и пункт о проведении денежного сбора с этого человека. Не хотите вы говорить с сектантом сегодня, возможно, завтра захочет поддержать беседу ваш муж, мама или ребенок - сектанту все равно, кого заманить и обокрасть.

Сбор данных ведется постоянно, у сектантов есть картотеки целых районов. Достаточно заинтересовать хотя бы одну словоохотливую старушку, которая даст полный расклад на всю семью, подъезд, дом и т.д. Таким образом, звоня в ту или иную квартиру, сектанты уже знают, где живет больной ребенок или пьющий муж. И, соответственно, знают, какие темы поднимать, и на какие места давить в первую очередь.

Еще один действенный артефакт - это библия, уже переделанная сектантами на  свой лад. Настоящее Евангелие трактуется так, как удобно данной общине, все неудобные места заменены на подходящие. В конце этого издания есть то, чего нет ни в одной священной книге - темы для библейских разговоров, так называемый сценарий разговора. В православном храме батюшка обычно отвечает на любой вопрос прихожан, поможет им добраться до истины. Здесь же разговоры ведутся только на узкие темы. Неважно, о чем спрашивает человек, важно не отступить от сценария, затуманить мозг человека. Темы для бесед такие: Ад, Армагеддон, Грех, Выкуп за душу... Людей, по существу, просто запугивают по определенной схеме.

Широко известны и детские журналы, которые распространяют представители деструктивных сект. Для этих людей закон просто не писан - ведь никто не имеет права снабжать вашего ребенка какой-либо религиозной литературой без присутствия рядом родителей. Это четко прописано в законе о религии нашей страны. Если следовать ему, то сначала сектанты должны были спросить у родителей разрешение на то, чтобы ознакомить ребенка с содержанием этого журнала. Подсовывать же религиозную литературу потихоньку запрещено, кроме того, использование миссионерами материалов религиозного содержания и предметов религиозного назначения допускается только после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы, которой они, понятно, далеко не всегда озабочиваются.

Контрольные вопросы:

1. На что опираются сектантские вербовщики?

2. За какой вывеской прячут свои подлинные цели?

3. Каким образом используются принципы сетевого маркетинга?

4. Какие предпосылки способствуют превращению в его жертву?

5. Какие специальные методы вербовки применяются чаще всего?

Информационный материал по 3-му вопросу:

Мировые религии, как известно, разделяются на конфессии или вероисповедания, внутри которых идет постоянный процесс создания многочисленных сект, как правило, возглавляемых харизматическим лидером. Но в XX веке сначала в идеологии некоторых политических партий, а впоследствии и в сектах началось систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.

Сейчас всё чаще говорят о том, что некоторые религиозные организации практикуют контроль сознания своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления полного контроля над ними. Этому явлению можно дать следующее определение: контроль сознания  – это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Новичок окружается особым вниманием, его сознание активно перестраивается: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями. Эта методика называется "сэндвич" — два сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя никогда.

В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу вплоть до физического уничтожения.

Само собой, вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении, потому что в сектах имеется двойное учение — одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое — для внутреннего пользования. Сама организация секты также строго иерархична, что позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более святая", чем истины всех прочих, особенно же — традиционных религий. Во главе секты стоят люди, наделяемые своими последователями божественными качествами, многие прямо провозглашают себя Христом или Богоматерью. Это там более легко, раз членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди легко внушаемы, и будучи одурманены изощренной обработкой, готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей.

Членам секты всегда внушается мысль о том, что они единственно спасенные люди, что все другие окружающие индивиды "второго сорта", обреченные на погибель только потому, что не разделяют учения секты. Конечная цель сектантской организации — контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. В некоторых сектах для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете, сектанты приносят в жертву свое время, здоровье, имущество, а иногда и свою жизнь. Достоянием гласности стал вопиющий случай, когда член одной из сект выкупил себе молодую 25-летнюю жену из числа прихожанок этой общины, положив в кассу секты большой денежный дар, который сломал жизнь другого человека. Так сектанты не только лишают людей имущества и материальных ценностей, но еще и калечат судьбы.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под программированием сознания?

2. Какими методами обеспечивается его контроль?

3. Зачем секте строгая иерархия и дисциплина?

4. Почему она настаивает на особой святости?

5. Чем в итоге сильно рискуют ее члены?

Информационный материал по 4-му вопросу:

Совет Европы еще 22 июня 1999 года заявил о необходимости в каждой стране создать государственные организации, которые будут оказывать помощь жертвам деструктивных сект и членам их семей. Такое решение было принято на Ассамблее Совета Европы единогласно. Помимо этого, депутаты заявили о необходимости информирования населения о деятельности различных религиозных, эзотерических и спиритистских групп, что должно защищать людей от непрошенного вторжения в их жизнь и недобросовестного манипулирования.

В Испании, например, по соглашениям, подписанным со светскими властями, католическая церковь имеет ряд привилегий перед другими религиозными течениями. Выделяются также "глубоко укоренившиеся церкви меньшинств" (Федерация евангелистических общин. Федерация израильских общин и Исламская комиссия), которые также имеют соглашения с правительством, обеспечивающие им ряд преимуществ. Последователи всех других конфессий соглашений со светской властью не имеют, действуют на основании общих законов, включены в реестр религиозных объединений.

В других странах Европы законодательство также отдает предпочтение одной или двум религиям (большей частью это католицизм и протестантство), исторически укоренившимся в этих странах. К новым религиозным движениям там отношение иное, нет никакого равенства с традиционными конфессиями.

В ФРГ полиция имеет список потенциально опасных деструктивных религиозных организаций, за руководителями и наиболее активными приверженцами которых она ведет особое наблюдение. В мае 1984 г. Европейский парламент принял документ, где прозвучало предупреждение об опасности тоталитарных сект. В целом европейские государство там не боятся вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если они имеют криминальный характер.

Например, судебные иски к деятелям "Церкви сайентологии" могут составить целую книгу. Их деяния осуждены также в Канаде, США, Дании и Италии. Постановление Верховного суда Калифорнии характеризует Хаббарда как "шизофреника и параноика", а Верховный суд в Лондоне назвал сайентологию "аморальной и социально тлетворной" системой. В США действует около 2000 правовых норм, которые регулируют взаимоотношения с религиозными организациями, действует закон о психологическом насилии.

Иногда спрашивают - а как же толерантность, о которой так часто говорят последнее время и по телевизору, и в средствах массовой информации? Где же терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям? Да, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, но ни в коей мере не подразумевает уступки, снисхождения или потворства. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Однако существует целый ряд факторов, осложняющих контроль над деструктивными культами даже в условиях их запрещения. Ведь секта создание человеческое, соответственно, и учение сектантское плод ума человеческого. Человек, разумеется, может заблуждаться, однако добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов мало знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет необыкновенной духовности, а находит примитивный суррогат, при помощи которого его успешно заманивают в полукриминальное сообщество.

И вызволить его оттуда порой очень нелегко - человек уходит туда добровольно и покидать новообретенную "семью" он не намерен, потому что счастлив в ней. "Братья" в свою очередь яростно борются за каждого члена, если родственники пытаются спасти его. Поэтому реабилитационные службы сначала выясняют, на самом ли деле человек подвергся влиянию деструктивной секты или он просто находится в состоянии эмоционального стресса. Потом длительную работу с пострадавшим ведут специалисты, которые определяют вид необходимой помощи, так как каждый конкретный случай уникален и требует отдельного изучения.

В США, например,  выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый, своеобразное депрограммирование, заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему "промыли мозги", о том, какой коварный обманщик его "учитель", и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их.

Второй способ более гуманный. Он называется "консультирование о выходе": родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия сообщают попавшему в лапы сектантов всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор - вернуться ему в секту или нет.

Контрольные вопросы:

1. Какие законы защищают европейцев от сект?

2. Кому отдается приоритет в религиозной жизни?

3. Почему неправильно быть терпимым к сектам?

4. Чем осложняется противодействие сектантам?

5. Какие программы реабилитации применяются?

Информационный материал по 5-му вопросу:

В общем-то, их все знают, но, увы, не всегда применяют. Первое, что заставит сектанта обратиться в бегство, это включенная камера сотового телефона. Вы говорите сектанту, что согласны выслушать все, что он скажет, но при условии, что запишете ваш разговор на видео и передадите его в правоохранительные органы. Сектанта это сразу напугает, потому что по закону он может вести свои беседы только на той территории, где зарегистрирован его "молитвенный дом", либо только в том доме, куда его пригласили сами хозяева. Приставать к вам на улице он не имеет права - это наказывается законом и грозит очень большим штрафом.

Сектанты об этом знают и потому никогда не начинают своих разговоров напрямую. Сначала они спрашивают о том, что волнует людей в первую очередь. Молодых мам  о том, что сложнее воспитать ребенка или прокормить, людей среднего возраста о колебании курса доллара, пенсионеров о жизни после смерти. Далее же беседа, так или иначе, перейдет к теме божественной и вроде бы все благопристойно - беседа началась с нейтральной темы, но конец будет один и тот же, человека пригласят в общину либо напросятся к нему в гости для проповеди.

В качестве конкретных рекомендаций при встрече с религиозными пропагандистами можно назвать:

1. Всегда просите представиться своего собеседника - этим вы сразу защитите свою свободу выбора.

2. Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если вас приглашают на бесплатные курсы английского языка, то почти наверняка окажется, что это очередная протестантская секта. Другое любимое их прикрытие – «экологические форумы», «школы общения».

3. Помните, что выказываемое вам таким проповедником уважение и радушие не являются искренними (для него вы – добыча).

4. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими религиозными течениями, но и какие имеются отличия. Помните французскую пословицу «Дьявол прячется в мелочах».

5. Если аргументы собеседника показались вам убедительными, для сопоставления поинтересуйтесь аргументами стороны, обвиненной вашим новым знакомым.

6. Не составляйте своего представления о том или ином религиозном направлении только на основании анекдотов о недостатках её служителей.

7. Когда вам будут говорить, что их лидер, которого они обычно называют своим учителем, нашел путь к объединению всех религий и всеобщему счастью, обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь объединения провоцирует прежде всего очередное размежевание.

8. Нелишне задаться вопросом - если эти наставники такие маги, пророки и волшебники, то почему они не идут в больницы или в морги? Если они поднимут на ноги хоть одного умирающего, в их церковь выстроится очередь. Люди сами будут идти за исцелением, за ними не нужно будет ходить по улицам и уговаривать остановиться на пять минут для духовной беседы.

9. В деле борьбы с тлетворным влиянием важно, конечно, также и самому искать правдивую информацию, читать умные книги, учиться и работать над собой, вообще быть гармонично развитой личностью. И знать хорошо законы и свои права – при этих условиях легко дать отпор любому проповеднику, который донесет о ваших действиях "верхушке" своей общины. Будьте уверены, это заставит сектантов задуматься и в следующий раз вербовщики уже обойдут вашу персону стороной.

Контрольные вопросы:

1. С чего обычно начинается проповедь?

2. Почему проповедники боятся видеосъемки?

3. Какие светские названия маскируют сектантов?

4. Насколько полезно уточнить статус собеседника?

5. Какую роль может сыграть ваша общая культура?

Информационный материал по 6-му вопросу:

Ребята знакомятся с жизнедеятельностью лавры и ее клириками, среди которых есть и выпускники лицея, избравшие православный путь самосовершенствования и имеющие поэтому большой опыт противостояния соблазнам и козням грешного и суетного мира. После осмотра собора, дневной службы и беседы с настоятелем организуется круглый стол с чаепитием и обсуждением увиденного по вопросам:

  1. Что узнали нового?
  2. Что понравилось?
  3. Что не понравилось?
  4. Насколько губительны секты?
  5. Чем мог бы помочь попавшему в беду?

Информационный материал по 7-му вопросу:

У каждого человека в определенный период бывают сложные жизненные ситуации. В состоянии психологического стресса многие люди не способны критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, чем пользуются адепты деструктивной организации, и заполняют тот вакуум, который образовался у человека. Вообще истории людей, попавших в деструктивные секты - это всегда истории горя и печали, борьбы семьи с неизвестным врагом, которая не всегда заканчивается возвращением заблудшего родственника. За короткое время из человека выбивают все, что было "до", и заполняют его, как пустой сосуд, новым содержимым. Сознание человека полностью меняется под воздействием психологических манипуляций. Сектантская зависимость имеет те же черты, признаки и проявления, что и любая другая зависимость - алкогольная или наркотическая.

Опасность сектантства заключается в том, что секта полностью отсекает человека от реальной жизни. Он концентрируется только на религиозном культе. Человек может безразлично относиться к родным и близким, теряет интерес к работе, учебе, семье и повседневной жизни. Таким образом, секта делает людей социально бесполезными, а порой даже социально опасными. Поэтому одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения, и особенно молодежи, о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций. А стать таким по-настоящему информированным и уверенным человеком, а заодно закрепить полученные по теме знания и умения вам помогут следующие тесты, задания и упражнения:

Тест на определение степени внушаемости - участникам надо поочередно ответить на все вопросы и определить свои баллы:

1. В детстве вас считали упрямым ребенком.

2. Вы верите в предметы, сверхъестественные явления.

3. Когда при вас кто-нибудь зевает. Вам тоже нередко хочется зевнуть.

4. Вам нравится командовать другими и у Вас это неплохо получается.

5. Всегда находится немало людей, которые прислушиваются к Вашему мнению и признают Ваш авторитет.

6. Вашим друзьям и знакомым не составляет труда что-либо Вам внушить.

7. Вы часто бываете, нетерпимы к чужому мнению.

8. Вас никак нельзя считать доверчивым человеком.

9. Бывает, что во время грустной сцены в кино- или телефильме Вы не можете сдержать слез.

10. Все Ваши привычки хороши и желательны.

11. Вы впечатлительный человек.

12. Вы умеете настоять на своем и часто этим пользуетесь.

13. Даже если Вы не опасаетесь проверки, то всегда платите за проезд, провоз багажа на транспорте.

14. Вы прислушиваетесь к наставлениям и советам, особенно если они касаются Вашего здоровья.

15. Бывает, Вы подолгу ходите под впечатлением, навеянным фильмом, прочитанной книгой, каким-нибудь разговором.

16. Вы стремитесь, чтобы Ваше мнение совпало с мнением большинства окружающих.

17. Узнав о признаках, какой-нибудь болезни из книг, передач или от больных знакомых людей, Вы нередко обнаруживаете у себя что-то подобное.

18. Вам нередко говорят, что Ваши слова или поступки (например, выступления на собраниях) оказывают сильное воздействие на других людей.

19. Вам очень нравилось (нравится) участвовать в художественной самодеятельности.

20. Вы довольно общительный человек и легко сближаетесь с незнакомыми людьми.

Ключ: в 1 балл оцениваются ответы «да» на 2,3,6,6,11,14,15,17,19 утверждения и «нет» на 1,4,5,7,8,10,12,18,20 утверждения. Суммарное количество баллов, полученное при подсчете значимых ответов, переводится в стандартные Т-баллы по следующей формуле: К = 50 + (М - Mn)/(СКВОТ (Mn))

Где К – показатель внушаемости (склонности к индуцированию) в Т- баллах; М – результат обследования («сырых» баллов); Mn – средняя величина в популяции; СКВОТ(Mn) – среднеквадратичное отклонение. Ориентировочные значения популяционной нормы для показателя «внушаемость» составляет: для мужчин Mn = 11.2, СКВОТ(Mn) = 4.22; для женщин Mn =11.9, СКВОТ(Mn) = 3.58.

Интерпретация результатов: суммарная оценка: до 11 баллов оценивается как низкий уровень внушаемости, 11 -12 баллов как средний уровень внушаемости; более 12 баллов, как высокий уровень внушаемости.

Игра «Знатоки» - участники по очереди называют разновидности экстремистских сект, методы вербовки новобранцев, приемы противодействия ей, имеющееся законодательство. При заминке в 3 сек. участник выбывает, последний назвавший становится победителем и поощряется призом.

Игра «Грамотей» - участники разбиваются на микрогруппы, получают карточки заданий (остановил на улице проповедник, случайно попал на религиозное сборище, приятель стал заядлым сектантом) и после краткой подготовки разыгрывают сценки реальных действий, стараясь продемонстрировать знание приемов сектантской вербовки, контрпропагандистские навыки, умелое использование имеющихся законов и помощь правоохранительных органов.

Тест КП-компетентности – участники на скорость заполняют таблицу, выставляя себе самооценку в соответствующей графе:

п/п

Ситуация

занятия

и

основная

проблема

Необходимые

действия

Возможные

ошибки

Само-

оценка

Оценка

эксперта

1

Остановила на улице вкрадчивая парочка собеседников

2

В почтовом ящике оказались религиозные журналы

3

Случайно оказался на религиозной сходке

4

Активно зовет в секту ударившийся в религию приятель

5

Родственник вдруг решил отдать имущество секте

Кроссворд «Теософ» - участники получают на руки бланки для заполнения и по команде начинают работу, стремясь первым составить и назвать ключевое слово:

Вопросы (сверху вниз):

  1. Мессия из Вифлеема.
  2. Объединение приверженцев.
  3. Совокупность идей и обрядов.
  4. Процесс поклонения.
  5. Волшебные заклинания.
  6. Религия арабов.
  7. Древняя книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние деструктивных сект на молодёжь

Презентация по теме "Влияние деструктивных сект на молодёжь". Можно использовать для проведения классного часа по данной теме, а также на родительских собраниях. Презентация знакомит с самыми опасными...

Классный час на тему: "Умный в СЕКТУ не пойдет!"

Материал презентации содержит информацию о видах сект, способах психологического воздействия на человека и методах защиты от внушения...

"Секты и мы"

Урок в форме ролевой игры в 10 классе. Актуальная тема для современных подростков....

Как узнать секту

Элементы данного урока могут быть испоьзованы на истории, обществознании и ОРКСЭ...

"Осторожно:секта!"

Внеклассное мероприятие, подготовленное силами учащихся....

Презентация "Секты"

Презентация "Секты" для урока обществознания 5 класс по теме : "О прошлом, настоящем и будущем" (ФГОС)...

Методическое пособие практико-ориентированных методов первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Данное пособие предназначено для психологов, работающих в сфере первичной профилактики наркомании. В пособии рассматривается комплекс теоритических и методических вопросов, связанных с проблемой подро...