Как узнать секту
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Михайлова Ольга Войтеховна

Элементы данного урока могут быть испоьзованы на истории, обществознании и ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_v_11_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 11 классе

Как узнать секту?

 

Тип урока: урок – дискуссия

Форма урока: дискуссия с элементами групповой  работы.

Цель: формирование представления о секте как явлении в современном обществе.

Задачи урока: определить место сект в религиозной сфере  жизни общества, познакомить учащихся с основными сектами современной России; продолжить формирование навыков анализа информации в различных источниках, творческих способностей учащихся, умения работать в группах, навыков ведения диалога.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Межпредметные связи:  история, МХК, ОРКСЭ

 

План урока.

  1. Понятия «религия» и «секта».
  2. Сравнение  мировых религий и сект.
  3. Секты современной России.
  4. 5 вопросов.

Этапы урока

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

1.  Актуализация темы


2 минуты

Индивидуальная работа «Без чего я не могу представить современный религиозный мир»

Учащиеся определяют самые распространенные черты  (в том числе секты)

Импровизированный социологический опрос.

2.Работа с понятиями


6-7 минут

Работа в группах с домашним материалом.

На основе анализа цитат учащиеся формулируют характерные черты религии и секты.

Выступление спикеров от группы

3.Систематизация имеющихся знаний


6 минут

Работа в группах по 4-5 человек. Заполнение таблицы №1 (второй столбец)

Учащиеся в группах заполняют таблицу.

Обсуждение,  вопросы к выступающей  группе.

4.Анализ источника


10  минут

Работа в группах

Учащиеся анализируют описание современных сект и заполняют третий столбец таблицы

Активность участия в работе, точность формулировок.

5.Практическая работа.


10 минут

Работа в группах. Инсценировки

Учащиеся в группах формулируют 5 вопросов адепту секты, который подошел к ним на улице.

Оценивание инсценировки

  1. Подведение итогов

5 минут

Беседа учителя и учащихся

Подготовительный этап урока.

        Учащиеся за две недели до урока получили задание: используя различные источники информации, попытаться понять, в чем состоит отличие религии от секты. Для большей эффективности учащиеся были поделены на группы по 4-5 человек, каждая из которых работала с конкретным видом источников информации.

        1 группа – словари и энциклопедии,

        2 группа – СМИ

        3 группа – Интернет

        4 группа – опрос жителей города

        5 группа – опрос священнослужителей.

  1. В качестве актуализации и одновременно мотивации предлагаем учащимся написать три вещи, без которых невозможно представить современную религиозную жизнь общества. В ходе импровизированного социологического опроса, проводимого учителем, выявляем характерные черты религиозной жизни, в том числе и секты.

2. Работа над понятиями. На основе домашнего материала учащиеся в группе формулируют их мнение о разнице в двух понятиях. Затем от группы выбирается спикер, который озвучивает позицию группы по данному вопросу. После короткого обсуждения класс тезисно записывает мысли.

 3. Систематизация имеющихся знаний. Каждая группа на примере одной из мировых религий заполняет первый столбец таблицы.

Критерий для сравнения

Мировая религия (указать какая)

Секта (указать какая)

В кого или во что верят?

Основатель

Основные «опасности» для человека?

Что ждет человека?

Возможность спасения

Что надо сделать для спасения?

4. Анализ источника.  Учащимся даны описания современных сект в России (цитаты из их учений, описания в СМИ, описания из специальноговыпуска «Вестника Всецерковного Православного Молодежного Движения за 1995 год, цитаты из работ Дворкина). Обязательно обсуждение в классе.

  1. В небольшой сценке учащиеся группы должны показать беседу адепта секты с обычным человеком. В ходе беседы человек должен задать 5 вопросов, позволяющих понять, что перед ним сектант.

Самоанализ урока.

        В целом урок удался. Цели и задачи были достигнуты. Данный урок способствовал формированию более полных и прочных знаний, их конкретизации и углублению.  Основу урока составляет групповая работа и дискуссионные формы обсуждения материала. Наиболее динамично прошла часть урока, в которой ученики инсценировали общение адепта и обывателя. Самым трудным для ребят оказалось определить 5 вопросов, но в итоге они успешно справились с заданием. Данное задание было сложно, так как требовало умений структурировать, синтезировать и обобщать материал. Помог формат дискуссии, когда учащиеся вносили коррективы всем классом в ходе общего анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние деструктивных сект на молодёжь

Презентация по теме "Влияние деструктивных сект на молодёжь". Можно использовать для проведения классного часа по данной теме, а также на родительских собраниях. Презентация знакомит с самыми опасными...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Классный час на тему: "Умный в СЕКТУ не пойдет!"

Материал презентации содержит информацию о видах сект, способах психологического воздействия на человека и методах защиты от внушения...

"Секты и мы"

Урок в форме ролевой игры в 10 классе. Актуальная тема для современных подростков....

"Осторожно:секта!"

Внеклассное мероприятие, подготовленное силами учащихся....

Презентация "Секты"

Презентация "Секты" для урока обществознания 5 класс по теме : "О прошлом, настоящем и будущем" (ФГОС)...

Урок - конференция на тему: "Тоталитарные секты - опасность или норма ".

Урок - конференция проводится в старших классах. Тема, которая подлежит обсуждению актуальна на сегодняшний день, позволяет учащимся найти самостоятельно материал и обсудить его на конференции, высказ...