«Сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей»
учебно-методический материал на тему
Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_opekaemymi.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубина Наталья Алексеевна, социальный педагог
высшая квалификационная категория
«Сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей»
Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.
Ребенку, находящемуся под опекой, приходится адаптироваться к новым взрослым. Попадая в новую семью, меняя место жительства, он чаще всего и меняет образовательное учреждение.
Первую помощь в социализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, оказывают социальный педагог и школьный психолог. Однако следует отметить, что на первом этапе ведущую роль в адаптации ребенка к образовательному учреждению играет именно социальный педагог.
Прямой обязанностью социального педагога является установление цепочек взаимодействия, как то: связь со школьным психологом, медицинскими работниками, учителями - предметниками (в т. ч. классными руководителями), организаторами, администрацией школы, связь с представителями вспомогательных социальных структур, взаимосвязь с опекунами учащихся.
Социальный педагог должен иметь не только кратковременные задачи на социализацию опекаемого ребенка в школе, но и разъяснить все права и льготы, положенные опекаемому ребенку до достижения совершеннолетия.
Социально - психолого - педагогическая помощь оказывается в ответ на просьбу о помощи самого ребёнка, опекуна, по итогам анкетирования и наблюдения. Например, в диагностической беседе педагог вместе с ребёнком рассматривает возможные шаги и их последствия в разрешении выявленной проблемы, ребёнок выбирает способ из рассмотренных вариантов, вместе разрабатывается совместный план, а подчас и осуществляется он вместе или рядом с педагогом. После совершённых действий может происходить разбор текущего состояния дела и консультация о дальнейших решениях и шагах.
Сущность педагогической поддержки, заключается в оказании оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением. Педагогическая поддержка требуется тогда, когда ребенок ощутил потребность, осознал способность к действиям. Он принял решение или уже начал действовать, но в какой-то момент ему не хватило опыта или уверенности. Вследствие того, что у ребёнка нет рядом родителей, он часто страдает от того, что нет значимого взрослого, который бы поддержал и вовремя направил его по правильному пути, в общении с которым он хоть иногда мог бы сверить свои шаги.
Основные виды социально – педагогической деятельности
при работе с опекаемыми детьми в школе
- Социально-педагогическая диагностика и консультирование.
Цель: Отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений.
- Вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения.
- Изучение особенностей социальной адаптации детей.
- Выявление детей группы социального риска.
- Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
- Составление индивидуальных карт социального развития.
- Диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками.
- Диагностика отклонений в социальном поведении их причин.
- Диагностика причин не успешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
- Социально-профилактическая работа.
Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.
- Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей.
- Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
- Оптимизация общения учащихся с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
- Работа по адаптации учащихся к широкому социальному окружению.
- Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
Профилактика социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, паразитический образ жизни, сексуальные перверсии).
- Профилактика межличностных конфликтов.
- Патронаж опекаемых детей.
- Коррекционно-развивающая работа.
Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.
- Программа развития житейских умений и навыков.
- Программа профориентации.
- Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни.
- Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения.
- Программы коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм).
- Программы психотерапии акцентуаций характера.
- Программы коррекции образа «Я».
- Программы психологической гимнастики.
- Программы кризисной интервенции в критических ситуациях.
План работы с опекаемыми учащимися на 2015-2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-
В ГКОУ РО школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ - СИРОТАМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ЛИЦАМИ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ – СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Деятельность социального педагога по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения рожителей, обучающихся в образ...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
- Мне нравится (1)