мастер-класс «Стиль и мастерство педагога»
методическая разработка на тему

конспект мероприятия, раздаточный матерал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx175.96 КБ
Файл harakteristika_stiley.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Стиль и мастерство педагога»

Автор: Вотинова Н.В.

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компетентности молодых учителей на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.

Задачи:

  • Создание образа современного учителя.
  • Формирование понимания взаимосвязей различных стилей преподавания с возможностями и путями развития обучающихся.
  • Обсуждение способов достижения мастерства и путей его демонстрации.

Планируемые результаты: выработка эффективной модели компетентного учителя.

Оборудование для мастер-класса: компьютер (с возможностью демонстрации видеофайлов), проектор, колонки, доска или флип-чат, ватманы, маркеры, листы «Я сегодня. Я завтра», ручки.

Этапы мастер-класса

  1. Организационный момент

Сегодня в течение 10-15 мин будем работать с вами по теме «Стиль и мастерство педагога». Данная тема достаточно широкая, попробуем обозначить границы сегодняшнего мастер-класса. Что вы ожидаете узнать, оказавшись здесь? (ответы фиксируются)

Разделитесь на  группы по 2-3 человек, чтобы мы могли продолжить работу.

Задание «Портрет идеального учителя»

На ватмане при помощи маркеров, нарисуйте портрет идеального учителя, отобразив в нем стиль и атрибуты, передающие элементы его мастерства. Каждой группе необходимо перечислить не мене 10 характеристик идеального, по их мнению, учителя.

Группы представляют результаты своей работы (характеристики фиксируются на доске). Фронтальное обсуждение наиболее важных 10 качеств учителя.

Составление кластера (центр – идеальный учитель; первый уровень кластера: культура внешнего вида, стиль педагогического общения, мастерство; второй уровень кластера согласно характеристикам групп).

Давайте проверим, насколько вы понимаете требования современной школы к внешнему виду учителя. Посмотрите, что одето на идеальном учителе, которого вы нарисовали. Кто может сформулировать общую идею о том, какая одежда соответствует требованиям, предъявляемым учителю обществом и нашему идеальному видению педагога? (общая идея должна заключаться в том, что в одежде «для уроков» предпочтение, отдается классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой).

При выборе одежды важную роль играет и цветовая гамма. Не стоит проводить урок в одежде огненно-красного, оранжевого или кислотно-желтых цветов. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством.

А теперь давайте определимся со стилем общения, который характерен для идеального, на ваш взгляд, педагога.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный (А.В.Петровский, Я.Л.Коломинский, В.В.Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.)

Признаки всех трех стилей педагогического общения, вы наверняка, видели у коллег, работающих с вами. Изучите характеристики каждого из них, представленные в таблице, и определите, каким стилем обладает ваш идеальный учитель.

Характеристика стилей педагогического общения

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Распределение активности между учителем и детьми

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и, инициативу

Педагог ориентирован на привлечение обучающихся к обсуждению и совместному решению задач, учебных проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Реализуется тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность

Уважение к личности ребенка, отношение к успехам и неудачам

Недостаточное уважение к детям, контроль. Педагог оценивает внешние проявления поступков, не принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают замечания, порицания

Активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Стремление понять цели и мотивы поведения, умение прогнозировать развитие личности ребенка. Положительные оценки преобладают над отрицательными

Противоречивое отношение, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния

Учет межличностных отношений между детьми

Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что может приводить к напряженности и конфликтам в датском коллективе

Учитывает сложившиеся отношения между детьми, способствует их развитию, считает благоприятный психологический климат в группе важным условием педагогической деятельности

Учитывает взаимоотношения в группе, однако причины и следствия таких отношений игнорируются

Вариативность воспитательных воздействий

Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка

Разнообразие воспитательных воздействий, преобладание организующих способов над дисциплинирующими. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка

Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения использованию косвенных средств воздействия на детей

Особенности педагогических установок

Жесткие педагогические установки: разделение детей на группы, в зависимости от предпочтений: «любимчики», «бездарные» и т. д.

Гибкие педагогические установки. Педагог принимает индивидуальные особенности детей

Непоследовательность установок

Группы определяются со стилем.

Как вы думаете, какой стиль общения наиболее подходит в рамках реализации ФГОС ООО? Почему?

Конечно же, фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения о котором мы только что говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов).

Мастером не рождаются, им становятся и опыт, а так же систематическое самосовершенствование в профессии играют, одну из важнейших ролей.

Работая по направлению развития собственного мастерства, каждый педагог выбирает для себя инновационные технологии, методы и приемы, работая с которыми он ощущает себя наиболее комфортно и получает максимальный результат.

Упражнение «Перечислите инновационные технологии, используемые вами в работе»

Я предлагаю группам перечислять по очереди технологии, которые используются их участниками в образовательном процессе.

Таким образом, у нас получился достаточно большой список инновационных технологий обучения. Как правило, учитель использует элементы большинства из них, однако, при этом специализируется только на одной или двух: изучая, постоянно и наиболее полно используя, разрабатывая собственный материал на основе данной технологии.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

Как вы думаете, каким образом можно это сделать?

  • выступление на семинарах, конференциях, методических объединениях, круглых столах;
  • проведение открытых уроков, мастер-классов, практикумов, педагогических мастерских;
  • размещение методических материалов в сборниках, журналах, педагогических сообществах Интернет, на собственном сайте;
  • рецензирование и издание собственных методических разработок: программ, уроков, методических рекомендаций и т.д.;
  • участие в профессиональных конкурсах и конкурсах методических разработок;
  • размещение материалов по обобщению опыта педагога в банке педагогического опыта.

Кроме этого, наилучшим способом, подтверждающим мастерство педагога, являются результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различной направленности, а так же результаты государственной итоговой аттестации.

Деловая игра «Совет молодому коллеге»

Для следующего задания мне необходим доброволец. Как вас зовут? Петрос Хачатурович.

Коллеги, представьте, что прошло 10 лет и теперь вы – мастера, приглашенные в школу молодых педагогов, а Петрос Хачатурович учитель, который только начинает свой профессиональный путь. Следующее задание заключается в том, что вы будете давать советы молодому коллеге, отражая положительные направления профессиональной деятельности педагога, а он сообщать вам, что мешает достигать высоких результатов в деятельности учителя по этому направлению. Сообща мы попытаемся найти пути преодоления этих проблем.

Педагог – ключевая фигура в образовании. Будущий и сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной компетентности, творчества, социальной активности педагога, наличия у него стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от его индивидуально-личностных качеств.

  1. Рефлексия и заключение

Давайте вернемся к кластеру, который мы создали в самом начале и проверим, нуждается ли он в корректировке?

Задание:

Для следующего задания вам понадобятся вот эти шаблоны. Они называются «Я сегодня, я завтра».

C:\Users\Рогозина\Desktop\Мастер-класс_Стиль и мастерство\Я сегодня - я завтра.jpg

Посмотрите на наш кластер, впишите внутрь первого человечка качества, которыми вы уже обладаете, а во второй те, которые вы планируете развить в себе, совершенствуясь как учитель.

Заберите эти листы с собой, они своеобразная визуализация того, что обязательно произойдет. Годы спустя, вы обязательно посмотрите на них, улыбнетесь и скажите «Я идеальный учитель».

Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей. И на данном этапе своего профессионального пути, вы должны понимать, что многое зависит именно от вас и от вашего желания.

В заключении я покажу вам небольшой мультфильм, который демонстрирует возможность реализации любого начинания при должном желании, стремлении и усердии, в не зависимости от окружающей действительности.

Просмотр мультфильма «На пути к мечте»

Я желаю каждому из вас никогда не останавливаться на пути совершенствования собственного мастерства, не смотря на то, что этот путь бесконечен; я желаю каждому из вас любить детей и школу, ведь без этого просто не справиться с поставленной задачей.

Всем спасибо за продуктивную работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для себя. До свидания.



Предварительный просмотр:

Характеристика стилей педагогического общения

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Распределение активности между учителем и детьми

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и, инициативу

Педагог ориентирован на привлечение обучающихся к обсуждению и совместному решению задач, учебных проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Реализуется тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность

Уважение к личности ребенка, отношение к успехам и неудачам

Недостаточное уважение к детям, контроль. Педагог оценивает внешние проявления поступков, не принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают замечания, порицания

Активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Стремление понять цели и мотивы поведения, умение прогнозировать развитие личности ребенка. Положительные оценки преобладают над отрицательными

Противоречивое отношение, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния

Учет межличностных отношений между детьми

Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что может приводить к напряженности и конфликтам в датском коллективе

Учитывает сложившиеся отношения между детьми, способствует их развитию, считает благоприятный психологический климат в группе важным условием педагогической деятельности

Учитывает взаимоотношения в группе, однако причины и следствия таких отношений игнорируются

Вариативность воспитательных воздействий

Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка

Разнообразие воспитательных воздействий, преобладание организующих способов над дисциплинирующими. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка

Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения использованию косвенных средств воздействия на детей

Особенности педагогических установок

Жесткие педагогические установки: разделение детей на группы, в зависимости от предпочтений: «любимчики», «бездарные» и т. д.

Гибкие педагогические установки. Педагог принимает индивидуальные особенности детей

Непоследовательность установок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...